Заставный дом на «Тульском губернском шоссе»

Всё больше желание посетить Алексин: высокий берег Оки, старинные усадьбы, руины окружающие город. Неравнодушными останутся и поклонники железных дорог. Одна проблема — как добраться? Расписание общественного транспорта: либо не согласовано (пересадки ждать несколько часов), либо это экспрессы, которые нигде не останавливаются. Поэтому, пока я продолжаю наводить справки по истории Алексина, продумывать маршрут, сегодня я расскажу Вам кое-что новое об уже известном Вам — «Тульском губернском шоссе» (рассказ — 2-я часть). Весна, жаркое солнце и, вновь, обочина старой дороги:

zastavnuy_dom_1

Некоторое время назад мы проезжали здесь с Myserpa. Он обратил моё внимание на один из домов, построенный близко к обочине и пояснил чем он необычен. Дело в том, что с появлением шоссейных дорог и начала движения по ним в 1834 году появилась необходимость в создании условий, обеспечивающих удобства для проезжающих. Такие условия могла создать только хорошо развитая дорожная инфраструктура. Дорожная инфраструктура XIX века состояла из станционных и заставных домов, дорожных и караульных служб, ремонтных и эксплуатационных подразделений. С появлением первых элементов инфраструктуры на дорогах появились и рабочие места, а с увеличением числа перевозимых людей и количества грузов начала развиваться дорожная инфраструктура. Это способствовало успешному социально-экономическому развитию страны.

zastavnuy_dom_2

Строительство заставных домов (шоссейных застав) было вызвано введением в 1834 г. шоссейного сбора на Московском шоссе. Николай I в 1842 г. утвердил план и фасад заставного дома для каждой шоссейной дороги империи. Согласно плану, такой дом должен был быть одноэтажным, каменным и с железной крышей, разделенным сквозными коридорами на две половины. Одна половина предназначалась для конторы, а другая отводилась под квартиру смотрителя. С начала 90-х годов XIX века шоссейные заставные дома стали постепенно упразднять, преобразуя их в помещения для дорожных мастеров и сторожей.
Вернёмся к документу 1853 года, опубликованному Myserpa: «… Из числа строений, принадлежащих ведомству путей сообщения, на Тульском шоссе имеются два заставные дома, утроенные по нормальному плану и фасаду, из которых один находится у въезда в г.Тулу, а другой в 2 верстах от р.Оки..» — это как-раз он и есть, «заставный дом». Здесь, в то далёкое время, находилась администрация для регистрации движения и сбора дорожных налогов:

zastavnuy_dom_3

Кто сомневается — вот аналогичный дом в другом городе («Ивань, заставный дом»). Похож? —

dom_doroga

Вид от него в сторону Серпухова — где-то там была сначала паромная переправа, а потом мост:

zastavnuy_dom_4
Рост числа шоссейных дорог во второй четверти XIX века способствовал качественному улучшению развития дорожной инфраструктуры, обеспечению увеличения числа грузов и пассажиропотоков. Это значительно повышало финансовые поступления в казну. С подъемом уровня железнодорожного строительства во второй половине XIX века основное внимание государства было уделено развитию именно этой отрасли. При этом инфраструктуре шоссе в системе транспортного обеспечения социально-экономического развития России отводилась второстепенная роль.
Источники информации:
http://федеральное-дорожное-агентство.рф

Вам также может понравиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *