Бурное развитие экономики России в середине XIX века, поражение в Крымской войне с англо-французами потребовали быстрейшего строительства дорог из центра страны к ее южным губерниям и границам. Еще при жизни императора Николая Первого производились масштабные изыскания и составлялись «проекты к сооружению железной дороги к Черному морю…». 21 мая 1864 года Александр Второй своим рескриптом поручил «средствами государственного казначейства» приступить к постройке железной дороги от Москвы сначала до Орла.
Строящаяся дорога вводилась в жизнь по частям: головной участок Курской железной дороги от Москвы до Серпухова был открыт для движения 17 ноября 1866 года. А накануне было совершено молебствие, освящено временное здание Московско-Курского вокзала.
После торжественного открытия вокзала к Серпухову отправился поезд с инженерами-строителями, гостями, официальными лицами. Поезд шел неторопливо, останавливаясь у мостов и новых станций. Первой от Москвы станцией с весьма симпатичным вокзалом стало знаменитое Царицыно, место, облюбованное еще Екатериной II, у вековой липовой рощи. Конечная остановка — старинный уездный город Серпухов на 92-й версте от Москвы.
Заказ на строительство моста через Оку казна поручила 30-летнему инженеру Аманду Струве, зарекомендовавшему себя опытным мостовиком. Причем металлические фермы для моста изготавливались на заводе братьев Струве, что расположился на берегу Оки в старинной Коломне. Транспортировка ферм проходила четко и без задержек, вверх по течению все той же Оки. Единственное, что пришлось дороге вне плана, — дополнительно построить «станцию Ока-пристань», где выгружались детали будущего моста. А пристань эта долгие годы потом хорошо послужила Серпухову в его речных перевозках. Мост возвели основательно, на каменных устоях.
Старый путеводитель по Московско-Курской дороге так пишет о нем: «Реку Оку пересекает железный неразрезной решетчатый мост о 11 пролетов (чистое отверстие 227 саж.)». Закончен он был благодаря «старанию автора» к февралю 1867 года — значительно раньше контрактного срока.
Особенность его заключалась в том, что в России это был первый такой крупный совмещенный мост, поезда здесь ходили по верху ферм, а по нижнему этажу, как по решетчатому тоннелю, был устроен проезд гужевого транспорта. В августе 1867 года император Александр II, что особенно внимательно следил за строительством Московско-Курской, «…при проезде железною дорогой от Москвы до Тулы и осмотре моста через Оку у Серпухова всемилостивейше соизволил пожаловать… военному инженер-капитану Струве орден Св.Владимира 4-й степени…».
А в 1868 году, по проекту Федора Карловича Кнорре, было построено и здание вокзала станции «Серпухов», в художественном плане относится к эклектическому направлению в архитектуре. Его «братьями-близнецами» были вокзалы на станциях Тула, Орел, Чернь, Скуратово, Поныри, Курск.
Внутри вокзала:
Здание вокзала на станции «Серпухов» меньше всех остальных подвергалось перестройкам, т.к. не было разрушено военными действиями. Фактически, сегодня это единственное здание, на 95% сохранившее свои архитектурные черты как внешне, так и в интерьерах. Уже только поэтому можно считать его уникальным.
Снесли тот мост сравнительно недавно, примерно в 1988 году, но к этому времени он уже стоял недействующий. После завершения строительства нового моста на скоростном шоссе, его закрыли для проезда машин, а позже разобрали. В некоторых атласах автомобильных дорог этот мост остался.
Вот что писали об этом газеты:
«Еще одна невосполнимая потеря «перестроечных» лет — пешеходный мост, соединяющий правый берег Оки с Серпуховом (самый кратчайший путь). Как раз в ту пору его сочли аварийным и быстренько разобрали, а новый так и не появился. По тому мосту местные жители тужат до сих пор, ведь это нарушило весь уклад жизни поселка, лишив большинство людей возможности работать в Серпухове. В общем, работоспособному населению пришлось прямиком ездить в Москву на заработки».
А между тем, берег Оки в районе железнодорожного моста является одним из популярных мест отдыха, и, даже, достопримечательностью, которую стараются показать гостям. И вот стоя на смотровой площадке (со стороны Серпухова) и любуясь окружающей красотой, всегда так хочется оказаться на другом берегу! Но электричек в день проходит всего-то около десятка (некоторые пл. «ОКА» проезжают мимо), ближайший мост за 5 с лишним километров… От старого моста сохранилась лишь одна опора.
Дополняя теперь свою статью, сообщаю что последнюю опору моста снесли в 2013 году при подготовке площадки для реконструкции действующего железнодорожного моста 1929 года постройки. Ещё одной достопримечательностью стало меньше.
Оглядываясь в прошлое и разглядывая старые фотографии, понимаешь, что раньше о людях думали больше, чем сейчас. «Двухэтажный» мост для того времени — прекрасное инженерное решение! Удобно всем — и простым горожанам, которые теперь по первому ярусу моста могли попасть на другой берег, и локомотивы спокойно пересекали это природное препятствие. Разобрали! А вокзал? — Раньше над привокзальной платформой был козырек. Не вписался в габариты после ремонта путей — сняли!
Теперь, не смотря на большой пассажиропоток, спрятаться на платформе от дождя можно только под 5-метровой «заплаткой», куда плотно и сбиваются пассажиры в ожидании поезда.
Источники информации:
Статья Юлиана ТОЛСТОВА (Всероссийское Общество Любителей Железных Дорог)
У вокзала будет новый облик
Старые фотографии 1905 — 1910 годов можно посмотреть здесь:
http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=63840&LNG=RU#picture
http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=62403&LNG=RU#picture
http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=64102&LNG=RU#picture
http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=61256&LNG=RU#picture
http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=63241&LNG=RU#picture
Продолжение темы: здесь.
7 комментариев
Очень познавательно, как и всегда! Спасибо за Ваш труд!
Недавно была в Серпухове и с платформы увидела интересное здание, а позже нашла и фотографию его части!) Жаль, что здесь нельзя прикрепить ее, чтобы узнать у Вас, не известно ли что-либо об истории этого здания..)
Добрый вечер, Алина! Рад, что вам понравилось! Про здание — и правда непонятно, какое из зданий вокруг показалось вам «интересным» Например, рядом с пешеходным мостом со стороны Ногинки есть двухэтажные руины — бывшие конюшни. Вы про них хотели узнать? Рекомендую зайти на сайт «Wikimapia» (интерактивная карта мира) — возможно там будет интересная информация, или по крайней мере скините сюда ссылку на интересующий вас объект.
Демонтировали последнюю опору старого моста, а там тоннели
Спасибо, Дмитрий, за новости! Уже в курсе
Это при строительстве строили разгрузочные арки.
А можно подробнее про арки? Почему их 2 яруса, почему вдоль линии движения, и какова в таком случае несущая способность верхней арки?
Здравствуйте, Иван! Подробный отпет изложен в дополненном издании моей книги «По следам Серпуховской узкоколейной железной дороги» — там очень хорошо раскрыта железнодорожная тема, в том числе интересующий вас вопрос. Сей час как раз заказываем новый тираж: https://vk.com/alxlav?w=wall247175552_641
Да, читала обе книги Александра — очень интересно! Хорошо написано! Рекомендую!