Церковь святителя Афанасия в Серпухове на Афанасьевской горе

Всем доброго дня! Друзья, не знаю, все ли из вас держали в руках репринт книги П. Симсона «История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею» 1880 года издания. А потому хотел поделиться некоторыми своими замечаниями относительно изменения облика города за свою историю. И чтобы мои слова были более понятны, прошу взглянуть на план XVII века с отмеченными на нём каменной крепостью (обведено красным) и острогом.

 
Серпухов

Вы видите, что на плане отмечены и церкви. В самом низу – деревянная Церковь Рождества Христова на месте будущего Распятского монастыря. Обратите внимание: когда-то Серпейка впадала в Нару примерно в том месте, где сейчас находится Варгинский мост. То есть русло нашей речушки спрямили! Выше храм Николы Белого. А вот дальше две церкви. Про них интересно было прочесть у Симсона! Ведь сейчас мы можем видеть фактически только руины храма Воскресения Христова (Воскресенской церкви), превращённого в советское время в жилой дом. Кто-то знает, что этот холм когда-то называли Воскресенской горой. Но, как видите, рядом стояла ещё одна церковь Св. Афанасия, между ними даже был овраг! В Сотной князя В.С. Фуникова 1552 года овраг назывался Воскресенским (по состоянию на 1880 год уже был частично засыпан), а нынешняя улица Калужская называлась Никольской.

«Воскресенская гора над рекой Серпейкой была заселена людьми с незапамятных времён. Возможно, она послужила первым градообразующим центром Серпухова, перед тем, как эта роль перешла к более защищённой и удобной для строительства Соборной горе. Храм Воскресения Христова на данном месте упоминается в старейшем из сохранившихся описаний  г. Серпухова – в Сотной князя В.С. Фуникова 1552 года. Тогда рядом с Воскресенской церковью, но ближе к храму Св. Афанасия, стоявшему немного южнее, были дворы посадских людей, преимущественно кузнецов, а также сапожников, извозчиков. В середине же XVII столетия (1646 год) здесь жили и городовые пушкари, а рядом на Афанасьевской горе – беломестные, т.е. освобождённые за службу от податей, казаки, а также и «заплечный мастер»: (палач) Сенька Дробнин. Уже во 2-ой половине XVI века церковь Воскресения вошла в черту пояса укреплений Серпуховского Посада — деревянного Острога, одна из башен которого, ближайшая к храму, и называлась Воскресенской. Храм  двухпрестольный: в верхнем этаже его – летняя церковь во имя Воскресения Христова;  нижний заняла зимняя, во имя свв. Патриархов Александрийских Афанасия и Кирилла — явно в память об Афанасьевском храме, стоявшем рядом».

 
serpukhovskiy_kreml_serpukhov2

Ещё из интересного в книге — это название реки Протвы, в прошлом Поротли. И некоторое время назад я рассказывал вам про самый старый мост в Серпухове через исчезнувший овраг. Так вот, в книге П. Симсона он упоминается как «Большой овраг» в 1880 году и «Нечистый овраг» в XVII веке. На планах и правда по нему течёт ручей.

Вам также может понравиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *