Считается, что село Коломенское было основано спасшимися от осады Батыя, жителями Коломны в 1237 году. Первое письменное упоминание Коломенского можно найти в духовной грамоте Ивана Калиты. Издавна это село, расположенное на высоком берегу над поймой Москвы-реки, служило летней резиденцией московских князей и царей. Позднее стало их загородной резиденцией. Здесь жили Василий III, Иван IV Грозный, Лжедмитрий II, Алексей Михайлович, Петр I. О тех-далёких временах теперь рассказывают сотрудники Музея-заповедника «Коломенское».
Первое, что мы видим — макет дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Оригинал был построен в середине XVII века и был разобран примерно через 100 лет после создания. При Юрии Лужкове было принято решение воссоздать дворец.
В парке с многочисленными постройками разного времени, местными и свезенными сюда со всей страны (есть, к примеру, деревянная изба — домик Петра с трехсотлетними неохватными бревнами). А главный и родной памятник архитектуры здесь тот, что был построен в годы правления Князя Василия III, знаменитый храм Вознесения, самое красивое здание дворцового села. Это первый каменный шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему до реформы Патриарха Никона в середине XVII века.
Церковь Казанской иконы Божией матери, XVII в. — строительство было задумано еще царем Михаилом Федоровичем, в честь избавления от польско-литовского нашествия 1612 года. Деревянный храм был построен в 1630-х гг. В 1651г. (уже при Алексее Михайловиче) взамен деревянного было построено ныне существующее кирпичное здание храма – освещение приурочено к рождению наследника. С большим деревянным дворцом царя Алексея Михайловича, построенном в 1667 году, храм соединялся закрытой галереей-переходом. С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь становится приходским храмом Коломенского. Сейчас круглогодично проводятся службы.
Изучение деревянного зодчества в Коломенском – начнём с посещения деревянной церкви Георгия Победоносца, 1685 года постройки. Она была привезена с Русского Севера, а точнее из деревни Семеновской, что в Архангельской области. Второй ярус церкви содержит необычную орнаментальную роспись. Внутри церкви можно увидеть масляную живопись XIX века.
Недалеко от Георгиевской церкви – расположилось несколько деревянных сооружений, входящих в состав музея деревянного зодчества: Святые ворота Николо-Корельского Монастыря, Моховая башня Сумского острога-крепости, Башня Братского острога, сооруженного казаками на берегу Ангары в 1654 году. При строительстве Братской ГЭС, острог попал в зону затопления, и одна из башен была перевезена в Коломенское в 1959 году.
На территории музея гораздо больше построек и памятников! Я лишь бегло упомянул о нескольких из них. Более того, сохранился холм древнего городища раннего железного века (N55° 39.458′, E37° 39.923′). Дьяково городище – первое хорошо изученное поселение–крепость, укреплённая чередующимися валами и частоколами. Многочисленные археологические раскопки подтвердили существование целой культуры, названой дьяковской по первому городищу. Костяные и железные ножи, серпы, ручная керамика, глиняные куклы-обереги и орнаментированные «рогатые» кирпичи – подставки для полочек возле очагов воочию рассказывают о долгом и многотрудном пути, пройденном нашими далекими сородичами с конца бронзового века. Первооткрывателем Дьяково городища стал Зориан Доленга-Ходаковский в 1818 году. Именно он обратил внимание на необычную курганную форму мыса возле Москвы-реки и предположил его рукотворное происхождение.
Первые раскопки, сделанные им, подтвердили, что необычайно мощный – до 4 метров – культурный слой представляет собой абсолютно неизученный пласт древнемосковской старины. Жили дьяковцы в так называемых «длинных» домах, когда под одной двускатной крышей размещались несколько родственных семей. Например, в Дьяковском городище сохранились следы двух таких домов, длина которых составляла не менее 15 метров, а ширина – 3-3,5. Перед входом в дом имелись «сени». Стены строились из горизонтально уложенных бревен и зажимались столбами и плетнем (иногда двойным), внутренние перегородки делались из тонких жердей. Жители занимались охотой и рыболовством, скотоводством, собирательством и земледелием. Преобладал рогатый скот, а также свиньи и лошади. Выращивали ячмень, пшеницу и просо. Дьяковцы были солнцепоклонниками – солярные знаки украшают как утварь, так и ювелирные изделия. Носители дьяковской культуры были смелыми и предприимчивыми людьми – в городищах найдены следы активной торговли с соседями – стеклянные глазчатые бусы, стрелы, предметы конской упряжи (псалии и удила), пряжки, а также ювелирные украшения скифского «звериного» стиля. В свою очередь, дьяковские вещи находят в ареале 300-500 километров во всех направлениях, а пушное производство имело промышленные масштабы.
Местное название Дьяковского городища — «Чёртово городище». Академик Рыбаков установил, что славяне давали названия «чёртов» тем местам, где располагались в дохристианскую пору культовые сооружения – славян ли, или их предшественников. Где жили не по-христиански. Овраг, который и делает «Чертов городок» таким труднодоступным, называется «Волосовым» (Волос – бог славян). В более поздней огласовке 19 века – «Голосов овраг». Неподалеку от городища лежат два валуна, которые принесло сюда в ледниковый период.
Как видите, чтобы попасть на «Чертово городище» необязательно ехать в Калужскую область Все находится гораздо ближе, а именно в Коломенском! Но коль я упомянул, и если кто не слышал – в Калужской области есть урочище «Чёртово городище» (N54° 04.531′, E36° 02.141′), памятник природы регионального значения на территории Национального парка «Угра», который охраняется государством:
Камней здесь побольше, чем в Москве. Официальная наука описывает это место как – «естественные выходы скал песчаника». Происхождение их геологам не вполне ясно, ведут они споры и о том, был ли на «городище» ледник. Ботаников весьма удивляет произрастание на территории памятника реликтовых растений: мха шистостеги и, особенно, папоротника многоножки. В настоящее время основной ареал распространения папоротника находится в Карелии, и нахождение его в средней полосе России объясняют по-разному: транспортировкой спор ледником или наоборот — многоножку считают реликтом, чудом уцелевшим с незапамятных времен на вершине холма, обойденного ледником.
Работали в урочище и археологи. Проведенные в 1987 и 1991 гг. раскопки показали, что настоящее городище (без кавычек) здесь в I-V вв. н.э. действительно существовало, при этом было оно для того времени хорошо укрепленным. Находки железного шлака позволяют предположить умение у обитателей поселения выплавлять и обрабатывать железо. Сделали археологи и, по их мнению, уникальную находку: опознали в лежащей на поверхности глыбе песчаника культовый камень.
В книге «История церкви в пределах нынешней Калужской губернии» иеромонах Леонид, наместник Троице-Сергиевой лавры, рассказывает следующее: «Недалеко от древнего Ржавца в глуши леса, называемого Аржавским же (составляет часть древней Лихвинской Засеки) есть замечательное место — это развалины какой-то исторической постройки, на которую потреблены камни огромной величины, взятые, по-видимому, издалека, ибо вблизи каменных ломок не имеется. Здание было занесено на большое пространство и выложено до половины окон; вокруг на значительном расстоянии лежат такие же большие камни, а часть их разбросана в одном направлении, по пути к зданию с поля. О древности этой постройки свидетельствуют вековые деревья, растущие внутри ее и давно поросшие мхом стены.
Народное воображение объясняет происхождение названия места – легендой (только недавно обсуждали вопросы легенд): «У обапольного православного мужичка была дочь-красавица. Полюбилась она черту и стал он свататься за нее, пристал к отцу с угрозами. Но православный мужичёк подумал, подумал, да и говорит лукавому: «Ну что с тобою делать, если полюбилась девка, так возьми, только с уговором: чтобы ты беспременно до петухов построил вот тут в нашем лесу моей дочери дворец, всему миру на удивление, а не построишь до петухов — чтоб нам с тобой и не знаться более». Черт только ухмыльнулся и был таков. Думает «моя взяла» Посмотрел место — хвать-похвать, а камня на сто верст вокруг нет. Делать нечего: собрал, значит своих, да и ну таскать камни по воздуху откуда-то издалека. Трудился всю ночь, а кончить не успел: до окон, вишь, довел, как крикнули петухи, и кто из них где летел, значит, по воздуху с камнями-то, там их и покидали, что и о сию пору словно дорогу из леса в поле видать. Вот вам от чего и прозвалось оно «Чертово городище».
Вот такие два далёких места, но с близкой историей – мы посетили за праздничные выходные.
Источники информации:
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=10243
http://www.mgomz.ru/category/pamyatniki
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=356
https://ru.wikipedia.org/wiki/1
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=64
https://ru.wikipedia.org/wiki/2