Родословная Щербинки уводит нас к началу прошлого века… Народная молва, свидетельства старожилов знакомят нас с такой легендой… Еще в самом начале XIX века на месте теперешней Щербинки, лежало богатое имение помещика Щербы. Помещик этот для своих крепостных крестьян заложил сельцо, состоявшее тогда из семи дворов. В 1812 году, при нашествии Наполеона на Москву, бежал Щерба из своего поместья, зарыв где-то у прудов все имевшиеся ценности. После изгнания Бонапарта Щерба в свое родовое имение не вернулся, с тех пор оно перепродавалось из рук в руки. В самом начале 1860-х годов имение перешло к Н.О.Сушкину, который сохранил свое поместье до самой революции. Сушкин был богатым ростовщиком, имел поместья в других областях и Щербинское владение использовалось им как продуктивное подсобное хозяйство. В Щербинке постоянно он не проживал, проводя в ней только летние месяцы, как на подмосковной даче. Тем не менее, хозяйство при нем стало доходным и благоустроенным. Крестьяне Щербинки в 1861 году получили наделы земли из расчета по одной десятине на душу, а всего 85 десятин. Вот эти-то крестьянские десятины и легли в основу земель нынешней Щербинки.
В семидесятые годы была построена железная дорога из Москвы в Курск, но остановочного пункта в районе деревни Щербинка сначала не существовало, стояла одна путевая казарма рабочих пути. При проезде помещика из Москвы по его требованию поезд останавливали у этой казармы. Но уже в 1890 году Сушкин добился у владельцев дороги учреждения постоянного остановочного пункта под названием «Платформа Щербинка», по имени расположенной в версте от дороги деревни. Учреждению платформы помогли также одновременные хлопоты Баскакова, чья шерстяная фабрика уже работала на реке Десне в трех верстах от железной дороги.
Появилась станция, однако от поместья она была отделена крестьянскими полями, и Сушкин выкупает у крестьян полосу земли от усадьбы до платформы и сооружает на ней шоссированную дорогу на европейский лад, украшая ее по бровке посадкой деревьев и кустарников, установкой садовых скамеек для отдыха (ныне на ее остатках лежит улица 40 лет Октября). Но построенная дорога находилась в индивидуальном пользовании хозяина и его гостей, для обеспечения чего в начале и конце пути были поставлены запирающиеся шлагбаумы. В 1912 году крестьянская община обратилась к Сушкину с просьбой передать эту, очень нужную крестьянам, дорогу, земству, но принципиальный хозяин, опасаясь, что навоз от мужичьих саврасок испортит вид барской дороги, от передачи отказался, установив в ответ еще один промежуточный шлагбаум.
Пришел 1917 год. Маленькая деревушка Щербинка встретила Октябрь всего лишь семнадцатью дворами, не отмеченная даже крупномасштабными картами того времени. Была платформа Щербинка, единственно признаваемая официальными документами за географический пункт, около нее казарма, два домика для железнодорожников-служащих. Пионерами заселения будущего поселка оказались железнодорожники.
Они первые обратились с просьбой о выделении им земельных наделов из национализируемых церковных участков Захарьинского прихода. Им был представлен участок Поповой рощи, с условием вырубки и раскорчевки этого лесного участка и сдачи лесоматериалов на государственные нужды.
В 1932 г. было построено «Экспериментальное кольцо ВНИИЖТ» — испытательный полигон для железнодорожного транспорта (N 55° 31.275′, E 37° 32.983′). Тогда оно имело один замкнутый путь протяженностью всего 6 000 м, до 1960 г. оно было единственным в мире!
Несмотря на то, что сегодня существует еще семь подобных опытных площадок в разных странах, из-за перепадов температур в нашем климате техника испытывается в экстремальных условиях, и самое главное преимущество — это уникальная лабораторная база, возможность получить результат за короткое время и выдать сертификат на проведенные испытания.
Строилось Экспериментальное кольцо, вместе с ним строился город. Можно сказать, что кольцо было основой для создания города, как такового, ведь на балансе у ВНИИЖТ было 25 жилых домов. Щербинка была городом железнодорожников.
На кольце испытываются последние достижения научной мысли в области железнодорожного транспорта. Все элементы, узлы и детали подвижного состава и путевого хозяйства проходят проверку по различным параметрам на этом уникальном полигоне. Теперь уже – три кольцевых пути протяжённостью 6 (внешний первый путь) и по 5,7 (второй и третий пути) километров. Первый путь расположен на ровной площадке, без уклонов, оборудован централизованной автоблокировкой, устройствами диагностики движущегося подвижного состава. Второй и третий пути имеют кривые переменного радиуса с прямыми вставками, уклоны и проходят через специальную мостовую эстакаду. Все три пути электрифицированы, причем в контактную сеть может подаваться как переменный ток 25 кВ, так и постоянный 3 кВ.На первом кольцевом пути скорость движения испытываемых вагонов до 120 км/ч, на втором и третьем — до 80 км/ч.
Специалисты из 18-ти стран демонстрировали свои достижения и изучали иностранный опыт на международных выставках, проводившихся здесь. На экспериментальном кольце работали представители различных фирм из Японии, Италии, Франции, Англии, Финляндии, Германии. Постоянно действует демонстрационный салон: ресурсосберегающие технологии — основное направление экспозиций; но это не просто выставка, здесь проводятся наглядные эксперименты. Только что закончены испытания первого в России скоростного поезда, изготовленного КБ «Рубин», который может развивать скорость до 250 км/ч, электрички, созданной на Демиховском заводе в Орехово-Зуевском районе, с асинхронным двигателем, компьютерной системой управления, устройством для инвалидных колясок. Это — завтрашний день железнодорожного транспорта. Прошли испытания на кольце дрезина Людиновского машиностроительного завода на 28 посадочных мест, отечественные электровозы, созданные совместно Коломенским и Новочеркасским заводами, которые могут развивать скорость до 200 км/ч. Сейчас проходят испытания электровозы, построенные на Новочеркасском заводе совместно со швейцарской фирмой, которые развивают скорость до 160 км/ч. Идет модернизация производства, начался капитальный ремонт кольцевых путей.
Каждое первое воскресенье августа на кольце отмечается праздник работников железнодорожного транспорта, устраивается интересное шоу с катанием на старинных паровозах.
На южной части кольца (на внешней стороне) находится макет железнодорожной станции, построенный специально для съемок фильмов и рекламных роликов. Макет был сооружен на крыше здания электрической централизации, в виде деревянной надстройки и платформы, длиной около 10 метров. На станции присутствуют вывески: «багажное отделение» и «буфет (ООО ЛИСТ)». Кроме того, периодически меняется вывеска с названием станции.
В разное время станция «носила» назания: «Сюзьва», «Любинская», «Расторгуево» и другие.
Источники информации, полезные ссылки:
http://www.tsj.ru/rubrs.asp?rubr_id=774&art_id=438&stype=0&page=1&print=1
http://andreys-677.livejournal.com/4742.html
http://velo-rail.narod.ru/1520/2002_09_25_Sherbinka70/Report.htm
http://www.scherbinka.ru/history/history.php
http://ru.wikipedia.org/wiki
1 комментарий
Пути железной дороги примыкают к железнодорожной станции Щербинка Курского направления МЖД.