Добрый день, дорогие читатели! Вчера был успешно пройден маршрут по окрестным усадьбам Климовска! Прогулка анонсировалась заранее на нашем форуме, была опубликована на порталах «Климовск онлайн», «РИАМО в Подольске», областном «РИАМО» и «Мероприятия: Серпухов, Пущино, Протвино». Принять участие в приключении могли все желающие! Главная тема и цель – железнодорожная станция Гривно и её знаменитые пассажиры! Повторю то, что публиковал в объявлении: «Климовка (Гривно) есть в письмах к родным и близким В.Д. Поленова, П.И. Чайковского, А.Н. Скрябина, А.Т. Гречанинова… Они приезжали на отдых в живописные окрестности д. Климовки, добирались, естественно, по железной дороге! Художник Поленов провел два дачных сезона (1885–1886 годы) со своей семьёй в д. Меньшово (в имении Лопухиных).» Итак, кто-то на 10-часовом автобусе № 67 ст. Подольск – ст. Барыбино, кто-то на автомобиле удивительно погожим субботним днём отправился к первой точке нашего путешествия по маршруту «Меньшовская усадьба – главный дом усадьбы «Воробьёво» – парк усадьбы «Спасское-Прохорово» – главный дом усадьбы «Мещерское»«. Длина маршрута – римерно 12 км (от остановки до остановки). Все были предупреждены, что он новый, поэтому многое будет зависеть от удачи. Что мы обнаружим, что осталось от старинных имений – никто не мог заранее знать.
Первое и, наверно, главное – это информация о том, что талантливейший русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог Василий Дмитриевич Поленов два летних сезона провёл со своей семьей на даче в усадьбе «Меньшово», расположенной неподалёку от Климовска. Сразу было понятно, что от усадьбы ничего не осталось. В 1925 году усадебный дом в Меньшово был продан потребительскому обществу, разобран и вывезен. В Интернете есть информация о совершённой когда-то поездке сотрудников историко-краеведческого музея Климовска в Меньшово, где, в частности, говорится, что на месте усадьбы теперь располагается детский лагерь «Юбилейный»! Воспользовавшись сервисом «ЭтоМесто.ru» (напомню: там можно посмотреть и сравнить старые карты онлайн и наложить их на современные), проверяем данную информацию:
Да, как видим, на том месте, где сейчас находится детский оздоровительный лагерь «Юбилейный», полтора века назад были участки, похожие на сады. Также в Интернете удалось раздобыть старинный снимок исчезнувшего дачно-усадебного дома:
Естественно, увидеть нечто новое мы не планировали, но посетить это исторически значимое место чрезвычайно хотели! Хотели увидеть лично, какие дивные пейзажи вдохновляли замечательного художника, может, даже попытаться понять, где мог стоять господский дом.
Из письма Н.В. Поленовой сестре мужа Елене Дмитриевне: «Здесь масса материала, а прудик один есть, так не оторвёшься, к твоему приезду, вероятно, зарастёт. Даже Василий соблазнился, хочет его писать. Мотивы у нас, какие хочешь, и даже Василий признаёт, что масса. Берега реки очень красивы, когда с ними ближе познакомишься. У меня намечено мотивов – куда ни повернусь«.
Дача была нанята Поленовыми на лето 1885 года под Подольском, в Меньшово, в имении Л.А. Лопухиной. Молодое семейство с маленьким сыном Федором, которому не было и года, перебралось туда в конце апреля. Супруги обустроились, познакомились с соседями-помещиками Ершовыми и крестьянами из ближайшей деревни. Брали у крестьян молоко, яйца, ловили рыбу на речке Рожае и в пруду. Даже проводили любительские археологические раскопки. Но главное – много гуляли и повсюду находили пейзажи, которые так и хотелось запечатлеть на картинах. На третий день Владимир Иванович Ершов, владелец соседнего имения, нанес визит художнику. Вся семья Ершовых стремилась сделать приятным пребывание Поленовых в Меньшово. Хозяева усадьбы «Воробьёво» обеспечили дачное хозяйство своих новых соседей недостающим инвентарем. По предложению Ершова почта на имя Поленовых стала направляться по его адресу. Да и постоянными визитами в Меньшово эта приятная во всех отношениях семья скрашивала наступающую иногда в доме Поленовых скуку. Вскоре в Меньшово начали принимать и других гостей: приезжали К. Коровин, И. Остроухов, Е. Мамонтова с детьми и, конечно, родные – В. Якунчикова и Е.Д. Поленова. Жили веселой и насыщенной творческой жизнью. Ходили на этюды, разбившись на группы, по деревням в поисках изделий народных промыслов. Итогом того меньшовского лета 1885 года стали несколько замечательных пейзажных работ семьи художников и их гостей. Одну из них вы легко можете найти в Интернете: Константин Алексеевич Коровин «Речка в Меньшове». Однако сам художник много работал над библейскими и мифологическими сюжетами.
Из письма Натальи Васильевны Якунчиковой: «Я со слезами расстаюсь с Меньшовым, в первый раз испытываю такое чувство. А именно – расставание с местом, где пережил хорошие минуты, где сжился, где тебя полюбили, куда более не вернёшься. Последнее – ужасно тяжело«.
Остатки аллей усадьбы «Меньшово»
Вопреки ожидаемому на следующий год Поленовы вновь вернулись на полюбившуюся дачу. В одном из февральских писем 1886 года Наталья Васильевна сообщала мужу, что в Москве умерла владелица усадьбы – Мария Алексеевна Лопухина. И это подтолкнуло семейство продолжить аренду усадьбы на лето 1886 года. После Пасхи Наталья Поленова писала Елизавете Мамонтовой: «…Я всё мечтаю, что если мы будем живы и здоровы, Вы опять приедете к нам с Верушкой, Шуркой и Дрюшей в Меньшово, мы поживём вместе так же хорошо, как и в прошлом году». 18 июля 1886 года семья Поленовых, состоявшая уже из четырёх человек, приехала в Меньшово. В семье второй сын – Дмитрий (Авашка). Наталья Поленова писала своей свекрови Марии Алексеевне Поленовой: «…Наконец мы в Климовке. Тут вылезать было трудно, так как прямо на землю. Выехала за нами карета от Кошеварова и две ершовские коляски. Детей в карету, а мы в чудесную коляску. Василий мне устроил чудесное сидение из подушек и кружка, а кучеру было дано наставление ещё дома, а затем и здесь везти меня как можно осторожнее. Тут же, на Климовке, Ершов поднёс мне свой сыр. <…> Дорога большей частью гладкая, как скатерть, местами только дурные места, где мы пробирались шагом. <…> Ершовы проводили нас до дурного мостика, мы благополучно через него перебрались и направились в Меньшово».
Через некоторое время: «Терраса здесь удобно расположена, защищена от ветра, так что и Митряй может безопасно тут почивать. Федюк уже играет в палисаднике«. «…Меньшово гораздо более запущено в этом году, об этюде моём в огородную дверь и помину нет… Вообще, чувствуется, что Меньшово в аренде, должно давать доход, а хозяйской заботливой и в то же время любящей руки нет. На будущий год будут жить сами наследники, и тогда, вероятно, Меньшово оживёт«.
Приятные отношения, как и в прошлом году, складывались с семьёй В.И. Ершова, хозяина усадьбы «Воробьёво». Дружеские отношения между его сестрой Верой Ивановной и женой Еленой Михайловной создавали атмосферу добра и душевного спокойствия. Уют создавали дети сестры Ершова – Сергей и Мария Хитрово.
Однако пребывание семьи Поленовых в усадьбе тем летом было омрачено страшным горем – смертью сына Федора по причине расстройства желудка. На помощь в Меньшово приехала Елена Дмитриевна Поленова. Вызвали лечащего врача семьи Поленовых – Д.М. Глаголева, но тот сам болел и прислал вместо себя другого лекаря. Ему на подмогу с помощью В.И. Ершова был приглашён земский врач Саввинский. Болезнь протекала переменчиво, жар у ребёнка то спадал, то возобновлялся, к тому же симптомы болезни появились и у Нины Васильевны Поленовой. Трагедия наступила в ночь на 6 августа. В.Д. Поленов – матери: «Дорогая мамочка! У нас с Вами случилось великое горе, наша радость Федя скончался сегодня в 4 часа ночи». Врачи установили диагноз: дизентерия. Эта болезнь страшна и для взрослых.
Проезжая мимо станции Климовка в конце августа 1887 года в Крым, Василий Дмитриевич писал жене: «…Когда проезжал мимо дороги, ведущей в Меньшово, живо мне вспомнились два лета, проведённые там: первое – такое счастливое, второе – такое печальное. Вспомнилось, как мы в первый раз ехали под страшной грозой и градом».
В усадьбе «Меньшово» сохранились ещё достаточно различимые остатки липовых аллей. Фантазия, конечно, пыталась нарисовать в воображении семью художника, дом, ещё не заросший берег… Но участникам нашей группы уже хотелось увидеть и что-то более осязаемое! Поэтому, как когда-то Поленовы, мы отправляемся в соседнюю усадьбу – «Воробьёво»! Дошедший до наших времён каменный усадебный дом был заложен Ростиславом Евграфовичем Татищевым в 1806 году. К моменту войны 1812 года семейство Татищевых освоило дом под постоянное жительство. Ростислав Татищев использовал идею таких переходов, изучив чертежи «Остафьево» и других усадеб. Ещё раньше, в 1803 году, Татищев, не имея наследников мужского пола, отдал свою лучшую подмосковную усадьбу в качестве приданого за дочерью Елизаветой (1786—1860 годы) по случаю её брака с князем С.С. Вяземским (из семьи владельцев усадьбы «Пущино-на-Наре«). Часть своих крепостных княгиня Вяземская выселила на тульскую дорогу, основав таким образом деревню Климовку (ныне – город Климовск). Во второй половине XIX века в усадьбе «Воробьёво» жили дочь княгини Вяземской Варвара Сергеевна и её муж Иван Иванович, подольский уездный предводитель дворянства. Поместье поддерживалось ими в образцовом порядке. Благодаря финансовому участию сына, генерала В.И. Ершова, усадебное хозяйство постоянно расширялось, появлялись новые служебные корпуса.
Но время изменило ситуацию. Открытый дом, находившийся на высоком косогоре над рекой, был подвержен всем ветрам, дождям и снегопадам. И позднее хозяева принимают решение облицевать переходные галереи наглухо. Так они простоят до 1885 года – первого приезда Поленова. Тем не менее стены переходов, наглухо закрытые, не спасали хозяев и гостей от осенних холодов и надвигающихся морозов. Лидия Лопухина в одном из своих писем родственникам отмечала: «У Ершовых все мерзнут, потому что большие комнаты не протопить«. Но усадьба находилась в центре событий, в её окрестностях царило необыкновенное для тех мест оживление. Планировка усадебного ансамбля была тщательно продумана, были спроектированы аллеи, дорожки в парке, соотношение партера, регулярной и пейзажной части парка с водной системой, включая искусственные водоёмы.
Дом на горе, каменный, с двумя флигелями, соединёнными крутой галереей, обделанной наглухо. На склоне и выше, левее усадебного дома, находился липовый парк. Парадных лестниц вниз к реке не существовало. Это была старосветская патриархальная усадьба без излишеств. Представьте себе, как после сытного завтрака, включающего, помимо прочего, калужское тесто и кофе, хозяева усадьбы наслаждались на балконе прекрасным видом на речку Рожаю и на окрестные поля.
Внутрь не попасть, но радует возможность хотя бы обойти дом. От служебного здания справа остались одни стены.
После страшного 1866 года семьи Поленовых и Ершовых поддерживали отношения. Особенно близка с ними была Вера Ивановна. Ольга Николаевна Трубецкая, составлявшая летопись семьи Трубецких, описывая события конца 1887 года, писала: «…Благодаря Вере Ивановне Ершовой я этой зимой возобновила знакомство с Елизаветой Григорьевной Мамонтовой и познакомилась с Поленовыми – Еленой Дмитриевной и Василием Дмитриевичем. Поленовы с Мамонтовыми составили среди своих знакомых кружок лиц, интересующихся художественной стариной, изучали ее, посещая московские церкви, монастыри и другие достопримечательности. Каждый член кружка брал на себя изучение исторического материала, относящегося к какой-нибудь церкви, и накануне ее посещения делал доклад всем участникам поездки. На мою долю выпал доклад о Знаменском монастыре, где все так много раз перестраивалось, что настоящей старины и не сохранилось. Ездила я туда всегда с В.И. Ершовой». В конце июня 1887 года Вера Ивановна посетила семью Поленовых на их подмосковной даче в Жуковке. А между 10 и 17 сентября в усадьбу «Воробьёво» приехали на несколько дней Е.Д. Поленова и Е.Г. Мамонтова. Зимой Ершова встречалась с Поленовыми в Москве, а летом между ними велась непрекращающаяся переписка. Можно предположить, что члены семьи Василия Дмитриевича Поленова не раз приезжали в усадьбу «Воробьёво». В одном из апрельских писем (предположительно 1889 года) Вера Ивановна приглашала Поленовых в гости на ярмарку: «…В воскресенье,23-го, мы вас ожидаем в Юшино на ярмарку, приезжайте все и передайте наше приглашение Коровину, Всеволожскому, Иванову и всем, кого это интересует. Будет что зарисовать и с чего снять фотографии. Вы выедете утром, в 10 часов, а с курьерским можете быть обратно в Москве. Мой брат устроит так, чтобы курьерский остановился, и будет очень хорошо». Воспользовались ли Поленовы и их друзья приглашением Ершовой, пока неизвестно.
В центре усадьбы – храм Сошествия Святого Духа. Первоначально задумывалось в одном из покоев устроить Домовый храм, но затем пришли к мысли его постройки обособленно. Хозяева проживали в левом флигеле, а в правом был устроен обеденный зал. Кухней служила отдельно стоящая людская, в ней же проживал на втором этаже и приезжий священник.
Здесь следы пребывания семьи Поленовых в истории заканчиваются… Но нам интересно продолжить путь в Прохорово по этой исторической дороге, связывающей четыре усадьбы. Пусть не Поленовы, но Лидия Алексеевна, владелица усадьбы «Меньшово», в 1884 году писала, что у неё гостей было мало, что она предпочитала сама ездить в гости в Мещерское и Воробьёво. В усадьбе Ершовых всегда были рады принять гостей. В письме от 12 августа Лопухина писала: «…Провели весь день в Воробьёве. <…>Дожди у нас такие были ужасные, что дороги еще испортились, из Мещерского всегда затруднения теперь приезжать к нам. <…> Маня Хитрова читала мне свои новые стихи и много рассказывала про свое житье в Казани. <…> Сережа (Хитрово) занят хозяйством в орловской деревне, его ждут к 15 числу, тогда начнутся опять какие-нибудь увеселения. В сентябре, когда съедутся какие-нибудь кавалеры, предполагается бал в Воробьёве. Петя обещал мне непременно приехать и привезти кого-нибудь. Он в восхищении от Варвары Сергеевны и детей Хитровых, как он называет Машу и Сережу». Дорога на Мещерское одна – через Прохорово.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа. В начале XVII века Прохорово было пустошью Захаркова. С 1687 года селом владели Милославские. В феврале 1737 года прапорщик А.С. Милославский продал свое имение при селе Спасском (Прохорово) с пустошами и людьми майору Ивану Петровичу Раговскому за 4 000 рублей. Последний в 1752 году заложил свое владение княжне Екатерине Ивановне Трубецкой. Таким образом, с середины XVIII века вплоть до октябрьской революции 1917 года село Спасское (Прохорово) с деревнями оставалось родовым подмосковным гнездом князей Трубецких.
Трубецкие построили каменный однопрестольный храм во имя Спаса Нерукотворного Образа, без колокольни. В 1848 году на новом месте начато строительство каменного Спасского храма с колокольней. В нижнем теплом храме устроили Георгиевский придел в честь небесного покровителя владельца имения – князя Юрия Ивановича Трубецкого. После 1917 года усадьбу национализировали. В 1937 году церковь была закрыта и разграблена, использовалась под склад. От барского дома ничего не осталось. Где он был? На плане 1838 года на одной стороне (к реке Рожае) обозначены главный усадебный дом и два флигеля с отдельно стоящими хозяйственными постройками. За главным домом на плане видна каменная усадебная Спасская церковь с так называемым старым кладбищем. Напротив дома, за дорогой, мы видим комплекс скотного двора.
Наша последняя остановка – усадьба «Мещерское». Название усадьбе дано по фамилии владельца – князя Ф.И. Мещерского. Впоследствии, на протяжении семи десятилетий, она принадлежала одному роду – баронам Боде. На средства Боде в Мещерском в 1853 году была перестроена Покровская церковь. Рядом с ней возвели каменную часовню со склепом, где покоились родители М.Л. Боде – Л.К. Боде и Н.Ф. Боде. Неизвестно, при каком именно владельце Мещерского был возведён новый обширный ансамбль разных стилей: при Льве Карловиче или его сыне – гофмейстере императорского двора Михаиле Львовиче. Однако благодаря им мы имеем интересный комплекс построек (главный дом, флигель, башня с воротами и оградой и др.).
Сохранившаяся часовня XIX века является в настоящее времячастным владением, используется под жилье, к ней даже пристроен гараж:
Интересно было бы увидеть, как устроены помещения внутри.
Главный дом усадьбы «Мещерское»:
В конце XIX века владельцы усадьбы менялись несколько раз, а в 1891 году поместье было приобретено Московской земской управой с целью устройства психиатрической клиники. Для хозяйственных нужд больницы была вырублена часть парка, были построены несколько новых зданий, окруживших историческую часть усадьбы и несколько видоизменивших ее архитектурный облик.
Как видите, день выдался насыщенный! Главный результат – это новые знакомства, общение, интерес к экскурсиям! Спасибо всем, кто откликнулся на наше предложение и присоединился к прогулке!
Источники информации:
1. http://mpodm.ru/obekt-naslediya
2. http://mpodm.ru/obekt-naslediya/usadba-vorobyevo/
3. http://deadokey.livejournal.com/14347.html
4. http://www.openarium.ru
3 комментария
Точки маршрута на карте:
https://yandex.ru/maps/-/CBUqZAd6KB
Очень интересно! Читается на одном дыхании! Спасибо!
Рады, что вам понравилось! Рекомендуем, пока хорошая летняя погода, совершить прогулку по этому маршруту!