Станция Угодский Завод – конечная (Серпуховская УЖД)

Итак, прошёл уже почти год, как я написал первую статью о Серпуховской УЖД: ссылка. Как Вы помните, найти удалось её следов не так уж много. Хотелось увидеть что-то более существенное. После прочтения книг, стало понятно, что начало этой дороги заложили Серпуховские промышленники — десятки предприятий требовали много сырья, дров, а продукция должна была быстро попасть к покупателю. Угодский Завод – название станции говорящее само за себя. Видимо здесь тоже решили воспользоваться данным способом доставки сырья, поэтому и протянули ветку к себе. Иначе крупное предприятие просто остановится. Я долго собирался, т.к. не думал что в Жукове (до 1974 г. — село Угодский Завод) что-то сохранилось от УЖД. Но тогда может от старинного предприятия что-то удасться увидеть? Наконец, эта поездка состоялась: рассказ про Угодский Завод.
От предприятия ничего не осталось. И находилось оно там, куда ус УЖД точно не тянулся. Будем искать!

UGD32
Рядом с городом — зелёный овал, это какая-то пром-зона. Строительные предприятия, магазины на восточной окраине города. Маловероятно, судя по карте и снимкам из космоса в «Google Earth», но — может? Всё-равно по-пути, заодно, глядишь, прохожий какой чего дельного подскажет. Может, за годы всё заросло (насыпь УЖД), а какие-нибудь склады, к примеру, Угодского завода располагались именно здесь. Если пути Серпуховской УЖД и тянулись до Жукова (Угодского Завода), то тянуться они могли только сюда.

UGD36

Вот и эти окраины… На строительной базе кипела работа, повсюду рабочие как муравьи. Зачем мешать людям — приставать с расспросами? Тем более, что многие из них — явно не местные )
Сразу после пром-зоны я углубился в лес по просеке. К счастью — мне помогала переменчивая погода: сменяющие друг-друга моросящий дождь / снег, образовали на снежном покрове плотную корку, по которой, как по асфальту можно было достаточно комфортно идти через лес. Хотя переменчивая погода всё-же доставила некоторые неудобства — пол часа светит тёплыми весенними лучами солнышко, потом резко набегает туча и начинается снегопад (как на фотографии выше). И, если оказаться на открытой местности, сильный ветер буквально сковывал лицо за пару минут. Через 2,8 км, когда я вышел на ЛЭП, как раз настала очередь солнца )

UGD319
Минутку! Так это же не просто — линия электропередач! Это — старая Калужская дорога (Калужский тракт) — древний путь, соединявший Москву с Калугой. Известна с XIV века. Именно на этой дороге М.И.Кутузов в 1812 году, прикрывая Калугу, создал укрепленный лагерь русских войск.
Старая Калужская дорога: В Москве начиналась у Крымского брода. В нынешней черте Москвы проходила по трассе Старокалужского шоссе. На территории Московской области совпадает с нынешней трассой Калужского шоссе до деревни Львово. Далее проходит через населенные пункты Кресты — Спас-Купля — Рогово — Чернишня — Корсаково — Тарутино — Лыково — Чёрная Грязь — Новая Слобода — Филипповка — Чухловка — Недельное — Казариново — Семендяево — Якимовка — Башмаковка — Прудки — Голухино — Николо-Дол — Гурьево — Выселки — Ястребовка. На схеме старую Калужскую дорогу я выделил оранжевым цветом.
Боже! Трудно представить — я стою на одном из некогда основных торговых путей. И это была дорога? Представляю — что здесь было по весне, или после хорошего дождя. На сколько могли укатать телеги эту грязь? Хорошее экстремальное путешествие — на пару дней. Да и в лесной чаще — мало ли по среди ночи выскочит на дорогу )
Прошагав 500 метров по «древнему пути», сворачиваем в лес… Ещё немного… И… — вот она, насыпь УЖД:

UGD321
Тупик! Финальная точка линии (N 55° 01.394′, E 36° 49.141′) — «Серпухов — Угодский Завод». Насыпь УЖД здесь явно заканчивается, так что ни до какого Угодского завода она не шла. А название станции? — взяли ближайший населённый пункт и назвали. Мало ли мы знаем примеров, когда название станции не соответствует реальному населённому пункту? Пример: «Зосимова Пустынь — железнодорожная платформа в Московской области на 65-ом км Киевского направления МЖД. От Монастыря до платформы «Зосимова пустынь» более 10 км. Платформа же названа так потому что в этом месте большак (большая дорога), шедший из Зосимовой пустыни в Боровско-Пафнутиев монастырь пересекался с железной дорогой Брянского направления. Ближайшая же от монастыря станция, в настоящее время, это Бекасово-центральное.»
Скорее всего, назначением данного тупика было — доставка грузов до старой Калужской дороги. Кольцевой дороги тогда не было, а везти что-то через Москву — неоправданно долго и затратно.

UGD318
Вот она — ст.Угодский Завод! Хоть на снимках Google, с высоты, и кажется, что путей (тупиков) было несколько, но в реальности — насыпь здесь только одна. Это видно отчётливо. Далее — вокруг, по-началу, ничего интересного. Но, приглядываясь ко всему, что не вписывается в окружающий ландшафт, становится интереснее. Так, в 20-30 метрах от насыпи УЖД, среди десятка отдельно растущих деревьев, оказалась землянка:

UGD37
Штаб? УЖД активно эксплуатировалась во времена Великой Отечественной войны. Здесь действовало несколько партизанский отрядов.

UGD316
А непосредственно примыкающая к насыпи группа деревьев (почти у самого тупика) — скрывала что-то похожее на фрагмент кирпичной стены, и кирпичный колодец — не колодец, вобщем под снегом и льдом трудно определить, но я пытался хоть как-то эти руины расчистить, и углубления там не было, либо оно сильно завалено, больше было похоже на какой-то цилиндрический «постамент». Позже мне рассказали, что где-то тут был поворотный круг для разворота – теоретически это руины именно такого сооружения как раз в тупике, крайней точке этой УЖД.

UGD31

Удалось раздобыть карту 1939-1941 гг. – можете проследить всю линию Серпуховской УЖД. На ней, как видите, наша конечная станция подписана как «Ясная поляна». И обратите внимание на обозначение – после ст.Трояново и моста через р.Аложа, линия обозначена толи как строящаяся, толи как разобраная. Но насыпь, вот – явно тянется до места указанного на карте:

UGD313
Правильно, что я решил не оставлять прогулку до лета — вот как тут проедешь?

UGD314
Вышли на поворот на Терники: прямо — ст.Угодский Завод, направо — ус на Терники. Судя по старым картам, до Терников УЖД проложили уже практически к её закрытию, так что я её к вниманию не принимал.

UGD317
На пол пути к Трояново насыпь проходит по окраине поля, отсюда есть дорога на село Покров. Вероятно — это очередной бывший остановочный пункт «34 км».

UGD315
Снова наслаждение красотой. Затем расчищенная дорога резко поворачивает влево от бывшей насыпи. 500 м по снежному насту. Высота насыпи постепенно становится всё выше. По краям появились бетонные столбики… И, наконец, из-за деревьев показался объект восхищения многих вело-туристов, проезжавших здесь в разное время:

UGD310
Мост линии Серпухов — Угодский Завод через р. Аложа рядом с деревней Трояново. Несмотря на дату постройки — начало прошлого века — впечатляет своими размерами и сохранностью. Мост переброшен через красивую долину реки, практически ущелье. Для сомневающихся — на момент строительства этого участка дороги (1914-1915 гг) бетон был уже очень широко распространён в строительстве железных дорог и шоссейных мостов и промышленных сооружений.

UGD311
Может, время года сейчас не то, а, может, усталость от долгой дороги, — долина реки зимой выглядит как-то уныло. Наверно, я просто насмотрелся Заокских пейзажей ) Но вот перспектива моста, когда спускаешь вниз по насыпи — это зрелище меня не оставило равнодушным… Что-то такое есть в этом сооружении!

UGD33
Мост меня порадовал и ещё одним напоминанием УЖД — кто-то использовал рельс в качестве столбика! Когда-то по этим маленьким рельсам бегали паровозы.

* Прошло три года. Навестил это практически самый дальний участок Серпуховской узкоколейной железной дороги (УЖД). Мост из бетона, большинство оценивало, в примерно ~1915 год постройки (здание депо в Станках этим годом датируется). По мнению большинства — очень интересное историческое инженерное сооружение. В 2011-ом году к мосту вела насыпь, по краям маленькие бетонные столбики — всё было очень гармонично с природой и веяло забытой стариной. И вот мы подходим к мосту сейчас! — Свежий асфальт, отбойники, ослепительно-белый мост и множество сменяющих друг-друга отдыхающих.

UGD312
Мост, к счастью, лишился всяческих надписей, но приобрёл современный, контрастирующий с окружающей средой, вид. Уже нет того предвкушения, которое было при движении по тропинке на насыпи.

UGD39
А вот и правильный год постройки — на табличке, оставленной реставраторами:

UGD35
Ну и взгляд — с северной стороны, как раз можно сравнить со старой фотографией в статье:

UGD34
Вот странно устроена жизнь: если не реставрируют — мы все негативно высказываемся об отношении к памятникам, а видишь полностью обновлённый — уже нет той красоты и чувства прикосновения к истории, прошлому. Может со временем насыпь снова подзарастёт, ослепительного блеска поубавится.

UGD320
Ну а мы движемся дальше по насыпи… Снова поле… — это уже Трояново. Эти места и населённые пункты частенько упоминаются в военной хронике: «30.Х.1941 г. Сформировали группы для действия по дорогам противника. 3-я группа под руководством Казанкова направлена в разведку в районе д.Семкино — Трояново с целью установления путей движения обозов противника и его зенитной батареи. Вечером решили еще раз разведать разъезд Трояново и установить связь с нач. станции. На разведку пошли комиссар и боец Наумов. На разведке задержались дотемна. На разъезде все спокойно, зашли в станционное помещение, 56 дезертиров ночуют. Расспросили об отставке, покурили. По полученным сведениям, на разъезде Буриново немцы обстреливают всех подходящих. Разведка Казанкова установила, что в д. Семкино немцы были до вечера, вечером уехали, угнав всех женщин в д.Воронино копать картофель, в Семкине порезали весь скот и приказали привезти его в д. Воронино. В д. Воронино и селении Буриново — до дивизии немцев с артиллерией и обозами. Днем в д.Трояново, Тростье и Покров был разъезд немцев с собаками — ищут партизан.» Жаль более детальных упоминаний нет – приходится хвататься за короткие фразы. Как выглядело «станционное помещение Трояново»? Что представлял из себя «разъезд Буриново»? – ничего кроме насыпи не осталось. Так что нам остаётся только догадываться и собираться в обратный путь.

НОВОЕ 13.07.2014 !!!  Pavelstenchev — прислал ещё такое фото УЖД (Фотоальбом «Товарищество мануфактур Н.Н. Коншина в Серпухове» типография товарищества И.Н.Кушнерев и компания. Москва 1913г.):

UGD38
Приятно встречать людей, которые не хранят фотокарточки в закромах, а дают возможность людям — узнать и увидеть больше своей истории! Непонятно, правда – что это за «конечная»? Трояново? Или так выглядела поляна, где заканчивается насыпь узкоколейки?
Источники информации:
http://ru.wikipedia.org
http://www.roadplanet.ru/card/5942/
http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?PRINT&ID=152
http://www.sunpan.ru/events/eventid_46/

Вам также может понравиться:

13 комментариев

  1. Был там совсем недавно,впервые,ездить по дорожкам можно, мост очень понравился.Пока ехал,встретил только одного грибника. P.S.Узнал об этом месте, совершенно случайно,как-то катался за городом,и наткнулся на заросшую насыпь, потом увидел и шпалы.В инете нашёл этот блог…

    0
    1. Автору блога, большое спасибо!
      Если кто-то пойдёт по пути узкоколейки, в Серпухове, на улице 1905 года, можно увидеть фрагменты старых рельс УЖД, ближе к концу бетонного забора,использованы как столбики.Маркировок на них не нашёл…А где в бору можно увидеть фрагменты насыпи?Не разобрался пока,куда шла дорога через бор?

      0
      1. Пожалуйста! Очень рад! Всегда приятно, когда собранная информация оказывается кому-то полезной и интересной!
        По вашему вопросу – про следы УЖД в Городском бору:
        1. Вот «ссылка на метку» на сайте «Wikimapia» — возможно остатки насыки. Рядом стадион «Старт» (когда-то назывался «Красный текстильщик»). Очень жаль, что не так давно исчезли остатки трибун! – Дело в том, что трибуна, как и ограждение поля (они остались), сварены из материала бывшей узкоколейной железной дороги!
        2. Интересное фото – дача Коншиных в Бору: http://all-photo.ru/empire.
        3. Советую обратить внимание на слова: «…от станции «Лесная» проложили узкоколейку до Беляевской фабрики (в настоящее время это Занарская фабрика).» Форумчанин «format_dr» Jan. 10th, 2013 – пишет: «Уточнял недавно у одной бабушки. Она рассказала, что через бор действительно проходила ветка и шла на Занарку. Разобрали её, как и всю ветку, в 60-е. И еще такой момент. Остановку ныне называемую Дискавери называли переезд. Как-то так.»

        0
  2. Из детских воспоминаний. Ходили в 5-6 классе в поход. Деталей не помню, но кажется доехали до Стрелковки, а оттуда каким-то образом по старой узкоколейке (осталась насыпь, по краям ямы, возможно руду добывали и на насыпи валялись костыли) шли в заказник Барсуки. Проходили этот мост. Память уже подводит, он мне запомнился двухуровневым…

    0
  3. Александр, спасибо за описание! Как проще добраться на велосипедах до моста (с 8и летним), из Черной грязи или Грибовки?

    0
    1. Мой опыт.
      Я ездил из Серпухова на велосипеде от Высокиничей ехать до Трояново, далее будет асфальтовая дорога налево. Мост видно на спутниковых картах.
      Обратно для разнообразия, решил поехать через Барсуки, и далее по бетонке, никому не советую…

      0
      1. Добрый вечер всем!
        Прежде чем решиться на поездку с детьми в Барсуковский лес, рекомендую почитать чужие отчёты! 😉 Не получается найти один такой запомнившийся — там тоже семья отправилась на велосипедах в эти окрестности! Не забывайте, что это территория особой зоны природного заказника «Таруса»! Тут и дикие животные, и ФСО. Так вот в том отчёте, кажется отец семейства, рассказывал как они наткнулись на охрану и их прогнали по бездорожью кратчайшим направлением из леса.
        — Из безопасных способов — это посещение храма Преображения Господня села Буриново. Съездить на службу (охрана пропускает) и может немного успеть взглянуть на окрестности и мост.
        — Наиболее интересным и удобным мне кажется путь со стороны города Жуков. Прикоснётесь к истории, проехав по колеям некогда легендарной Старой Калужской дороги: http://alxlav.ru/?p=1470. Ну и от «старокалужки» до моста не далеко.

        0
  4. Не могу ни оставить хвалебных отзывов автору за прекрасный материал и прекрасные иллюстрации, которые буду пытаться использовать, не знаю даст ли мне он на это разрешение, но они очень интересны. Я такие маршруты физически не в состоянии совершить. Есть мысль создать в Доме Коншиных на Боровской улице Музей истории предпринимательства г. Серпухов. Вот здесь то помощь автора и следопыта была бы неоценима! Пишите!

    0
  5. Здравствуйте Александр. Интересное путешествие по Угодскозаводскому р-ну. Я там каждое лето ребенком (1958 г.р.) жил у бабушки. За грибами ходили «за Большак» или «за Баёво», на Кудиску с удочками. Очень интересны «Зуевы ямы» в лесу за Кудиской. Глубина 30-40 м. Огромные воронки. Что там добывали? То ли руду, то ли бурый уголь. А может и камень на строительство?
    Вы прошли к д. Михаловка правее, а слева на речке Угодке отчётливо видны остатки «Петровской плотины»с местом её прорыва.
    У меня есть карта этих мест (из интернета) 1779 г. Огромное водохранилище, место Завода. Ответите пришлю.
    С уважением
    Борис

    1+
    1. Добрый вечер, Борис! Выслал вам письмо с адресом моей электронной почты. Весь в предвкушении! Всё рассказанное вами — станет для меня отправной точкой в новом путешествии!
      С уважением, Александр

      0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *