Про Малое кольцо Московской железной дороги (МК МЖД) я слышал достаточно часто, когда в средствах массовой информации обсуждали проект «малое кольцо» против пробок в метро. Процитирую информацию, опубликованную на сайте www.metrinfo.ru (18 марта 2008): «Приспособить столетнюю Малую Окружную железную дорогу (МОЖД), доставшуюся столице в наследство от дореволюционных времен, под нужды городского транспорта, московские власти мечтали давно. И дозрели: первый заммэра Москвы Петр Бирюков недавно пообещал москвичам, что движение по первым пяти станциям Малого железнодорожного кольца будет пущено ко Дню города 7 сентября 2008 года. Запроектировано 30 станций, с которых можно будет пересесть в метро и на наземный транспорт.» Однако на дворе уже 2012 год и об открытии пассажирского движения и речи нет. Последние новости говорят про 2015 год www.mk.ru (Московский Комсомолец № 25853 от 27 января 2012): «Планируется, что первые 48 пар поездов примут пассажиров в День города в 2015 году — такой расчет сделали проектировщики и строители.». Рисуют перспективную схему будущих линий со станциями и пересадками:
Московская окружная железная дорога (МОЖД) привлекла моё внимание, когда я искал что-нибудь интересное в районе станции метро «Воробьёвы горы». В излюбленной мною программе «Google Earth» я наткнулся на фотографию: www.panoramio.com/photo/16270204 Stanislav Tkachenko, «Московская окружная железная дорога: старинное вокзальное здание на упраздненной станции «Воробьевы Горы». Поиски информации привели меня в сообщество mozd. Где я выбрал три станции для своей прогулки: Лефортово — Андроновка — Ургешская.
Причины моего выбора:
— по информации сайта «Википедия»: «Для предстоящего запуска пассажирского движения по Малому кольцу на станции Лефортово сооружён вокзал, соединённый подземным переходом со станцией метрополитена «Шоссе Энтузиастов». До окончания реконструкции вокзал законсервирован. Перед вокзалом разбита привокзальная площадь.»;
— по словам Kudinov_da: «…на Угрешской сохранилось, пожалуй, больше всего сооружений, кроме, разве что, станции Лихоборы»;
— станции расположены подряд.
Таким образом, за короткую прогулку можно увидеть — что готовится к открытию движения в 2015-м году,обновлённую станцию Лефортово. У взглянуть на старые строения вековой давности Андроновки и Ургешской! План поездки долго оставался мною не реализован. Но вот, наконец, я связался со своим Московским другом, и эта идея пришлась ему по вкусу. Встретились мы на станции метро «Шоссе Энтузиастов». От неё рукой подать до станции Лефортово. Строительство транспортных эстакад тут поражает! — Как показывают в Японии: многоуровневые развязки, переплетающиеся между собой и тянущиеся в разные стороны. В обход мы дошли до самой станции, что спряталась за забором. Лишь здание вокзала выдавало заветную цель:
Вот, собственно и оно. Когда-то рядом с ним останавливались паровозы, а на перроне царила суета
Немного истории:
Московская окружная железная дорога построена вокруг Москвы по проекту архитектора П.И.Рашевского в 1903—1908. Малое кольцо получилось не совсем круглое. На северо-западе оно оттягивается на 12 километров, а на юге проходит в пяти километрах от Кремля. Было сооружено четыре больших моста через Москву-реку, выстроены 15 станций (все они — уникальные образцы московского модерна начала ХХ века), выполненных в едином стиле, 2 остановочных пункта и телеграфный пост. Станции спроектированы под руководством архитекторов А.Н.Померанцева и Н.В.Марковникова. Ряд станционных и жилых строений дороги сооружены по проекту архитектора И.М.Рыбина. Построены технические здания: вагонное и паровозное депо, водонапорные башни, кузницы, мастерские и др. На станциях существовали билетные кассы, залы ожидания, где было проведено отопление (голландские и русские печи), электричество. Часы, закупленные у известной фирмы Павел Буре, отличались особо высокой точностью, по ним москвичи сверяли время. Новая железная дорога проходила лесами, болотами, пашнями, по дачной местности, на некоторых участках по землям промышленным — примыкающим к фабрикам и заводам. Дорога изначально предназначалась для грузовых перевозок и пропуска транзитных грузов. При локомотивном депо Лихоборы-Окружные ныне создан музей Окружной дороги, показывающий ее громадную роль в период Великой Отечественной войны, когда по кольцу перебрасывались на фронт из восточных регионов страны (где располагались заводы) танки, тяжелые вооружения, боеприпасы. На средства железнодорожников Малого кольца для наступающей армии был построен бронепоезд «Москва» — именно этот бронепоезд показан в кинофильме «В шесть часов вечера после войны». Первоначально по дороге перевозились не только грузы, но и пассажиры, к услугам которых были построены станции (Владыкино, Воробьёвы Горы, Братцево, Серебряный Бор, Лихоборы, Лефортово, Канатчиково и др.), часть из которых сохранилась по сей день. Дo 1917 МОЖД развозила по Москве рабочих и служащих прилегающих к ней предприятий, хотя пассажиров всегда не хватало. К концу 1920-х районы, по которым проходит трасса МОЖД, получили надёжное трамвайное и автобусное сообщение, и в 1934 пассажирское движение по кольцу было закрыто. К 1950 обнаружился основной недостаток сооружений МОЖД: старые мосты с низкими порталами не позволяли просто и дёшево электрифицировать трассу. Поэтому когда по городским железным дорогам пустили электрички, Малое кольцо обошли. В 1959 дорога была включена в состав Московской железной дороги как Московско-Окружное отделение. В 1970-х дорога была модернизирована — построены новые подъездные пути. С осени 2010 станция Лефортово закрыта на реконструкцию в связи со строительством эстакады Четвёртого транспортного кольца. Малое кольцо МЖД оказалось разорвано, транзитное движение через станцию прекращено. Предполагаемый срок возобновления работы станции — июль 2012 года.
Да, старинное здание вокзала мы видим… А где же новый «вокзал, соединённый подземным переходом со станцией метрополитена»?!?! Ложная информация? — Ответ, похоже, находится в стороне, практически над самим шоссе Энтузиастов. Вот она, господа, новая станция Лефортово (или на всех будующих схемах её обозначают как «станция Шоссе Энтузиастов»:
Судя по размеру платформы, колесить здесь будут автомотрисы, наподобие той, на которой я катался пару недель назад. Наверно, два вагона, или вообще один!
В даль змейкой уходит тот-самый, единственный — «один путь для подачи вагонов со станций Угрешская и Андроновка»:
Следующая остановка (слушайте, прямо — как объявляют в поезде:) — «Андроновка«! Тут на здании старого вокзала даже сохранились надписи с названием остановочного пункта. Платформа, в отличии от новой в Лефортово, низкая. Ни о каких предстоящих изменениях нет и намёка.
В Интернете нашёл снимок станции в далёком прошлом:
Собирались уходить, как к станции стал подходить товарный поезд. Такое я не мог пропустить и побежал обратно — фотографировать )))
Далле, по плану, должна была быть Ургешская. Но нам с товарищем показалось увиденное достаточным. Рядом с Андроновкой проходит линия Горьковского направления МЖД, мы за пять минут дошли до ближайшей станции и поехали в Музей-усадьбу Кусково, что рядом от одноимённой станции:
Ждём с нетерпением открытия пассажирского движения по кольцу! )))
P.S. Комментарий от Valroma: «На станции метро Ленинский проспект переход на будущую платформу МК МЖД построен в 1962 году. Сама платформа МК МЖД «Площадь Гагарина» построена в 2001 году.»
Источники информации:
http://loveki.ru/museum/photo/mozd/
http://mozd.livejournal.com/9313.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/МОЖД