Три монастыря Серпухова. Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Серпухов — в XIV и начале XV века столица удельного княжества. В старинных документах упоминается как Серпохов, и только с XVI века вошла в употребление современная форма Серпухов. До сих пор нет однозначного объяснения происхождения названия города. Идут жаркие споры и о том – в каком году он был основан. С семидесятых годов XIV века в Серпохове открывается период активного строительства. Так в 1374 году, по данным летописей, на Красной (Соборной) горе начинается строительство деревянного кремля, в город назначается наместник князя. В том-же году на месте домонгольского славянского селища Высокого на левом берегу Нары к югу от Красной горы князь Владимир Андреевич основывает монастырь, названный Высоцким. Заложение и освящение монастыря проводил Сергий Радонежский. Ещё раньше, по соседству, на противоположном берегу в 1360 году был основан Введенский Владычний женский монастырь. Вот, в принципе, два монастыря большинством современных путеводителей по Серпухову и упоминается – хотя, на самом деле в черте города находятся три монастыря!

Tri_monastyrya_Serpuhova8

1) Распятский монастырь (Серпухов г., ул. Калужская, 40):

Tri_monastyrya_Serpuhova22

— В 1930-е гг. собор был закрыт и переделан под общежитие медицинского училища. С северной стороны к храму была пристроена котельная, внутреннее пространство полностью переоборудовано, здание разделено на два этажа. До недавнего времени помещения так и были заняты Серпуховским медицинским училищем. Выходящая на ул.Свердлова (быв. Рождественская) надвратная колокольня имеет три яруса. Точной датировки она не имеет, но «святые ворота каменные» упоминаются в описи 1764 году. По данным на 1916 год: в здании колокольни находилась церковно-приходская школа. До сих пор стоит в руинах, окна и вход первом ярусе заложены кирпичом, а на самом верху до сих пор зияет пролом с того времени, когда с вершины сбросили колокол:

Tri_monastyrya_Serpuhova6

Возможно от этого о монастыре до си пор мало информации и верующих сюда приезжает не много. А между тем, основан Распятский монастырь был ещё в 1665 году под названием Новорождественского и закрыт в 1764 году. Ранее на этом месте находилась деревянная церковь Рождества Христова, впервые упомянутая в Сотной книге 1552 году. Кирпичный и оштукатуренный собор Распятия Христа с приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и Рождества Христова был построен в 1719 году «тщанием по устному преданию княгини Назареты Михайловны Гагариной». В это время были возведены только стены собора, а граненый купол со шпилем были завершены только к 1751 году. Монастырь был упразднен в 1764 году, во времена Екатерины II в ходе секуляризации церковных и монастырских земель, а собор обращен в приходской храм.

Tri_monastyrya_Serpuhova10

Монастырь окружала каменная ограда с башнями. На улицу Калужскую выходят восточные Святые врата, сооруженные уже после упразднения монастыря, на рубеже XVIII-XIX вв. Сложенные из кирпича и белого камня, увенчанные треугольным фронтоном, ворота по своей композиции напоминают триумфальную арку. Распятский храм был одним из крупнейших и посещаемых в Серпухове. В настоящее время в храме регулярно совершаются богослужения.

2) Высоцкий Мужской Монастырь (Серпухов г., ул. Калужская, 5/3):
Устроение Высоцкого монастыря по времени совпало с коренными преобразованиями в жизни Древней Руси эпохи Куликовской битвы и служения миру Преподобного Сергия Радонежского. Рождение монастыря, волею Божию, желанием и усердием благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича произошло в 1374 году (по н.ст. — в 1373 году).

Tri_monastyrya_Serpuhova21

В том году, как повествует летопись, князь «занимался строением Серпухова». Он огородил его дубовыми стенами и поставил в нем наместника. Тогда же он обратился за помощью и благословением к Преподобному Сергию, подвизавшемуся в радонежских лесах, своей вотчине. В то время уже велико было благоговейное уважение и почитание Преподобного, и слава о его иноческих подвигах, о святой его обители далеко разошлась по Руси. К Преподобному Сергию прибегали князья русские за советами и благословением во всех трудных случаях жизни и в своих ратных начинаниях. Хорошо знали они и его достойных, любимых учеников, и из рассадника иночества приглашали их в свои вотчины для основания новых обителей.

Tri_monastyrya_Serpuhova5

Церковь Всех Святых на территории монастыря была отстроена на средства потомственного серпуховского предпринимателя Николая Коншина, знаменитый род которого уходил своими корнями в далекий XVI век. Храм задумывался в качестве усыпальницы Коншиных. Автором проекта выступил не менее знаменитый представитель русского зодчества конца XIX — начала XX веков, архитектор Роман Иванович Клейн, создатель здания Музея изобразительных искусств им А С. Пушкина, Бородинского моста в Москве и других известных сооружений. Всехсвятская церковь возведена за пределами монастырских стен, по улице Калужской, на месте монастырского кладбища.

Tri_monastyrya_Serpuhova7

Высоцкий монастырь обнимают толстые каменные старинные белоснежные стены, с мощными круглыми башнями в конусах-крышах (а на старой фотографии видите – крыши были полукруглые). Вход через небольшие ворота-калитку рядом с огромной, красивой, жёлтой Колокольней в стиле «классицизма» — постройка 1828 года.

Tri_monastyrya_Serpuhova2

3) Владычный женский монастырь (Серпухов г., ул. Октябрьская, 40):
Самый-первый, основан в 1360 году по чудесному указанию Божией Матери святителю Алексию митрополиту Московскому как мужской монастырь. Строитель монастыря — преподобный Варлаам, мощи его пребывают под спудом. В 1598 г. монастырь оказался в центре расположения войск Бориса Годунова, приготовившихся к отражению крымского нашествия: но, по свидетельству того времени, сам святой великомученик и Победоносец Георгий ночью выехал на Белом коне из монастыря и направился к неприятельскому лагерю, наводя страх и ужас на крымского хана и его войско. После одержанной победы обитель получила щедрые дары от царя и в короткий срок.

Tri_monastyrya_Serpuhova23

С 1598 по 1906 гг., заново отстроены каменный собор и трапезная, а также возведена крепостная стена с башнями и надвратной церковью и каменный жилой корпус. Но в последующем обитель снова переживает упадок; и в 1806 г. реорганизована в девичий монастырь. До закрытия обитель имела Чудотворные иконы: Введения во храм Богородицы; святого Иоанна Воина; святого Георгия Победоносца; святого Царевича Димитрия. В 1878 г. в обители была обретена Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Tri_monastyrya_Serpuhova4

1919 год — Владычный монастырь закрыт, на территории размещена школа «красных военлётов», затем на ее базе создано военное летное училище. Монастырь называется «Авиагородок», в Георгиевском храме — клуб-кинотеатр, во Введенском соборе и приделе свт.Алексия — склады. В остальных корпусах разместились классы, казармы, мастерские, офицерские общежития. Но кресты с храмов не сняты. В 1978 году военное училище освободило территорию, и следующие семнадцать лет храмы и корпуса монастыря растаскиваются буквально по кирпичику дачниками и пр. «хозяйственными» людьми.

А теперь главное – почему тысячи гостей приезжают в Серпухов!
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — икона Богородицы, происходящая из Введенского Владычного монастыря Серпухова. Никто не знает, какой иконописец создал икону, известную под названием «Неупиваемая чаша», и когда это произошло, но известна икона не так давно – с 1878 года, как уже было упомянуто.

Tri_monastyrya_Serpuhova11

Об обретении чудотворного образа рассказала в 1910 г. Елизавета – монахиня Введенского Владычного монастыря:
— Явление первообраза иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже совершенно опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом».
Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул отправиться в дальнее путешествие. Святолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила его на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом и на одну палку, он добрался до Серпухова.
Придя в монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: не та ли это икона, которая висит в проходе из соборного храма в ризницу, на ней есть изображение чаши. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша»! Знаменательно было и то, что в лике на раке преподобного Варлаама, недугующий крестьянин сразу же узнал того благолепного старца, который являлся ему во сне. Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное – он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.
В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрываться. После обретения икона находилась во Введенском Владычнем монастыре, но в 1919 г. его закрыли. Икону перенесли в собор Николы Белого, расположенный на улице Калужской:

Tri_monastyrya_Serpuhova1

После закрытия Владычного монастыря чудотворная икона была перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары. За время лихолетья иконы с изображением образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились.
В 1990 году архимандрит Иосиф, ныне епископ Биробиджанский и Кульдурский выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Ювеналия 10 апреля 1991 года древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать. Став настоятелем, архимандрит Иосиф возобновил молебное служение иконе «Неупиваемая Чаша» в Высоцком монастыре, и уже в следующем году по его благословению известный российский иконописец Александр Соколов написал ныне известную во всем православном мире икону.
Существующие ныне два почитаемых чудотворными списка находятся в Серпухове в обоих — и в Высоцком, и Владычном монастырях! В 1992 и 1996 гг. на основе старых фотографий были написаны два списка иконы. Первый находится в Серпуховском Высоцком мужском монастыре:

Tri_monastyrya_Serpuhova3

А второй – в восстановленном Ввденском Владычнем женском монастыре:

Tri_monastyrya_Serpuhova9

Оба образа считаются чудотворными. Празднование иконе совершается 5 мая по юлианскому календарю.
Источники информации:
https://ru.wikipedia.org/wiki
http://visotskymonastir.ru/sv1.php
http://www.kakprosto.ru/
http://russian-church.ru/viewpage
http://sobory.ru/article/?object=00622
http://www.inokini.ru/letopis/20.php
http://visotskymonastir.ru/history.php

Вам также может понравиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *