Станция Угодский Завод – конечная (Серпуховская УЖД)

Итак, прошёл уже почти год, как я написал первую статью о Серпуховской УЖД: ссылка. Как Вы помните, найти удалось её следов не так уж много. Хотелось увидеть что-то более существенное. После прочтения книг, стало понятно, что начало этой дороги заложили Серпуховские промышленники — десятки предприятий требовали много сырья, дров, а продукция должна была быстро попасть к покупателю. Угодский Завод – название станции говорящее само за себя. Видимо здесь тоже решили воспользоваться данным способом доставки сырья, поэтому и протянули ветку к себе. Иначе крупное предприятие просто остановится. Я долго собирался, т.к. не думал что в Жукове (до 1974 г. — село Угодский Завод) что-то сохранилось от УЖД. Но тогда может от старинного предприятия что-то удасться увидеть? Наконец, эта поездка состоялась: рассказ про Угодский Завод.
От предприятия ничего не осталось. И находилось оно там, куда ус УЖД точно не тянулся. Будем искать!

UGD32

Рядом с городом — зелёный овал, это какая-то пром-зона. Строительные предприятия, магазины на восточной окраине города. Маловероятно, судя по карте и снимкам из космоса в «Google Earth», но — может? Всё-равно по-пути, заодно, глядишь, прохожий какой чего дельного подскажет. Может, за годы всё заросло (насыпь УЖД), а какие-нибудь склады, к примеру, Угодского завода располагались именно здесь. Если пути Серпуховской УЖД и тянулись до Жукова (Угодского Завода), то тянуться они могли только сюда.

UGD36

Вот и эти окраины… На строительной базе кипела работа, повсюду рабочие как муравьи. Зачем мешать людям — приставать с расспросами? Тем более, что многие из них — явно не местные )
Сразу после пром-зоны я углубился в лес по просеке. К счастью — мне помогала переменчивая погода: сменяющие друг-друга моросящий дождь / снег, образовали на снежном покрове плотную корку, по которой, как по асфальту можно было достаточно комфортно идти через лес. Хотя переменчивая погода всё-же доставила некоторые неудобства — пол часа светит тёплыми весенними лучами солнышко, потом резко набегает туча и начинается снегопад (как на фотографии выше). И, если оказаться на открытой местности, сильный ветер буквально сковывал лицо за пару минут. Через 2,8 км, когда я вышел на ЛЭП, как раз настала очередь солнца )

UGD319

Минутку! Так это же не просто — линия электропередач! Это — старая Калужская дорога (Калужский тракт) — древний путь, соединявший Москву с Калугой. Известна с XIV века. Именно на этой дороге М.И.Кутузов в 1812 году, прикрывая Калугу, создал укрепленный лагерь русских войск.
Старая Калужская дорога: В Москве начиналась у Крымского брода. В нынешней черте Москвы проходила по трассе Старокалужского шоссе. На территории Московской области совпадает с нынешней трассой Калужского шоссе до деревни Львово. Далее проходит через населенные пункты Кресты — Спас-Купля — Рогово — Чернишня — Корсаково — Тарутино — Лыково — Чёрная Грязь — Новая Слобода — Филипповка — Чухловка — Недельное — Казариново — Семендяево — Якимовка — Башмаковка — Прудки — Голухино — Николо-Дол — Гурьево — Выселки — Ястребовка. На схеме старую Калужскую дорогу я выделил оранжевым цветом.
Боже! Трудно представить — я стою на одном из некогда основных торговых путей. И это была дорога? Представляю — что здесь было по весне, или после хорошего дождя. На сколько могли укатать телеги эту грязь? Хорошее экстремальное путешествие — на пару дней. Да и в лесной чаще — мало ли по среди ночи выскочит на дорогу )
Прошагав 500 метров по «древнему пути», сворачиваем в лес… Ещё немного… И… — вот она, насыпь УЖД:

UGD321

Тупик! Финальная точка линии (N 55° 01.394′, E 36° 49.141′) — «Серпухов — Угодский Завод». Насыпь УЖД здесь явно заканчивается, так что ни до какого Угодского завода она не шла. А название станции? — взяли ближайший населённый пункт и назвали. Мало ли мы знаем примеров, когда название станции не соответствует реальному населённому пункту? Пример: «Зосимова Пустынь — железнодорожная платформа в Московской области на 65-ом км Киевского направления МЖД. От Монастыря до платформы «Зосимова пустынь» более 10 км. Платформа же названа так потому что в этом месте большак (большая дорога), шедший из Зосимовой пустыни в Боровско-Пафнутиев монастырь пересекался с железной дорогой Брянского направления. Ближайшая же от монастыря станция, в настоящее время, это Бекасово-центральное.»
Скорее всего, назначением данного тупика было — доставка грузов до старой Калужской дороги. Кольцевой дороги тогда не было, а везти что-то через Москву — неоправданно долго и затратно.

UGD318

Вот она — ст.Угодский Завод! Хоть на снимках Google, с высоты, и кажется, что путей (тупиков) было несколько, но в реальности — насыпь здесь только одна. Это видно отчётливо. Далее — вокруг, по-началу, ничего интересного. Но, приглядываясь ко всему, что не вписывается в окружающий ландшафт, становится интереснее. Так, в 20-30 метрах от насыпи УЖД, среди десятка отдельно растущих деревьев, оказалась землянка:

UGD37

Штаб? УЖД активно эксплуатировалась во времена Великой Отечественной войны. Здесь действовало несколько партизанский отрядов.

UGD316

А непосредственно примыкающая к насыпи группа деревьев (почти у самого тупика) — скрывала что-то похожее на фрагмент кирпичной стены, и кирпичный колодец — не колодец, вобщем под снегом и льдом трудно определить, но я пытался хоть как-то эти руины расчистить, и углубления там не было, либо оно сильно завалено, больше было похоже на какой-то цилиндрический «постамент». Позже мне рассказали, что где-то тут был поворотный круг для разворота – теоретически это руины именно такого сооружения как раз в тупике, крайней точке этой УЖД.

UGD31

Удалось раздобыть карту 1939-1941 гг. – можете проследить всю линию Серпуховской УЖД. На ней, как видите, наша конечная станция подписана как «Ясная поляна». И обратите внимание на обозначение – после ст.Трояново и моста через р.Аложа, линия обозначена толи как строящаяся, толи как разобраная. Но насыпь, вот – явно тянется до места указанного на карте:

UGD313

Правильно, что я решил не оставлять прогулку до лета — вот как тут проедешь?

UGD314

Вышли на поворот на Терники: прямо — ст.Угодский Завод, направо — ус на Терники. Судя по старым картам, до Терников УЖД проложили уже практически к её закрытию, так что я её к вниманию не принимал.

UGD317

На пол пути к Трояново насыпь проходит по окраине поля, отсюда есть дорога на село Покров. Вероятно — это очередной бывший остановочный пункт «34 км».

UGD315

Снова наслаждение красотой. Затем расчищенная дорога резко поворачивает влево от бывшей насыпи. 500 м по снежному насту. Высота насыпи постепенно становится всё выше. По краям появились бетонные столбики… И, наконец, из-за деревьев показался объект восхищения многих вело-туристов, проезжавших здесь в разное время:

UGD310

Мост линии Серпухов — Угодский Завод через р. Аложа рядом с деревней Трояново. Несмотря на дату постройки — начало прошлого века — впечатляет своими размерами и сохранностью. Мост переброшен через красивую долину реки, практически ущелье. Для сомневающихся — на момент строительства этого участка дороги (1914-1915 гг) бетон был уже очень широко распространён в строительстве железных дорог и шоссейных мостов и промышленных сооружений.

UGD311

Может, время года сейчас не то, а, может, усталость от долгой дороги, — долина реки зимой выглядит как-то уныло. Наверно, я просто насмотрелся Заокских пейзажей ) Но вот перспектива моста, когда спускаешь вниз по насыпи — это зрелище меня не оставило равнодушным… Что-то такое есть в этом сооружении!

UGD33

Мост меня порадовал и ещё одним напоминанием УЖД — кто-то использовал рельс в качестве столбика! Когда-то по этим маленьким рельсам бегали паровозы.

 

* Прошло три года. Навестил это практически самый дальний участок Серпуховской узкоколейной железной дороги (УЖД). Мост из бетона, большинство оценивало, в примерно ~1915 год постройки (здание депо в Станках этим годом датируется). По мнению большинства — очень интересное историческое инженерное сооружение. В 2011-ом году к мосту вела насыпь, по краям маленькие бетонные столбики — всё было очень гармонично с природой и веяло забытой стариной. И вот мы подходим к мосту сейчас! — Свежий асфальт, отбойники, ослепительно-белый мост и множество сменяющих друг-друга отдыхающих.

UGD312

Мост, к счастью, лишился всяческих надписей, но приобрёл современный, контрастирующий с окружающей средой, вид. Уже нет того предвкушения, которое было при движении по тропинке на насыпи.

UGD39

А вот и правильный год постройки — на табличке, оставленной реставраторами:

UGD35

Ну и взгляд — с северной стороны, как раз можно сравнить со старой фотографией в статье:

UGD34

Вот странно устроена жизнь: если не реставрируют — мы все негативно высказываемся об отношении к памятникам, а видишь полностью обновлённый — уже нет той красоты и чувства прикосновения к истории, прошлому. Может со временем насыпь снова подзарастёт, ослепительного блеска поубавится.

UGD320

Ну а мы движемся дальше по насыпи… Снова поле… — это уже Трояново. Эти места и населённые пункты частенько упоминаются в военной хронике: «30.Х.1941 г. Сформировали группы для действия по дорогам противника. 3-я группа под руководством Казанкова направлена в разведку в районе д.Семкино — Трояново с целью установления путей движения обозов противника и его зенитной батареи. Вечером решили еще раз разведать разъезд Трояново и установить связь с нач. станции. На разведку пошли комиссар и боец Наумов. На разведке задержались дотемна. На разъезде все спокойно, зашли в станционное помещение, 56 дезертиров ночуют. Расспросили об отставке, покурили. По полученным сведениям, на разъезде Буриново немцы обстреливают всех подходящих. Разведка Казанкова установила, что в д. Семкино немцы были до вечера, вечером уехали, угнав всех женщин в д.Воронино копать картофель, в Семкине порезали весь скот и приказали привезти его в д. Воронино. В д. Воронино и селении Буриново — до дивизии немцев с артиллерией и обозами. Днем в д.Трояново, Тростье и Покров был разъезд немцев с собаками — ищут партизан.» Жаль более детальных упоминаний нет – приходится хвататься за короткие фразы. Как выглядело «станционное помещение Трояново»? Что представлял из себя «разъезд Буриново»? – ничего кроме насыпи не осталось. Так что нам остаётся только догадываться и собираться в обратный путь.

 

НОВОЕ 13.07.2014 !!!  Pavelstenchev — прислал ещё такое фото УЖД (Фотоальбом «Товарищество мануфактур Н.Н. Коншина в Серпухове» типография товарищества И.Н.Кушнерев и компания. Москва 1913г.):

UGD38

Приятно встречать людей, которые не хранят фотокарточки в закромах, а дают возможность людям — узнать и увидеть больше своей истории! Непонятно, правда – что это за «конечная»? Трояново? Или так выглядела поляна, где заканчивается насыпь узкоколейки?
Источники информации:
http://ru.wikipedia.org
http://www.roadplanet.ru/card/5942/
http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?PRINT&ID=152
http://www.sunpan.ru/events/eventid_46/

Вам также может понравиться:

29 комментариев

  1. Был там совсем недавно,впервые,ездить по дорожкам можно, мост очень понравился.Пока ехал,встретил только одного грибника. P.S.Узнал об этом месте, совершенно случайно,как-то катался за городом,и наткнулся на заросшую насыпь, потом увидел и шпалы.В инете нашёл этот блог…

    1. Автору блога, большое спасибо!
      Если кто-то пойдёт по пути узкоколейки, в Серпухове, на улице 1905 года, можно увидеть фрагменты старых рельс УЖД, ближе к концу бетонного забора,использованы как столбики.Маркировок на них не нашёл…А где в бору можно увидеть фрагменты насыпи?Не разобрался пока,куда шла дорога через бор?

      1. Пожалуйста! Очень рад! Всегда приятно, когда собранная информация оказывается кому-то полезной и интересной!
        По вашему вопросу – про следы УЖД в Городском бору:
        1. Вот «ссылка на метку» на сайте «Wikimapia» — возможно остатки насыки. Рядом стадион «Старт» (когда-то назывался «Красный текстильщик»). Очень жаль, что не так давно исчезли остатки трибун! – Дело в том, что трибуна, как и ограждение поля (они остались), сварены из материала бывшей узкоколейной железной дороги!
        2. Интересное фото – дача Коншиных в Бору: http://all-photo.ru/empire.
        3. Советую обратить внимание на слова: «…от станции «Лесная» проложили узкоколейку до Беляевской фабрики (в настоящее время это Занарская фабрика).» Форумчанин «format_dr» Jan. 10th, 2013 – пишет: «Уточнял недавно у одной бабушки. Она рассказала, что через бор действительно проходила ветка и шла на Занарку. Разобрали её, как и всю ветку, в 60-е. И еще такой момент. Остановку ныне называемую Дискавери называли переезд. Как-то так.»

  2. Из детских воспоминаний. Ходили в 5-6 классе в поход. Деталей не помню, но кажется доехали до Стрелковки, а оттуда каким-то образом по старой узкоколейке (осталась насыпь, по краям ямы, возможно руду добывали и на насыпи валялись костыли) шли в заказник Барсуки. Проходили этот мост. Память уже подводит, он мне запомнился двухуровневым…

  3. Александр, спасибо за описание! Как проще добраться на велосипедах до моста (с 8и летним), из Черной грязи или Грибовки?

    1. Мой опыт.
      Я ездил из Серпухова на велосипеде от Высокиничей ехать до Трояново, далее будет асфальтовая дорога налево. Мост видно на спутниковых картах.
      Обратно для разнообразия, решил поехать через Барсуки, и далее по бетонке, никому не советую…

      1. Добрый вечер всем!
        Прежде чем решиться на поездку с детьми в Барсуковский лес, рекомендую почитать чужие отчёты! ;) Не получается найти один такой запомнившийся — там тоже семья отправилась на велосипедах в эти окрестности! Не забывайте, что это территория особой зоны природного заказника «Таруса»! Тут и дикие животные, и ФСО. Так вот в том отчёте, кажется отец семейства, рассказывал как они наткнулись на охрану и их прогнали по бездорожью кратчайшим направлением из леса.
        — Из безопасных способов — это посещение храма Преображения Господня села Буриново. Съездить на службу (охрана пропускает) и может немного успеть взглянуть на окрестности и мост.
        — Наиболее интересным и удобным мне кажется путь со стороны города Жуков. Прикоснётесь к истории, проехав по колеям некогда легендарной Старой Калужской дороги: https://alxlav.ru/?p=1470. Ну и от «старокалужки» до моста не далеко.

  4. Не могу ни оставить хвалебных отзывов автору за прекрасный материал и прекрасные иллюстрации, которые буду пытаться использовать, не знаю даст ли мне он на это разрешение, но они очень интересны. Я такие маршруты физически не в состоянии совершить. Есть мысль создать в Доме Коншиных на Боровской улице Музей истории предпринимательства г. Серпухов. Вот здесь то помощь автора и следопыта была бы неоценима! Пишите!

  5. Здравствуйте Александр. Интересное путешествие по Угодскозаводскому р-ну. Я там каждое лето ребенком (1958 г.р.) жил у бабушки. За грибами ходили «за Большак» или «за Баёво», на Кудиску с удочками. Очень интересны «Зуевы ямы» в лесу за Кудиской. Глубина 30-40 м. Огромные воронки. Что там добывали? То ли руду, то ли бурый уголь. А может и камень на строительство?
    Вы прошли к д. Михаловка правее, а слева на речке Угодке отчётливо видны остатки «Петровской плотины»с местом её прорыва.
    У меня есть карта этих мест (из интернета) 1779 г. Огромное водохранилище, место Завода. Ответите пришлю.
    С уважением
    Борис

    1. Добрый вечер, Борис! Выслал вам письмо с адресом моей электронной почты. Весь в предвкушении! Всё рассказанное вами — станет для меня отправной точкой в новом путешествии!
      С уважением, Александр

      1. Добрый вечер, Александр!
        Большое спасибо за интересные публикации про Серпуховскую УЖД. С самого детства ( с 1974 года) каждое лето езжу в Жуково в деревенский дом — родина дедушки. Теперь наконец-то понял где находится Ясная полняна — конечная УЖД, про которую он рассказывал, что любил туда ходить за грибами в 30-е.
        По Вашему комментарию на рассказ Бориса Клименка, Вы запланировали еще одно путешествие. Было ли оно? Если да, то очень было бы интересно почитать отчет.
        Сам лично спускался в Зуеву яму и еще одну похожую, как и описал Борис, метров 30-40. По словам дедушки там действительно по слухам добывали руду для завода. А вот название Зуева, по его словам, она получила позже. По легенде там прятался некий бандит Зуев, отсюда якобы и ее название. И поэтому по моим сведениям Зуева яма одна, остальные безымянные. И от р. Кудиски эти ямы достаточно далеко, более 1 км, если речь идет об одних и тех же.
        С уважением,
        Андрей.

        1. Благодарю, Андрей, за интерес и дополнительные сведения! Нет, к сожалению, семейная жизнь на поездки времени совсем не оставляет. Очень редко, иногда, получается спонтанно в Москву съездить. Ну и если обращаются за помощью в проведении экскурсии — тоже стараюсь не отказать. Да и техника моя морально устарела, а на сотовый телефон фотографии для отчётов получаются плохого качества.

          1. Александр, благодарю за обратную связь! Если вдруг как-нибудь совпадут Ваши желание и возможность посетить еще раз эти места, то и технику отыщем)) А на счет проведения экскурсий буду иметь в виду!
            Спасибо)

        2. А в какую сторону от Кудиски эта Зуева яма? Хочу посмотреть, просто от тещиной дачи до пруда 10 минут пешком. Почему Вы написали р.Кудиска (река?). Это же не река.

        1. Не найду, поскольку это не плотина Угодского завода. Та плотина была в районе нынешнего Дикси(бывшего универмага) и автобусной разворотной остановки. Плюс-минус 300 метров вверх-вниз. Что и подтверждают карты 18 века.

          1. Дело не в конкретной плотине, а в посещении этих земель Петром I. Вот и прозвали плотину «Петровской», потому что с петровских времён сохранилась. А за уточнение — спасибо.

    2. Простите, а где Вы жили? Зуевы ямы «за Кудиской» это если с какой стороны смотреть? Из Михайловки?

  6. благодарен за очень удачную статью, хорошие фото и подборку материала про мост через реку Аложа. Сам бы уже, вряд ли, бы теперь туда добрался, чтоб посмотреть на творения своего прадеда и деда. Вынужден воспользоваться ими, только как сослаться на автора фото не знаю.
    Меня ещё интересует: старый каменный арочный мост — виадук через речку Скнига тоже часть УЖД Коншина Н.Н.? Мне кажется, что да, но он построен, видимо, раньше, чем через р. Аложа, т.к. зеркальный завод Коншина в Алексине был открыт 1.01. 1898 г., а ж/д Коншина там была много раньше — уголь по ней доставляли в Серпухов на фабрики. konshin.a.d@gmail.com — мой адрес

  7. а ведь как было бы здорово восстановить ветку, пустить паровоз и уструить тур. маршрут. В Европе сплошь и рядом так

    1. Много минусов:
      1. Там всё-таки заповедная территория «Заповедник Барсуки Государственного комплекса Таруса». Территория охраняется, на въезде с двух сторон расположены посты ДПС, патрулирование дорог проводится постоянно.
      2. Паровоз и железную дорогу содержать дорого — следовательно стоимость билетов будет существенной. Для примера: «Музей железнодорожного транспорта на пл. Рижского вокзала. Паровозная прогулка (Москва). Для взрослых 1800 ₽.» Ну как? Готовы будете выложить 1800 рублей за прогулку по узкоколейке? :)

      1. Эпизод из истории первого контрнаступления Красной Армии под Серпуховом 15 октября 1941 г.: бой за Тростье 1323 стрелкового полка 415 стрелковой дивизии.
        https://zhur-from-rkka.livejournal.com/21679.html
        На фото немецкие трофеи после боя в Тростье. Они заявили 500 человек убитыми, 200 пленных, захвачено 20 тяжелых и 35 легких пулеметов, 1 тяжелый и 6 легких минометов, 3 пехотных орудия и почти 500 винтовок. Вполне возможно, что цифры завышены.

  8. Три недели назад ездил на велике от Колхозного строителя в Жукове до станции «Ясная поляна». Ехал по просеке от площадки для тренировки трактористов до Старой Калужской, где на перекрестке на меня напал олень, потом уже налево до Ясной поляны. По Старой Калуге больше тащил велик на себе, чем ехал. Возле насыпи УЖД много следов кабана. Возвращался, сделав круг, через Михайловку. Весь маршрут под горку, так что не трудно. Если не после дождей.

  9. После велопоездки до Ясной поляны, скоро поеду до «уса на Терники». Тесть с тёщей туда ездят из Жукова белые собирать и говорят, что насыпь в лесу(между Боёво и Терниками) прекрасно видна. Проверим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *