УЖД «Серпухов — Угодский Завод» (продолжение)

Итак, сегодня мы продолжим наше путешествие по старой насыпи Серпуховской УЖД. Но прежде давайте вспомним – что нам уже удалось увидеть и узнать? —
В 1864 году началось строительство Московско-Курской ж/д на юг (статья) – это начало истории ж/д в Серпуховском районе. В то-же время, для производственных нужд, строится товарная станция «Серпухов-ветка» (статья). Но существующих путей не достаточно – для предприятий (которых становится всё больше) требуется большое количество сырья. Самым удобным способ его доставки в то время была – УЖД, и с 1900 года линия УЖД начинает появляться на карте района (статья), постепенно удлиняясь и приобретая новые «усы».
На товарной станции «Серпухов-II» мы увидели склад, построенный ещё во времена царской Руси. Сырьё подвозили на станцию Серпухов-II по широкой колее, что была с одной стороны склада, и перегружали на платформы узкоколейки на другой стороне. Затем поезда совершали по дуге разворот на запад (сохранилась часть той насыпи, сейчас по ней проходит пешеходная дорожка) и пересекали р.Нару по деревянному мосту (фрагменты трёх опор можно наблюдать в реке, рядом с новым ж/б пешеходным мостом). По улице 1905 года поезда двигались к, теперь уже, городскому бору, где теперь часть тропинок как опять-же протоптано по старой насыпи…
Но где же было их депо, мастерские? В черте города ничего подобного увидеть не удалось. И ни одного подобного упоминания, о том, что подобное было на станции «Серпухов-ветка». А ответ близок! И покидая пределы Серпухова мы тут-же попадаем в посёлок Большевик, где на Лесной улице и находилось разыскиваемое нами.
Здание бывших паровозоремонтных мастерских (с надписью) сохранилось — в посёлке «Большевик» (в нём сейчас Серпуховское АТП) — ясно читается надпись «Паровозоремонтные мастерские». А рядом стоят в виде жилья бывшие казармы этой дороги. Рассказывают, что раньше здесь окрестные частные дома были окружены заборами из старых узкоколейных рельсов.

 
UGD220

Саму надпись пока прочитать удаётся, но, как видите, уже с трудом. А вот здание рассмотреть как следует не получилось – мешает бетонный забор (N 54° 54.798′, E 37° 21.582′). Отрывок из книги В.С. Маршалова «Серпухов. Рассказы и были. 2000»: «В ближайшем лесном массиве, примерно в километре от фабрики Коншина «Новая Мыза», построили железнодорожную станцию «Лесная», где разместилось небольшое кирпичное здание депо для ремонта паровозов, были проложены несколько запасных путей. Здесь же разместились служебные помещения в одноэтажных деревянных домах и жилые дома для обслуживающего персонала, складские помещения и большой дровяной склад. Вся территория станции была обнесена глухим деревянным забором с тремя воротами. Одни ворота выходили в сторону леса, куда вела узкоколейка, другие — в сторону фабрики «Новая Мыза» (сюда тоже выходила узкоколейка). В третьи ворота въезжал гужевой транспорт. Все ворота охранялись и закрывались на ночь сторожем. Начальником станции «Лесная» был зять Коншина — Корсаков.»

 
UGD28

«В советское время (в 30-е годы) на станции «Лесная» были построены большое депо, вокзал с буфетом, пополнился парк паровозов (число паровозов доходило до десяти), в помещении старого депо открылся продуктовый магазин, а также построили несколько жилых одноэтажных деревянных домов. Со станции «Лесная» два раза в сутки ходил пассажирский поезд: утром отправлялся в 6 ч, вечером — в 18 часов до Трояново. Поезд состоял из 5 классных пассажирских вагонов и одного багажного, часто к последнему цепляли вагон с грузами райпотребсоюза и др. В летнее время в выходные дни фабком фабрики «Красный текстильщик» устраивал для рабочих и служащих прогулочные экскурсии до реки Аложа, где проводили массовые гулянья, игры, ловили рыбу.»

 
UGD29

Возле бывших «Паровозоремонтных мастерских» я нашёл фрагменты старых рельс, использованных для заборчика:

 
UGD226

И вот ещё, видимо с тех времён:

 
UGD213

Интересная надпись — «Серпуховской ПРОМТОРГ»!

 
UGD216

Дальше насыпь УЖД разровняли тракторами. Толи будут ложить асфальт к новоиспечённым частным домам, толи для подвоза запчастей – рядом возводят новую линию магистральной ЛЭП. Так по песку, вдоль бетонного забора, через весь посёлок. И вот, наконец, — снова старая насыпь!
Ничего особенного – насыпь высотой около метра, по которой идёт хорошо протоптанная тропинка. По её краям высажены деревья. Слева – поле, справа – поле. Но глаза бегают в поисках чего-то необычного. Взгляд остановился на фрагментах чего-то непонятного:

 
UGD219

Принадлежало ли это УЖД? Или кто-то тащил это сюда, в поля, чтобы просто разбить?
Дальше по пути – остатки небольшого мостика:

 
UGD217

А, затем, и пересечение с ж/д «Серпухов – Протвино»:

 
UGD221

Это место хорошо видно в Google (N 54° 55.050′, E 37° 20.000′). Как видите, кроме полей, вокруг ничего:

 
UGD21

Но интересно – здесь не само пересечение УЖД и ж/д «Серпухов – Протвино», а дуга – соединение с УЖД? В предыдущей статье на схеме этот участок отмечен салатовым цветом. На снимках из космоса кажется, что дуга как-бы «вливается» в линию УЖД. Но на месте Вы увидите, что после «дуги» пути пойдут параллельно УЖД, и далее участок – «поляна», где трудно понять – что вытеснило что (продолжалось УЖД – тупик Протвинской ветки, или в одно время Протвинскую ветку протянули по насыпи УЖД). Т.е. было ли соединение? Например, пути при строительстве Оболенска перекладывали на обычные для подвоза стройматериалов. И почему разворот от Протвино? – да потому что при строительстве Протвино в городе была создана колоссальная производственная база. Так что да, логично что пути тянулись из Протвино. Более того – на этом «салатовом» участке я нашёл несколько шпал – они оказались НЕ узкоколейные. В отличии от целёхонькой насыпи УЖД, эта сильно разворочена. И, пройдя по «дуге» до конца, можно увидеть длинные шпалы – такие, как развилках ж/д (стрелках). Я к описанию участка «Большевик-Шатово» бывшей УЖД добавлю ещё вот что: уж простите за такую схематичность, но внутри насыпи здесь – как-бы водопровод:

 
UGD22

Т.е. насыпь УЖД, где-то в её середине, выше уровня земли – идёт водопровод. Периодически, через определённое расстояние на поверхности появляются люки. И до сих пор в нём как-то поддерживается серьёзный поток воды (талых вод для такого явно было бы не достаточно, тем более, что труба выше земли).

 
UGD210

Ну а дальше — ничего интересного: кусты, заросли, трава… Вплоть до самого Оболенска ни намёка существовавшую ранее здесь серьёзную транспортную магистраль. Вот тут, примерно, была ст.Шатово — был разъезд, водокачка, станция.

 
UGD227

И ни то, что следов станции, дороги в Шатово отсюда нет! ) Вот и пришлось вместо того, чтобы заехать в Шатово, делать крюк через Оболенск. Во время второй прогулки мне всё-таки удалось найти в районе бывшей станции-разъезда «Шатово» остатки кирпичей и плит на краю просеки ЛЭП. Почему всё пропало? — стране нужно было железо. Лесникам Шатовского лесничества лишняя преграда в виде рельс — тоже не за чем. И параллельно насыпи протянуты ЛЭП, а при их строительстве, обычно, всё вокруг ровняют. Однако разминка получилась отменной!

 
UGD211

Споры о том — что, где было и как называлось на этой линии УЖД идут и по сей день. Кто бы мог подумать, что вполне обычная вещь (как, например, сейчас для нас шоссе) спустя всего пол века, вызовет такой интерес! Жаль, что большинство свидетельств утрачено, а многие рассказы порой противоречат друг-другу. Остаётся только искать следы. Удача — поделиться с Вами несколькими снимками, появившимися у меня за последние пару недель, на тему Серпуховской УЖД:

 
UGD23

Снимками 1900-1913 гг любезно поделился Nostallgiator . Все 11 фотографий можно увидеть на опубликованной им странице: http://community.livejournal.com/ru_railway/1131677.html. Я выбрал пять из них:

 
UGD24

О фотографиях он пишет: «Фотографий много, предполагаю, что там зафиксирован не один участок, а несколько разных. По крайней мере на одной фотографии есть одноэтажный станционный деревянный дом с вывеской «Трояново», а на другой вдали виднеются трубы предприятий Серпухова.»

 
UGD25

Возможно, когда-нибудь удастся разыскать остальные снимки.

 
UGD26

Эх, плохо, что в кадр не попал локомотив:

 
UGD27

Теперь Станки:
В Станках сохранился вокзал (хотя в Интернете была информация и о том, что всё-таки он сгорел, так что утверждать – какое из бревенчатых зданий было вокзалом — нельзя), стены кирпичного двухстойлового депо, стены кузницы (два здания на фотографии):

 
UGD214

Двухэтажный жилой дом — Буриновской казармы:

 
UGD215

Читатели! Предлагаю всем дружно поблагодарить Pavelstenchev — который любезно согласился поделиться с нами старыми снимками, снятыми на Серпуховской узкоколейной железной дороги (УЖД)! Он рассказывает — что «фотографии ему передал Мамонтов Борис Степанович, ему тоже кто то, кто — не помнит». Особое внимание снимку, снятому около века назад в деревне Станки — где краешком попадают в кадр казарма и справа — кирпичное здание двухстойлового депо. Вот как кипела здесь жизнь когда-то:

 
UGD225

А вот интересные упоминания военных лет из книги «Рубеж боевой славы»:
«…ездили частенько из Воронино в Буриново, да и пешком ходили – по самому короткому пути мимо сторожки, что в полукилометрах от линии, пересекали железную дорогу, и лесной дорогой на буриновское поле… Свободно ходили и наши жители с оккупированной территории и обратно. Один рабочий, помощник машиниста паровоза, который жил в деревне, занятой немцами, шёл в Станки, к поезду, чтобы уехать на Лесную, где он работал в депо. Когда он подходил к разъезду 21 километра, увидел вышедшего на линию немецкого солдата. Прятаться было уже поздно и, набравшись смелости, он пошёл навстречу. … Решил пойти на хитрость – увлечь немца с собой хотя бы до ближней сторожки железнодорожного мастера Харламова (это чуть более километра), а там, на людях, легче будет от него отделаться. Он сказал, что идёт туда, где много немцев, и солдат согласился идти с ним. Миновали поворот, впереди показалась сторожка, и ни души вокруг. Немец заволновался. Опять начались напряжённые переговоры. Рабочий старался убедить немца, показывая на видневшееся здание депо в Станках, что именно там он найдёт своих. Пошли к Станкам. Немец стал отставать, шёл чуть позади и внимательно следил за своим провожатым. Вскоре они подошли к станковским прудам, от которых видно всю округу, дома по обе стороны дороги. И опять вокруг ни души. Возле станционного посёлка немец, заподозрив неладное, остановился, снял винтовку и начал ругаться. На протяжении всего пути рабочий напряжённо ждал, что вот сейчас грохнет выстрел – и конец. И вот этот миг настал. От испуга бросило в жар. Стоял он – ни жив, ни мёртв. И всё же решился упросить немца зайти в депо. Напряжённое ожидание и немец, повесив винтовку на плечо, пошёл за ним. Пришли к депо – никого не видно, напротив – здание станции, зашли в зал ожидания – опять ни души. Дежурного тоже на месте не оказалось на месте. … Они посидели в зале ожидания, потом вышли на улицу. До поезда времени ещё много, куда же деть этого немца, не бросишь же без присмотра? Да ведь в двухэтажках должен быть кто-то из жильцов, тем более что кухни были общие, и возле печей всегда хлопотали хозяйки. Так немец попал в наш дом. Уставшего и голодного немца усадили в дальнем углу у печи. Хозяйки, в том числе и моя мама, накормили его. Начались расспросы. … Солдат свою очередь сказал, что он сам хотел бросить винтовку и перейти на сторону русских, что их много и нет питания и одежды. В разговоре выяснилось, что он не немец, а австриец. Это очень облегчало общение. Дело в том, что в прошлую войну в маминой деревне были военнопленные австрийцы, и мама немного знала их язык. Австрияк много рассказал о своей родине, семье…. Вечером пришёл состав, и как только его загрузили дровами, рабочий и дядя увели пленного. Его посадили на паровоз к машинисту и уехали.»

Ещё некоторые интересные строки:

«От нашей станции Станки до немецких позиций не более пяти километров. Множество их живой силы, орудий, пулемётов и танков стояло в Буриново, что находилось справа от железнодорожной линии на пути к Трояново. А в двух километрах слева от разъезда 21 км расположилось село Воронино.»

«К концу первого года войны линия фронта приблизилась к нашим местам вплотную. Немцы заняли Сёмкино, Буриново, отрезав путь на Трояново по узкоколейке. Пассажирские поезда перестали ходить в сторону Станков вовсе, а товарные ходили в основном по ночам, а если не успевали, то и днём, ведь городу нужно было топливо. Жизнь, несмотря на близкие бои, шла своим чередом, взрослые работали, а мы, школьники, ходили в школу в соседнее село Калугино.»

 
UGD223

Два остальных снимка, к сожалению, не выдают места съёмки. Зато, мы можем увидеть паровозы, которые в прошлом суетились между предприятиями и станциями:

 
UGD224

Дорофеева Маргарита Васильевна, весна 2016:
Хочу поделиться своими воспоминаниями про УЖД Серпухов – Угодский завод. Родилась я в Серпухове ст. Лесная д.17 в 1934 году и проживала там до 1975 года. Все правильно Вы пишите о том, что весь поселок ст.Лесная был обнесен забором и имел 3-е ворот. На территории ст.Лесная был вокзал, клуб, детский сад, в клубе был свой духовой оркестр, созданный из рабочих, летний сад с летним кинотеатром, эстрада для оркестра. При клубе было много разных кружков.
Первоначально, депо было на ст.Станки, а уже потом центром стала ст.Лесная. Большинство домов (деревянных одноэтажных) было перевезено на ст.Лесная. Туда же и переехало много рабочих. Среди них были мои родные. В моем доме проживал Чусов М., о котором Вы упоминаете. Еще в нашем доме проживали машинист Юрьев И. и брат Затравкина В. — Затравкин Михаил, ремонтник Гусляев Николай. На ст. Станки в 20-е годы работали мои дедушка Копылов В., его дети (мои дяди) Георгий, Владимир, дедушкин брат Копылов Александров и его сын Сергей, дядя Шумов И. Они есть на снимке:

 
UGDold_1

Снимок 1925 года. Вокзал на ст. Станки был в деревянном доме, был телефон. Мой папа Василий Иванович Колыбелин и его брат Николай Иванович работали бухгалтерами в конторе на ст.Лесная. Бухгалтерия обслуживала рабочих УЖД. В 50-х годах моя мама, Таисия Васильевна, была главным бухгалтером, пока УЖД не закрылась. Папа, не смотря на белый билет, ушел в 41-м в ополчение и пропал без вести подо Ржевом в феврале 42-го. Брат папин тоже погиб в Иваново.
Кроме паровозов был еще один мотовоз. Паровоз возил дрова на Занарскую фабрику, мимо стадиона Спартак. По Железнодорожной улице ходил еще на Бумажную фабрику, и через реку Нара на ст. Серпухов-2 и на Новоткацкую. Во время войны на ст. Серпухов-2 приходили санитарные поезда с ранеными. На ст.Лесная во время войны был один военный паровоз, который доставлял раненых со ст.Станки. На ст.Лесная во время войны была военная лесопилка, привозили лес из Сибири и монтировали заготовки для мостов. Моя мама Колыбелина Т.В. Работала раньше бухгалтером в конторе на ст.Лесная, в войну работала на лесопилке, как на трудовом фронте. Имела 3 медали. С ней работали еще 3 женщины, они катали лес, как Вы и пишите. В летнее время по УЖД организовывались массовые выезды в лес за грибами, ягодами. В конце мая – начало июня был массовый выезд на отдых на реку Аложа, если точнее, то до бетонного моста за ст. Трояново. Кстати, раньше этот мост называли «чугунный». Паровоз останавливался на мосту, был вагон с буфетом, на большой поляне под сосной играл оркестр. Организовывались всевозможные спортивные игры.
Паровозы, как известно, требовали много воды. На ст.Станки была водокачка у пруда. В Троянове воду тоже брали из пруда. И под бетонным мостом из р.Аложа. На моей памяти (от начала войны) паровоз ходил до дровяных складов (это место народ называет до сих пор «Пановская») — это все во лишь  1 км западнее бетонного моста.  Дальше была насыпь, но без рельс и шпал.

 
UGDold_2

От Станков отходил ус на Терехунь. После Станков, дальше в лес, насыпь начинает проходить через болота:

 
UGD218

Я писал о том, что УЖД активно использовалась во время войны. В километре от Станков сохранилась братская могила, до которой ни местному, ни областному начальству нет никакого дела:

 
UGD229

Дальше, по среди леса, столб – возможно бывшая ст.«Буриновская казарма»:

 
UGD228

Следующее место точно совпадает со схемой – здесь 100% была ст.«22 км»:

 
UGD222

Насыпь переходит в асфальт:

 
UGD212

Эти места занимает государственное охотохозяйство Таруса. Принадлежит оно Федеральной службе охраны. На базе, по словам работников, отдыхают «первые лица». По лесу проложены однополосные асфальтовые дорожки с белой разметкой по краям и аккуратно выстриженной травой по обочинам. Полная фантастика было выйти на такую среди леса. Усилия по охране «первых лиц» заметны в ближайших окресностях охотобазы.
Здесь мы остановимся…
Источники информации:
http://tourism.bmstu.ru/index.php?option=content&task=view&id=871&Itemid=27
http://narrow.parovoz.com/emb/?ID=152
http://www.pereyezd.ru/forum/viewthread.php?forum_id=2&thread_id=10
Начало статьи: здесь.
Статья про поиски конечной станции Серпуховской УЖД: здесь.

Вам также может понравиться:

12 комментариев

  1. Александр, большое вам спасибо за материал. За старые фотографии и другую интересную информацию.

    Я в своё время жил в окрестностях (Оболенск и Обнинск) и интересовался этой узкоколейкой. Расспрашивал о ней местных жителей, сам временами бродил по насыпи и ездил на велосипеде. Поправлю, что охотхозяйство для первых лиц называется Барсуки (у вас написано — Таруса). В 1990-е сюда любил приезжать Черномырдин. В весной 2006-го я ездил по этим волшебным асфальтированным дорожкам на велосипеде. Проезжал и описанный вами мост через Аложу. Встретил по пути много кабанов, в т.ч. свиноматок с выводками (охотхозяйство же). Было немножко страшно.

    Порадовался также вашим описаниям Старой Калужской дороги (ходил по ней несколько раз, но не исследовал место пересечения её с узкоколейкой), а также действующей грузовой жд ветки Серпухов-Протвино. По ней также ходил, но не заметил указанного вами отворота на узкоколейку. Ваше предположение, что он был предназначен для доставки строительных материалов из Протвино в Оболенск выглядит несколько сомнительно, так как, по моим сведениям, Оболенск строили военные строители из Курилово (Серпухов-15), доставка грузов производилась автотранспортом, основные строительные мощности района были тогда расположены в Серпухове (КСК, ДСК, комбинат ЖБИ). О существовании жд ветки широкой колеи в Оболенске ничего не известно — скорее всего, её никогда не строили. Хотя, возможно, и проектировали.

    1. Здравствуйте, Павел! Спасибо за добрые слова!
      Если быть совсем точным, то речь идёт про Государственный природный заказник федерального значения «Государственный комплекс «Таруса». В качестве доказательства можете найти в интернете Постановление Правительства Калужской области от 10 марта 2004 года N 86. Как пишут на форумах: «В середине 60-х густые леса в Калужской области приглянулись высокопоставленным членам партии ЦК КПСС, по совместительству любителям охоты. В результате недалеко от деревни Барсуки появилось большое охотничье хозяйство — государственный комплекс «Таруса».

      Про поворот на Оболенск и новых подробностях — можете почитать в книге «По следам Серпуховской узкоколейной железной дороги» (ссылка). Она есть в библиотеке города Протвино. Пять книг осталось также свободными — можете пополнить свою библиотеку.

  2. Здравствуйте Александр! На станции Станки прошло все мое летнее детство! С трех лет. Там родился мой отец! На УЖД работал мой дед. Оттуда же он ушел на фронт и пропал без вести. И Колыбелиных я знал. И они меня знали. Сейчас там все разрушено. Почти ничего нет. Одни развалины. Станция превратилась в дачный поселок. Наверное это неизбежно, но мне очень грустно! Спасибо за Вашу работу!

    1. Юрий, у Александра есть ещё замечательная книга про Серпуховскую УЖД, где информации гораздо больше чем на сайте! И вас, кстати, было бы очень интересно почитать!!! Напишите, пожалуйста, о том что помните про Станки и УЖД! Спасибо!

    2. Здравствуйте!
      Скажите, пожалуйста, а есть ли у вас какая-то информация по Колыбелиным? Ищу информацию по потомкам брата прапрадеда — Василия Копылова.

  3. Где-то там мы жили в далёком 1967 году…помню несколько домов в ряд,напротив каждого дома был маленький огородик…и оттуда я ходила через рельсы на автобусную остановку,доезжала до 13 школы…как давно это было!!!

    1. Ещё есть остановка при въезде в Большевик- На линии. Это там тоже проходила узкоколейка. Моя мать 1934г. рассказывала как на майские или другие праздники взрослые — рабочие фабрик с детьми садились просто на открытые платформы в районе Занарки, прихватя с собой правиант и большим скопом выезжали в бор на праздничный отдых. Всех тащил маленький паровозик и совершал несколько рейсов.

  4. Александр, благодарю за все увлекательную серию очерков про УЖД, впервые читал в 2016, сейчас снова решил перечитать и вот…
    Распознал паравоз с первого снимка.
    Серия Кп4 №577 1956 года постройки, выпушен был в городе Хша́нув, Польша.
    Закреплён был за Серпуховской прядильно-ткацкой фабрикой
    Нынешнее местонахождение и судьба неизвестны :(
    Интересно какого года снимок.
    информация взята с сайта: https://trainpix.org/vehicle/158192/#n221488

    1. Спасибо за комментарий! В 1956 году начали разбирать узкоколейку, когда деревни, такие как Кремёнки и Трояново, передали Калужской области. Так что примерно год снимка угадать легко. В августе 1963 года начали окончательно убирать все рельсы с узкоколейной железной дороги. Воспоминания местных жителей я собрал в книгу «По следам Серпуховской узкоколейной железной дороги». Также много интересной информации есть в книгах Вадима Миронова, сотрудника Переславского железнодорожного музея.

  5. Ого! Получается, Дорофеева М. В. это моя троюродная бабушка. Ведь Копыловы, которых она подписала на фото это мои прадеды по бабушкиной линии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *