В этом году длинные майские праздники — мы отдыхали с 29 апреля по 1 мая, когда состоялась предыдущая поездка по окрестностям Алексина. Теперь мы отдыхаем с 6 по 9 мая. Ну чтож, снова есть возможность уделить целый день для посещения чего-то нового! Я сомневался в выборе маршрута. Но судьба направила меня в те-же края… Весна, утро, Таруса, автостанция. Расписание автобусов изменилось — «Таруса-Калуга» отправится в 8.30, на 10 минут раньше.
Однако и в данном случае у меня было 10 минут на то, чтобы навестить сквер с памятником Марине Цветаевой, благо он соседствует с автостанцией:
Потом бегом обратно на автобус, и вперёд — до… Сашкино! Что останавливает здесь проезжающих мимо? — Меня, конечно, случай и название ))) В остальном, подходящие слова нашёл Kaluga_apx: «По дороге из Калуги в Тарусу проезжаешь вполне заурядное для средней полосы село Сашкино, но одно здание резко бросается в глаза на фоне унылых деревянных домиков.»
Вопреки первым мыслям, приходящим в голову — это не было никогда усадьбой, изначально в этом здании располагалась школа! Сашкинская средняя школа образована в 1898 году как земская школа на пожертвования духовника царской семьи Иоаном Янышевым.
В середине 19 в ека в Калужской губернии быстро увеличивалось количество одноклассных училищ. Они полностью содержались за счет приношений городских и сельских обществ, помещиков и плат за обучение своих детей — от 4 до 8 рублей в год. В 1843 году такое училище было открыто в с.Сашкино Тарусского уезда. Это было деревян ное здание, принадлежавшее церкви. Стоило оно там, где теперь стоит дом Резниченко А.А. Учились в училище, как правило, дети духовенства и купцов. В конце 19 века было построено теперешнее здание школы. Построено оно на средства и по проекту поместного дворянина Иоанна Янышева, священника царской семьи Николая II. Он слыл либералом. Приезжая летом в деревню, наблю дал жизнь крестьянских детей, их смекалку, находчивость, сообразительность, пришел к выводу, что крестьянских детей нужно учить грамоте. Под его руководством был разработан проект двухэтажного здания по образцу монастыря, в котором разместилось двухклассное церковно-приходское училище. Построено оно в 1899 году. На первом этаже располагались классы, а на втором — квартиры учителей. Училище готовило учителей начальных классов, бухгалтеров и младших церковных служителей. Обучение был о платным. Право на бесплатное обучение имели дети из д.Русино, в котором находилось имение Янышева А.П., который указал: «Пусть мои земляки, дети бедных крестьян, учатся бесплатно». Но с них брали, всё-таки символическую плату — дети должны были петь в церковном хоре при исполнении религиозных обрядов. В конце 19 века создаются так-же земские школы. На территории с.Сашкино кроме церковно-приходского училища была и земская школа. Это было деревянное здание, которое было расположено там, где сейчас заправочная станция КСП «Сашкино». Земские школы были открыты в конце 19 — на чале 20 веков в деревнях Асеевки, Клишино, Жиливки. Все здания бы ли одноэтажные и деревянные. В 1918/19 году все школы области стали называть ся «Единая трудовая школа». К 1929 году в с.Сашкино была образована школа крестьянской молодежи. В 1930 году в сельской местности было введено обязательное начальное образование. В 1930-е годы школа не только обучала детей, и но и обучала грамоте взрослых жителей. В 1938 году «семилетка преобразована в среднюю». 22 июня 1941 года был самым тяжким днем в жизни нашей Родины. Фашистская Германия совершила вероломное нападение на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Не обошла она стороной и эту местность: «Оккупанты пришли к нам 16 октября и были изгнаны 17 декабря 1941 года. Пробыли у нас 2 месяц а, срок небольшой. Но успели наворотить много бед. По страдала и наша школа. Оккупанты осквернили ее. В классе, где был кабинет физики, была устроена кузня, а в классе напротив стояли лошади. Перед зданием школы в течение трех дней горел костер, на котором жгли мебель, наглядные пособия, книги из библиотеки. На чердаке школы был установлен станковый пулемет. Стекла в окнах побиты, двери сорваны, по этому после изгнания их пришлось все восстанавливать вновь.»
В 50-е годы Сашкинская средняя школа становится одной из передовых школ района. В школе был прекрасный пришкольно-опытный участок.
Поклонный крест рядом с территорией школы,установлен на месте разрушенной церкви в 2004 году. В селе также был дом призрения от церкви, в нем сейчас школьный спортзал. Название это дается преимущественно таким благотворительным заведениям, которые имеют характер богадельни.
От Сашкино до Богимово по прямой — что-то около 6 км: Усадьба Богимово (N54° 32.049′, E36° 53.803′) — 13 км от п.Ферзиково, сохранились: двухэтажный главный дом и флигель конца XVIII в., хозяйственные здания, Успенская церковь 1830 г., регулярный парк 1830-х гг., нижний пруд. Автобус сюда ходит от п.Ферзиково, НО, только по четвергам. Посему идём туда пешком.
Вид впереди предвкушал очарование Богимовскими пейзажами — не зря лето 1891 года, навсегда отметившее усадьбу знаком особой памяти, здесь провёл (жил и работал) Антон Павлович Чехов со своей семьей после возвращения из Европы. Богимовский помещик Былим-Колосовский сдал ему весь второй этаж большого усадебного дома!
Однако ночной ливень расстроил впечатления от прогулки:
Более того, сам-же предупреждал Вас, читатели о клещах в прошлой статье, и сам-же, поддавшись советам местных жителей срезал часть пути через поле! Столько клещей одновременно я не видел никогда в жизни!!! тем более на себе! Не поверите — я снял с одежды их около 25-30! Каким то чудом, Божьей милостью, ни один из них не впился в меня за этот день! Я с нетерпением ждал уже хоть разбитой грунтовой дороги, а пока приходилось буквально через каждые 5 минут осматривать себя, ступая по узкой колее между травой. Наконец,.. Богимово!
Домов не было видно, но навигатор чётко указывал на деревья впереди. Это оказалось правдой. Несколько частных домов, заброшенная аллея (напомнившая Зендиково), и барские хоромы:
Богимово — родовое имение Прончищевых. Род Прончищевых известен с XV века. В 1702 году в Богимово родился и провел свои детские годы будущий исследователь Арктики Василий Васильевич Прончищев. В.В. Прончищев участник Великой Северной экспедиции, командир III картографического отряда — первооткрыватель полуострова Таймыр, где он и скончался 29 августа 1736 года. Супруги Василий и Татьяна Прончищевы умерли (предположительно от цинги) почти одновременно и похоронены в одной могиле, в устье реки Оленек. К счастью могила, Прончищевых сохранилась до настоящего времени. Сохранившиеся постройки усадьбы возведены в конце XVIII столетия предводителем Тарусского дворянства Алексеем Ионовичем Прончищевым. В составе усадьбы большой двухэтажный дом из двадцати пяти комнат, два флигеля, конный и скотный двор, липовый парк, аллеи, остатки прудов. Капитальные строения усадьбы, созданные жестоким и деспотичным секунд-майором А.И. Прончищевым, всем своим рациональным видом напоминают казармы. Видимо, сказалась ограниченность этого человека, которая не позволила ему создать более красивую по архитектуре усадебную постройку. Много позже (1830-е гг.) уже внук Прончищева — Алексей Владимирович развел здесь регулярный липовый парк с еловой аллеей. С историей Богимова косвенно связаны имена декабристов. В первой половине XIX века усадьбой владела сестра декабриста Е.П.Оболенского, В.П.Прончищева, а последний хозяин усадьбы Е.Д.Былим-Колосовский был женат на внучке известного декабриста С.И. Кашкина. (Надгробья представителей рода Былим-Колосовских можно видеть сегодня в некрополе монастыря Оптина Пустынь). С 1936 по 2008 годы в Богимове располагалась психиатрическая больница. В настоящее время усадьба пустует.
На территории усадьбы установлен памятник А.П.Чехову. Чехов об усадьбе Богимово и его обитателях: «Живем мы в Тарусском уезде Калужской губ., в селе Богимове, в усадьбе некоего молодого барина… Громадный дом, отличный парк, неизбежные виды, при взгляде на которые я обязан почему-то говорить: «Ах!», речка, пруд с голодными, любящими попадаться на удочку карасями… и прогулки по вечерам. Занимаюсь я своим Сахалином и в промежутках, чтобы не уморить свое семейство голодом, ласкаю музу и пишу рассказы. В одной усадьбе с нами живут: зоолог Вагнер с семьей и Киселевы, но не те Киселевы, а другие, не настоящие. Вагнер ловит козявок и пауков, а Киселев-отец пишет этюды…»
Богимовский дом, его хозяин (усадьба в то время принадлежала Евгению Дмитриевичу Былим — Колосовскому) и огромный зал с колоннами навсегда сохранятся, что бы ни случилось с самой усадьбой, т.к. в рассказе «Дом с мезонином», написанном четыре года спустя, с поразительной точностью отразились Богимово, Даньково и их живописные окрестности, леса, поля, прозрачная речка Мышега.
За парком, в стороне от усадьбы, расположена небольшая церковь Успения Пресвятой Богородицы (N54°31.974′, E36°54.034′), построенная, видимо, в 1830 году дочерью Алексея Ионовича — Екатериной Алексеевной. До наших дней церковь дошла в довольно плачевном состоянии. В настоящее время церковь не действует. Часть храма до сих пор используется под хозяйственные нужды сельсовета. Повстречавшаяся по пути местная жительница, что в самом храме, в разное время, был склад и сельский клуб для танцев.
Некторые росписи внутри сохранились. Несколько ниш в стенах Храма занимают принесённые разными людьми иконы.
Периодически моросил дождь, к счастью, каждый раз недолго. Местный пушистый бедолага нашёл себе место для укрытия )))
Пора идти к железной дороге, ведь сколько времени займёт дорога я не знал, а на ближайшей платформе поезд останавливается только три раз в день. Идти-же назад тем-же путём я, сами понимаете, не хотел. Оглядываемся в последний раз на Богимово. За деревьями виден Храм — он для Вас, если решите приехать сюда, будет ориентиром!
Прибавив шаг, я очень даже быстро преодолел нужное расстояние. Теперь проблемой стало — найти тропинку к платформе. Парадокс, согласитесь — платформа есть, а дороги к ней нет, фактически нужно идти/ехать до самого Ферзиково! Интуиция не подвела, хоть вариантов было несколько. «Платформа 218 км», хоть в расписании и в Google она указана как «217 км». На этой платформе, мне рассказали, что был когда-то даже остановочный павильон! Нынешний вид платформы напоминает БМО. Но горькие перемены коснулись и ст.Средняя, но об этом позже. Пока я с нетерпением жду поезда, т.к. в прошлый раз ни одного увидеть не удалось.
Сызрано-Вяземская железная дорога — одна из железных дорог Российской империи, образованная в 1890г. при слиянии Моршанско-Сызранской, Ряжско-Моршанской и Ряжско-Вяземской ж.д. Казённая. Протяженность — 1307 верст. Дорога проходила от Сызрани до Вязьмы по территории Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской и Саратовской губерний. Дорога находилась в ведении МПС, управление дороги было расположено в Калуге. Протяжённость дороги на 1913 год — 1393,9 км, в том числе 101,7 км составляли двухпутные участки. Среди основных линий дороги: Павелец — Узловая — Тула-Вяземская — Алексин — Калуга — Вязьма (1874 г.). В современных границах губернии дорога проходит в направлении с северо-запада на юго-восток от разъезда Жижала до ст. Алексин, по уездам Юхновскому, Медынскому, Калужскому и Тарусскому на протяжении 205 км. Кроме того, в пределах губернии в состав дороги входят еще следующие ветви общего пользования: от ст. Алексин до ст. Алексин – Ока протяжением 2 км, от Калуги до ст. Калуга – Ока-пристань длиною 9 км и от Калуги до соединения с МКВ жел. дор. на ст. Тихонова Пустынь в 18 км (две последние ветви перешли от МКВ ж. д. в ведение Сыз. Вяземской в 1919 году). Итого ветвей общего пользования 29 км. Кроме перечисленных ветвей к дороге примыкают еще так называемые ветви частного пользования: от ст. Говардово до писчебумажных фабрик в с. Кондрове и Троицком – длиною 5 км, от ст. Средняя к Петровскому заводу сельскохозяйственных машин – длиною 4 км и от ст. Алексин – Ока к Мышегскому чугунолитейному заводу – длиною 4 км. Из ветвей хозяйственного значения необходимо отметить Синеевскую узкоколейную ветвь от ст. Износки до дер. Мочальники Медынского уезда длиною 21 км и Угорскую, от ст. Полотняный завод до с. Товаркова, длиною 7 км.
Подходит поезд — две автомотрисы АЧ2 (производились Чехословацким заводом «Вагонка-Студенка» с 1984 года для нужд железных дорог СССР) и один вагон между ними. Автомотриса отличалась по конструкции от своей предшественницы АЧ0 — была изменена конструкция кузова, тип тележек, применён другой дизельный двигатель. В 1984—1985 гг. автомотрисы испытывались на экспериментальном кольце ВНИИЖТа, а затем поступили для эксплуатации в локомотивное депо Тернополь. Затем автомотрисы поступали на некоторые железные дороги европейской части СССР. В Брянске, Орле и Нижнем Новгороде автомотрисы используются как пассажирские, в составе по три или шесть вагонов. На других железных дорогах автомотрисы используются как персональные разъездные вагоны для руководящего состава: начальников дорог, их заместителей и начальников отделений железных дорог. Выпуск автомотрис АЧ2 прекращён в начале 1990-х годов. Всего было выпущено около 120 автомотрис этой модели. На 2012 год работают с пассажирами в пригородах Брянска, Калуги, Смоленска, Курска, Орла и Чебоксар. За пределами России используются на Южно-Кавказской железной дороге.
Ещё из справки на «ru.wikipedia.org»: «Автомотриса состоит из моторного головного вагона с двумя кабинами управления и одного или двух прицепных вагонов АПЧ2. Каждый из прицепных вагонов имеет 123 места для сидения.»
Поскольку головной вагон с двумя кабинами, перейти в начало/конец состава не получится:
Ну хотя-бы двери автоматические )))
Ехали мы достаточно быстро. Между ст.Средняя и ст.Энергетик открывается вид на Оку.
В 3 км от станции Средняя находится Петровский завод с/х машин и орудий, который при 220 рабочих производит 500 тонн отливов и до 100 вагонов разных деревянных частей с/х машин. Завод соединен со станцией подъездным путем в 4 км. Близ завода каменноугольные копи, которые в настоящее время не разрабатываются. Станция Средняя была очень красивой небольшой ЖД станцией. Я не знаю имени архитектора, но станционное сооружение вышли чудесным. Это был компактный зал с кассами и стендом расписания. Имелись высокие стеклянные двери для выхода на перрон. На перроне были лавки. Внутри станции была комната дежурного со связью, и места отдыха — тоже лавки. Само здание по моему деревянное с каменным фундаментом, украшенное наличниками на окнах и не типичной архитектурой если так можно сказать. Станция удачно вписывалась в природный ландшафт и удачно его дополняла. Старое деревянное здание станции просуществовало где до начала 90-х годов, теперь от него только остался только фундамент. Оно действительно было красивым. Детские воспоминания рисуют высокий деревянный дом, с резными наличниками и небольшим крыльцом. В годы перестройки на смену ему построили безликую прямоугольную каменную коробку, а обветшалое здание снесли. Кроме тех помещений внутри, что перечислялись там был еще и неплохой буфет.
Я думал, что нужно ехать до конечной там и будет, как обычно, автостанция. Но необходимо здесь отметить, что ст.Алексин действительно находится в пределах Тарусского уезда, так как расположена на левом берегу Оки, которая служит границей между Тульской и Калужской губерниями; что же касается города Алексина, то он находится на правом берегу реки. Вот так и с узловыми точками общественного транспорта — вокзал в одной стороне города, автостанция — в другой (и даже на другом берегу Оки). Хорошо, что мне подсказали
Вышел я на платформе «232 км» (это если по Интернету), а так все называли её «Мост» — может, за этот над железной дорогой, а, может, за автомобильный через Оку:
Поезд отправился на конечную, а я пешком через город на автостанцию (всё-таки я отправился ради того, чтобы осматривать достопримечательности, а не просто кататься из пункта «А» в пункт «Б»). Почти сразу-же по пути — Дворец культуры:
Самое интересное началось после приближения к реке (жаль солнышка не было). На правом берегу Соборный храм в честь Успения Божией Матери:
По мосту — через Оку. Позади уже вдалеке прогудел идущий обратно в Калугу тот-же самый поезд. Не ожидав выйти к Храму, главная дорога сворачивала направо и проходила как-раз мимо него:
Соборный храм в честь Успения Божией Матери (новый) построен в 1806-1813 гг. на средства купца Ивана Афанасьевича Маслова. Освящен в 1815 году Тульским епископом Амвросием ( Протасовым ). Колокольня построена в 1829 году на некотором расстоянии от храма на церковные средства с помощью благотворителей. В 1857 году храм и колокольня соединены пристройкой, в которой в 1867 году на церковные средства и пожертвования устроены два придела: с правой стороны — в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, с левой стороны -в честь святителя Алексия Митрополита Московского и всея Руси. В годы революционной смуты собор был закрыт и подвергнут разрушению. Возвращен верующим в 1945 году. В настоящее время в храме находится местночтимый образ Смоленской иконы Божией Матери.
А вот и вид на мост, по которому я шёл сюда:
Как я и говорил — берега Оки здесь просто великолепные!
Потом вдоль улицы пошли старые дома. Небольшой зелёный уголок примыкает к дороге, в середине памятник Ленину:
Чуть в стороне памятник Федоровскому Владимиру Николаевичу — был партизанским связным. Казнен немцами. Похоронен в старом Алексине рядом с кинотеатром.
Очень удачно — по пути моего следования к автостанции оказался и Свято-Никольский храм — построен в 1787 году «с помощью прихожан и доброхотнодателей» алексинский второй гильдии купец Иван Савостин с братьями. Сам тип здания восходит к хорошо знакомым и широко распространенным в XVIII столетии образцам:
В 1990 году разрушенный храм был передан Православной церкви и после освящения трудами прихожан начал восстанавливаться. 12 августа 2003г. был окончательно восстановлен и освящен центральный предел храма. В область пастырской деятельности входит окормление Воинской части, больниц, Дома престарелых, а также на постоянной основе священнослужители проводят занятия в Детских садах и школах г.Алексина. При храме действует воскресная школа.
По-соседству, в трехэтажном особняке бывшей городской усадьбы купцов 1-й гильдии Масловых, памятнике архитектуры эпохи зрелого классицизма, находится Алексинский художественно-краеведческий музей:
Алексинский художественно-краеведческий музей основан в 1974 году, первых посетителей музей принял в декабре 1980 года.
Далее, по цветущим улицам, я таки добрался до автостанции, где ни без сюрпризов нашёл способ уехать.
Источники информации:
http://kaluga-apx.livejournal.com/19046.html
http://www.sashkino-edu.narod.ru/
http://gorod.kaluga.ru/img/Usadby/bogi.html
http://hist-usadba.narod.ru/links4-1.html
http://kirmuseum.ucoz.ru/publ/9-1-0-72
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=9058
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.aleksin-city.info/forum/viewtopic.php?f=35&t=2735
http://a-petrovka.narod.ru/cerkvi.html
http://www.museum.ru/m535