Церковь Николая Чудотворца в Лаптево (Заокский район)

Село Лаптево находится в 50 верстах от Тулы и 35 от Алексина, в 10 верстах от ближайшей станции Московско-Курской железной дорогой, в местности, обильной лесом. Всего в 1,8 км проходит современная асфальтированная дорога «Заокский – д.Ждамирово – Алексин», но съезда с неё в деревню нет (если не считать сезонной укатанной грунтовки по полю). Чтобы добраться в Лаптево – нужно свернуть на указателе со Старотульской дороги и проехать весь 9-километровый тупиковый участок просёлочного пути:

Laptevo_Zaokskij9

Очередной остов автобусной остановки – интересно, ходят ли сейчас сюда хотя-бы изредка автобусы?

Laptevo_Zaokskij8

Село привлекло нас фотографиями руин церкви Николая Чудотворца. Официальная информация: «Время возникновения прихода неизвестно. Настоящий приходский каменный храм (в формах раннего классицизма), во имя св.Николая, построен в 1797 г. коллежским советником, помещиком П.И.Юриным. Двусветный четверик с пилястровыми портиками, перекрытый сомкнутым сводом с главкой, с пятигранным алтарём и небольшой трапезной. Закрыта не позже 1930-х, сломана колокольня. Пустует. До неё – был храм деревянный, место которого теперь указывает маленькая часовня.»

Laptevo_Zaokskij2

Всегда стараешься собрать максимальное количество правды – свидетельств, фотографий, упоминаний в литературе. Но, в редких случаях, находишь такую потрясающую легенду – что невольно начинаешь пересказывать её. Может и правда, может чей-то вымысел – но как-то затянул меня рассказ о происхождении названия села и строительстве первого, деревянного храма! Как и в официальной исторической справке, предание говорит о том, что земли здесь всегда были плодородные, лесом и зверьем богатые, тракт, опять же, близко, в общем, все условия для процветания.

Laptevo_Zaokskij7

Был в деревне и свой барин, именем Никифор – имя, данное при крещении. За простоватость и бесхитростность, свойственную ему с младых ногтей – прозывался тот Никифор Лаптем. Иначе как Никифор Лапоть его никто и не называл. Сам Никифор на это вовсе не обижался – на всяк роток не накинешь платок. И совпадение, по народному календарю день Никифоры-Панкраты – именовали «Лаптев день». Говорили: «Хороши Панкратовы лапти, да и те — никифорцы». Так что прозвище имело двойной смысл. Соответственно прозванию барина, и деревня та стала называться Лаптево.

Laptevo_Zaokskij1

Чудесная история началась хмурым декабрьским вечером, когда крестьяне привели из леса купца, чудом спасшегося от разбойников. От всего имущества осталось только в чем одет был, и только потому, что лиходеи передрались, пока делили его поклажу да деньги. Так и пришлось купцу задержаться в деревне, пока не оправился он простудной болезни, которую получил, пока прятался в лесу по сугробам. Приняли его в господском доме со всем радушием, барыня за ним сама ухаживала, так что недостатка невольный гость ни в чем не испытывал, вот только скучал по своим двум дочкам-близняшкам, все сокрушался, что не поспеет приехать к их именинам. Но вот собрался купец уезжать и в благодарность за теплый прием предложил Никифору агатовые бусы, которые у купца под подкладкой были зашиты, до них разбойники добраться не успели. Дескать, вёз дочек в подарок, но вот, как оно вышло. Никифор отказываться начал, но купец на своем настоял. Снарядили его с тем в дорогу, и бедолага уехал. Куда делся подарок для другой дочки, вторые бусы, в этой истории ничего не говорится. Бусы же Никифор продавать не стал, а подарил своей молодой жене. Брак этот у него был второй, первая жена умерла, и прожив пять лет бобылем, вновь женился барин поздно и на девушке много моложе его.
Спустя пару лет, в апреле месяце – в Лаптево остановилась на ночлег графиня со своим сопровождением. Высокая особа проезжала мимо по тракту, и решила заночевать в Лаптево, потому как дело было уже к ночи. А тут еще в половодье дороги так развезло, что о том, чтобы выбраться на тракт в ближайшие дни не могло идти и речи. И так карету пришлось быками из грязи тянуть, даже ступицу сломали. И пока гости чинились и ждали у тракта погоды, поселились у Никифора. Лучшие (читай господские) комнаты были отданы графине, а сами барин с барыней временно ночевали в комнатах прислуги. И вот как-то на второй или третий день, Никифор нашёл записку – крохотный клочок бумаги, а на нем слова «в полночь на конюшне». И всё! — Ни кому, ни от кого. … И толи Никифор по простоте душевной решил, что записка адресована ему самому и подброшена специально, чтоб он ее нашел, то ли из праздного интереса, но без пяти минут до назначенного времени он стоял в темноте конюшни и прислушивался. В какой-то момент Никифор понял, что в конюшне он уже не один, и тут же мягкие женские ручки обвили его шею, и прохладная гладкая щека прижалась к его груди. Всхрап лошадей, терпкий запах конского пота, причудливо переплетающийся с пряным ароматом сена, жаркое дыхание незнакомки возле лица, все это слилось в восхитительный вихрь, который подхватил Никифора и опрокинул вместе с невидимой, но такой осязаемой женщиной на кучу свежей соломы в углу. И тут все завертелось и закрутилось уже окончательно. Такого Никифор, в последние годы относившийся к супружеским обязанностям с ленцой, не испытывал и в лучшие свои времена.
Как и когда в его кулаке оказались эти бусины, Лапоть не помнил. Уже один лежа на соломе, он затеплил лучину и осторожно разжал кулак. Четыре бусины, лежащие на его ладони были точно такими же, как те, что он привык видеть на шее у своей жены. Утомленный сладкими воспоминаниями вперемешку с черными мыслями, Никифор задремал лишь под утро. А утром, разыскивая свою супругу, Лапоть встретил её на лестнице, только что вышедшую из комнаты графини, куда она заходила справиться, когда подавать завтрак. И на шее у неё были агатовые бусы, абсолютно целые. Никифор потом незаметно бусинки в них пересчитал, все на месте.
В общем, графиня дождалась, пока дорога провеяла, и продолжила своё путешествие. А Никифор посчитал, что проще признать, что все произошедшее было чудом, чем пытаться найти этому разумное объяснение.
Но чудеса на том не закончились. Спустя известный срок у барыни родился младенец, по общему и независимому мнению – вылитый Никифор! 😉 А сам Лапоть, за двенадцать, если считать оба брака, лет так до сих пор и не обзаведшийся наследником, и уже почитавший себя бездетным, усмотрел в этом новое чудо. И в честь этого события, а родился малец в аккурат на Николу зимнего, велел Никифор построить церковь в честь Николая Чудотворца.

Laptevo_Zaokskij3

Работа ладилась, и вскоре храм был возведен. Тщанием и иждивением помещика Никифора, по прозванию Лапоть.

Laptevo_Zaokskij5

Вам решать — могла быть хоть часть этой истории на самом деле, или всё вымысел? :)

Laptevo_Zaokskij6

А мы осматриваем руины каменного храма, и собираемся в путь — дальше по нашему маршруту. По дороге происходит жаркая полемика о прочитанной истории ))

Laptevo_Zaokskij4

Дома мне захотелось взглянуть на карты, в частности вот фрагмент «Плана генерального межевания Тульской губернии 1790-х гг»:

Laptevo_ZaokskijL157
Находим «Сел. Лаптево». Согласно условным обозначениям того времени: Село (С.) — селение с церковью. А вот Сельцо (Сел.) — селение исключительно владельческого характера с господским домом и разными владельческими заведениями, без церкви. Значит, до 1790-х церкви в Лаптево не было! Следовательно, в исторических данных ошибка — в 1797 году был построен первый, деревянный храм!? Сказано же было: «до каменного был храм деревянный». Тогда в каком году началось строительство нового храма, руины которого мы видим сейчас? И какой всё-таки храм строился помещиком П.И.Юриным, первый? – Единственное упоминание о нём нашёл следующее: «Крупные выступления крестьян были в селе Никольском, в деревнях Лесновке и Хрущевке у надворного советника помещика П.И.Юрина. В ходе борьбы крестьяне стремились сохранить единство. Средством для этого были мирские приговоры, клятвы, присяги. В 1837 г. крестьяне села Немцово Алексинского уезда перед подачей жалобы, собравшись в доме одного крестьянина, «клялись и целовали образ, чтобы друг друга не выдавать». Разница, примерно, в 40 лет. Теоретически, первым владельцем сельца мог быть Никифор – и тогда события нашей легенды произошли в 1797 году. А в 1830-1850 годах П.И.Юрин построил второй – каменный храм. Так верить в сказку, или нет? :)
Источники информации:
П.И.Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии» Тула 1895 Алексинский уезд
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=5108
http://sobory.ru/article/?object=09896
http://temples.ru/card.php?ID=19533
http://www.alekcin.ru/forum/20-143-1

Вам также может понравиться:

3 комментария

  1. Очень люблю читать Ваши материалы, еще с ЖЖ) спасибо Вам за труд! Но откуда же такая чудная легенда, расскажите?)

    1. Откуда легенда? — Если кратко, то от незнания… но более — от мечтательности и ожидания чуда. Это с нами с детства. Мы ждем праздника. Жаждем необычности, нестандартности протекания нашей жизни. И не смотря на то, что всю рутину, серость, однообразие в нашу собственную жизнь привнесли мы же сами! 😉 Легенды все идут из сердца. И как в конце любой сказки можно добавить слова: хотите — верьте, хотите — нет! ))

      1. Добрый вечер! Спасибо за добрые слова! Да, это как с многочисленными легендами Крыма! Красивые истории, сказочные повествования… На сколько это могло быть на самом деле, или данная история — просто вымысел? Я постарался немного покопаться в исторических справках и в тексте привёл что удалось найти, немного порассуждал.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *