Добрый вечер, дорогие друзья! Снова томясь из-за отсутствия свободного времени, всё-таки продолжаю гореть желанием рассказать вам о чём-то интересном! На днях вспомнилась давнишняя задумка — отправиться в дальнюю поездку ради возможности стать посетителем первого сельского метро! Об этом подземном объекте не раз делались репортажи на ведущих телеканалах (пример: ссылка), активно рассказывали блогеры на своих страницах в Интернете. С тех пор прошло почти 10 лет. Первая реакция на подобную информацию, естественно, была улыбка. Что может сделать один человек, тем более пенсионер? — Очередная нелепая задумка?… Но чем больше я видел статей и фотографий, чем больше мне рассказывали друзья об этом инженере, живущем за три сотни километров от нас — тем очевиднее становилось и для меня, что не зря столько людей оставляли о труде Леонида Владимировича Мулярчика уважительные отзывы! Слышал даже о съёмках клипа в тоннелях этого частного метро, а это явно уже не масштаб жалкого погреба.
Координаты: 53°0’51″N 39°9’14″E. Лебедянь — город небольшой, всего 20 тысяч человек. Ещё в 1974 году местный житель, Леонид Мулярчик, задумал провести в городе метро — чтобы прославить свой город и заодно попасть в Книгу рекордов Гиннесса как строитель самого маленького метро в мире. В 1989 году Мулярчик создал кооператив «Радость», в который вошли 166 человек, и начал работы. Постепенно энтузиазм кооператоров спадал, Леонид Владимирович остался один, но работы не забросил. В результате уже в середине девяностых с помощью кирки, лопаты, кирпичей и бетона Мулярчик проложил под Лебедянью несколько тоннелей общей длиной около 150 метров (по состоянию на 2009 год длина существующего тоннеля составляла уже около 200 метров) и установил в них рельсы для небольшой тележки. Так что, фактически метро работало — тележка двигалась под землёй на электротяге. Перекрытия тоннелей выдерживали вес в 60 тонн. Отдельная ветка вела прямо в гараж метростроевца.
Как вы понимаете, друзья, для меня-пешехода эти 300 км пути растянуться на неделю. На машине можно уложиться в один день. Относительно тех же краях мы, например, выезжали на целый день осматривать берега реки Красивая Меча. И тут, к сожалению, все мои собеседники проявляли интерес, но отмахивались рукой: мол как-нибудь потом и съездим, некуда торопиться, это всегда успеется… Да, инженера не стало, Леонид Мулярчик умер 25 сентября 2011 года. Метро закрыто, дальнейшая его судьба не известна: ни одной чёткой публикации на эту тему нет. Вроде-бы тоннели до сих пор целые, просто закрыты на замок родственниками инженера, которые очень просят их не беспокоить на эту тему. Кто-то написал о том, что родственники всё-таки засыпали все входы. Аналогично встречались мне и комментарии, якобы Администрация ликвидировала объект. Вот поэтому фотографии не мои, а как и большинству сайтов, приходится использовать материалы авторского журнала Виктора Борисова (ссылка).
Странно, ведь рассказывают о наличии у пенсионера всех необходимых разрешительных бумаг и инженерных расчётах. Ходит легенда, будто ещё при жизни Леонида Владимировича к его дому приезжали чиновники с намерением прекратить подземные разработки и засыпать всё. Но строительство сельского метро оказалась настолько продуманным, юридический оформленным, а единственный его строитель настолько образованным, что проверяющие ушли ни с чем. Многие говорят, что при текущем уровне известности, эта несостоявшаяся подземка всё-равно бы могла приносить определенную прибыль родственникам Мулярчика. Но факт остается фактом: мы не успели попасть в сельское метро и, очевидно, больше никогда не попадём.
Точно так же сейчас приходят дурные вести с окрестностей нашего любимого маршрута «Протвино — Кремёнки«. Мы многое упускаем, откладывая до бесконечности на «потом». Чужие труды разрушают. Всё больше вокруг стандартного и типового. Вот даже: наличники, ставни — каждый дом был индивидуально красив и неповторим. А теперь… кругом одинаковые белые пластиковые окна, сайдинг, непроглядный металлический забор… Давайте поторопимся своими глазами увидеть то, что ещё сохранилась для нас.