Таруса-Сашкино-Асеевки-Богимово-пл.218 км-Алексин

В этом году длинные майские праздники — мы отдыхали с 29 апреля по 1 мая, когда состоялась предыдущая поездка по окрестностям Алексина. Теперь мы отдыхаем с 6 по 9 мая. Ну чтож, снова есть возможность уделить целый день для посещения чего-то нового! Я сомневался в выборе маршрута. Но судьба направила меня в те-же края… Весна, утро, Таруса, автостанция. Расписание автобусов изменилось — «Таруса-Калуга» отправится в 8.30, на 10 минут раньше.

tarusa_aleksin_1
Однако и в данном случае у меня было 10 минут на то, чтобы навестить сквер с памятником Марине Цветаевой, благо он соседствует с автостанцией:

tarusa_aleksin_2

Потом бегом обратно на автобус, и вперёд — до… Сашкино! Что останавливает здесь проезжающих мимо? — Меня, конечно, случай и название ))) В остальном, подходящие слова нашёл Kaluga_apx: «По дороге из Калуги в Тарусу проезжаешь вполне заурядное для средней полосы село Сашкино, но одно здание резко бросается в глаза на фоне унылых деревянных домиков.»

tarusa_aleksin_3

Вопреки первым мыслям, приходящим в голову — это не было никогда усадьбой, изначально в этом здании располагалась школа! Сашкинская средняя школа образована в 1898 году как земская школа на пожертвования духовника царской семьи Иоаном Янышевым.
В середине 19 в ека в Калужской губернии быстро увеличивалось количество одноклассных училищ. Они полностью содержались за счет приношений городских и сельских обществ, помещиков и плат за обучение своих детей — от 4 до 8 рублей в год. В 1843 году такое училище было открыто в с.Сашкино Тарусского уезда. Это было деревян ное здание, принадлежавшее церкви. Стоило оно там, где теперь стоит дом Резниченко А.А. Учились в училище, как правило, дети духовенства и купцов. В конце 19 века было построено теперешнее здание школы. Построено оно на средства и по проекту поместного дворянина Иоанна Янышева, священника царской семьи Николая II. Он слыл либералом. Приезжая летом в деревню, наблю дал жизнь крестьянских детей, их смекалку, находчивость, сообразительность, пришел к выводу, что крестьянских детей нужно учить грамоте. Под его руководством был разработан проект двухэтажного здания по образцу монастыря, в котором разместилось двухклассное церковно-приходское училище. Построено оно в 1899 году. На первом этаже располагались классы, а на втором — квартиры учителей. Училище готовило учителей начальных классов, бухгалтеров и младших церковных служителей. Обучение был о платным. Право на бесплатное обучение имели дети из д.Русино, в котором находилось имение Янышева А.П., который указал: «Пусть мои земляки, дети бедных крестьян, учатся бесплатно». Но с них брали, всё-таки символическую плату — дети должны были петь в церковном хоре при исполнении религиозных обрядов. В конце 19 века создаются так-же земские школы. На территории с.Сашкино кроме церковно-приходского училища была и земская школа. Это было деревянное здание, которое было расположено там, где сейчас заправочная станция КСП «Сашкино». Земские школы были открыты в конце 19 — на чале 20 веков в деревнях Асеевки, Клишино, Жиливки. Все здания бы ли одноэтажные и деревянные. В 1918/19 году все школы области стали называть ся «Единая трудовая школа». К 1929 году в с.Сашкино была образована школа крестьянской молодежи. В 1930 году в сельской местности было введено обязательное начальное образование. В 1930-е годы школа не только обучала детей, и но и обучала грамоте взрослых жителей. В 1938 году «семилетка преобразована в среднюю». 22 июня 1941 года был самым тяжким днем в жизни нашей Родины. Фашистская Германия совершила вероломное нападение на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Не обошла она стороной и эту местность: «Оккупанты пришли к нам 16 октября и были изгнаны 17 декабря 1941 года. Пробыли у нас 2 месяц а, срок небольшой. Но успели наворотить много бед. По страдала и наша школа. Оккупанты осквернили ее. В классе, где был кабинет физики, была устроена кузня, а в классе напротив стояли лошади. Перед зданием школы в течение трех дней горел костер, на котором жгли мебель, наглядные пособия, книги из библиотеки. На чердаке школы был установлен станковый пулемет. Стекла в окнах побиты, двери сорваны, по этому после изгнания их пришлось все восстанавливать вновь.»
В 50-е годы Сашкинская средняя школа становится одной из передовых школ района. В школе был прекрасный пришкольно-опытный участок.

tarusa_aleksin_4

Поклонный крест рядом с территорией школы,установлен на месте разрушенной церкви в 2004 году. В селе также был дом призрения от церкви, в нем сейчас школьный спортзал. Название это дается преимущественно таким благотворительным заведениям, которые имеют характер богадельни.

tarusa_aleksin_5

От Сашкино до Богимово по прямой — что-то около 6 км: Усадьба Богимово (N54° 32.049′, E36° 53.803′) — 13 км от п.Ферзиково, сохранились: двухэтажный главный дом и флигель конца XVIII в., хозяйственные здания, Успенская церковь 1830 г., регулярный парк 1830-х гг., нижний пруд. Автобус сюда ходит от п.Ферзиково, НО, только по четвергам. Посему идём туда пешком.

tarusa_aleksin_6

Вид впереди предвкушал очарование Богимовскими пейзажами — не зря лето 1891 года, навсегда отметившее усадьбу знаком особой памяти, здесь провёл (жил и работал) Антон Павлович Чехов со своей семьей после возвращения из Европы. Богимовский помещик Былим-Колосовский сдал ему весь второй этаж большого усадебного дома!
Однако ночной ливень расстроил впечатления от прогулки:

tarusa_aleksin_7

Более того, сам-же предупреждал Вас, читатели о клещах в прошлой статье, и сам-же, поддавшись советам местных жителей срезал часть пути через поле! Столько клещей одновременно я не видел никогда в жизни!!! тем более на себе! Не поверите — я снял с одежды их около 25-30! Каким то чудом, Божьей милостью, ни один из них не впился в меня за этот день! Я с нетерпением ждал уже хоть разбитой грунтовой дороги, а пока приходилось буквально через каждые 5 минут осматривать себя, ступая по узкой колее между травой. Наконец,.. Богимово!

tarusa_aleksin_8

Домов не было видно, но навигатор чётко указывал на деревья впереди. Это оказалось правдой. Несколько частных домов, заброшенная аллея (напомнившая Зендиково), и барские хоромы:

tarusa_aleksin_9

Богимово — родовое имение Прончищевых. Род Прончищевых известен с XV века. В 1702 году в Богимово родился и провел свои детские годы будущий исследователь Арктики Василий Васильевич Прончищев. В.В. Прончищев участник Великой Северной экспедиции, командир III картографического отряда — первооткрыватель полуострова Таймыр, где он и скончался 29 августа 1736 года. Супруги Василий и Татьяна Прончищевы умерли (предположительно от цинги) почти одновременно и похоронены в одной могиле, в устье реки Оленек. К счастью могила, Прончищевых сохранилась до настоящего времени. Сохранившиеся постройки усадьбы возведены в конце XVIII столетия предводителем Тарусского дворянства Алексеем Ионовичем Прончищевым. В составе усадьбы большой двухэтажный дом из двадцати пяти комнат, два флигеля, конный и скотный двор, липовый парк, аллеи, остатки прудов. Капитальные строения усадьбы, созданные жестоким и деспотичным секунд-майором А.И. Прончищевым, всем своим рациональным видом напоминают казармы. Видимо, сказалась ограниченность этого человека, которая не позволила ему создать более красивую по архитектуре усадебную постройку. Много позже (1830-е гг.) уже внук Прончищева — Алексей Владимирович развел здесь регулярный липовый парк с еловой аллеей. С историей Богимова косвенно связаны имена декабристов. В первой половине XIX века усадьбой владела сестра декабриста Е.П.Оболенского, В.П.Прончищева, а последний хозяин усадьбы Е.Д.Былим-Колосовский был женат на внучке известного декабриста С.И. Кашкина. (Надгробья представителей рода Былим-Колосовских можно видеть сегодня в некрополе монастыря Оптина Пустынь). С 1936 по 2008 годы в Богимове располагалась психиатрическая больница. В настоящее время усадьба пустует.

tarusa_aleksin_10

На территории усадьбы установлен памятник А.П.Чехову. Чехов об усадьбе Богимово и его обитателях: «Живем мы в Тарусском уезде Калужской губ., в селе Богимове, в усадьбе некоего молодого барина… Громадный дом, отличный парк, неизбежные виды, при взгляде на которые я обязан почему-то говорить: «Ах!», речка, пруд с голодными, любящими попадаться на удочку карасями… и прогулки по вечерам. Занимаюсь я своим Сахалином и в промежутках, чтобы не уморить свое семейство голодом, ласкаю музу и пишу рассказы. В одной усадьбе с нами живут: зоолог Вагнер с семьей и Киселевы, но не те Киселевы, а другие, не настоящие. Вагнер ловит козявок и пауков, а Киселев-отец пишет этюды…»
Богимовский дом, его хозяин (усадьба в то время принадлежала Евгению Дмитриевичу Былим — Колосовскому) и огромный зал с колоннами навсегда сохранятся, что бы ни случилось с самой усадьбой, т.к. в рассказе «Дом с мезонином», написанном четыре года спустя, с поразительной точностью отразились Богимово, Даньково и их живописные окрестности, леса, поля, прозрачная речка Мышега.

tarusa_aleksin_11

За парком, в стороне от усадьбы, расположена небольшая церковь Успения Пресвятой Богородицы (N54°31.974′, E36°54.034′), построенная, видимо, в 1830 году дочерью Алексея Ионовича — Екатериной Алексеевной. До наших дней церковь дошла в довольно плачевном состоянии. В настоящее время церковь не действует. Часть храма до сих пор используется под хозяйственные нужды сельсовета. Повстречавшаяся по пути местная жительница, что в самом храме, в разное время, был склад и сельский клуб для танцев.

tarusa_aleksin_12

Некторые росписи внутри сохранились. Несколько ниш в стенах Храма занимают принесённые разными людьми иконы.
Периодически моросил дождь, к счастью, каждый раз недолго. Местный пушистый бедолага нашёл себе место для укрытия )))

tarusa_aleksin_13

Пора идти к железной дороге, ведь сколько времени займёт дорога я не знал, а на ближайшей платформе поезд останавливается только три раз в день. Идти-же назад тем-же путём я, сами понимаете, не хотел. Оглядываемся в последний раз на Богимово. За деревьями виден Храм — он для Вас, если решите приехать сюда, будет ориентиром!

tarusa_aleksin_14

Прибавив шаг, я очень даже быстро преодолел нужное расстояние. Теперь проблемой стало — найти тропинку к платформе. Парадокс, согласитесь — платформа есть, а дороги к ней нет, фактически нужно идти/ехать до самого Ферзиково! Интуиция не подвела, хоть вариантов было несколько. «Платформа 218 км», хоть в расписании и в Google она указана как «217 км». На этой платформе, мне рассказали, что был когда-то даже остановочный павильон! Нынешний вид платформы напоминает БМО. Но горькие перемены коснулись и ст.Средняя, но об этом позже. Пока я с нетерпением жду поезда, т.к. в прошлый раз ни одного увидеть не удалось.

tarusa_aleksin_15

Сызрано-Вяземская железная дорога — одна из железных дорог Российской империи, образованная в 1890г. при слиянии Моршанско-Сызранской, Ряжско-Моршанской и Ряжско-Вяземской ж.д. Казённая. Протяженность — 1307 верст. Дорога проходила от Сызрани до Вязьмы по территории Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской и Саратовской губерний. Дорога находилась в ведении МПС, управление дороги было расположено в Калуге. Протяжённость дороги на 1913 год — 1393,9 км, в том числе 101,7 км составляли двухпутные участки. Среди основных линий дороги: Павелец — Узловая — Тула-Вяземская — Алексин — Калуга — Вязьма (1874 г.). В современных границах губернии дорога проходит в направлении с северо-запада на юго-восток от разъезда Жижала до ст. Алексин, по уездам Юхновскому, Медынскому, Калужскому и Тарусскому на протяжении 205 км. Кроме того, в пределах губернии в состав дороги входят еще следующие ветви общего пользования: от ст. Алексин до ст. Алексин – Ока протяжением 2 км, от Калуги до ст. Калуга – Ока-пристань длиною 9 км и от Калуги до соединения с МКВ жел. дор. на ст. Тихонова Пустынь в 18 км (две последние ветви перешли от МКВ ж. д. в ведение Сыз. Вяземской в 1919 году). Итого ветвей общего пользования 29 км. Кроме перечисленных ветвей к дороге примыкают еще так называемые ветви частного пользования: от ст. Говардово до писчебумажных фабрик в с. Кондрове и Троицком – длиною 5 км, от ст. Средняя к Петровскому заводу сельскохозяйственных машин – длиною 4 км и от ст. Алексин – Ока к Мышегскому чугунолитейному заводу – длиною 4 км. Из ветвей хозяйственного значения необходимо отметить Синеевскую узкоколейную ветвь от ст. Износки до дер. Мочальники Медынского уезда длиною 21 км и Угорскую, от ст. Полотняный завод до с. Товаркова, длиною 7 км.

tarusa_aleksin_16

Подходит поезд — две автомотрисы АЧ2 (производились Чехословацким заводом «Вагонка-Студенка» с 1984 года для нужд железных дорог СССР) и один вагон между ними. Автомотриса отличалась по конструкции от своей предшественницы АЧ0 — была изменена конструкция кузова, тип тележек, применён другой дизельный двигатель. В 1984—1985 гг. автомотрисы испытывались на экспериментальном кольце ВНИИЖТа, а затем поступили для эксплуатации в локомотивное депо Тернополь. Затем автомотрисы поступали на некоторые железные дороги европейской части СССР. В Брянске, Орле и Нижнем Новгороде автомотрисы используются как пассажирские, в составе по три или шесть вагонов. На других железных дорогах автомотрисы используются как персональные разъездные вагоны для руководящего состава: начальников дорог, их заместителей и начальников отделений железных дорог. Выпуск автомотрис АЧ2 прекращён в начале 1990-х годов. Всего было выпущено около 120 автомотрис этой модели. На 2012 год работают с пассажирами в пригородах Брянска, Калуги, Смоленска, Курска, Орла и Чебоксар. За пределами России используются на Южно-Кавказской железной дороге.

tarusa_aleksin_17

Ещё из справки на «ru.wikipedia.org»: «Автомотриса состоит из моторного головного вагона с двумя кабинами управления и одного или двух прицепных вагонов АПЧ2. Каждый из прицепных вагонов имеет 123 места для сидения.»

tarusa_aleksin_18

Поскольку головной вагон с двумя кабинами, перейти в начало/конец состава не получится:

tarusa_aleksin_19

Ну хотя-бы двери автоматические )))

tarusa_aleksin_20

Ехали мы достаточно быстро. Между ст.Средняя и ст.Энергетик открывается вид на Оку.

tarusa_aleksin_21

В 3 км от станции Средняя находится Петровский завод с/х машин и орудий, который при 220 рабочих производит 500 тонн отливов и до 100 вагонов разных деревянных частей с/х машин. Завод соединен со станцией подъездным путем в 4 км. Близ завода каменноугольные копи, которые в настоящее время не разрабатываются. Станция Средняя была очень красивой небольшой ЖД станцией. Я не знаю имени архитектора, но станционное сооружение вышли чудесным. Это был компактный зал с кассами и стендом расписания. Имелись высокие стеклянные двери для выхода на перрон. На перроне были лавки. Внутри станции была комната дежурного со связью, и места отдыха — тоже лавки. Само здание по моему деревянное с каменным фундаментом, украшенное наличниками на окнах и не типичной архитектурой если так можно сказать. Станция удачно вписывалась в природный ландшафт и удачно его дополняла. Старое деревянное здание станции просуществовало где до начала 90-х годов, теперь от него только остался только фундамент. Оно действительно было красивым. Детские воспоминания рисуют высокий деревянный дом, с резными наличниками и небольшим крыльцом. В годы перестройки на смену ему построили безликую прямоугольную каменную коробку, а обветшалое здание снесли. Кроме тех помещений внутри, что перечислялись там был еще и неплохой буфет.

tarusa_aleksin_22

Я думал, что нужно ехать до конечной там и будет, как обычно, автостанция. Но необходимо здесь отметить, что ст.Алексин действительно находится в пределах Тарусского уезда, так как расположена на левом берегу Оки, которая служит границей между Тульской и Калужской губерниями; что же касается города Алексина, то он находится на правом берегу реки. Вот так и с узловыми точками общественного транспорта — вокзал в одной стороне города, автостанция — в другой (и даже на другом берегу Оки). Хорошо, что мне подсказали :-)

tarusa_aleksin_23

Вышел я на платформе «232 км» (это если по Интернету), а так все называли её «Мост» — может, за этот над железной дорогой, а, может, за автомобильный через Оку:

tarusa_aleksin_24

Поезд отправился на конечную, а я пешком через город на автостанцию (всё-таки я отправился ради того, чтобы осматривать достопримечательности, а не просто кататься из пункта «А» в пункт «Б»). Почти сразу-же по пути — Дворец культуры:

tarusa_aleksin_25

Самое интересное началось после приближения к реке (жаль солнышка не было). На правом берегу Соборный храм в честь Успения Божией Матери:

tarusa_aleksin_26

По мосту — через Оку. Позади уже вдалеке прогудел идущий обратно в Калугу тот-же самый поезд. Не ожидав выйти к Храму, главная дорога сворачивала направо и проходила как-раз мимо него:

tarusa_aleksin_27

Соборный храм в честь Успения Божией Матери (новый) построен в 1806-1813 гг. на средства купца Ивана Афанасьевича Маслова. Освящен в 1815 году Тульским епископом Амвросием ( Протасовым ). Колокольня построена в 1829 году на некотором расстоянии от храма на церковные средства с помощью благотворителей. В 1857 году храм и колокольня соединены пристройкой, в которой в 1867 году на церковные средства и пожертвования устроены два придела: с правой стороны — в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, с левой стороны -в честь святителя Алексия Митрополита Московского и всея Руси. В годы революционной смуты собор был закрыт и подвергнут разрушению. Возвращен верующим в 1945 году. В настоящее время в храме находится местночтимый образ Смоленской иконы Божией Матери.
А вот и вид на мост, по которому я шёл сюда:

tarusa_aleksin_28

Как я и говорил — берега Оки здесь просто великолепные!

tarusa_aleksin_29

Потом вдоль улицы пошли старые дома. Небольшой зелёный уголок примыкает к дороге, в середине памятник Ленину:

tarusa_aleksin_30

Чуть в стороне памятник Федоровскому Владимиру Николаевичу — был партизанским связным. Казнен немцами. Похоронен в старом Алексине рядом с кинотеатром.

tarusa_aleksin_31

Очень удачно — по пути моего следования к автостанции оказался и Свято-Никольский храм — построен в 1787 году «с помощью прихожан и доброхотнодателей» алексинский второй гильдии купец Иван Савостин с братьями. Сам тип здания восходит к хорошо знакомым и широко распространенным в XVIII столетии образцам:

tarusa_aleksin_32

В 1990 году разрушенный храм был передан Православной церкви и после освящения трудами прихожан начал восстанавливаться. 12 августа 2003г. был окончательно восстановлен и освящен центральный предел храма. В область пастырской деятельности входит окормление Воинской части, больниц, Дома престарелых, а также на постоянной основе священнослужители проводят занятия в Детских садах и школах г.Алексина. При храме действует воскресная школа.
По-соседству, в трехэтажном особняке бывшей городской усадьбы купцов 1-й гильдии Масловых, памятнике архитектуры эпохи зрелого классицизма, находится Алексинский художественно-краеведческий музей:

tarusa_aleksin_33

Алексинский художественно-краеведческий музей основан в 1974 году, первых посетителей музей принял в декабре 1980 года.
Далее, по цветущим улицам, я таки добрался до автостанции, где ни без сюрпризов нашёл способ уехать.
Источники информации:
http://kaluga-apx.livejournal.com/19046.html
http://www.sashkino-edu.narod.ru/
http://gorod.kaluga.ru/img/Usadby/bogi.html
http://hist-usadba.narod.ru/links4-1.html
http://kirmuseum.ucoz.ru/publ/9-1-0-72
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=9058
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.aleksin-city.info/forum/viewtopic.php?f=35&t=2735
http://a-petrovka.narod.ru/cerkvi.html
http://www.museum.ru/m535

Вам также может понравиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *