Совершая на минувшей неделе поездку по МЦК, в районе перегона «ЗИЛ – Верхние Котлы» невольно был сражён апокалиптическим зрелищем из окна поезда! Руины огромного «Завода имени И.А. Лихачёва» («ЗиЛ») – территория в 275 гектаров (для сравнения: площадь ВДНХ составляет 240 гектаров). Чтобы рабочие могли перемещаться, по территоритории завода даже когда-то курсировали автобусы. Это был фактически отдельный город, огороженный забором, внутри нашей столицы! 29 октября 2013 мэр Москвы Сергей Собянин на открытии заседания городского правительства, на котором был утверждён проект планировки территории завода «ЗиЛ», сообщил, что там появится район, где будут жить 30 000 человек. Сохранится, по словам Собянина, и автомобильное производство, но в меньших масштабах и «в экологически приемлемом варианте». С тех пор и начались масштабные перемены.
Многочисленные фото- и видеоотчёты рискующих блогеров постоянно появлялись все эти годы. Каждый стремился увидеть то, что через десяток лет останется лишь в воспоминаниях. Один турист-экстремал в своём сообщении на форуме сравнил посещение предприятия с возможностью в древности заглянуть за стены крепости! Вам ведь было бы интересно оказаться в прошлом и увидеть, что творилось за стенами Кремля? Так вот, поразив читателей своими снимками и рассказами, авторы статей теперь сообщают им, что почти всё снесено и смотреть в бывшей промзоне «ЗиЛ» нечего!
Но вот что мы видим из окна «Ласточки», когда проезжаем по территории бывшего предприятия. Согласитесь, что даже то, что ещё осталось, – впечатляет! Поэтому в очередной выходной я пригласил друзей на прогулку, местом встречи была выбрана станция МЦК «ЗИЛ». Оттуда мы и начали поиск доступных для прохода дорожек.
Да, изучив предупреждения всё тех же блогеров, мы не стали рисковать быть пойманными. Никому не хотелось завершить это приключение в отделении полиции. Поэтому просто постоянно двигались вдоль заборов. Полицейские машины постоянно проезжали рядом.
Даже перемещения по доступным / разрешённым тропинкам оказалось немало для удовлетворения нашего интереса! Вот здесь, как пишут, ещё в феврале 2014 стоял ЗИС-5. Стела пока стоит. Надпись на памятнике: «Автомобиль – труженик, автомобиль – воин. Это твоя гордость, рабочий и инженер. Это твоё бессмертие, человек труда».
Кстати, это повод вспомнить историю: промзона завода имени И.А. Лихачева занимает большую часть территории Даниловского района Москвы, который получил своё название от села Даниловское, также известного как Даниловская слобода. До наших дней дожила лишь малая часть построек Симонова монастыря (* надо будет совершить прогулку!). Уцелела южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло», пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». Также сохранились «новая» трапезная с церковью Святого Духа постройки конца ХVII века, «старая» трапезная (конец ХV века), братский корпус, мастеровая палата и некоторые более поздние хозяйственные постройки. До революции это место славилось благодаря нескольким объектам – Симонову и Даниловскому монастырям и знаменитой Тюфелевой роще. Мало кто сегодня может вообразить, что раньше нынешняя промышленная зона «ЗиЛ» ассоциировалась не с автомобильным производством, а с духовным центром, девственно чистой природой, ландышами и многочисленными водоемами.
Завод был основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. В рамках этой программы предполагалось построить в России шесть новых автомобильных заводов. За постройку одного из них брался торговый дом «Кузнецов, Рябушинские». В соответствии с договором планировалось развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика FIAT 15. Ter образца 1915 года. Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам и, наконец, из-за коллапса транспортной системы страны строительство ни одного из перечисленных заводов завершено не было. Понимая, что к указанному в договоре сроку (15 марта 1917 года) изготовить первые 150 машин не удастся, руководство завода приняло решение закупить в Италии комплекты деталей и начать «отвёрточную» сборку. В декабре 1916 года первые комплекты были отправлены из Италии в Москву. Всего завод успел собрать 1 319 грузовиков FIAT 15 Ter: 432 единицы – в 1917 году, 779 единиц – в 1918 году и 108 единиц – в 1919 году. Когда комплекты деталей закончились, недостроенный завод превратился в крупные ремонтные мастерские.
В 1927 году руководителем предприятия стал Иван Лихачев. Он закончил сельскую школу, был слесарем на Путиловском заводе, матросом с Балтийского флота (один из той тучи «матросни», что сегодня рисуется силой, разметавшей страну, на самом деле был частью промышленного созидания), с его именем связано интенсивное развитие будущего «ЗиЛа». Сталин объявил 1929 год годом «великого перелома». Итог двух сталинских пятилеток таков: СССР стал крупной промышленной державой, а некогда маленький и плохо оснащенный завод превратился в автогиганта, флагмана сталинской индустриализации. Так была создана автопромышленность. На 1922–1923 годы Совет Труда и Обороны (СТО) ассигновал средства на опытное автостроение на заводе. В качестве исходной модели послужил всё тот же FIAT 15 Ter, который хорошо себя зарекомендовал в условиях фронтовой службы.
С 1951 по 2000 год было произведено 5 с половиной млн бытовых холодильников, 3,24 млн велосипедов, на экспорт было поставлено более 630 000 автомобилей, вывозившихся в 51 страну мира. Потом начался кризис. Для понимания масштабов бедствия предприятия можно посмотреть на цифры продаж: в 2001 году предприятие продало 16 458 автомобилей, в 2002-м – 12 113, в 2004-м было выпущено 12 763 автомобиля, а в 2005-м – 6 943. В дальнейшем производство падало до сотен, а затем и до десятков: 1 265 машин в 2011 году, 985 – в 2012-м и, наконец, 95 – в 2013 году. 95 автомобилей в год – и это на заводе, производившем их ежегодно по 200 000! В 2015 году большинство цехов завода были демонтированы. Также в 2015 году был уничтожен музей истории «ЗиЛа» с мемориальным кабинетом Лихачёва. 2016-й и вовсе стал годом, когда завод выпустил последний грузовой автомобиль. Им стал ЗиЛ 43276Т. Тогда же при строительстве МЦК снесли оставшиеся цеха, которые были выстроены вдоль железнодорожного полотна и находились на западе от железной дороги.
Четыре грузовика ещё ржавеют на территории.
Обстановка вокруг, как после землетрясения! Зачем пытаться зайти внутрь, если содержимое бывших производственных помещений видно снаружи? Мебель, отделы, лампы – всё просматривается с улицы.
Некоторые артефакты буквально подлетали к ногам.
На месте сносимых цехов должен появиться новый район Москвы размером с целый город, в котором будут проживать 77 000 человек («ЗиЛАрт»). Обещания грандиозные: инфраструктура для отдыха, занятий спортом и развлечений, около 30 км дорог и 66 000 рабочих мест. Для связи напрямую с кварталами ЗиЛа от Серпуховско-Тимирязевской линии метро организуют паромную переправу. Построят два автомобильных моста через Москву-реку по направлению к Варшавскому шоссе.
Уже трудно себе представить, что когда-то здесь была территория крупнейшего производства, доступная для посещения только сотрудникам предприятия! Всё, что видим впереди и вокруг, – бывшая территория завода «ЗиЛ»!
Принято решение назвать 14 улиц и проездов, образуемых в результате застройки территории, именами художников-авангардистов и архитекторов-конструктивистов. А почему не инженеров и почётных сотрудников бывшего предприятия? Интересна и судьба памятников: оставят или нет?
Как всегда в нашей стране, не всё гладко! Заводские ёлочки почти полностью закатали в асфальт! Корни деревьев не смогут получать достаточное количество воды и просто погибнут!
Но давайте завершим наш отчёт на позитивной ноте! Новый парк «ЗИЛ» создаётся для москвичей в северной части «ЗиЛа», между будущими улицами Лисицкого и архитектора Леонидова.
«Фишкой» парка станет пергола – терраса в виде конвейерной цепи. Так называемая гусеница длиной 1,5 км будет отсылать к производственному прошлому «ЗиЛа». Внутри перголы разместят пункты проката, кафе и рестораны, картинные галереи и инсталляции. Создание парка «ЗИЛ» должно завершиться осенью.
Я даже снял небольшое видео и предлагаю вам самим оценить красоту этого будущего места отдыха.
Источники информации:
1. https://stroi.mos.ru
2. https://www.kolesa.ru
3. https://ru.wikipedia.org
4. https://picturehistory.livejournal.com/2419885.html
5. https://www.drive2.ru/b/1418638/