В начале русско-японской войны весь мир облетела весть о подвиге русского крейсера «Варяг». Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки сами потопили свой корабль, лишенный возможности продолжать бой, но не сдались врагу. Командовал крейсером капитан 1-го ранга В.Ф.Руднев, опытный морской офицер. Однако, мало кто знает, что последние годы Всеволод Фёдорович, выходец из дворян Тульской губернии, жил в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район). 7 июля 1913 года В.Ф.Руднев скончался. Похоронен в возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино, Заокского района, Тульской области, попечителем которой он был все время жизни в Савино. В 1958 году старший сын Николай Всеволодович вернулся с семьёй на родину из заграницы, он передал в областной краеведческий музей значительную часть личных вещей своего отца, которые затем были переданы в музей В.Ф.Руднева (N54° 43.330′, E37° 29.470′) в селе Савино, который был открыт в 2000 году! Я давно намеревался приехать сюда, вот один из примеров. Но как-то само-собой получилось собраться именно сейчас.
Уже знакомая наизусть станция Тарусская, иду без знания дорог — просто по направлению ))) Невольная остановка: несколько больших красивых зданий с ухоженными насаждениями вокруг — «Заокская Духовная Академия Церкви христиан адвентистов седьмого дня» (N54° 43.702′, E37° 25.066′). Сегодня это уже академия с богословским, музыкальным и сельскохозяйственным факультетами при Адвентистском университете, в который входит и Заокский христианский гуманитарно-экономический институт (английский язык, экономика, делопроизводство), и средняя гимназия, и многопрофильный колледж. Учащихся около 300 человек. Всего же адвентистов здесь около 600 человек.
Жара. По большей части хорошая асфальтированная дорога. НО никаких указателей на музей! Как в большинстве случаев бывает, приближение к Савино выдала колокольня храма. Церковь Казанской иконы Божией Матери. По информации из Интернета я знал — музей находится рядом, значит мы достигли цели. В книге «Приходы и церкви Тульской епархии»(Тула, 1895) сообщается: «Село Савинское лежит в 5в. от станции Иваново МКЖД при маленьком ручье Берсеневке, отстоит от г.Тулы в 60в. и от уездного Алексина в 40 в. Население прихода составляют крестьяне с.Савинского и деревень — Мышенка и Мало-Малахово». В клировой ведомости Казанской церкви с.Савинского Алексинского уезда за 1916 год записано: каменная церковь в одной связи с колокольней построена в 1770г. Восстановлен и освящен храм в 2002 году. В 2003г. освящен левый придел в честь свт.Николая. В 2005г. отстроена колокольня.
Пока небольшой музей осматривал автобус с туристами, я заприметил людей несущих воду. Воспользовался спокойной минуткой, чтобы утолить жажду восхитительной природной водой!
Ну а вот, собственно, и я сам Позирую на фоне здания-музея:
Предки Рудневых с 1616 года владели небольшим имением у деревни Яцкой Ясенецкого стана Веневского уезда Тульской губернии. Пращур Всеволода Федоровича, рядовой матрос Семен Руднев, отличился в 1696 году в бою под Азовом и за храбрость получил по указу Петра I чин офицера. Отец Всеволода Федоровича Федор Николаевич Руднев был героем русско-турецкой войны 1828-1829 годов, участвовал в сражениях на Черном, Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя. В 1857 году он вышел в отставку с чином капитана 1-го ранга и жил на пенсию с семьей в деревне Яцкой Тульской губернии, в небольшом флигеле. Отец В.Ф.Руднева умер в 1864 году, и мать, Александра Петровна, переехала с детьми в город Любань Петербургской губернии, где определила сына в местную гимназию. 15 сентября 1872 года, успешно выдержав экзамены, В.Ф.Руднев поступил в Петербурге в Морское училище, единственное в тогдашней России учебное заведение, готовившее офицеров Военно-Морского Флота. Пенсия, получаемая матерью, составляла всего 240 рублей в год, а обучение в училище – 300 рублей в год. По распоряжению управляющего морским министерством Всеволод Руднев был принят па казенное обеспечение в честь боевых заслуг его отца, покойного капитана 1-го ранга Ф.Н.Руднева. С 1 мая 1873 года В.Ф.Руднев был зачислен на действительную службу и в летние месяцы 1873-1875 годов находился в учебных плаваниях по Балтийскому морю. 1 мая 1876 года его произвели в старшие унтер-офицеры. Блестяще выдержав выпускные экзамены и получив Нахимовскую премию, В.Ф.Руднев 1 мая 1876 года был произведен в гардемарины. Получив назначение на учебный фрегат «Петропавловск», он с 18 мая 1876 года по 25 августа 1877 года находился в заграничном учебном плавании. Это был первый дальний поход, во время которого приходилось выполнять обязанности рядового матроса, нести офицерскую вахту, практически осваивать морское дело.
Командир «Петропавловска» дал гардемарину отличную аттестацию, и 30 августа 1877 года В.Ф.Руднев получает первый офицерский чин мичмана. 16 апреля 1880 года приказом главного командира Кронштадтского порта мичман Руднев был назначен в новое заграничное плавание на крейсер «Африка», направлявшийся на Дальний Восток, а затем совершивший кругосветное плавание. 6 октября 1880 года В.Ф.Руднев становится командиром 7-й роты экипажа крейсера, а затем назначается старшим артиллерийским офицером корабля, с производством 1 января 1882 года в лейтенанты. По возвращении из плавания ему была объявлена благодарность и вручен орден. В 1884 и 1885 годах В.Ф.Руднев находился в плаваниях по Балтийскому морю, в 1886 году — в заграничном плавании, а в 1887 году — снова на Балтике. В 1888 году В.Ф.Руднев был назначен командиром парового военного транспорта «Петр Великий», построенного для России во Франции, принял его и привел в Кронштадт. В этом же году В.Ф.Руднев женился на Марии Николаевне Шван, дочери героя обороны Севастополя капитана 1-го ранга Н.К.Швана. С 1 августа 1889 года он снова в заграничном плавании на крейсере «Адмирал Корнилов», в январе 1890 года участвует в маневрах Тихоокеанского флота, становится старшим офицером корабля и 4 декабря 1890 года возвращается в Кронштадт. В 1891 году В.Ф.Руднев командует миноносцем «Котлин», портовым пароходом «Работник», а затем назначается старшим офицером броненосца «Гап-гут». 28 марта 1893 года В. Ф. Руднев получил чин капитана 2-го ранга, а в декабре был назначен старшим офицером эскадренного броненосца «Император Николай I», который шел на соединение с отрядом русских кораблей в Грецию. На броненосце «Император Николай I» держал свой флаг контр-адмирал С.О.Макаров, командовавший Средиземноморской эскадрой. Броненосец, пробыв почти год в водах Греции, ушел затем в кругосветное плавание, с 1 января по 9 декабря 1895 года. По прибытии в Кронштадт В.Ф.Руднев получил приказ о назначении его командиром броненосца береговой обороны «Адмирал Грейг», а позже — миноносца «Выборг». В декабре 1897 года В. Ф. Руднев был назначен командиром канонерской лодки «Гремящий», которая 1 марта 1898 года ушла в кругосветное плавание, длившееся по 15 мая 1899 года. Это было первое самостоятельное кругосветное плавание Руднева на сравнительно небольшом корабле, и он провел его успешно. 31 августа 1899 года В.Ф.Руднев назначается командиром броненосца береговой обороны «Чародейка». В начале июня 1900 года он принял в городе Эльбипге (Германия) построенный для России эскадренный миноносец «Скат» и, несмотря на плохую погоду и неисправность компаса, благополучно привел его в Кронштадт. В 1900 году В.Ф.Руднев стал старшим помощником командира порта в Порт — Артуре, где была база 1-й Тихоокеанской эскадры, составлявшей основные силы Русского флота на Дальнем Востоке. И хотя назначение не пришлось Рудневу по душе, он энергично включился в работу. В это время в Порт-Артуре был перестроен и расширен сухой док, проводились дноуглубительные работы на внутреннем рейде, порт был полностью электрифицирован, укреплялась береговая оборона. В декабре 1901 года В.Ф.Руднев был произведен в капитаны 1-го ранга.
В декабре 1902 года приказом по морскому министерству В.Ф.Руднев был назначен командиром крейсера «Варяг». К этому времени он приобрел большой опыт морской службы, проходил ее на семнадцати кораблях, из которых командовал девятью, бывал в кругосветных плаваниях и дальних походах. Крейсер «Варяг» по тем временам считался одним из лучших кораблей русского флота. Построенный на американском заводе фирмы «В.Крамп и К°» в Филадельфии по заказу русского адмиралтейства, он в 1899 году был спущен на воду, в 1901 году вошел в строй.
Желая сэкономить несколько тонн веса за счёт противоосколочной брони, американцы пренебрегли защитой для пушек — на «Варяге» не было не только орудийных башен (как на «Олеге» или на «Богатыре»), но даже щитов (как на «Аскольде»); палубные орудия стояли совершенно открыто. В результате за час боя при Чемульпо «Варяг» потерял от осколков японских снарядов убитыми и ранеными больше ста человек — почти четверть экипажа.
На крейсер при постройке был установлен бракованный радиотелеграф (это выяснили уже в Порт-Артуре), и «Варяг» до начала русско-японской войны так и не смог получить зачёт по радиосвязи. Но самой большой проблемой оказалась силовая установка. Американцы поставили на крейсер паровые котлы новой и недостаточно испытанной системы Никлосса (они были дешевле) вместо надёжных котлов системы Бельвилля. Поначалу новинка зарекомендовала себя отлично, на испытаниях «Варяг» показал рекордную по тем временам скорость 23,5 узла. Однако через несколько недель, на переходе через океан, корабельные котлы начали сдавать. К тому же обнаружились серьезные дефекты в машине, некоторые детали которой были сделаны, как выяснилось позднее, из «неудовлетворительного металла». Когда крейсер добрался до России, он был уже близок к «параличу», и все попытки русских инженеров вернуть четырёхтрубному красавцу его первоначальную резвость окончились неудачей. По прибытии на Дальний Восток обнаружилась полная непригодность крейсера к боевой службе — новому кораблю требовался капитальный ремонт. На ходовых испытаниях постоянно лопались котельные трубки, перегревались подшипники — машинная команда после многочисленных аварий уже боялась подходить к этому «заморскому чуду техники». «Варяг» с большим трудом и риском мог давать на короткое время не более 19 узлов, а рекомендованной скоростью для него теперь стало всего 14 узлов. Мнение вице-адмирала П.П.Тыртова: «Что же это за такие котлы, в которых после года службы надо менять массу трубок и сорок коллекторов?»
В условиях удаленной от метрополии Порт-артурской базы произвести полную замену котлов на крейсере было невозможно. Командующий тихоокеанской эскадрой вице-адмирал Старк послал в Кронштадт запрос, возможно ли будет вывести «Варяга» из состава боевой эскадры и отправить с сопровождением на Балтику для ремонта. «Штаб ответил Старку, что надо бы, конечно, но пусть крейсер хотя бы один год участвует в полноценной боевой учебе» (капитан I ранга В.Ф.Ставинский.). И командование флота смирилось с «Варягом» в составе эскадры, уже зная о том, что полноценная служба разведчика крейсеру совершено недоступна. Сначала корабль хотели направить стационером в Иокогаму, но из-за очередной аварии в машине «Варягу» пришлось уступить это место «Аскольду». И в Чемульпо оказался именно «Варяг» только потому, что другого применения дефектному крейсеру попросту не было. А для того, чтобы лишний раз не нагружать больную машину корабля, ему придали в качестве курьера канонерскую лодку «Кореец». Состояние энергетической установки «Варяга» подтверждается и такими фактами:
— Перед началом знаменитого боя английский коммодор Бэйли, знавший о состоянии механической части русского крейсера, предложил ему «интернирование под английскими флагами — как нестроевому, не способному участвовать в боевых действиях» (!).
— Японцы, обследовавшие затонувший «Варяг», были крайне удивлены. Инженер Араи доложил адмиралу Уриу, что вся его эскадра «целый час не могла утопить безнадежно неисправный корабль». Уриу не удивился — вероятно, это ему было хорошо известно.
Накануне войны «Варяг» был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо (ныне Инчхон, рядом с корейской столицей Сеулом). 26 января (7 февраля) 1904 года японская эскадра из шести крейсеров и нескольких миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде. На внутреннем рейде в это время находились русские корабли — крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», а также иностранные военные корабли. Утром 27 января (9 февраля) 1904 года Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала С. Уриу, объявлявший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и требовавший покинуть рейд до полудня. В противном случае они грозили открыть огонь по русским кораблям прямо в нейтральном порту (что было нарушением международного права). В.Ф.Руднев принял решение прорываться из залива. Японская эскадра преградила путь в открытое море. В 11 часов 45 минут с крейсера «Асама», с расстояния 7000м, раздался первый выстрел из 8 д. орудия, а затем вся эскадра противника открыла огонь. Всю силу огня японцы сосредоточили по «Варягу». Под ураганным огнём противника русские матросы и офицеры вели огонь по врагу, заделывали пробоины, тушили пожары. Меткий огонь с «Варяга» принёс свои результаты: повреждения получили японские крейсеры «Асама», «Чиода», «Такачихо», затем был потоплен один миноносец. Согласно японским сведениям попаданий в японские корабли не было, потерь и повреждений они не имели. «Варяг» вернулся в порт. Крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, порядка 40% орудий было разбито. Было принято решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, канонерскую лодку взорвать, чтобы они не достались врагу. Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты, где их восторженно встретил русский народ.
Никаких шансов на прорыв у инвалида «Варяга» с его машиной не было. Командир крейсера Руднев знал об этом (потому, кстати, и пошёл в бой вместе с тихоходным «Корейцем», а не в одиночку), однако честь офицера русского флота не позволила ему сдаться или сразу затопить свой корабль без единого выстрела. На что он рассчитывал? На то, что ему удастся нанести врагу хоть какой-то ущерб (один удачный выстрел может отправить на дно даже сильный корабль) или, быть может, на невероятное стечение обстоятельств, которое позволит ему всё-таки совершить невозможное и вырваться из мышеловки.
Также пишут, что над Рудневым между тем был суд, многие склонялись к тому, чтобы признать его виновным в гибели кораблей, которые могли быть интернированы!
Вид на деревню Мышенки, где до последних своих дней прожил В.Ф.Руднев. Это, примерно, в 3 км от церкви Казанской Богоматери села Савино. В ноябре 1905 года Руднев попадает в опалу за отказ принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Руднев был уволен в отставку с производством в контр-адмиралы. После смерти его жена с детьми бросила имение и уехала сначала в Тулу к родственникам, а потом навсегда – в Париж. От имения Рудневых ничего не осталось еще до 1917 года… Сотрудники музея сказали, что сохранились только дерево, посаженное самим Всеволодом Фёдоровичем! Но пускаться на его поиски я не решился. Ещё одна загадка — бесследно исчезнувшая награда, в 1907 году японский император в знак признания героизма русских моряков направил В.Ф.Рудневу орден Восходящего Солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал. Он есть на портрете капитана (прикреплен на поясе), но где он хранится сейчас? Наиболее вероятная гипотеза — это судьба многих ценностей вывезенных в Европу после революции, возможно что жена продала её ради хлеба насущного?…
Источники информации:
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=1333
http://sobory.ru/article/?object=05173
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2355
http://varjag-2007.livejournal.com/3252970.html