УЖД «Серпухов — Угодский Завод» (начало, г.Серпухов)

Краткая информация: Серпуховская узкоколейная железная дорога (УЖД) пролегала по направлению город Серпухов — село Угодский Завод (ныне город Жуков, центр Жуковского района Калужской области). Маршрут: Серпухов — Лесная — 7 км — Шатово — Гавриловка (Оболенск) — Калугинская казарма — Мантейфелевский склад — Станки — Буриновская казарма — 22 км — Буриново — Трояново — 34 км — Угодский Завод – Терники.
Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1900 году. Главная линия пролегала в западном направлении от города Серпухова (на посёлок Станки, и далее в лесные массивы).
Изначально — лесовозная УЖД. Служила для подвозки берёзовых дров к Серпухову. Однако Серпуховская УЖД была не только лесовозной — в черте города Серпухова она соединяла пять текстильных фабрик, между которыми перевозился хлопок, пряжа и другие грузы. Позднее перевозился также бурый уголь от угольной шахты. Ветвь к шахте начиналась на разъезде Буриновский, пролегала в южном направлении. В свои лучшие времена (1930-е годы) эта узкоколейная железная дорога имела большое экономическое значение. Магистральная линия была продлена до Угодского Завода. От неё отходили многочисленные ветки. На узкоколейной железной дороге было хорошо развито пассажирское сообщение. В 1931 году она перевезла 113,2 тыс. пассажиров, в 1934 году — 164,7 тыс. К середине 1930-х годов лесные грузы составляли менее половины в общем грузопотоке узкоколейной железной дороги. По дороге в 1930-х гг. ходили два пассажирских поезда в день. Фактически она становилась железной дорогой общего пользования.
Узкоколейная железная дорога благополучно пережила Великую Отечественную войну. Но её дальнейшая судьба оказалась печальной. В связи с исчерпанием запасов леса и появлением автодорог, Серпуховская узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в середине 1960-х годов.
Колея 750 мм. Не электрифицированная. Максимальная длина 76 км. Использовались рельсы весом 8 кг/м. Год закрытия: разобрана в течении 1960-63 гг. Сейчас по трассе проходит просёлочная дорога, популярная у велотуристов.

UGD14

А теперь постараемся найти сохранившиеся до наших дней следы её существования:
Начнём, конечно, с Серпухова! Для этого я нарисовал на карте Google небольшую схему:

UGD11
Чёрные линии – действующие пути Ж/Д: вертикальная справа — Московско-Курская ж/д, белый прямоугольник, конечно, — станция Серпухов (Вокзал), от которого вверх налево уходят промышленные пути до ст.«Серпухов-ветка». Подробная информация в предыдущих статьях:
история Московско-Курской ж/д (Серпухов);
Серпухов-ветка (Серпухов — Протвино).
Ответвление от промышленных путей вверх до д.Пущино и далее на запад – это действующая линия железной дороги Серпухов-Протвино, информацию о которой Вы найдёте в вышеупомянутой статье.

UGD17
Нас же с Вами интересует – синяя линия, нарисованная по сохранившимся следам и схемам того времени, линяя – Серпуховской УЖД. Её пути, по всей видимости, начинались от грузовой станции «Серпухов-ветка».

UGD113

Затем полукруглый разворот…

UGD16

И мост через р.Нару:

UGD112

Теперь здесь пешеходный мост через Нару, соединял нынешнюю улицу Химиков с правым берегом Нары. В 1921 году для управления серпуховскими фабриками был организован хлопчатобумажный трест, который проводил мероприятия по улучшению работы фабрик. Все фабрики, входившие в трест, были соединены между собой и со станцией «Серпухов-II» узкоколейной железной дорогой. Хлопок подвозили к хлопковому складу до станции Серпухов-II по широкой колее, что была с одной стороны склада, и перегружали на платформы узкоколейки на другой стороне (как я и предполагал в предыдущей статье «Серпухов-ветка»). Для железной дороги-узкоколейки был построен новый высоководный деревянный мост, который соединял берега Нары (ныне улицы Береговая и Форсса) и выходил к Пролетарской на левый берег. Мост просуществовал до 60-х годов. Затем ликвидировали узкоколейную железную дорогу, а мост сломали и на его месте построили новый железобетонный пешеходный мост.
Рядом с новым мостом, как Вы можете видеть на фотографии, остались следы опор старого деревянного моста:

UGD111
А, если перейти на другой берег, то среди кустов можно увидеть ещё один из фрагментов, правда чуточку сбоку – но явно времён узкоколейки:

UGD114

Позже удалось выяснить – что это за руины. Итак, обрисуем: пути узкоколейки начинались от грузовой станции «Серпухов-ветка». Затем полукруглый разворот (на рисунке — голубая линия), и мост через р.Нару, соединял нынешнюю улицу Химиков с правым берегом Нары:

UGD12

Среди зарослей в том месте, где сейчас находится остановка «Больница», за ней —  русло речки Чавра, у самого берега Нары. Остатки, похоже какого-то моста, ориентированы чётно параллельно руслу Нары, явно связывали Бумажную фабрику и Красный Текстильщик! Я думал, что на красильно-отделочную фабрику (ныне бумажную) тянулся ус узкоколейной железной дороги. Но поворот сюда с учётом расположения моста должен быть, видите, слишком резкий! Хотя… площадка у остановки «Больница», согласитесь есть. И дальше — вплоть до забора Бумажной фабрики вдоль русла Нары идёт чётко отслеживаемая насыпь с посаженными по краям берёзами:

UGD110

Так как-же было на самом деле?! – Один пожилой человек рассказал, что, действительно, железная дорога шла от Красного Текстильщика в микрорайон Бумажная к фабрике (жёлтая линия на рисунке)! Рельсы двух направлений просто пересекались в этом месте, но стрелок для заезда сюда не было. Более того!!! — Вдоль этой «жёлтой» ветки между фабриками стояли столбы и на тросах в каретках материал транспортировался между двумя предприятиями! Трудно поверить? С учётом исторической справки нет — в 1879 году известный русский промышленник Н.Н.Коншин на берегу реки Нары выстроил красильно-отделочную фабрику для своего хлопчатобумажного «царства».

UGD15

Здесь белили и красили холсты для всего «Товарищества мануфактур Н. Н. Коншина». Коншинские ткани славились своим отменным качеством, а в 1878 году продукция мануфактуры Коншина даже выставлялась на Всемирной выставке в Париже. К 1917 году на прядильно-ткацкой, ситценабивной, красильной и красильно-отделочной серпуховских фабриках работали около 13000 рабочих и служащих. А объем годового производства превышал 45 миллионов рублей. Достаточно сказать, что Товарищество Коншина занимало третью строчку в списке крупнейших текстильных производств России, уступая лишь Никольской и Богородско-Глуховской Морозовским мануфактурам. Белить и красить здесь продолжали вплоть до 1930 года. Притом, до 1923 года красильно-отделочная фабрика работала на речной нарской воде. Ежегодно в паводок производство на один-полтора месяца останавливалось. В 1930-м году с холстов фабрика «переквалифицировалась» на котонин — или хлопковую целлюлозу. Это такое текстильное волокно в виде ваты, которое изготовляют из отходов льняного производства. В середине Великой Отечественной войны, в 1943 году, здесь перешли на выпуск картона. Но настоящее рождение бумажного производства, которое сейчас отмечают на фабрике, все еще было впереди. В 1945 году фабрика начала реконструироваться. И через два года приказом Совета министров СССР от 29 января 1947 года стала бумажной. В том году здесь появилась самая первая и пока что одна бумагоделательная машина. Уже через год здесь заработал цех ширпотреба, где из отходов бумажного производства выпускались различные канцпринадлежности. В 1949 году реконструировали главный производственный корпус, в 1951-м — установили вторую бумагоделательную машину. Кстати, также по рассказам — какая-то из этих машин была списанной машиной для печати денег. Так что даже с учётом износа, печатала она высококлассно! )
НОВОСТИ! — Информация получила своё подтверждение! Отрывок из книги В.С. Маршалова «Серпухов. Рассказы и были. 2000»:

UGD13

В XIX столетии во время строительства текстильных фабрик Коншин скупает большие участки леса, расположенные к западу от фабрики «Новая Мыза», с целью заготовки стройматериала и дров для котельных. Лесоматериал вывозили по бездорожью на лошадях, что связано было с большими трудностями. Основная дорога проходила мимо деревни Шатово, отсюда и ее название — Шатовская дорога. Примерно в 4 км от «Новой Мызы» на болотистом участке дорогу начали мостить камнем. Здесь же построили сторожку с колодцем, два деревянных моста для стока вешних вод. Мощеная дорога пролегла до Моисеевки (чуть больше одного километра), но работы завершились ввиду того, что Коншин закупил железную дорогу с узкой колеей. Узкоколейка имела главное направление — в лес и проходила немного правее деревни Шатово и Калугино. В полутора километрах от деревни Калугино была построена вторая железнодорожная станция «Станки» с проложенными запасными путями, несколькими складскими помещениями, пилорамой и пекарней. Здесь же находилось «Товарищество по лесным дачам». Далее узкоколейка шла мимо деревни Буриново, Трояново и вела за реку Аложа, через которую был сооружен из бетона высокий, без перил арочный мост. Так как железная дорога имела одну колею, то на протяжении всего пути были сделаны разъезды: Шатовский, Монтейфельский и другие, которые также охранялись. Во многих местах узкоколейка проходила по высокому насыпному пути, в некоторых низинных местах сточные воды речек протекали под арочными мостами. Узкоколейка не доходила до г.Малоярославца примерно на 25 километров. Она связывала «Новую Мызу» с Новоткацкой фабрикой, со станцией Серпухов II и ситценабивной фабрикой, а также с красильно-отделочной фабрикой. В ближайшем лесном массиве, примерно в километре от фабрики Коншина «Новая Мыза», построили железнодорожную станцию «Лесная», где разместилось небольшое кирпичное здание депо для ремонта паровозов, были проложены несколько запасных путей. Позже от станции «Лесная» проложили узкоколейку до Беляевской фабрики (в настоящее время это Занарская фабрика). Узкоколейка проходила мимо многих деревень, и жителям стало удобно добираться до города. В то же время стал хищнически вырубаться лес, в результате появлялись заросли кустарников и малоценных пород деревьев. В 1913 году гимназисты Серпухова высадили сосновые саженцы левее первой сторожки Шатовской дороги.

Кроме узкоколейки, Коншин использовал для транспортировки хлопковых кип и суровья высотную канатную дорогу, которая была сооружена на железных четырехстолпных конструкциях и шла вдоль Нары, связывая «Новую Мызу» с красильноотделочной и Новоткацкой фабриками. Несколько веток узкоколейки проходили по двору фабрики «Новая Мыза». Одна из них вела на территорию больницы, другая — к складам хлопка и чайной, третья — в сторону бани.

UGD18

В начале войны (1941 г.) начальником депо станции «Лесная» был Альфонс Самуилович Янке, потом на его место назначили Соколова Гаврила Яковлевича и позже — Буренкова. Во время войны по узкоколейке перевозили дрова, эвакуированный скот, картофельную муку с Угодского завода, снаряды, солдат, раненых, перебрасывали разведку. С августа 1941 года начался демонтаж всего оборудования на Новоткацкой, Занарской текстильных фабриках. Частично оборудование вывезли с «Красного текстильщика» (бывшая «Новая Мыза»), котонинной фабрики. Вскоре пришел приказ прекратить демонтаж. Оборудование было вывезено на станцию Серпухов II. Когда линия фронта подошла к Серпухову, узкоколейку на разъезде Монтейфельском перегородили: завалили пути еловыми деревьями. На станции «Лесная» долгое время работали машинистами В. Затравкин, М. Поляков, Кудаланов, С. Сас, Гуляев, Грязев, ремонтные работы проводили Гусаров, Чусов. В 1963 году в августе месяце начали убирать рельсы с узкоколейной железной дороги.

UGD1

Затем город. Тут трудно угадать очертания былого. И следующее напоминание мы находим уже только в городском бору. Просто дорога в лесу – для несведущего, но Вы, осведомлённые о том, что здесь было, легко узнаете очертания насыпи УЖД:

UGD19
И вот мы на окраине города. А самое интересное – ещё впереди! В следующий раз мы продолжим своё движение по «синей линии», и посмотрим – что это за «салатовый» участок на карте примыкает к ней?
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Источники информации:
http://sbchf.narod.ru/06/serpuhov.html
http://narrow.parovoz.com/emb/?ID=152

Вам также может понравиться:

11 комментариев

  1. Спасибо за запись!
    По-вашему выходит, что нынешняя бумажная фабрика — это и есть красильно-отделочная фабрика Коншина, построенная в 1879 году. Откуда такая информация? На карте 1888 года (http://www.retromap.ru/m.php#l=131888&z=16&y=54.896069&x=37.400142) этой фабрики вообще нет, похоже, что город заканчивается территорией прядильно-ткацкой фабрики Коншина (ныне «Красный текстильщик»), а красильно-отделочной фабрикой Коншина названа фабрика на берегу Нары под Соборной горой.

    1. Добрый вечер! Источники информации всегда упоминаю — проверьте ссылки и в частности книгу В.С. Маршалова «Серпухов. Рассказы и были. 2000». Красильно-отделочная фабрика была приобретена «Товариществом мануфактур Н.Н. Коншина» в 1885 году. В это время наступает стабилизация и постепенный рост производства и сбыта тканей. Н.Н. Коншин приобретает, среди прочих, предприятие — красильно-отделочную фабрику в Серпухове, и для оперативной доставки продукции акционеры принимают решение строить подъездные пути от складов фабрики до станции Серпухов Московской Курской железной дороги. Постоянный рост производства требовал не только технического обеспечения, но и рабочей силы. В 1895 г. рабочий день на коншинских фабриках составлял до 18 часов, а оплата труда в среднем 15—16 рублей в месяц, чего едва хватало, чтобы свести концы с концами.
      Обсуждений не мало, например:
      https://smitanka.ru/article/kultura/pravym_beregom_nary_peshkom_po_proletarskoy_ulitse/
      — «В 1879 г. здесь была основана красильно-отделочная фабрика Коншиных – а на её базе в 1946 г. открыта Бумажная фабрика.»

      1. Существует ли книга В.С. Маршалова в электронном виде?
        Выходит, на той карте, на которую я ссылаюсь, ошибка? Или у Коншина было две красильно-отделочные фабрики?

        1. Добрый вечер! Да, книгу в Интернете я видел.
          На карте по вашей ссылке — город Серпухов! А если бы вы прочитали статью, ссылку на которую я предложил выше, то узнали бы: «За речкой Чаврой, впадающей в Нару, начиналась пригородная деревня Глазечня — включённая в состав г. Серпухова только в 1926 г.» ;) О промышленном прошлом Серпухова можете прочитать у меня здесь: https://alxlav.ru/?p=467

          1. Александр, спасибо за ссылку! Похоже там в основном выдержки из книги «Серпухов» (авторы Гарин и др.).
            Кстати на одной из открыток, приведённых в этой статье изображена как раз фабрика под соборной горой на улице Тульской и названа фабрикой Коншина.
            Если у Вас есть ещё информация об истории серпуховских текстильных предприятий, дайте, пожалуйста, ссылки.

            1. Старых фотографий много здесь: https://pastvu.com/
              Евгений, откуда, если не из книг, черпать информацию? К архивам нужен доступ и немалое количество личного времени, чтобы изучить все интересные документы — это именно нужно становиться писателем-историком :) Тиражировать информацию из Интернета — не хочется. Так что да, стараюсь опираться на тексты книг. Собственно, как раз информации об истории серпуховских текстильных предприятий — ещё много на книжной полке. Одно из последний приобретений: «Записки старого серпуховича» — книга мемуаров о Серпухове начала ХХ века.

          2. Да, было две красильных фабрик: одна была построена ещё Н.М.Коншиным в 1842-1844 гг, а вторая в 1879 г. — Н.Н. Коншиным.

  2. Прекрасная статья. Одно небольшое замечание: бумагоделательная машина (БДМ) отливает бумагу, а не печатает (тем более деньги).

    1. Спасибо, Светлана! Понятно, что ко многим рассказам и воспоминаниям местных жителей нельзя относиться буквально. Да, бумагоделательная машина — отливает бумагу. Но, наверняка, фабрика выпускала и какую-то готовую продукцию, как сейчас тетради, а для этого уже нужно другое оборудование… и т.д. Не берусь доказывать, что это правда. Но, что мне рассказали, то и пересказываю здесь.

  3. «Постоянный рост производства требовал не только технического обеспечения, но и рабочей силы. В 1895 г. рабочий день на коншинских фабриках составлял до 18 часов, а оплата труда в среднем 15—16 рублей в месяц, чего едва хватало, чтобы свести концы с концами» — написана безграмотная чушь из книги «Серпухов» Гарин и пр. 1989 г..Я бы посмотрел на вас как вы бы работали 18 часов, хотя бы неделю и что с вами стало после этого, да получали бы 16 руб.! Правда, на эти деньги люди жили не хуже, чем сегодня многие пенсионеры и работающие даже, покупательная способность рубля была тогда намного выше. Читайте диссертацию Валетова Т., книгу Бородкина и др. «Мотивация труда…» Хотя в целом, попытка разобраться с историей и разкопать материал вполне похвальна и много удач, за что, конечно, спасибо. Фотографии исторических мест тоже прекрасные и просто безценны. Исследования ваши необходимы для сохранения истории, только ошибок бы с подобными цитатами поменьше.

  4. В районе улицы Береговой, там где был перегрузочный узел есть магазин. В народе «петля». Всегда задавался вопросом, откуда такое название. Сейчас все встало на свои места! Ужд там действительно делала петлю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *