Серпухов, последний полёт легендарного С-22 «Илья Муромец»

Добрый день, друзья! Выдалось весьма бурное начало года! Уже в третий раз за эти несколько дней 2019-го я с удовольствием отвечаю на приходящие мне просьбы о проведении экскурсий! А тут ещё и материала набралось на несколько публикаций. Стараясь находить время на то, чтобы потихоньку рассказать вам обо всём, предлагаю сегодняшнюю беседу посвятить легендарному самолёту «Илья Муромец». Конечно, речь идёт не об одном-единственном самолёте. С-22 «Илья Муромец» — это общее название нескольких серий четырёхмоторных цельнодеревянных бипланов, выпускавшихся в Российской империи на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1914—1919 годов. На самолётах был поставлен ряд рекордов грузоподъёмности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полёта. Детище авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского — первый в истории серийный многомоторный бомбардировщик.

Илья Муромец самолёт

Идея атаковать противника с воздуха появилась сразу после появления воздушных шаров. Самолеты для этой цели впервые использовали во время Балканского конфликта 1912-1913 гг. Однако эффективность воздушных ударов была крайне низкой, пилоты вручную швыряли на неприятеля обычные гранаты, целясь «на глазок». Наш «Илья Муромец» вывел бомбометание на совершенно другой уровень. Бомбы подвешивались как снаружи самолета, так и внутри его фюзеляжа; вместо лётчика теперь за сброс бомб отвечал экипаж (состоял из четырех или семи человек на разных модификациях). А самым важным было значительное увеличение бомбовой нагрузки. «Илья Муромец» мог использовать бомбы весом 80 и 240 кг, а в 1915 году была сброшена экспериментальная 410-килограммовая бомба. Разрушительное действие этих боеприпасов никак нельзя сравнить с гранатами или небольшими бомбами, которыми были вооружены большинство машин того времени.

Илья Муромец самолёт

Началось всё в 1910 году, когда Сикорский поднял в воздух первый одномоторный самолет собственной конструкции С-2. В 1912 году он получает должность конструктора на Русско-Балтийском вагонном заводе в Петербурге – одном из ведущих машиностроительных предприятий Российской империи. В том же году Сикорский приступает к созданию первого многомоторного экспериментального самолета С-21 «Русский витязь», который поднялся в воздух в мае 1913 года. Успех конструктора не остался незамеченным: невиданный самолет был продемонстрирован императору Николаю II, Государственная дума выдала изобретателю 75 тыс. рублей, а военные наградили Сикорского орденом. «Илья Муромец» появился в результате дальнейшего развития конструкции «Русского витязя», в ходе которого она оказалась практически полностью переработана. Зимой 1913 года начались испытания, «Илья Муромец» впервые в истории смог поднять в воздух 16 человек и аэродромного пса Шкалика. Вес пассажиров составил 1290 кг. Чтобы убедить военных в надежности новой машины Сикорский совершил перелет из Санкт-Петербурга в Киев и обратно.

Илья Муромец самолёт

В первые дни Первой мировой войны были сформированы десять эскадрилий с участием тяжелых бомбардировщиков. Каждый такой отряд состоял из одного бомбардировщика и нескольких легких самолетов. Однако очень скоро выяснилось, что подобное использование аэропланов является неэффективным. В конце 1914 года было принято решение все самолеты «Илья Муромец» объединить в одну эскадрилью, которая бы непосредственно подчинялась Ставке. По сути, было создано первое в мире соединение тяжелых бомбардировщиков. Первый боевой вылет состоялся 14 (27) февраля 1915. За всю войну эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей, потеряв при этом лишь один самолёт непосредственно в боях с вражескими истребителями. (12 (25) сентября 1916) 12.09.1916 во время налёта на штаб 89-ой армии в д. Антоново и станцию Боруны был сбит самолет (корабль XVI-ый) поручика Д. Д. Макшеева. Ещё два «Муромца» были сбиты огнём зенитных батарей: 02.11.1915 был сбит самолёт штабс-капитана Озёрского, корабль разбился, а 13.04.1916 под обстрел попал самолёт поручика Констенчика, корабль сумел дотянуть до аэродрома, но из-за полученных повреждений восстановлению не подлежал. В апреле 1916-го года семь немецких аэропланов разбомбили аэродром в Зегевольде, в результате чего получили повреждения четыре «Муромца». Но самой распространённой причиной потерь были технические неполадки и различные несчастные случаи. Из-за этого было потеряно порядка двух десятков машин. Сам же «ИМ-Б Киевский» совершил около 30 боевых вылетов и позже использовался как учебный. Во время войны было начато производство самолётов серии В, наиболее массовой (выпущено 30 единиц). Они отличались от серии Б меньшими размерами и большей скоростью. Экипаж состоял из 4 человек, некоторые модификации имели два мотора. В 1915 начался выпуск серии Г с экипажем 7 человек, Г-1, в 1916 — Г-2 со стрелковой кабиной, Г-3, в 1917 — Г-4. В 1915—1916 выпущено три машины серии Д (ДИМ). Производство самолётов продолжалась до 1918. Самолёты Г-2, на одном из которых (третий по счёту с названием «Киевский») была достигнута высота 5200 м, использовались в Гражданскую войну.

Илья Муромец самолёт

18 февраля 1918 года Сикорский через свободный от большевиков Архангельск выехал из России сначала в Лондон, а потом в Париж. В марте 1919 года Сикорский эмигрировал в США, поселился в районе Нью-Йорка. В 1918 не совершено ни одного боевого вылета «Муромцев». Лишь в августе-сентябре 1919 Советская республика смогла использовать две машины в районе Орла. В 1920 совершено несколько вылетов в ходе Советско-польской войны и боевых действий против Врангеля. 21 ноября 1920 состоялся последний боевой вылет «Ильи Муромца». 1 мая 1921 открыта первая в РСФСР почтово-пассажирская авиалиния Москва—Харьков. Линию обслуживали 6 «Муромцев», сильно изношенных и с выработавшими ресурс двигателями, из-за чего уже 10 октября 1922 её ликвидировали. За это время было перевезено 60 пассажиров и около двух тонн грузов. В 1922 году Сократ Монастырёв совершил перелёт по маршруту Москва-Баку на самолёте «Илья Муромец». Один из почтовых самолётов был передан школе Воздушной Стрельбы и Бомбометания (Серпухов), где на нём в течение 1922—1923 годов совершено около 80 учебных полётов. Школа занимала строения Введенского Владычного женского монастыря, находившегося тогда в полуразрушенном состоянии. В Георгиевском храме расположили клуб с кинобудкой, во Введенском соборе и приделе свт. Алексия оборудовали склады. В остальных корпусах разместились классы, казармы, мастерские, офицерские общежития, но кресты с храмов не сняли… Изобретательные авиаторы придумали школе краткое, но запоминающееся название «Стрельбом». Около месяца потребовалось, чтобы создать минимальные условия для размещения штаба, слушателей, оборудовать учебные классы и выровнять летное поле. Я думал, что речь о Дракино, где и по нынешний день спортивный аэродром. Но нет, нашёл такие слова: «На полигоне близ села Турово в пойме реки Лопасня курсанты отрабатывали прицельное бомбометание цементными бомбами.» А в Турово, кстати, тоже есть небольшое лётное поле! Или просто из Дракино они летали до Турово и там сбрасывали муляжи бомб?
В 1923—1924 гг. в училище учился В.П.Чкалов. При окончании школы он был аттестован «в истребительную». Но прежде чем послать в строевую авиационную часть, Чкалова направили в город Серпухов — в Высшую авиационную школу воздушного боя, стрельбы и бомбометания — «Стрельбом».
Школа «Стрельбом» — это последнее место, где «Муромцы» поднимались в воздух!

Дополнение от Павла Стенчева, главы Серпуховского отделения ВООПИиК: «Слышал, что база была на территории нынешнего ракетного училища. А взлетали на поле Дашковки под женским монастырём, фотографии видел».
Источники информации:
https://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.opoccuu.com/

Вам также может понравиться:

9 комментариев

  1. Спасибо! История рядом с нами! Нужно только захотеть её узнать! Благодарны Вам, что делитесь этими интересными фактами.

  2. Александр, приветствую!
    Если еще немного копнуть в интернете, то можно найти вот такое описание:«Окончив летную школу, — вспоминает генерал-лейтенант авиации А. Каравацкий, — всем выпуском поехали в Серпухов, в высшую шк стрельбы, бомбометания и воздушного боя, или, как ее называли кратко — «Стрельбом». Школа размещалась на окраине города. Аэродром раскинулся на обширном лугу, вблизи Оки. Ангары находились возле рощи. Нас устроили в двухэтажном здании, вместе со штабом. Всю программы проходили на самолете Р-1.
    Т.е. аэродром школы находился не в Дракино, а около Серпухова на окских лугах. На стенде в парке Дракино, посвященному аэродрому, можно прочитать, что аэродром во время ВОВ находился около села Липицы.

    1. Добрый вечер! Огромное спасибо! Обратите внимание — сегодня в конце статьи добавил слова Павла Стенчева. Про аэродромы: в годы ВОВ самолёты базировались и в Липицах и в Дракино.

      — Одним и узлов противовоздушной обороны стал аэродром Липицы, на котором базировался 178 истребительный авиационный полк. Располагался аэродром у деревни Липицы на пойме Оки. Аэродром действовал задолго до войны, но ангаров на нем не было, а взлетная полоса была грунтовая, на заливном лугу, который тогда еще не распахивался. Истребители И-16, а всего их было 33, появились здесь в июне 1941 года.

      — После 20 февраля 1942 года еще на один аэродром в наших местах – Дракино, перебазировались бомбардировщики СБ 1-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (вскоре переименован в ночной бомбардировочный авиационный полк) из состава 146 авиационной дивизии. Бомбардировщики совершали полеты отсюда до июня 1943 года, поддерживая действия наших войск под Ржевом и снабжая партизанские отряды под Брянском.

  3. Александр, есть небольшие уточнения и дополнения к статье:
    1 августа 1922 г. «В школу («Стрельбом») влит личный состав Дивизион Воздушных Кораблей «Илья Муромец», из четырех самолетов пригодным для полетов был только один.
    …………
    На счёт аэродромов:
    1) Аэродром Авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания — располагался в пойме р. Оки, недалеко от Введенского монастыря, между бором и озером Долгим. Аэродром действовал до 1960-1961 год, сейчас на этом месте находятся огороды и территория филиала военной академии РВСН.
    2)Аэродром в селе Липицы, был оборудован в 1941 году для базирования 178 истребительного авиационного полка, позже там базировался 566-й штурмовой авиационный полк. Место расположения — пойменный луг возле села Липицы и деревни Михайловка Серпуховского района. В конце 1945 — 1946 г. используется как сельхозугодия. Сейчас через это место проходит скоростное шоссе Москва-Тула.
    3) Аэродром Дракино: был образован как аэродром ОСОАВИАХИМ в 1936 г. В войну на аэродроме базировался 1-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. После войны по настоящее время используется авиацией ОСОАВИАХИМ — ДОСААФ.
    4) На полигоне близ села Турово в пойме реки Лопасня лётчики «Стрельбома» отрабатывали прицельное бомбометание цементными бомбами. Очень интересное с исторической точки зрения место (читай про «Сенькин брод»). В настоящее время возле села Турова организован парадром «Турово»
    Более подробно об истории серпуховской авиации можно прочитать здесь: http://www.bvvaul.ru/forum

  4. На счёт В.П. Чкалова:
    В.П. Чкалов после окончания авиашкол в Егорьевске, Борисоглебске и Москве прибыл в Серпухов 28 мая 1924 г. лётчиком-инструктором у него был знаменитый лётчик М.М. Громов. Обучение в «Стрельбоме» Валерий закончил досрочно 28 июня 1924 г. дело в том, что лётчику-инструктору Громову предложили должность лётчика-испытателя в Москве и он, естественно, согласился.
    ………….
    В июле 1926 года серпуховская газета “Набат” опубликовала снимок и сообщение: “В устье реки Нара потерпел крушение последний самолет “Илья Муромец”. (саму газету со снимком, пока, найти не удалось.) Подпись под фото: «7-й корабль» — последний «Илья Муромец». Школа стрельбы и бомбометания. Серпухов, 1922 год.

    1. Спасибо, Владимир, за прекрасные дополнения! Да, отыскать копию газеты с той новость — было бы бесценно! Газета «Серпуховские вести», если не ошибаюсь, правопреемница сначала газеты «Коммунист», а потом и «Набат. Может у них старые выпуски хранятся в архиве?

  5. Александр, я спрашивал, в нашем музее и в городском архиве этой газеты за 1926 год нет. Возможно, архив газеты Набат может быть в Ленинской библиотеке.
    Биография В.П. Чкалова исправленная и дополненная здесь: http://www.bvvaul.ru/forum/viewtopic.php?t=1594

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *