Поездка: Дракино, дача Рихтера, Трубецкое, Истомино

Редкий случай, когда удаётся отправиться в очередное путешествие на машине. Возможность посетить несколько достопримечательностей, разделённых десятками километров! Зимой включаешь «печку» и греешься, летом — кондиционер (или, по крайней мере, можно открыть окно). Такая удача произошла в минувшие выходные. Ставку решено было сделать на «зимники»: последние холодные дни, ровные снежные грейдеры (где летом одни ухабы). Калужская область, окрестности Тарусы.
Маршрут таков:
1) Дача Святослава Рихтера — N 54° 39.975′, E 37° 12.054′
2) Храм Рождества Христова в селе Трубецком — N 54° 38.522′, E 37° 9.910′
3) Истомино (усадьба) — N 54° 43.320′, E 37° 4.310′
4) Покровская церковь близ Заворово — 54° 47′ 59.36″ N 36° 58′ 33.18″ E
Если всё получается проехать быстро, возвращаемся через Вознесенье и Алексин.
Место встречи — Дракино (N54° 51.183′, E37° 16.080′):

drakino_1

На месте села Дракино был древний пограничный город-крепость Лобынск, ровесник Москвы, закрывавший важный торговый путь по реке Протве, от него сохранились лишь едва различимые валы древнего города-крепости Лобынска. Здесь в 1147 г. мятежный и беспокойный князь Святослав Ольгович («Гориславичем» звали его на Руси, много бед и разорений принес он своей земле, трижды приводил половецкие войска) получил знаменитое ныне письмо от своего двоюродного племянника князя владимиро-суздальского Юрия Владимировича Долгорукого, которое начиналось словами: «Приди ко мне во град Москов». С этого года и ведет отсчет своего возраста столица нашей Родины. И стоит трогательная маленькая церковка во имя св. великомучеников Бориса и Глеба, покровителей воинства, построенная в 1684 г. До XIX в. она была еще меньше, существовал лишь центральный объем с апсидой да отдельно стоящая колоколенка, от нее сохранились только два нижних яруса, верхний начала XIX в. Растесаны окна, изменена кровля — и все равно от этой церквушки веет патриархальной сельской стариной.

drakino_2

В центре Дракино на высоком основании установлен истребитель МиГ-3. На пьедестале этого памятника летчикам 49-й армии посвящена надпись: «Здесь в октябре 1941 г. доблестные воины 49-й армии остановили немецко-фашистские полчища, рвавшиеся к Москве. Во время Битвы за Москву здесь проходил рубеж обороны 49 армии. В пойме р.Оки располагались полевые аэродромы истребителей и бомбардировщиков. Есть памятник летчикам 49 армии. 17 декабря 1941 г. с этих рубежей они во взаимодействии с войсками 43-й армии перешли в решительное наступление и разгромили врага». Сегодня в Дракино, на аэродроме спортивной авиации, тренируются и соревнуются мастера, чемпионы страны, Европы и мира по самолетному спорту. Возле самолёта я и подсел к своему другу в машину.

drakino_3

Для начала, едем к берегу Оки — на дачу Святослава Рихтера. Навигатор выбрал кратчайший путь, который в итоге упёрся в свеже-отстроенные коттеджи и заброшенный пионерлагерь. Кругом заборы. Уточнили у местных, сделали крюк, и подъехали на те-же 1,5 км, но уже с другой стороны. Как бы не было удивительно, но при наличии нескольких указателей «На дачу Рихтера», дорога грунтовая — прокатанная от коровников. Две нивы рыбаков перед нами застряли в снегу на этом 1,5км-вом участке (благо сельхозтехника рядом). Идём пешком по сугробам… И вот он — мрачный дом на берегу:

drakino_4

В конце 1950-х гг. на высоком берегу Оки пианист С.Т. Рихтер построил дачу — деревянный вытянутый вверх дом, с верхних этажей которого открывается вид на реку. Впоследствии дача была передана музыкантом в созданный им же Тарусский фонд. В Тарусе ежегодно проходит Музыкальный фестиваль фонда Святослава Рихтера. Концерты проводятся и возле «Дома на Оке», как называют дачу Рихтера. Позже, в 1971 году на Рихтер приобрел другую дачу Николиной Горе. Его друзья рассказывали: «Слава хотел быть поближе к столице и природе одновременно». Маэстро оставил себе прекрасный загородный дом в Тарусе, но он был от Москвы далековато.
Местность здесь очень скромная — нет той зрелищность, что в Поленово или Тарусе. Топаем обратно к машине…

drakino_5

Без проблем находим Храм Рождества Христова в селе Трубецком. Остановиться, правда, негде — грейдер есть, а чистой площадки для остановки ни одной. Находим уголок только метров за 300 от Храма. Окна зарешечены, дверь на замке, заглянуть смогли лишь в щёлочку.
Засекины, Долгоруковы, Мусины-Пушкины, Суворовы и Минквицы. Все эти громкие и известные в России фамилии объединяет одно – им принадлежала старая усадьба в селе Трубецком, что расположено всего в семи километрах к югу от Тарусы. Всё, что осталось от усадьбы – старый парк из лип, посаженных квадратами, несколько прудов, давно заброшенный плодовый сад и храм. Церковь Рождества Христова. В 1768 году был построен первый храм в Трубецком. Это была деревянная Христорождественская церковь, построенная князем Василием Михайловичем Долгоруковым. А в 1904 году по прошению священника Василия Петровича Знаменского, был возведён каменный храм. На проектирование храма, сбор средств на его постройку ушло несколько лет. Наконец, храм был построен и 9 ноября 1909 года освящён.

drakino_6

Дальше мы решили не тратить драгоценное время и срезать по ещё одному грейдеру через поле в сторону Вознесенья. Всё-таки до Заворово (п.4 маршрута) ехать опасно далеко — одни просёлочные дороги (неизвестно — расчищены ли они). Попытка эта стала неудачной: мы застряли на часа — два. После форсирования поля у дачи Рихтера, одежда слегка промокла, а после этих «раскопок» — стала вообще сырой. Но руки мы не опустили, и, чтобы поездку всё-же засчитать успешной, поехали в Истомино:

drakino_7

Пришлось возвращаться в Тарусу, далее по другой дороге ехать практически до моста через одноимённую реку. Немного проехав вдоль реки Таруса, видим маковку церкви. Но селу мало одного такого замечательного Храма! Первое, что мы видим — это строительство новой Церкви. В Интернете не удалось найти ни слова об этом. А на тот момент мы, изрядно промокшие, думали лишь о том, чтобы побыстрее всё осмотреть и отправиться в обратный путь, потому и не поинтересовались.

drakino_8

Первое упоминание об усадьбе Истомино встречается в писцовой книге Тарусского уезда и относится к 1720 году. Владельцем усадьбы в то время был Пётр Андреевич Толстой, родоначальник рода Толстых. Он был блестящим дипломатом, ритором, замечательным литератором, владел иностранными языками и перевел «Метаморфозы» Овидия. 1725 год был значимой вехой в истории рода Толстых. В своё время Петр Андреевич Толстой начинал службу ещё стольником у царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра Первого. Тогда он не имел почти ни гроша в кармане, как говорится, ничего за душой, а в этом 1725 году дослужился до чина верховного маршала. Такая карьера сама по себе была почти невероятным, очень редким явлением в то время. Пётр Первый высоко ценил Петра Толстого. Именно в последние годы жизни царь пожаловал Толстым имение Истомино. Пётр Андреевич также был награжден редчайшим тогда орденом Андрея Первозванного. Будучи верховным маршалом во время коронования в Москве Екатерины I, он на другой день был пожалован в графское достоинство, о чем Петр известил Сенат собственноручной запиской: «Объявить тайному действительному советнику Толстому издание графства и наследникам его». Его сын, Иван Петрович Толстой – прадед великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. В те годы в Истомино строится главный усадебный дом. Он был построен традиционно в дереве и простоял так до конца восемнадцатого века, а в 1725 году стараниями Ивана Петровича рядом с усадьбой возводится Успенская церковь. Однако, недолго семейству Толстых довелось пожить в тиши и спокойствии. Через два года Екатерина I на смертном одре подписала указ о ссылке Петра Андреевича Толстого в Соловецкий монастырь. Их фамильное имение Истомино перешло в собственность царской семьи. В доме и вообще в усадьбе проживали в основном только управляющие, поэтому дом так долго не перестраивался.
Прекрасная панорама с видом на реку Тарусу, окрестные деревни и силуэтом высокого храма на верхушке холма была весьма подходящим и для обустройства усадебного дома и для устройства английского пейзажного парка, который тогда был в моде в великосветских кругах. Конечно, не менее важна была и близость храма к усадьбе. С 1782 года дворцовое имение Истомино принадлежало уже Николаю Николаевичу Маслову (1734 – 1803). С появлением нового хозяина началось, естественно, и новая жизнь: и храм, и усадьба «ожили», активно строились и обустраивались. … Храм Успения Пресвятой Богородицы всегда содержался в большем порядке и имел очень хороший вид в связи с тем, что буквально все последующие владельцы села Истомино и его окрестностей, в основном купцы из Тарусы, делали пожертвование и обновление интерьеров и экстерьеров церкви. Например, можно вспомнить последнего владельца усадьбы в Истомино, особенно усердного прихожанина Захара Лихоманова, выходца из простой крестьянской семьи деревни Ложкино, ставшего богатым тарусским купцом. И после революции 1917 года истоминский храм оставался действующим. В местных архивах можно обнаружить описи церковного имущества 1922 года, к которым прилагаются и описания внутреннего убранства церкви. Xрам Успения в Истомино оставался действующим до середины 1970–х годов, в 1974 году был закрыт и разграблен, и только сейчас делаются первые попытки по его восстановлению. В здании же усадьбы ныне размещается сельская школа-девятилетка.
Главный дом, сооруженный в нач. XVIII в., и затем перестроенный в XIX, непритязательной архитектуры. Классицизм оказался чуждым барочной планировке с двумя боковыми ризалитами. Дворовый фасад прост, да и парковый, с примыкавшей лоджией и балконом после их разборки так же многое потерял в наружном облике. Отсюда выходили в яблоневый сад и парк, разбитый на плавно понижающемся склоне к реке Тарусе, а семейные праздники устраивали во дворе.

drakino_9

Обратите, пожалуйста, внимание не окна! — Та половина дома, что с полукруглыми сверху окнами, это и есть старый усадебный дом! Да, он был такой маленький. Симметричный с обоих сторон, он имел посередине на втором этаже балкончики. Остальная «безлико-прямоугольная» часть — это пристройка 70-х годов. Сейчас дом пустует, нет тут больше никакой школы. Местные, правда, сказали, что передали какому-то спортивному центру. Но тут, вдалеке от стадионов?!? Зачем? Также, они отметили, что пристройка 70-х годов — вся течёт и трещит по швам. А вот старая часть здания — держится стойко все эти годы! Вход в дом, очевидно, был сос стороны «пристройки» — т.к. двери в помещении, нам рассказали, не вырубали, использовали существующие.
Ко двору лицевой стороной обращен грот — своеобразная эстрада для музыкантов:

drakino_10

Есть там ещё и служебная постройка (для слуг). Есть в ней некоторые детали, выдающие её возраст. Говорят, там было две печки, так что барин заботился о своих работниках.
Окрестные дома сейчас отапливаются углём, а вот в храм провели газ! Чёрный снег вокруг котельной, пустое здание школы. Упоминаемый всеми «живописный вид» — сплошь пестрит коттеджами. Вспомнилось бессмертное произведение Николая Васильевича Гоголя — «Мёртвые души»:
Тем временем Костанжогло и Чичиков, идя позади их на порядочном расстоянии, так между собою говорили:
— Вон запустил как все! — говорил Костанжогло, указывая пальцем. — Довел мужика до какой бедности! Когда случился падеж, так уж тут нечего глядеть на свое добро. Тут все свое продай, да снабди мужика скотиной, чтобы он не оставался и одного дни без средств производить работу. А ведь теперь и годами не поправишь: и мужик уже изленился, и загулял, и стал пьяница.
— Так, стало быть, теперь не совсем выгодно и покупать эдакое имение? — спросил Чичиков.
Тут Костанжогло взглянул на него так, как бы хотел ему сказать: «Ты что за невежа! С азбуки, что ли, нужно с тобой начинать?»
— Невыгодно! да через три года я буду получать двадцать тысяч годового дохода с этого именья. Вот оно как невыгодно! В пятнадцати верстах. Безделица! А земля-то какова? разглядите землю! Всё поемные места. Да я засею льну, да тысяч на пять одного льну отпущу; репой засею — на репе выручу тысячи четыре. А вон смотрите — по косогору рожь поднялась; ведь это все падаль. Он хлеба не сеял — я это знаю. Да этому именью полтораста тысяч, а не сорок.

………
Ханасарова Александра Ивановна — очень богатая старая горожанка.
— Есть у меня, пожалуй, трехмиллионная тетушка.— сказал Хлобуев,— старушка богомольная: на церкви и монастыри дает, но помогать ближнему тугенька. Прежних времен тетушка, на которую бы взглянуть стоило. У ней одних канареек сотни четыре, моськи, приживалки и слуги, каких уж теперь нет.
Источники информации:
«Мёртвые души», Николай Васильевич Гоголь
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=5805
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=6687
http://eg.ru/daily/stars/10447/
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=7438
http://sobory.ru/article/index.html?object=09653
http://ru.wikipedia.org/wiki/Истомино
http://www.panoramio.com/photo/22491070?source=wapi
http://forum.turizm.ru/countries/russia/000945.html
http://culttourism.ru/kaluzhskaya/tarusa/object18.html

Вам также может понравиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *