Сохранившийся участок древней Большой Ордынской дороги

Добрый день, дорогие друзья! Я не раз упоминал о таком сайте, как «Викимапия» (Wikimapia). Это географическая онлайн-энциклопедия. Сейчас, к сожалению, популярность данного сайта упала, меньше комментариев и, как следствие, – устаревшая информация. Но до сих пор на интерактивной карте можно наткнуться на интереснейшие для себя отметки. Так, во время планирования поездки к Девятовским каменоломням, моё внимание привлёк солидный прямоугольник посреди Сыровского поля (между деревней Старосырово и садовым товариществом «Победа»). Под курсором мыши появилась подсказка: «сохранившийся участок древней Большой Ордынской дороги«. Да, примерно 650-метровый сохранившийся фрагмент якобы той самой дороги XIII века, по которой ездили в Золотую Орду, началом которой являлась современная Большая Ордынка в Замоскворечье!

Сохранившийся участок древней Большой Ордынской дороги

Я понимал, что осмотр древнего пути много времени не займёт, поэтому сделал для себя заметку и отложил до какой-нибудь поездки в эти края. Но судьба распорядилась так, что надолго я отлучиться не мог, а увидеть что-нибудь новое, конечно, хотелось. А тут ещё и дискуссия разгорелась на тему появления первых дорог на Руси, монгольских вторжений… Да что уж там: на той же страничке в «Викимапии» очень характерный и похожий на многие другие комментарий (анонимный, 3 года назад): «В этой «древней дороге» и 700 метров не наберётся. Да и не верю я в весь этот бред. Сохранилась дорога, построенная 700 лет назад? Кто её строил? Татары? Они привыкли по степям в любом направлении ездить, им дорога незачем абсолютно…» В общем, короткая поездка получилась как раз в тему – повод немного поговорить о древних временах и развеять сомнения.

участок древней Староордынской дороги

Что пишут историки? Самым распространённым ответом Интернета оказалась статья Николая Киселева «Большая Ордынская дорога», опубликованная во втором номере «Московского журнала» за 2007 год. Он пишет: «В домонгольской Руси главными путями сообщения служили реки и переволоки между ними. Первые дороги также шли вдоль рек. В период татаро-монгольского ига дорожная сеть быстро развивалась: этого требовали завоеватели-степняки для оперативного сбора дани и наблюдения за порядком«. В музее-заповеднике «Подолье» нам как раз рассказывали о том же: строительства дорог требовали татары для своего удобства! Продолжим: «Большая Ордынская вела из Москвы через Лопасню, Тулу на Великий переволок Волго-Донского междуречья в столицу Золотой Орды Сарай. Основная трасса в XII–XVI веках шла от Молодцев на Ростовцы через Бяконтов Мыс на Пахре, а далее – от села Зачатьевского вдоль реки Лопасни через Хатунь и Сенькин брод к городу Лопасне на южном берегу Оки и затем к Туле. Название «Ордынка» бытовало в XIII–XIV столетиях; позже, в XIV–XV веках, дорогу именовали преимущественно Серпуховской, а в XVI–XVII – Крымской. В припахринской области на 40-верстном участке от села Молодцы до села Ростовцы (ныне Молоди) местные жители в древности говорили: «Ростовецкая» (или «Ростовка»)«. На своём тысячеверстном протяжении Ордынка имела ответвления. В частности, здесь, между деревнями Молодцы и Старо Сырово (Сарово), можно было свернуть на Боровск и Калугу. Начиналась Ордынка от Красной площади. Пройдя по мосту через Москву-реку, в Замоскворечье следовала по улице Большая Ордынка, где еще в XIV веке сложились Татарская и Толмачевская слободы, население которых обслуживало златоордынских послов, воинов и купцов, прибывавших в Москву.

Сохранившийся участок древней Большой Ордынской дороги

Вот и она, Староордынская дорога! Только кусты среди летних зарослей выдают её силуэт. Ещё четыре года назад она была более заметна: канавы и насыпи вдоль неё были различимы невооружённым глазом. А сейчас любая неровность на поле может быть простым следом от распашки! В конце лета / начале осени 2014 года мы потеряли очередной фрагмент истории. Цитирую сообщения: «Видимо, приходит конец последнему сохранившемуся отрезку этой дороги! Начинают ровнять поле, на котором сохранился последний участок этой дороги, начали почему-то именно с этой дороги. По краям этой дорожки были насыпи, теперь эти насыпи ровняют трактором!» Широкая полоса на поле по-прежнему различима, но теперь нужно специально присматриваться. Так больно читать строки Николая Киселева: «Древняя Ордынка хорошо сохранилась до наших дней на почти трехкилометровом участке, который можно видеть, следуя на юг от Староникольского через Молодцы, Старосырово и по Сыровскому полю до поселка Знамя Октября. Её твёрдое, ровное и достаточно широкое для встречного разъезда полотно, возвышающееся над прилегающими полями на метр или полтора, за 700 лет существования нисколько не оплыло и отличается завидной прочностью. Представление о столь надежном способе дорожного строительства могут дать результаты археологического исследования валов близлежащего города Перемышля на Моче (XII–XIII столетия): укладка слоя местного известкового бута на дрова, которые поджигали, нанеся сверху слой глины, и так несколько раз – своеобразная «закалка». Не исключено, что и Ордынка строилась подобным образом, ибо в разрезе мы наблюдаем четыре слоя уплотненной крупчатой субстанции серого цвета. В любом случае участок дороги XIII века в окрестностях Молодцев является уникальным историческим памятником и должен охраняться государством«.

Сохранившийся участок древней Большой Ордынской дороги

Воспользуемся снимком из Интернета, сделанным ещё до варварского события. Справа и слева мы видим, что существовали вполне заметные валы, за ними параллельно шли канавы для отвода воды. Видим, насколько между ними была широка Большая Ордынка! Само полотно было поднято над полями на метр, валы – на полтора метра. Мне рассказывали, что насыпь по обочинам не только защищала от непогоды, но и служила извозчикам ориентиром в темноте, чтобы не уехать куда-то в сторону! Хотя иногда в распутицу даже по дороге было невозможно проехать, повозки начинали заезжать на насыпи :)

Сохранившийся участок древней Большой Ордынской дороги

Вот такой она была… Хотя скептиков всё-таки бесконечно много. Гость из Москвы пишет: «Вы меня, конечно, простите, но как-то слабо верится, что в XIV веке дороги специально строились по такой трудоёмкой технологии, как описано выше. Банальный вопрос: откуда 700–750 лет назад, при микроскопической плотности населения, после многократных ордынских набегов взять столько рабочих рук? И городские валы тут не аргумент. Там цена вопроса другая совершенно – защита людей от тех же ордынцев! А дороги-то зачем? Чтобы тем же ордынцам было удобнее набеги совершать и ясак в Орду возить? Как минимум нелогично!» В ответ на это снова хочется привести слова сотрудников музея о том, что на завоеванных территориях татары требовали строительства хороших дорог, чтобы контролировать их и собирать дань.

Сохранившийся участок древней Большой Ордынской дороги

Мне остаётся покинуть пределы СНТ «Победа», в которое упиралась Большая Ордынская дорога. Хотелось расспросить владельцев участков, расположенных на бывшем дорожном полотне, о том, не было ли у них интересных находок на их владениях. Но дождь и скептицизм по поводу этой затеи погнали меня прочь.
P. S. Пользуясь случаем, поделюсь ещё парочкой находок на «Викимапии» в этих же краях. Это вход в каменоломню «Рыбинская» и вход в каменоломню «Салями». Их я ещё не проверял. Пишут, что «входы ведут в старые штреки, где давно сгнили крепи, очень сыплется потолок, частые обвалы. Карты системы нет«. Ни одного отчёта путешественников найти не удалось. Комментарии почти все шестилетней давности (лишнее подтверждение падения популярности сайта). Почти все скептические: мол, просто провалы в земле, никакие не каменоломни!
Источники информации:
1. http://wikimapia.org/
2. http://moscowwalks.ru/2013/07/04/novaya-moskva-1/
3. https://culture.wikireading.ru/23308

Вам также может понравиться:

4 комментария

  1. Да уж, тоже стало интересно, были ли находки… жаль, что сложилось так, что ты не смог расспросить дачников… хотя, не все любят рассказывать о находках, если таковые были и тем более если они были более менее ценные в том или ином смысле

    1. «Надежда умирает последней» — можно ещё раз навестить это поле, есть скромный шанс, что с другой его стороны сохранился хоть 2-3 метровый кусочек нераспаханной дороги. Тогда-же появится и новый шанс расспросить местных.

  2. Сведения публикуемые в Викимапии нужно тщательнейшим образом проверять. Потому как ЛЮБОЙ зарегистрированный пользователь может дать информацию, с сомнительной достоверностью.

    1. Согласен, Евгений! Поэтому Wikimapia — прекрасный источник идей! Множество заманчивых отметок на карте, которые хочется проверить, отправиться чтобы убедиться лично в правдивости информации, затем попытаться найти более детальную информацию в Интернете!
      Конкретно в этой публикации я использовал комментарии из Wikimapia только как пример скептицизма людей, ошибочности их рассуждений. А вот в качестве основного источника информации была приведена статья Николая Киселева «Большая Ордынская дорога».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *