Продолжаем поиски Серпуховской УЖД. В последней статье мы разыскали с Вами конечную станцию «Ясная поляна» («Угодский Завод»). Весь цикл статей: «1», «2», «3». Так вот, из того, что оставалось неисследованным, мне был очень интересен ус на Терники: вот он на карте военных лет отходит в сторону после мота через р.Аложа, выходит в окрестности Боево, пересекая там Старую Калужскую дорогу, и дальше тянется в Терники.
Вот карта более хорошего качества (тот-же участок):
Отметки на первой карте — это вторая цель прогулки: посещение мест боевой славы времен Великой Отечественной войны. Боево и Малое Леташово — исчезнувшие после войны населённые пункты. Возможно мне удастся там увидеть какие-нибудь свидетельства былых времён. Зная — на сколько эти места заброшены, я всё-таки рискнул большую часть своего маршрута проложить по бывшему Калужскому тракту:
Я доехал на автобусе до Жукова и через Михайловку по укатанным грунтовкам наугад полями направился по направлению к Старой Калужской дороге:
Вскоре меня ждал первый сюрприз! — Зелёные оазис, скрывающий озеро, которое потом (по информации на сайте wikimapia.org) ещё и оказалось бывшим входом в старую штольню шахты времен Петра I:
Озеро «Кудиска», как его называют местные. Рыба — карась, ротан. Внесено в список Минспорттуризма Калужской области в раздел «МЕСТА, ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДЛЯ КУПАНИЯ». Уголь низкого качества, или руда — вероятнее всего шли на тот-самый Угодский Завод! Я продолжаю двигаться вперёд. Потом по карте я замечу ещё одну грунтовку из Михайловки в Боево, которая бы помогла мне сократить немного путь… Но тогда бы я прошёл в стороне от этого «озера» )))
Фактически даже грунтовок здесь нет — благо, может, несколько раз здесь проезжали полноприводные грузовики повышенной проходимости. Я рисковал в любой момент оказаться в тупике! Такое уже бывало в моих путешествиях, когда вполне чёткая дорога упиралась в кормушку или место для привала. Нужно было быстрее выйти на Калужский тракт — там уж наверняка частенько проезжают лесники, охотники или экстремалы. Опознавательный знак — воздушная высоковольтная линия электропередачи. Она стала памятником Старой Калужской дороге. Похоже — когда дорога стала не нужна, ею воспользовались для прокладки линии. Зачем лишняя просека, если есть не нужная дорога!?
Вот и она ))) «Старая Калужская»! — Как узнать Старую Калужскую в бесчисленном множестве проселков средней полосы России? В конце ХYIII века по указу Екатерины II вдоль всех больших дорог были посажены березовые аллеи. Замечательная мысль: ничего лучше русских берез придумать невозможно. И с дороги не собьешься, и в жару от зноя укрывают, и от снежных заносов предохраняют. Причем определенного сорта — дуплистые, с изогнутыми, как подсвечники, ветвями, с темно-зеленого цвета корой. Еще до войны большинство наших дорог охраняли стоящие в два, в три, а то и в четыре ряда рукастые великаны толщиной иногда в полтора-два обхвата. Кто-то из них умер своей смертью: от старости, бессильно опустив руки- канделябры, но большинство сгубил безжалостный топор местного дровосека. «По сторонам дороги на равном расстоянии – пни вековых, еще недавно спиленных берез… Последние остатки дорог- аллей екатерининского времени. Граждане, желая применить к делу свою недавно обретенную свободу, стали вырывать растения на грядах» — так было во Франции в годы революции. А в России в такую же эпоху «рубили топором и срезали пилой вековые липы и березы парков, аллей и дорог» — писал, вспоминая на Соловках 20-е годы, Алексей Греч. Потом война, теперь — изменившаяся экологическая ситуация. Вот и остались от четырех рядов по четыре березы на километр. Впрочем, иногда встречаются такие сохранившиеся участки — одно загляденье.
Кое-где дорога все же подзаросла и сузилась, а березок не видно. Тогда можно ее отследить по самым верным спутникам — придорожным канавам. Бегут они вместе с ней верста за верстой на четком расстоянии друг от друга – 10 саженей. Так было установлено проводившимся при той же Екатерине II Генеральным межеванием. К сожалению, и канавы не вечны: делая на дороге насыпь, срезают их бульдозером, а на поле просто распахивают.
Дорога, вместе с сопровождающими теперь её электростолбами, выходит на просторы урочища «Боево».
Исчезнувшая деревня: то-ли сожжена во время войны, то-ли уничтожена в 50-60е года во время укрупнения населённых пунктов — спросить не у кого ))) Во времена её существования пересекалась старым Калужским трактом. Собственно мы сейчас с Вами как-раз на центральной улице! На самой окраине несколько покосившихся опор какой-то деревянной ограды — скорее всего кто-то огораживал участок уже относительно в современное время. Больше ничего… Поля!
А вот и точка вероятного пересечения Серпуховской УЖД и Старой Калужской дороги на северной окраине деревни (N55° 02.932′, E36° 49.532′). Вид на восток (в сторону Трояново). «Вероятного» потому, что интуиция подсказывала — эта небольшая неровность на дороге и есть остатки насыпи, да и место совпадало с картами. Прямо и назад, по направлению к лесу, перепадов высот нет (то-что нужно для поездов). Другого вероятного места я не обнаружил.
Теперь можно сделать вывод: этого уса во время Великой Отечественной войны уже не было! Это подтверждают и карты, на которых ус обозначен как разобранный. И отсутствие чётких следов насыпи и просеки (в том числе на снимках из космоса). Вспомним — «первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1900 году». Пока линия дотянулась сюда, карты составлялись в 30-х и тут она уже разобранная… Сколько же времени то она вообще здесь была?!? То-то местные во время старых путешествий называли Серпуховскую УЖД — «Троянкой». Фактически всё своё существование основным и конечным пунктом для поездов, видимо, оставалась станция «Трояново». Ещё одним подтверждением стала книга Сергея Михеенкова «СЕРПУХОВ. ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ». Там часто фигурирует Серпуховская УЖД: ИЗ ДЕВНИКА ЛЕЙТЕНАТА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ ВАДИМА БАБАКИНА:
26 октября 1941 года «В 19.00 назначено выступление. Собирались долго, при выезде сломалась одна автомашина, пересаживались, часть пошла пешком. В 22.10, после долгого согласования, выехали со ст.Серпухов в направлении ст.Трояново по узкоколейной ж.д. Паровоз искрит, дальше ехать нельзя. В 2-2,5 км за ст. Станки поезд остановили и сошли прямо на полотно. Распрощались с сопровождающими и тронулись в путь. В колонне по одному вдоль полотна ж.д. тронулись, идет дождь, идти очень тяжело, груз тянет, неимоверно сыро, темно. Впереди идет разведка истребительного батальона г.Серпухова. Прошли два разъезда.»
27 октября 1941 года «За разъездом Буриново вошли в лес направо от ж.д., отдыхали, строй растянулся, есть отстающие…»
…………………………………….
2 ноября 1941 года «Опять дождь, послали в старый лагерь группу Казанкова для варки пищи. При возвращении потеряли двоих бойцов и сестру Марусю. В 13.00 вернулся Архипов и частью своей группы. Троих оставили в лесу — устали. За трое суток группа Архипова совершила налет на Ст.Калужскую дорогу. Уничтожили вражескую штабную машину и троих человек,..»
………………………………….
6 ноября 1941 года «….Вышли на дер. Мал.Латашево. В темноте подстрелили лося, приняв его за противника. Вышли на Ст.Калужскую дорогу 6.11.41 в 5.30. На шоссе кругом бьют зенитки. По шоссе движения нет. В районе дер. Мал.Лаптешево и тригонометрической вышки обнаружили арт. часть. Разведчики подошли к ней близко, видели большой чин (офицер с большими погонами в сопровождении двоих человек). Неподалеко, видимо, штаб. Отошли в лес к дер.Боево. Встретили 6 связистов РККА, указали дорогу. Обозов противника не обнаружили. Возвратились к месту лагеря. В районе дер. Покров-Трояново обнаружили крупный обоз, двигавшийся к д. Буриново. Разведка подползла к селу, 50 подвод, 7 стоят в селе Покров, часть из них ремонтируется. Группа Еременко. В 16.00 прибыла на Ст.Калужскую дорогу, движения на дороге нет. До утра ничего не обнаружили. Продвижение на север на 4-5 км, охрана дороги солидная (разъезды, орудия на позициях). Движения нет. В одном районе обнаружили группу немцев и обошли ее со стороны леса, отступили в лес. При возвращении на узкоколейной ж.д. западнее дер.Трояново подобрали до 12 кг прессованного тола, разбросанного по дороге. Установили наличие довольно крупных и хорошо охраняемых обозов противника на дороге Макарово-Трояново-Покров.»
Прощальный взгляд на Боево. Идём дальше по Старой Калужской дороге:
Идти прищлось долго. Долгожданная аллея. Поля за ней — справа и слева:
Учащиеся Москвы не словом, но делом решили встретить 200-летний юбилей Победы русских войск в Отечественной войне 1812 года – новый памятник героям Отечества открыт в местах знаменитого Тарутинского сражения! Московская Гимназия № 1529 имени Грибоедова давно известна своими научными конференциями, но год 200-летнего Юбилея победы в войне с Наполеоном дети решили отметить чем-то особенным, воплотить свою память о подвиге русского воинства в чем-то вечном, создать Памятный Камень. Таким образом, в результате совместных усилий учащихся ГБОУ Гимназии № 1529 имени А.С. Грибоедова и администрации Жуковского района Калужской области на месте бывшей деревни Малое Леташово поставлен Памятный Камень с надписью «От благодарных потомков». Дело в том, что на этом месте во время знаменитого Тарутинского маневра располагался штаб Михаила Илларионовича Кутузова. Учащиеся Гимназии узнали об этом от местных жителей, собрали архивный материал, доказывающий, что в этом месте действительно находился штаб русской армии. Дети придумали акции, в ходе которых удалось собрать необходимую для создания памятного знака сумму денег. В результате получился замечательный памятник, посвященный памяти тех, кто отстоял Отечество в 1812 году. Торжественное открытие памятника состоялось 17 мая 2012 года.
Мне повезло — автобус тут редкость, но я подошёл вовремя! В пути начался сильный ливень с градом… Как же мне повезло!
Источники информации:
http://wikimapia.org
http://ru.wikipedia.org
http://fannja.livejournal.com/2307.html
http://www.couo.ru/document_print.asp?document_id=171961
2 комментария
путешествие весьма любопытное и полезное.
Один из моих любимых спокойных пеших маршрутов!