Москва, Воробьёвы горы (станция, МК МЖД, Нескучный сад, Буран)

Всем, привет! Просто краткое сообщение! Наконец-то осуществилось моё желание — побывать на упраздненной станции «Воробьевы Горы»: закрытая железнодорожная станция Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД). Станция располагалась параллельно улице Хамовнический Вал, в районе южного выхода станции метро «Спортивная». Была открыта одновременно с другими станциями МК МЖД в 1908 году (заняла территорию бывшего Вавилонского сада, принадлежавшего Новодевичьему монастырю), ликвидирована в начале 2000-х гг. одновременно со строительством Третьего транспортного кольца. Двухэтажное здание вокзала (Хамовнический вал, д.1) содержало в себе и квартиры для служащих, и пост управления стрелками, а также буфет (единственный на Московской окружной железной дороге). Переход на платформу осуществлялся со второго этажа. И здание вокзала, и этот переходный мост сохранились до настоящего времени. Станционные пути разобраны, на месте станции прямой перегон Канатчиково — Кутузово. Прежде станция обслуживала подъездной путь к заводу «Каучук» на улице Усачёва. Путь впервые обозначен на картах конца 1920-х гг., был разобран во второй половине 1950-х годов при строительстве стадиона «Лужники».

Moskva_1

Вот его новый облик:

Moskva_2

Про малое кольцо Московской железной дороги я уже рассказывал, и в частности о многочисленных обещаниях властей города — возобновить пассажирские перевозки по нему. Тут реально, могу сказать, ведутся работы:

Moskva_3

Заливаются опоры для будущей платформы, меняют полотно, новые столбы с намёком на обещанную электрификацию:

Moskva_4

Строящееся удачно сочетается с существующим переходом — козырёк на предыдущей фотографии и вот:

Moskva_5

И ещё интересный факт! — Фотография существующего ж/д моста через Москву-реку:

Moskva_6

А оказывается — он новый! А по-соседству, ныне пешеходный — это как раз бывший ж/д Андреевский мост! Главная арка пешеходного моста, массой около 1500т, была перемещена на нынешнее место тремя баржами в 1999 году. Весь комплекс работ занял 11 месяцев, судоходство по реке было перекрыто на 8,5 суток, а собственно буксировка заняла полтора часа. Так как русло реки на новом месте шире, чем в Лужниках, то со стороны Фрунзенской набережной арка опирается не на шарнир береговой опоры, а на выносную русловую опору; между шарниром арки и берегом — два железобетонных балочных пролёта по 25 м, декорированные фальшсводами. Опоры стоят на ростверках, под ними — буронабивные столбы и сваи глубиной до 17 м.

Moskva_7

Первые поезда Малого кольца Московской железной дороги прошли от Канатчикова до Воробьёвых гор по временному деревянному мосту длиной 278 м, с ферменными пролётами по 32 м. Этот мост «системы Лембке», с полноценными русловыми устоями, стоил всего 100 000 рублей. Вскоре, на его месте был выстроен постоянный мост, прослуживший до 1999 года. Первоначально мост назывался Сергиевским, в память о великом князе Сергее Александровиче, в 1917 года переименован в Андреевский — по имени бывш. Андреевского монастыря, расположенного на правом берегу реки.

Moskva_8

Ну и для примера — как можно насыщенно провести прогулку:
— мы посетили заброшенную эскалаторную галерею станции метро «Ленинские горы»:

Moskva_9

В 1959 году открылась станция московского метрополитена «Ленинские горы» (ныне Воробьевы горы). Со станции было два выхода: первый к Лужникам, а второй на самый верх Воробьевых гор. Этот второй выход представлял собой галерею, с тремя ветками эскалаторов. Эскалатор исправно работал до начала 80-х годов, когда в результате оползней сооружение стало покрываться трещинами. В 1983 году галерея и станция были закрыты на реконструкцию. В 2002 году станция Воробьевы горы открылась после реставрации. Эскалатор к сожалению нет. Вплоть до 2005 года существовали планы по реконструкции самодвижущейся дорожки, но увы, в связи со сложностью требуемых работ и их дороговизной реставрация произведена не была. В настоящее время галерея представляет собой весьма унылый вид.

Moskva_10

— Потом был «Нескучный сад», поиск клада игры Геокешинг. Сад был разбит в 1756 году Прокопием Акинфиевичем Демидовым, сыном известного уральского промышленника. Сад находился за городом у Москвы-реки и имел форму амфитеатра. На территории парка в бывшем Охотничьем домике (памятник архитектуры 18 века, часть увеселительной усадьбы князя Н.Ю.Трубецкого, построен в период между 1739 и 1753 г. из кирпича) — с 1990 года снимают телепередачу элитарного клуба «Что? Где? Когда?»:

Moskva_11

— и почти в заключении прогулки, один из «Буранов»:

Moskva_12

11Ф35 ОК-М — макет для статических испытаний на прочность, установлен в ЦПКиО им. Горького. Если бы программу «Энергия-Буран» не закрыли, его должны были поместить в бассейн Звёздного городка для тренировок космонавтов по работам на «Буране» в открытом космосе.

Вам также может понравиться:

16 комментариев

  1. Здесь — http://oldmos.ru/old/photo/view/40857 написали — «С 1986 года из-за аварийного состояния метромоста движение поездов было перенесено на временные обходные мосты, которые первое время были открытыми». В википедии написано — «С 6 июля по 5 августа 2002 года участок Спортивная — Юго-западная был полностью закрыт. За это время были подведены конструкции объездных мостов к основной платформе станции, переложены пути». А после этого убрали временные обходные мосты, которые первое время были открытыми?

    1. В связи с капитальным ремонтом метромоста на Ленинских горах по обе стороны сооружаются так называемые обходы: верхний — для поездов, следующих из центра на юго-запад, нижний — для обратных рейсов. Понятно, что «верхний» и «нижний» обходы означают их месторасположение относительно течения реки. Станцию «Ленинские горы» пришлось закрыть на реконструкцию 20 октября 1983 года. Так она и простояла целых 18 лет. Перестройка в стране, экономический кризис и большое количество других проблем отвлекало внимание властей от разваливающейся станции. Хотя официально считалось, что все эти годы шла реконструкция, работы велись активно только с 1999 по 2002 год. 14 декабря 2002 года была открыта станция «Воробьевы горы» в том виде, в каком мы видим ее сейчас.

      1. Спасибо за ответ, только ответ не совсем понятный. А после этого убрали или не убрали те временные обходные мосты для поездов, которые первое время были открытыми? Течение реки в ту сторону, где ниже поезда ходили в центр?

        1. Леонид, а почему вас так заинтересовали именно временные мосты? :) Ну давайте заглянем в историческую справку: «В 1986—1987 гг. для безостановочного движения поездов метро были построены боковые однопутные балочные пролёты, расположенные в 29 м от оси главного моста.» — это что касается их сооружения. Когда разобрали? — «В июле-августе 2002 года были перенесены на новые опоры пролеты временных обходных мостов, и поезда пошли уже по постоянному пути. Была изменена и конструкция моста. На главных арках теперь держится только платформенная часть станции.» — ТО ЕСТЬ временные мосты не совсем «разобрали», мосты были «перенесены на новые опоры». На время проведения этого, самого ответственного этапа работ, Сокольническая линия была укорочена до «Спортивной». В июле-августе 2002 движение поездов метро вернулось на основные пути главного моста (поезда движутся по стальным балкам 1987 года, передвинутым с временных опор на консоли главного пролёта).
          P.S. Могу вас одним из первых порадовать созданием форума на нашем сайте: https://alxlav.ru/?page_id=4303 Буду рад вашему участию в общих беседах!

          1. Спасибо за ответ. Я сначала думал, что убрали временные мосты, а не передвинули. Я прекрасно помню эти временные мосты, и когда поезда перевели на эти мосты, то сначала из окна поезда всё было видно, и я тогда специально раза 2 или 3 ехал между Спортивной и Университетом, чтобы в окно смотреть. Совершенно непонятно — зачем потом их с двух сторон так загородили, что, проезжая, вообще ничего нельзя было увидеть? Вы написали, что временные мосты не совсем разобрали, они были перенесены на новые опоры. На те опоры, которые были с самого начала? Течение реки в ту сторону, где ниже поезда ходили в центр?

            1. Читайте внимательно! — «Была изменена и конструкция моста. На главных арках теперь держится ТОЛЬКО платформенная часть станции.» Да, Москва-река пересекает столицу с северо-запада на юго-восток.

              1. Спасибо за ответ. Вы написали — «Были построены боковые однопутные балочные пролёты, расположенные в 29 метров от оси главного моста». Это те временные мосты, по которым временно ходили поезда, расположенные в 29 метров от оси главного моста? А я думал, что намного меньше метров, чем 29. Вы тоже так думали? Я прекрасно помню эти временные мосты, и когда поезда перевели на эти мосты, то сначала из окна поезда всё было видно, и я тогда специально раза 2 или 3 ехал между Спортивной и Университетом, чтобы в окно смотреть. Совершенно непонятно — зачем потом их с двух сторон так загородили, что, проезжая, вообще ничего нельзя было увидеть? Что же вы не ответили на мой этот вопрос?

  2. Вы молодец, что отвечали на вопросы Леонида, только мне непонятно — почему вы на самый последний вопрос не ответили, который Леонид написал? Мне тоже интересно насчёт этого вопроса, поэтому пожалуйста ответьте.

    1. Добрый день, Евгения! Поездки для меня — это способ отвлечься от компьютера и возможность для глаз отдохнуть, всё организуется на энтузиазме! ))) Когда-то, пытаясь найти себе полезное занятие, увлечение, я стал сочетать свои прогулки с изучением родного края. Начал публиковать отчёты в Интернете, краеведческие статьи с фотографиями. Так что всё это — хобби! Не каждый профессиональный экскурсовод ответит на такие технические вопросы, а уж простой поклонник истории и пеших прогулок!?… В принципе, примерно расстояние от оси до платформ можно прикинуть с помощью снимков из космоса и виртуальной линейки в программе «Google Earth» — хорошая программа, рекомендую установить! Вот пример использования этой программы: https://alxlav.ru/?p=134 И, заодно, вы сможете ответить на вопросы с расстояниями и размерами. Про щиты — я на форумах и сайтах информации не встречал. С профессионалом в этой области я не пересекался, чтобы он смог ответить на такие вопросы.
      Подождём! Может на сайт зайдёт сведущий в этих делах человек и оставит интересный комментарий. Я, если что-то найду, тогда с удовольствием напишу!

  3. В Москве зачем-то в телефонных номерax изменили первые три цифры, или первые две цифры, или первую одну цифру. То, что в Москве сделали два разных телефонных кода — 495 и 499 вместо старого 095 — это понятно и правильно. Но почему в Москве на АТС в телефонных номерах изменили первые три цифры, или первые две цифры, или первую одну цифру — совершенно непонятно. Пусть в Москве добавляют телефонныe номера, ничего не изменяя в старых телефонных номерax, пусть изменяют, если нужно, только код нa 495 или нa 499. Вы согласны со мной?

    1. Здравствуйте, Леонид! Ну у нас здесь всё-таки блог о путешествиях, вопрос о телефонных номерах и кодах — он вообще непонятен. Можете написать рассказ о первых телефонных переговорных пунктах в Москве, как они выглядели и параллельно подискутировать на тему современных кодов — я не буду против опубликовать такой рассказ! На нашем сайте автором может стать каждый!

  4. Здесь bluesmaker.livejournal.com написали — «В глухом торце центрального зала находился барельеф, даже целая скульптурная композиция — «Сталин и молодёжь». Эпично! Теперь в этом месте переход на другую Таганскую Таганско-Краснопресненской линии. Как жаль, что это всё утрачено». Неужели этот человек хочет, чтобы до сих пор там была такая тупиковая стена, и из-за этого чтобы там не было перехода на Таганско-Краснопресненскую линию?

  5. Тут где история и происхождение названия — https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%A0%D1%8F%D0%B4_(%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE)#%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F                                    написано — «Около метро Охотный ряд при строительстве торгового центра «Охотный ряд» под Манежной площадью в середине 1990-х годов тоннель был наполовину засыпан, был разобран один путь, раньше служивший для движения от метро Александровский сад, а второй путь сохранился». А сейчас возобновили рельсы в этом тоннелe? До этого я об этом узнал благодаря своему любопытству насчёт другого, насчёт того, что мне нашли вот здесь — http://proboknet.livejournal.com/493352.html                     Там написано — «Кстати торговый центр повлиял не только на движение по поверхности, но и на движение под землёй. Мало кто знает, но при строительстве «Охотного ряда» был разобран один из тоннелей первой очереди метро. Конечно в 1990-е годы он уже не использовался с пассажирами, но продолжал использоваться в служебных целях. Этот тоннель отлично видно на этом фото в самом центре котлована ближе к Манежу». А меня очень интересовало вот что: мне гораздо больше нравится в смысле движения транспорта как раньше, чем как сейчас в том месте насчёт того, что раньше около вестибюля метро Боровицкая автобусы, троллейбусы и машины в обратную сторону ездили, а после Большого Каменного моста, который здесь — https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82          раньше сразу по другой дороге ездили в сторону метро Площадь революции и Театральная. Мне было очень интересно — почему и зачем потом закрыли движение всего транспорта после Большого Каменного моста сразу по другой дороге в сторону метро Площадь революции и Театральная и изменили всё движение? Про то, что меня очень интересовало, там написали — «В 1993 году начали строительство торгового центра «Охотный ряд», после чего движение транспорта через Манежную площадь и площадь Революции было прекращено, а Манежная улица стала фактически парковкой». Ведь это очень сложно менять троллейбусные провода и движение транспорта, и не только очень сложно, но и совершенно не нужно, потому что я считаю, что надо было в другом месте строить этот торговый центр «Охотный ряд», ничего не изменяя. Вы согласны со мной? А вам как больше нравится — как раньше было там или как сейчас там насчёт движения автобусов, троллейбусов и машин?

  6. Здесь — http://dmrog.livejournal.com/149364.html написали — «Другие «лёгкие» линии метро планировались в Новокосино, Жулебино и Солнцево. Всем этим районам повезло больше». Непонятно — почему этим районам повезло больше, если туда «лёгкие» линии метро не построены?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *