Город, как человек, имеет свою биографию, свой характер, свой неповторимый облик. В семье приокских городов Серпухов — один из интереснейших. Если вы приехали в Серпухов по железной дороге, ваше знакомство с городом начнется с привокзальной площади. Более четырех десятков лет назад, перед войной, на привокзальной площади Серпухова, окутанной дымом маленьких маневровых паровозиков-«овечек», пассажиров московского поезда встречали извозчики, воду в пристанционный поселок возили в бочках, а газогенераторная машина, топившаяся чурками, была чуть ли не последним словом техники… После войны пошли от Москвы в направлении Серпухова электропоезда — сначала до станции Львовская, потом до станции Колхозная. А сегодня пригородной считается электричка «Москва — Тула». Здание вокзала, до недавнего времени самое высокое не только в городе, но и во всем районе, построено и 1866 году, когда Серпухов был конечной станцией на железной дороге южного направления. Сколько видели этот вокзал и эта площадь!.. В 1919 году в Серпухове, в здании нынешней городской больницы имени Н.А.Семашко, размещался штаб Южного фронта, который разработал план и руководил разгромом деникинской армии, продвигавшейся к Туле.
Бывшее здание городской управы (2-я половина XIX в.):
В 1920 году в городе побывал американский журналист коммунист Джон Рид. После путешествия по нашей стране он писал в журнале “Либерейтер”: «В январе я поехал в Серпухов, крупный центр текстильной промышленности, о котором я еще буду говорить. Серпухов представляет собой растущий провинциальный город с несколькими огромными текстильными фабриками, который на окраинах постепенно переходит в деревню, со всех сторон в радиусе 30 верст его окружают фабрики… Поскольку я был первым коммунистом-иностранцем, посетившим Серпухов, местный партийный комитет созвал собрание представителей фабрично-заводских комитетов всего района и попросил меня выступить. Собрание проходило в большом зале бывшего Дворянского собрания (Д.Рид ошибочно принял это здание бывшей городской думы за здание Дворянского собрания), а теперь городского Совета.»
На трибуне докладчика коптила единственная керосиновая лампа, которая слабо освещала лица и потрепанную одежду собравшихся. Многие из них пришли с фабрик, расположенных в 20 верстах от города, пришли пешком по глубокому снегу, с кусочками хлеба в кармане. Их ноги были обмотаны тряпками. Потом, когда собрание окончится, они пойдут домой так же, как пришли, пробираясь всю ночь в жестокий мороз. Лишь очень немногие из них были членами Коммунистической партии. Они приветствовали гостя, исполнив стоя «Интернационал».
Пение этого гимна не превратилось в России в пустую церемонию: каждое его слово исполнено для поющих огромного значения. И когда Джон Рид приветствовал их от имени американских революционеров, изможденный юноша быстро поднялся и страстно воскликнул: «Передай от рабочих Серпухова нашим братьям в Америке, что вот уже три года, как русские рабочие проливают кровь и умирают за революцию, не только за свою собственную, но и за всемирную революцию». В Серпухове помнят Джона Рида, его имя носит одна из новых улиц города.
В интерьере здания сохранились филенчатые двери и кафельные печи с медными вьюшками. Очень жаль, что сюда не водят экскурсии — повезло что один из читателей поделился любительскими фотографиями:
Приезжала в город Н.К.Крупская. На первых выборах в Верховный Совет СССР 12 декабря 1937 года серпуховские ткачи назвали ее своим депутатом. На предвыборном собрании в городском театре Надежда Константиновна говорила: «Я выковывалась в большевичку, как раз работая в районе, где очень много текстильных фабрик, и мое сближение с товарищем Лениным как раз началось на почве изучения фабрик и заводов Володарского района и в том числе фабрик Торнтона, Максвеля, Паля и других». Много раз бывал в Серпухове А.П.Чехов. Его именем названа одна из центральных городских улиц. На ней в небольшом сквере установлен памятник писателю. В разное время Серпухов посещали многие известные писатели, художники, ученые.
Советская — самая красивая улица Серпухова. Предыдущее название — Никольская улица в честь расположенного здесь собора. Она существует немногим более полувека и названа так потому, что на ней в старом доме бывшей городской думы размещается городской Совет народных депутатов.
В 1929 году вошел в строй новый железнодорожный мост через Оку, на открытии которого присутствовал соратник В.И.Ленина, секретарь Президиума ЦИК Л.С.Енукидзе. Он перерезал ленточку — и первый состав медленно, словно проверяя надежность моста, проследовал с левого берега реки на правый. И полетели по мосту стремительные курьерские, пошли тяжелогруженые товарные поезда. Серпухов становится крупным железнодорожным узлом. Железнодорожники работали, учились, осваивали новые по тому времени марки паровозов. В грозные дни Великой Отечественной войны на станцию Серпухов с Урала и из Сибири прибывали воинские части и боевая техника (враг был тогда в 7—12 километрах от города) и сразу уходили в бой. В 50-х годах улицу продолжили в сторону железнодорожного вокзала. К 100-летнему юбилею со дня рождения В.И.Ленина здесь открыт Дворец культуры «Россия» с двухзальным кинотеатром. Есть еще одна достопримечательность на Советской улице — старый сквер. Откуда на сравнительно молодой магистрали появились многолетние серебристые ели, сибирские кедры, маньчжурские клены и другие деревья редких пород? Дело в том, что в 1940 году железнодорожники станции Серпухов заложили на пустыре питомник. Завезенные сюда из многих уголков страны саженцы деревьев и кустарников заботливо выращивали, а затем использовали для озеленения привокзальных площадей многих станций Курского направления Московской железной дороги и в качестве своеобразных зеленых заслонов от снежных заносов стальных магистралей. В годы войны питомник сохранили. А теперь он стал детским парком, в котором есть и «чертово колесо», и карусели, и другие аттракционы.
Источник Информации:
«НА ОКСКОЙ ШИРОТЕ», Р.Абсалямов, Г.Семар (Московский рабочий, 1983)