Боево и Малое Леташово на Старой Калужской дороге

Продолжаем поиски Серпуховской УЖД. В последней статье мы разыскали с Вами конечную станцию «Ясная поляна» («Угодский Завод»). Весь цикл статей: «1», «2», «3». Так вот, из того, что оставалось неисследованным, мне был очень интересен ус на Терники: вот он на карте военных лет отходит в сторону после мота через р.Аложа, выходит в окрестности Боево, пересекая там Старую Калужскую дорогу, и дальше тянется в Терники.

boevo_i_letashevo_1

Вот карта более хорошего качества (тот-же участок):

boevo_i_letashevo_2

Отметки на первой карте — это вторая цель прогулки: посещение мест боевой славы времен Великой Отечественной войны. Боево и Малое Леташово — исчезнувшие после войны населённые пункты. Возможно мне удастся там увидеть какие-нибудь свидетельства былых времён. Зная — на сколько эти места заброшены, я всё-таки рискнул большую часть своего маршрута проложить по бывшему Калужскому тракту:

boevo_i_letashevo_3
Я доехал на автобусе до Жукова и через Михайловку по укатанным грунтовкам наугад полями направился по направлению к Старой Калужской дороге:

boevo_i_letashevo_4
Вскоре меня ждал первый сюрприз! — Зелёные оазис, скрывающий озеро, которое потом (по информации на сайте wikimapia.org) ещё и оказалось бывшим входом в старую штольню шахты времен Петра I:

boevo_i_letashevo_5
Озеро «Кудиска», как его называют местные. Рыба — карась, ротан. Внесено в список Минспорттуризма Калужской области в раздел «МЕСТА, ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДЛЯ КУПАНИЯ». Уголь низкого качества, или руда — вероятнее всего шли на тот-самый Угодский Завод! Я продолжаю двигаться вперёд. Потом по карте я замечу ещё одну грунтовку из Михайловки в Боево, которая бы помогла мне сократить немного путь… Но тогда бы я прошёл в стороне от этого «озера» )))

boevo_i_letashevo_6
Фактически даже грунтовок здесь нет — благо, может, несколько раз здесь проезжали полноприводные грузовики повышенной проходимости. Я рисковал в любой момент оказаться в тупике! Такое уже бывало в моих путешествиях, когда вполне чёткая дорога упиралась в кормушку или место для привала. Нужно было быстрее выйти на Калужский тракт — там уж наверняка частенько проезжают лесники, охотники или экстремалы. Опознавательный знак — воздушная высоковольтная  линия электропередачи. Она стала памятником Старой Калужской дороге. Похоже — когда дорога стала не нужна, ею воспользовались для прокладки линии. Зачем лишняя просека, если есть не нужная дорога!?

boevo_i_letashevo_7
Вот и она ))) «Старая Калужская»! — Как узнать Старую Калужскую в бесчисленном множестве проселков средней полосы России? В конце ХYIII  века по указу Екатерины II  вдоль всех больших дорог были посажены березовые аллеи. Замечательная  мысль: ничего лучше русских берез  придумать невозможно. И с дороги не собьешься, и в жару от зноя укрывают, и от снежных заносов предохраняют. Причем определенного сорта — дуплистые, с изогнутыми, как подсвечники, ветвями, с  темно-зеленого цвета корой. Еще до войны большинство наших дорог охраняли стоящие в два, в три, а то и в четыре ряда рукастые великаны толщиной иногда в полтора-два обхвата.  Кто-то из них умер своей смертью: от старости, бессильно опустив руки- канделябры, но большинство сгубил безжалостный  топор местного дровосека. «По сторонам дороги на равном расстоянии – пни вековых, еще недавно спиленных берез… Последние остатки  дорог- аллей екатерининского времени. Граждане, желая применить к делу свою недавно обретенную свободу, стали вырывать растения на грядах» — так было во Франции в годы революции. А в России в такую же эпоху «рубили топором и срезали пилой вековые липы и березы парков, аллей и дорог» — писал, вспоминая на Соловках 20-е годы, Алексей Греч. Потом война, теперь — изменившаяся  экологическая ситуация. Вот и остались от четырех рядов по четыре березы на километр. Впрочем, иногда встречаются такие сохранившиеся участки — одно загляденье.

boevo_i_letashevo_8

Кое-где дорога все же подзаросла и сузилась, а березок не видно. Тогда можно ее отследить по самым верным спутникам — придорожным канавам. Бегут они вместе с ней верста за верстой на четком расстоянии друг от друга – 10 саженей. Так было установлено проводившимся при той же Екатерине II Генеральным межеванием. К сожалению, и канавы не вечны: делая на дороге насыпь, срезают их бульдозером, а на поле просто распахивают.
Дорога, вместе с сопровождающими теперь её электростолбами, выходит на просторы урочища «Боево».

boevo_i_letashevo_9

Исчезнувшая деревня: то-ли сожжена во время войны, то-ли уничтожена в 50-60е года во время укрупнения населённых пунктов — спросить не у кого ))) Во времена её существования пересекалась старым Калужским трактом. Собственно мы сейчас с Вами как-раз на центральной улице! На самой окраине несколько покосившихся опор какой-то деревянной ограды — скорее всего кто-то огораживал участок уже относительно в современное время. Больше ничего… Поля!

boevo_i_letashevo_10

А вот и точка вероятного пересечения Серпуховской УЖД и Старой Калужской дороги на северной окраине деревни (N55° 02.932′, E36° 49.532′). Вид на восток (в сторону Трояново). «Вероятного» потому, что интуиция подсказывала — эта небольшая неровность на дороге и есть остатки насыпи, да и место совпадало с картами. Прямо и назад, по направлению к лесу, перепадов высот нет (то-что нужно для поездов). Другого вероятного места я не обнаружил.
Теперь можно сделать вывод: этого уса во время Великой Отечественной войны уже не было! Это подтверждают и карты, на которых ус обозначен как разобранный. И отсутствие чётких следов насыпи и просеки (в том числе на снимках из космоса). Вспомним — «первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1900 году». Пока линия дотянулась сюда, карты составлялись в 30-х и тут она уже разобранная… Сколько же времени то она вообще здесь была?!? То-то местные во время старых путешествий называли Серпуховскую УЖД — «Троянкой». Фактически всё своё существование основным и конечным пунктом для поездов, видимо, оставалась станция «Трояново». Ещё одним подтверждением стала книга Сергея Михеенкова «СЕРПУХОВ. ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ». Там часто фигурирует Серпуховская УЖД: ИЗ ДЕВНИКА ЛЕЙТЕНАТА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ ВАДИМА БАБАКИНА:
26 октября 1941 года «В 19.00 назначено выступление. Собирались долго, при выезде сломалась одна автомашина, пересажива­лись, часть пошла пешком. В 22.10, после долгого со­гласования, выехали со ст.Серпухов в направлении ст.Трояново по узкоколейной ж.д. Паровоз искрит, дальше ехать нельзя. В 2-2,5 км за ст. Станки поезд остановили и сошли прямо на полотно. Распрощались с сопровождающими и тронулись в путь. В колонне по одному вдоль полотна ж.д. тронулись, идет дождь, идти очень тяжело, груз тянет, неимоверно сыро, тем­но. Впереди идет разведка истребительного батальона г.Серпухова. Прошли два разъезда.»
27 октября 1941 года «За разъездом Буриново вошли в лес направо от ж.д., отдыхали, строй растянулся, есть отстающие…»
…………………………………….

2 ноября 1941 года «Опять дождь, послали в старый лагерь группу Казан­кова для варки пищи. При возвращении потеряли дво­их бойцов и сестру Марусю. В 13.00 вернулся Архипов и частью своей группы. Троих оставили в лесу — уста­ли. За трое суток группа Архипова совершила налет на Ст.Калужскую дорогу. Уничтожили вражескую штаб­ную машину и троих человек,..»
………………………………….
6 ноября 1941 года «….Вышли на дер. Мал.Латашево. В темноте подстрели­ли лося, приняв его за противника. Вышли на Ст.Ка­лужскую дорогу 6.11.41 в 5.30. На шоссе кругом бьют зенитки. По шоссе движения нет. В районе дер. Мал.Лаптешево и тригонометрической вышки обнаружили арт. часть. Разведчики подошли к ней близко, видели большой чин (офицер с большими погонами в сопрово­ждении двоих человек). Неподалеко, видимо, штаб. Ото­шли в лес к дер.Боево. Встретили 6 связистов РККА, указали дорогу. Обозов противника не обнаружили. Воз­вратились к месту лагеря. В районе дер. Покров-Трояново обнаружили крупный обоз, двигавшийся к д. Буриново. Разведка подползла к селу, 50 подвод, 7 стоят в селе По­кров, часть из них ремонтируется. Группа Еременко. В 16.00 прибыла на Ст.Калужскую  дорогу, движения на дороге нет. До утра ничего не об­наружили. Продвижение на север на 4-5 км, охрана дороги солидная (разъезды, орудия на позициях). Дви­жения нет. В одном районе обнаружили группу немцев и обошли ее со стороны леса, отступили в лес. При возвращении на узкоколейной ж.д. западнее дер.Трояново подобрали до 12 кг прессованного тола, разбросанного по дороге. Установили наличие довольно крупных и хорошо охраняемых обозов противника на дороге Макарово-Трояново-Покров.»

boevo_i_letashevo_11
То-есть за дер.Трояново фактически уполинаний о путях уже нет! (Вообще я очень рекомендую прочитать эту книгу — изучая  дневники и воспоминания, будто сам оказываешься участником тех событий!)
Прощальный взгляд на Боево. Идём дальше по Старой Калужской дороге:
boevo_i_letashevo_12
Участок, по которому я сегодня иду (от Лыково до Тарутино) — самый труднопроходимый участок Старой Калужской дороги! Не всякий джип проедет: дорога местами превратилась в болото, заросла по бокам молодыми елками, ольхой. Колея глубже, чем по колено. Кто ее так измордовал? Местные вспоминают: «года до 71-го была езжалая, потом провели здесь танковые учения…». Ещё и соседства с болотами! В общем, мне многократно приходилось тренироваться в прыжках в длину, проползать в обход через кустарники… То, что на фотографии — это мелочь! Были там места и покруче ))) А раскаты грома и тучи над головой рисовали в голове — на сколько чумазым я отсюда могу выбраться 😉
Идти прищлось долго. Долгожданная аллея. Поля за ней — справа и слева:
boevo_i_letashevo_13
Урочище «Малое Леташово». На карте 1941-го «Мал.Литашево». Ещё одна исчезнувшая деревня, про которую можно сказать то-же, что ранее про Боево. В центре бывшего населённого пункта, на пересечении Старой Калужской и дороги в Большое Литашово, недавно установлен памятник (N55° 04.479′, E36° 52.400′):
boevo_i_letashevo_14

Учащиеся Москвы не словом, но делом решили встретить 200-летний юбилей Победы русских войск в Отечественной войне 1812 года – новый памятник героям Отечества открыт  в местах знаменитого Тарутинского сражения! Московская Гимназия № 1529 имени Грибоедова  давно известна своими научными конференциями, но год 200-летнего Юбилея победы в войне с Наполеоном дети решили отметить чем-то особенным, воплотить свою память о подвиге русского воинства в чем-то вечном, создать Памятный Камень. Таким образом, в результате совместных усилий учащихся ГБОУ Гимназии № 1529 имени А.С. Грибоедова и администрации Жуковского района Калужской области на месте бывшей деревни Малое Леташово поставлен Памятный Камень с надписью «От благодарных потомков».  Дело в том, что на этом месте во время знаменитого Тарутинского маневра располагался штаб Михаила Илларионовича  Кутузова. Учащиеся Гимназии узнали об этом от местных жителей, собрали архивный материал, доказывающий, что в этом месте действительно находился штаб русской армии. Дети придумали акции, в ходе которых удалось собрать необходимую для создания памятного знака сумму денег. В результате получился замечательный памятник, посвященный памяти тех, кто отстоял Отечество в 1812 году. Торжественное открытие памятника состоялось 17 мая 2012 года.

boevo_i_letashevo_15
Тут-же, по соседству, суетилась группа туристов-копателей. Они ничего полезного не знали, и история их мало интересовала. Наедине с собственными наблюдениями — к финальной точке маршрута той-же «дорогой».
boevo_i_letashevo_16
И снова 4-километровая прогулка по бездорожью в направлении окружной дороге и автобусной остановки на повороте в  Тарутино:
boevo_i_letashevo_17

Мне повезло — автобус тут редкость, но я подошёл вовремя! В пути начался сильный ливень с градом… Как же мне повезло! 😉
Источники информации:
http://wikimapia.org
http://ru.wikipedia.org
http://fannja.livejournal.com/2307.html
http://www.couo.ru/document_print.asp?document_id=171961

Вам также может понравиться:

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *