Александр Николаевич Коншин – участник автомобильных гонок, владелец имения в Липицах

Дорогие друзья! На нашем сайте очень часто упоминается фамилия КОНШИНЫ – один из старейших предпринимательских родов в Российской империи. Сегодня появился повод поговорить об этой династии! Не будем уходить совсем глубоко в прошлое, когда Коншины ещё занимались торговлей, открыв в Серпухове собственные лавки и мельницы. Упоминание Коншиных на нашем сайте начинается с Максима Алексеевича (1781–1816), который на базе прежней полотняной мануфактуры открыл бумаготкацкую и ситценабивную фабрики, где трудились более ста рабочих. Она получила название «Старая мыза». Преемник Максима Алексеевича, Николай Максимович Коншин (1798 – 24.12.1853), расширил фабрику, доведя к 1840 году число станков до 2 000 при 300 набойщицких столах и число рабочих до 2 1/2 тысяч; выработка составляла около 100 000 кусков на сумму до 500 000 рублей серебром. Был женат один раз на Марфе Филипповне Варгиной, у них было три сына: Иван Николаевич, Максим Николаевич и известный всем серпуховичам Николай Николаевич Коншин (19.02.1833 – 18.10.1918). После смерти Николая Максимовича Коншина, при разделе имущества в 1859 году, старшему сыну Ивану Николаевичу отошла бумагопрядильная фабрика, младшему – Максиму Николаевичу – бумаготкацкая и красильная («Старая мыза»), а среднему – Николаю Николаевичу – земельные участки в Тарусском уезде Калужской губернии. Николай Коншин вместе с Максимом организовал торговую фирму «Николая Коншина сыновья». В 1860 году была основана прядильно-ткацкая фабрика «Новая мыза». В 1872 году Максим, получив отступное в виде «полного вознаграждения наличными деньгами», отошёл от семейного дела. Развитию предприятия способствовала прокладка до Серпухова в 1868 году железной дороги. Продукция фирмы отличалась высоким качеством, серпуховские ткани регулярно выставлялись на промышленных выставках, экспонировались на Парижской Всемирной выставке 1878 года.
Николай Николаевич Коншин (1-й) был женат три раза. Первая жена, Александра Яковлевна Каратаева (19.02.1835 – 18.10.1856), умерла вторыми родами в 21 год, родила ему двоих детей:
1. Сына, Николая Николаевича (2-ой). Годы жизни: 1854–1883. Женился на Варваре Петровне Добрыниной, подарил знаменитому деду-промышленнику пятерых внуков! Нас с вами интересует Александр Николаевич (1880 – 09.09.1912) – владелец одного из первых в России гоночных опелей. Похоронен в своём имении Липицы!
2. Дочь, Капитолину Николаевну (1856–1912).
Второй раз Николай Николаевич Коншин (1-й) женился на Ольге Николаевне Добрыниной. От этого брака родились ещё 7 детей, в том числе известный читателям нашего сайта Николай Николаевич (3-й). Годы жизни: 1861–1916. Да, тот который певец, женатый на француженке из США, певице Эмме Маршан! Обязательно прочитайте рассказ о посещении их английского дома на берегу Оки!

Александр Николаевич Коншин

Итак, переходим к главной информации сегодняшнего дня: на сайте DRIVE2 (сообщество автовладельцев) была опубликована статья из журнала «Русский спорт» от 1912 года под названием «Стокилометровая гонка». Состоялась 9 сентября 1912 года, проводилась первым Московским автомобильным клубом, стоила жизни одному из видных московских спортсменов – Александру Николаевичу Коншину. Как и многие фабриканты своего времени, он был увлечен автоспортом и имел в своем гараже сорокасильный опель. Более того, у Коншина был один из первых, скажем так, дилерских салонов «Опель». Так что в гонках он носился как сумасшедший во многом для блага своего дела. Его победы были главной рекламой для его автомобилей.

Александр Николаевич Коншин

Состязание проходило между деревней Елино на 31 версте Петербужского шоссе и предместьем города Клин, где был устроен поворотный пункт. У деревни Елино были и старт, и финиш. Участники гонки должны были проехать 46 и 3/4 верст до поворотного пункта и после часового перерыва вернуться по тому же пути обратно. На гонку записалось 13 машин, но одна машина была снята до старта. Состязание на скорость началось в 10 часов утра. Наиболее сильные машины были пущены сразу. Первым отправился на машине «Опель» А.Н. Коншин, лично управлявший своим стальным конем. С ним ехал шофер С. Гавриков.

Александр Николаевич Коншин

На поворотном пункте гонщики оставались до 12 часов 15 минут. Обратно их пускали по порядку прихода на поворотный круг. Одним из претендентов на первый приз стал московский фабрикант А.Н. Коншин. На обратном пути в 8 верстах от финиша он погиб. По словам очевидцев, это произошло так:
«Мимо деревни Чашников, где шоссе делает два крутых поворота наподобие буквы S, Коншин ехал на своем «Опеле» с колоссальной быстротой. Очевидно, на повороте машину занесло. Она проскочила по правой обочине шоссе и едва не влетела в канаву около дома местного священника. Гонщику удалось справиться с рулевым управлением, и машина, перелетев на левую сторону шоссе, попала в канаву у забора имения Спечинского. Впереди несущейся машины находился переброшенный через канаву мостик, в который она через несколько секунд и врезалась. Раздался взрыв, показался огонь. Крестьяне-очевидцы бросились на помощь пострадавшим автомобилистам. Исковерканная машина находилась на боку. Оба гонщика были без чувств. А.Н. Коншин сидел на своем месте за рулем, а шофер Гавриков был выброшен и очутился на запасных шинах, за кузовом».

Александр Николаевич Коншин

К месту катастрофы через несколько минут после случившегося подъехал следующий гонщик – г. Меллер. Он остановился и, подбежав к Коншину, который был уже извлечен из-под машины, убедился по слабому биению сердца, что тот еще жив. Тотчас же Коншина перенесли в усадьбу, и там он через несколько минут тихо скончался. Когда известие о катастрофе дошло до финиша гонки, оттуда приехали все члены гоночной комиссии, жена покойного и многие его товарищи по автомобильному клубу. Труп Коншина и находившегося без памяти шофера перевезли на автомобиле в Москву. Шофер был помещен в больницу, где он находился двое суток, а затем для поправки здоровья был отправлен в деревню. Трагически погибшего спортсмена похоронили в его имении под Москвой.

Александр Николаевич Коншин

Автор статьи на сайте Drive2 Alexander Kapkov также делится обложкой журнала «Русский спорт» от июля 1912 года. Портрет Александра Коншина оказался на ней после того, как он поставил рекорд скорости. На гонке, которая прошла 2 июля 1912 года, на 18-й версте Ярославского шоссе он установил общероссийский рекорд скорости. На своем автомобиле «Опель» с цилиндрами 130 на 240 и мощностью 40 л/с Коншин прошел 1 версту. Alexander Kapkov рассчитал: «Одна верста – это 1066 метров, но будем считать ее за 1 км. За 24 секунды, значит, получается, смог разогнаться до скорости 150 км/ч». Форумчанин Александр (dalnoboj74) не верит таким расчётам: «Лично я глубоко сомневаюсь, что с двигателем 40 л/с можно разогнаться до 150км/ч. Да с той аэродинамикой, точнее – её отсутствием».

Александр Николаевич Коншин

Так или иначе, было интересно получить новую информацию о том, насколько разными были судьбы представителей династии серпуховских промышленников, а также вспомнить свои прежние публикации!
Источник информации:
https://www.drive2.ru/b/506778379333140616

Вам также может понравиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *