Всем, привет! Просто краткое сообщение! Наконец-то осуществилось моё желание — побывать на упраздненной станции «Воробьевы Горы»: закрытая железнодорожная станция Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД). Станция располагалась параллельно улице Хамовнический Вал, в районе южного выхода станции метро «Спортивная». Была открыта одновременно с другими станциями МК МЖД в 1908 году (заняла территорию бывшего Вавилонского сада, принадлежавшего Новодевичьему монастырю), ликвидирована в начале 2000-х гг. одновременно со строительством Третьего транспортного кольца. Двухэтажное здание вокзала (Хамовнический вал, д.1) содержало в себе и квартиры для служащих, и пост управления стрелками, а также буфет (единственный на Московской окружной железной дороге). Переход на платформу осуществлялся со второго этажа. И здание вокзала, и этот переходный мост сохранились до настоящего времени. Станционные пути разобраны, на месте станции прямой перегон Канатчиково — Кутузово. Прежде станция обслуживала подъездной путь к заводу «Каучук» на улице Усачёва. Путь впервые обозначен на картах конца 1920-х гг., был разобран во второй половине 1950-х годов при строительстве стадиона «Лужники».
Вот его новый облик:
Про малое кольцо Московской железной дороги я уже рассказывал, и в частности о многочисленных обещаниях властей города — возобновить пассажирские перевозки по нему. Тут реально, могу сказать, ведутся работы:
Заливаются опоры для будущей платформы, меняют полотно, новые столбы с намёком на обещанную электрификацию:
Строящееся удачно сочетается с существующим переходом — козырёк на предыдущей фотографии и вот:
И ещё интересный факт! — Фотография существующего ж/д моста через Москву-реку:
А оказывается — он новый! А по-соседству, ныне пешеходный — это как раз бывший ж/д Андреевский мост! Главная арка пешеходного моста, массой около 1500т, была перемещена на нынешнее место тремя баржами в 1999 году. Весь комплекс работ занял 11 месяцев, судоходство по реке было перекрыто на 8,5 суток, а собственно буксировка заняла полтора часа. Так как русло реки на новом месте шире, чем в Лужниках, то со стороны Фрунзенской набережной арка опирается не на шарнир береговой опоры, а на выносную русловую опору; между шарниром арки и берегом — два железобетонных балочных пролёта по 25 м, декорированные фальшсводами. Опоры стоят на ростверках, под ними — буронабивные столбы и сваи глубиной до 17 м.
Первые поезда Малого кольца Московской железной дороги прошли от Канатчикова до Воробьёвых гор по временному деревянному мосту длиной 278 м, с ферменными пролётами по 32 м. Этот мост «системы Лембке», с полноценными русловыми устоями, стоил всего 100 000 рублей. Вскоре, на его месте был выстроен постоянный мост, прослуживший до 1999 года. Первоначально мост назывался Сергиевским, в память о великом князе Сергее Александровиче, в 1917 года переименован в Андреевский — по имени бывш. Андреевского монастыря, расположенного на правом берегу реки.
Ну и для примера — как можно насыщенно провести прогулку:
— мы посетили заброшенную эскалаторную галерею станции метро «Ленинские горы»:
В 1959 году открылась станция московского метрополитена «Ленинские горы» (ныне Воробьевы горы). Со станции было два выхода: первый к Лужникам, а второй на самый верх Воробьевых гор. Этот второй выход представлял собой галерею, с тремя ветками эскалаторов. Эскалатор исправно работал до начала 80-х годов, когда в результате оползней сооружение стало покрываться трещинами. В 1983 году галерея и станция были закрыты на реконструкцию. В 2002 году станция Воробьевы горы открылась после реставрации. Эскалатор к сожалению нет. Вплоть до 2005 года существовали планы по реконструкции самодвижущейся дорожки, но увы, в связи со сложностью требуемых работ и их дороговизной реставрация произведена не была. В настоящее время галерея представляет собой весьма унылый вид.
— Потом был «Нескучный сад», поиск клада игры Геокешинг. Сад был разбит в 1756 году Прокопием Акинфиевичем Демидовым, сыном известного уральского промышленника. Сад находился за городом у Москвы-реки и имел форму амфитеатра. На территории парка в бывшем Охотничьем домике (памятник архитектуры 18 века, часть увеселительной усадьбы князя Н.Ю.Трубецкого, построен в период между 1739 и 1753 г. из кирпича) — с 1990 года снимают телепередачу элитарного клуба «Что? Где? Когда?»:
— и почти в заключении прогулки, один из «Буранов»:
11Ф35 ОК-М — макет для статических испытаний на прочность, установлен в ЦПКиО им. Горького. Если бы программу «Энергия-Буран» не закрыли, его должны были поместить в бассейн Звёздного городка для тренировок космонавтов по работам на «Буране» в открытом космосе.
16 комментариев
Здесь — http://oldmos.ru/old/photo/view/40857 написали — «С 1986 года из-за аварийного состояния метромоста движение поездов было перенесено на временные обходные мосты, которые первое время были открытыми». В википедии написано — «С 6 июля по 5 августа 2002 года участок Спортивная — Юго-западная был полностью закрыт. За это время были подведены конструкции объездных мостов к основной платформе станции, переложены пути». А после этого убрали временные обходные мосты, которые первое время были открытыми?
В связи с капитальным ремонтом метромоста на Ленинских горах по обе стороны сооружаются так называемые обходы: верхний — для поездов, следующих из центра на юго-запад, нижний — для обратных рейсов. Понятно, что «верхний» и «нижний» обходы означают их месторасположение относительно течения реки. Станцию «Ленинские горы» пришлось закрыть на реконструкцию 20 октября 1983 года. Так она и простояла целых 18 лет. Перестройка в стране, экономический кризис и большое количество других проблем отвлекало внимание властей от разваливающейся станции. Хотя официально считалось, что все эти годы шла реконструкция, работы велись активно только с 1999 по 2002 год. 14 декабря 2002 года была открыта станция «Воробьевы горы» в том виде, в каком мы видим ее сейчас.
Спасибо за ответ, только ответ не совсем понятный. А после этого убрали или не убрали те временные обходные мосты для поездов, которые первое время были открытыми? Течение реки в ту сторону, где ниже поезда ходили в центр?
Леонид, а почему вас так заинтересовали именно временные мосты? Ну давайте заглянем в историческую справку: «В 1986—1987 гг. для безостановочного движения поездов метро были построены боковые однопутные балочные пролёты, расположенные в 29 м от оси главного моста.» — это что касается их сооружения. Когда разобрали? — «В июле-августе 2002 года были перенесены на новые опоры пролеты временных обходных мостов, и поезда пошли уже по постоянному пути. Была изменена и конструкция моста. На главных арках теперь держится только платформенная часть станции.» — ТО ЕСТЬ временные мосты не совсем «разобрали», мосты были «перенесены на новые опоры». На время проведения этого, самого ответственного этапа работ, Сокольническая линия была укорочена до «Спортивной». В июле-августе 2002 движение поездов метро вернулось на основные пути главного моста (поезда движутся по стальным балкам 1987 года, передвинутым с временных опор на консоли главного пролёта).
P.S. Могу вас одним из первых порадовать созданием форума на нашем сайте: https://alxlav.ru/?page_id=4303 Буду рад вашему участию в общих беседах!
Спасибо за ответ. Я сначала думал, что убрали временные мосты, а не передвинули. Я прекрасно помню эти временные мосты, и когда поезда перевели на эти мосты, то сначала из окна поезда всё было видно, и я тогда специально раза 2 или 3 ехал между Спортивной и Университетом, чтобы в окно смотреть. Совершенно непонятно — зачем потом их с двух сторон так загородили, что, проезжая, вообще ничего нельзя было увидеть? Вы написали, что временные мосты не совсем разобрали, они были перенесены на новые опоры. На те опоры, которые были с самого начала? Течение реки в ту сторону, где ниже поезда ходили в центр?
Читайте внимательно! — «Была изменена и конструкция моста. На главных арках теперь держится ТОЛЬКО платформенная часть станции.» Да, Москва-река пересекает столицу с северо-запада на юго-восток.
Спасибо за ответ. Вы написали — «Были построены боковые однопутные балочные пролёты, расположенные в 29 метров от оси главного моста». Это те временные мосты, по которым временно ходили поезда, расположенные в 29 метров от оси главного моста? А я думал, что намного меньше метров, чем 29. Вы тоже так думали? Я прекрасно помню эти временные мосты, и когда поезда перевели на эти мосты, то сначала из окна поезда всё было видно, и я тогда специально раза 2 или 3 ехал между Спортивной и Университетом, чтобы в окно смотреть. Совершенно непонятно — зачем потом их с двух сторон так загородили, что, проезжая, вообще ничего нельзя было увидеть? Что же вы не ответили на мой этот вопрос?
Вы молодец, что отвечали на вопросы Леонида, только мне непонятно — почему вы на самый последний вопрос не ответили, который Леонид написал? Мне тоже интересно насчёт этого вопроса, поэтому пожалуйста ответьте.
Добрый день, Евгения! Поездки для меня — это способ отвлечься от компьютера и возможность для глаз отдохнуть, всё организуется на энтузиазме! ))) Когда-то, пытаясь найти себе полезное занятие, увлечение, я стал сочетать свои прогулки с изучением родного края. Начал публиковать отчёты в Интернете, краеведческие статьи с фотографиями. Так что всё это — хобби! Не каждый профессиональный экскурсовод ответит на такие технические вопросы, а уж простой поклонник истории и пеших прогулок!?… В принципе, примерно расстояние от оси до платформ можно прикинуть с помощью снимков из космоса и виртуальной линейки в программе «Google Earth» — хорошая программа, рекомендую установить! Вот пример использования этой программы: https://alxlav.ru/?p=134 И, заодно, вы сможете ответить на вопросы с расстояниями и размерами. Про щиты — я на форумах и сайтах информации не встречал. С профессионалом в этой области я не пересекался, чтобы он смог ответить на такие вопросы.
Подождём! Может на сайт зайдёт сведущий в этих делах человек и оставит интересный комментарий. Я, если что-то найду, тогда с удовольствием напишу!
В Москве зачем-то в телефонных номерax изменили первые три цифры, или первые две цифры, или первую одну цифру. То, что в Москве сделали два разных телефонных кода — 495 и 499 вместо старого 095 — это понятно и правильно. Но почему в Москве на АТС в телефонных номерах изменили первые три цифры, или первые две цифры, или первую одну цифру — совершенно непонятно. Пусть в Москве добавляют телефонныe номера, ничего не изменяя в старых телефонных номерax, пусть изменяют, если нужно, только код нa 495 или нa 499. Вы согласны со мной?
Здравствуйте, Леонид! Ну у нас здесь всё-таки блог о путешествиях, вопрос о телефонных номерах и кодах — он вообще непонятен. Можете написать рассказ о первых телефонных переговорных пунктах в Москве, как они выглядели и параллельно подискутировать на тему современных кодов — я не буду против опубликовать такой рассказ! На нашем сайте автором может стать каждый!
Здесь bluesmaker.livejournal.com написали — «В глухом торце центрального зала находился барельеф, даже целая скульптурная композиция — «Сталин и молодёжь». Эпично! Теперь в этом месте переход на другую Таганскую Таганско-Краснопресненской линии. Как жаль, что это всё утрачено». Неужели этот человек хочет, чтобы до сих пор там была такая тупиковая стена, и из-за этого чтобы там не было перехода на Таганско-Краснопресненскую линию?
Спасибо за ссылку! Интересная статья и фотографии!
Леонид, в Москве есть музей Метро. Может быть, там Вам ответят на все вопросы, касающиеся метро.
Тут где история и происхождение названия — https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%A0%D1%8F%D0%B4_(%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE)#%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F написано — «Около метро Охотный ряд при строительстве торгового центра «Охотный ряд» под Манежной площадью в середине 1990-х годов тоннель был наполовину засыпан, был разобран один путь, раньше служивший для движения от метро Александровский сад, а второй путь сохранился». А сейчас возобновили рельсы в этом тоннелe? До этого я об этом узнал благодаря своему любопытству насчёт другого, насчёт того, что мне нашли вот здесь — http://proboknet.livejournal.com/493352.html Там написано — «Кстати торговый центр повлиял не только на движение по поверхности, но и на движение под землёй. Мало кто знает, но при строительстве «Охотного ряда» был разобран один из тоннелей первой очереди метро. Конечно в 1990-е годы он уже не использовался с пассажирами, но продолжал использоваться в служебных целях. Этот тоннель отлично видно на этом фото в самом центре котлована ближе к Манежу». А меня очень интересовало вот что: мне гораздо больше нравится в смысле движения транспорта как раньше, чем как сейчас в том месте насчёт того, что раньше около вестибюля метро Боровицкая автобусы, троллейбусы и машины в обратную сторону ездили, а после Большого Каменного моста, который здесь — https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82 раньше сразу по другой дороге ездили в сторону метро Площадь революции и Театральная. Мне было очень интересно — почему и зачем потом закрыли движение всего транспорта после Большого Каменного моста сразу по другой дороге в сторону метро Площадь революции и Театральная и изменили всё движение? Про то, что меня очень интересовало, там написали — «В 1993 году начали строительство торгового центра «Охотный ряд», после чего движение транспорта через Манежную площадь и площадь Революции было прекращено, а Манежная улица стала фактически парковкой». Ведь это очень сложно менять троллейбусные провода и движение транспорта, и не только очень сложно, но и совершенно не нужно, потому что я считаю, что надо было в другом месте строить этот торговый центр «Охотный ряд», ничего не изменяя. Вы согласны со мной? А вам как больше нравится — как раньше было там или как сейчас там насчёт движения автобусов, троллейбусов и машин?
Здесь — http://dmrog.livejournal.com/149364.html написали — «Другие «лёгкие» линии метро планировались в Новокосино, Жулебино и Солнцево. Всем этим районам повезло больше». Непонятно — почему этим районам повезло больше, если туда «лёгкие» линии метро не построены?