Всем — привет! Наконец-то сбылось моё давнишнее желание — побывать на одном из мероприятий в Щербинке на экспериментальном железнодорожном кольце ВНИИЖТ! Обычно получалось узнать об очередном событии уже постфактум. А в этом году я начал поиски информации существенно заранее и выяснил, что: «в сентябре 2013 года, в период с 11 по 14 число состоится IV Международный железнодорожный салон техники и технологий «ЭКСПО 1520»». Лето быстро пролетело, и вот — заветная суббота была практически на носу ))) Пасмурная погода и начавшийся учебный год — помешали моим знакомым присоединиться. Хотя, могу рассказать, что дети при виде проезжающего паровоза просто пищали от восторга!
Но я был не один — рано утром на платформе состоялось личное знакомство с Vladimirdar. Не успев далеко уйти, мы уже увидели первый экспонат — Домодедовский «РЭКС» (ООО Аэроэкспресс). Первая мысль — его используют для доставки гостей из Москвы. Но встретив этим днём его ещё раз — катающимся пустым по основным путям, решил что пока испытательное кольцо занято под «EXPO 1520», видимо экспресс негде было больше обкатывать:
Теперь пару слов о личных впечатления о выставке «ЭКСПО 1520»:
Было приятно, что разрешили заходить в вагоны, в которых четвёртый день скучали проводники, на время выставки ставшие смотрителями. В каких-то вагонах развивался запах заварной лапши, велись беседы о завтрашних буднях ))) В холодный день реально только не хватало включенного отопления.
Казахский гость — ТЭ33А, кроме Казахстана эксплуатируется в Таджикистане. Вообще было интересно увидеть редких иностранных гостей!
Демиховский машиностроительный завод, помимо уже представленного ранее электропоезда ЭД4М-0500, который теперь дополнили до 6-вагонного состава, представил путейскую электромотрису ЭДС1Р. Конструкционно она представляет собой двухвагонную электричку типа ЭД9Э, однако один из головных вагонов сделан моторным с токоприёмником, внутри него же находится рабочая зона с подъёмным краном, столами, шкафами и станками. Пассажирский блок оборудован кондиционером, кухней и вакуумными туалетами.
Не мало шарма придавало всей выставке — наличие на территории кольца ВНИИЖТ зелёных насаждений:
Особый интерес, естественно, у меня вызвало внутреннее обустройство двухэтажного вагона: может, зрительно, но он мне показался тесноватым, ступеньки на второй уровень – лишнее испытание для пожилых людей, маленьких детей и инвалидов, и купе второго этажа, верхняя полка – визуально как раз только кого-то небольшого роста и может принять.
Удивительно, как внешнего оформления кабины поездов может быть достаточно, чтобы сделать весь состав презентабельным:
Динамическая экспозиция (на рельсовом полотне представлена техника от самых старых действующих паровозов Российских железных дорог до современного подвижного состава, посетители смогли увидеть работу специализированной техники на комбинированном ходу, работу аварийно-восстановительного и пожарного поездов) — по нашему с Vladimirdar мнению, не была той «рекламируемой изюминкой». Посмотрите на первый снимок – полностью насладиться красотой движущегося локомотива мешает, пусть и небольшая, платформа. Если бы смотровая площадка для зрителей была повыше и в виде ступеней – чтобы головы одних не разгораживали обзор другим… Нас хватило лишь на просмотр первой «ретро-части» выступления, и мы двинулись назад – к машине.
Перекус пока откладываем. Следующие две достопримечательности вплотную расположены друг к другу:
1. Усадьба Остафьево (N55° 29.841′, E37° 30.022′) — здание удивляет своей «непрактичностью» — оно явно предназначалось не для уединенного уютного существования, а для бурных мероприятий. Многочисленные двери главного корпуса, где проводились балы, открытые галереи-колоннады, рассчитанные на летние вечерние чаепития – все говорит о том, что Вяземский хотел здесь видеть многочисленных друзей и знакомых. Это желание исполнялось – большинство ярких личностей XIX века бывало тут. Пушкин называл Остафьево «Русским Парнасом». Карамзин жил в усадьбе 12 лет и писал здесь свою знаменитую «Историю государства Российского».
Наконец-то с центральной части усадебного дома сняли леса!!! Я здесь бывал несколько раз, но этот визит был связан именно с желанием увидеть обновлённый усадебный дом.
Последний хозяин усадьбы – граф С.Д.Шереметьев, коллекционер и ценитель старины – собрал здесь большую библиотеку и коллекцию икон, антиквариата и картин. Именно он устроил в усадьбе музей Пушкина и сделал его публичным, однако это не оградило место от разорения в советские времена. Дом сделали санаторием, колоннады застеклили и устроили в них столовую. Однако сейчас былая популярность потихоньку восстанавливается – санаторий эвакуировали и потихоньку реставрируют здание.
Прямые аллеи регулярного парка с огромными липами располагают к долгим прогулкам. Зимние заснеженные дорожки ухожены и вычищены.
2. Усадьба Баскакова (пос. Фабрики им 1 Мая) — буквально за поворотом! Здесь барскому дому не повезло — об этом я рассказывал подробно, поэтому останавливаться не стану. Четыре сохранившиеся колонны от особняка Vladimirdar не впечатлили, а вот старая плотина явно очаровала его
Перерыв на ланч… Через Подольск едем к следующему месту, о котором тоже я рассказывал ранее — Королева подмосковных церквей. Если перейдёте по ссылке на ту статью, то увидите что рассказ о заброшенном огромном долгострое — а храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах это начало пути. К чему это я? — А то, что высоченный недостроенный шлюз мы тоже навестили, но правда в конце нашего пути.
Новым для меня и самым впечатляющим — стало посещение городища «Луковня» (N55° 26.932′, E37° 26.563′). Предпоследняя точка нашего маршрута: Щербинка — Остафьево (две усадьбы) — Дубровицы — городище Луковня — плотина. Городище замечательно сохранилось и очень легко представить себе, как 10 веков назад здесь находилась хорошо укрепленная деревянная крепость, контролирующая перемещение по реке, которая тогда была гораздо шире. На городище археологи обнаружили привозные украшения с выемчатой эмалью III — V вв., поясной набор VI — VII вв.:
Городище Луковня: Площадка городища расположена на мысу между двух оврагов и имеет протяженность около 50 м при максимальной ширине 20 м, возвышается над тальвегом оврагов на 10 м, а над уровнем р.Пахры (до которой 110 м) на 20 м. С напольной стороны городище защищено двумя валами, между которыми имеется четкий ров. Внешний вал имеет высоту около 1, 4 м над уровнем современной поверхности с напольной стороны. Внутренний вал сильно сглажен и плавно выполаживается сторону площадки, по-видимому, в результате поздней распашки. Перепад высот между дном рва и гребнем внутреннего вала составляет 3 м. Толщина культурного слоя на городище не превышает 30-40 см. Найденный материал ориентировочно датирован интервалом V в. до н. э — рубеж эр (текстильная керамика составляла примерно половину комплекса, лощеная посуда отсутствовала).
В траншее заложенной через внешний вал выявлены три прослойки прокаленного суглинка с обугленными древесными остатками, причем, в основании насыпи на глубине 130 см от ее гребня залегали наиболее крупные обугленные плахи и жерди диаметром 3-10 см. Профиль подзолистой почвы, подстилавшей насыпь вала, сохранился полностью. Ее верхний гумусовый горизонт А1, побуревший в результате диагенеза, имеет мощность 5-7 см, переход к нижележащему подзолистому горизонту А2 постепенный, следы древней распашки отсутствуют. Таким образом, вал был, по-видимому, сооружен в IV или III в. до н. э. При этом в процессе одного строительства земляная насыпь несколько раз обжигалась, и затем вновь досыпалась. Наличие прослоек прокаленной глины, видимо, придавало сооружению большую прочность. Следы деревянных ограждений, которые вероятно, дополняли земляную насыпь, не сохранились. Мощность внутреннего вала составляет 1, 1 м. Погребенная почва сохранилась полностью. Крупных обугленных древесных остатков найдено не было, но в толще насыпи фиксировались слои и включения прокаленной глины, такие же, как и на внешнем валу.
Странные рвы на месте исчезнувшего городища:
Ну а это заросшие — явно оборонительные валы, их было три подряд:
Уставшие, вымокшие — уже хотелось только быстрее попасть домой поближе к чашке горячего чая. Дождь периодически начинал моросить. Но я проложил дорогу так, чтобы мы проехали мимо бывшего поселка Гидростроя (шлюз) — то, о чём я говорил, напоминая о Дубровицах и своих прошлых статьях:
Полезло с видом! В таком масштабе я ещё этот заброшенный проект не наблюдал.
Источники информации:
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=337
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=354