Когда-то в Павловское (Домодедовский район) я заезжал частенько. Всегда на автобусе. Но, однажды, я попал в большой перерыв между рейсами. Мне посоветовали ехать на электричке – мол, в 5 минутах от автобусной остановки – платформа. Ни слова о том, что туда даже просто стоило бы сходить, я не услышал. Ориентируясь на стук колёс проходящих поездов, я направился к ней по одной из асфальтированных дорожек. Увидеть здание вокзала издалека – мешали деревья. Дорожка привела меня к подземному переходу на платформу, за которой возвышался зелёный шпиль, увенчанный звездой. Я поспешил подняться на перрон, откуда здание (N 55° 29.342′, E 37° 43.928′) мне предстало в полной красе:
Случайные попутчики тогда мне кое-что рассказали об истории этого места (многое приукрасили): мраморная платформа, ворота в Ленинские горки, памятник Ленину внутри вокзала… В следующий раз я уже взял с собой фотоаппарат. А позже, перед очередной поездкой сюда, я нашёл интересную статью «В начале последнего пути»:
В любую погоду эта станция нереальной своей красотой врывалась в сон дремлющих пассажиров, едущих из Москвы с Павелецкого вокзала. Голубые ели краше, чем у Кремлевской стены; невозможно гордый шпиль; платформа такой ухоженности, какая попадалась лишь на открытках с видами Швейцарии. И цветы, цветы, цветы… Это она – самая бесполезная и одновременно самая значимая станция в СССР – Ленинская.
Если кто еще не догадался, Ленинская – ворота в Музей-заповедник «Горки-Ленинские». Вернее, была когда-то воротами. Горки – усадьба, где Ленин Владимир Ильич провел последние дни, написал последние завещания, сфотографировался в последний раз и умер. И знаменитый траурный поезд повез тело вождя трудового пролетариата от станции, которая тогда называлась Герасимовка, до Москвы. Облюбовали усадьбу большевики уже в 1918 году. Почти сразу же после революции они организовали в Горках «санаторию для советских служащих».
«Санаторием для совслужащих» Горки числились до создания ленинского мемориального музея в 1949 году. Хотя с осени восемнадцатого усадьба стала по сути дачей-резиденцией Ленина. А после его смерти – местом обитания ленинской родни. Настоящий расцвет Горок и ближайшей к ней станции начинается в конце сороковых, когда сначала открылся музей, а потом и был построен мемориал-вокзал Ленинский.
О, что это были за денечки! Толпы организованных и неорганизованных туристов всех цветов кожи и разреза глаз доезжали на электричках до Ленинской. Они проходили по парку с подстриженными липами, непривычными для Подмосковья туями и символичными голубыми елями. Они входили в трехъярусное здание вокзала с 15-метровым шпилем (язык не повернется назвать сооружение с 24 колоннами станцией).
План парка хорошо виден на снимках из Google:
Под потолком с лепниной приветственно звенела хрустальная, ежедневно омываемая люстра, а вождь с пьедестала дружелюбно протягивал им руку из глубины прохладного зала.
Вокзал с зеркальной звездой (солнце отражалось на многие километры вокруг) на шпиле открылся в 1954 году. Здание строилось за глухим забором и с такой секретностью, что породило у местного населения домыслы о таинственном сверхмощном бункере. Когда активная и молодая Лидия Лобачева в середине 80-х была назначена начальником Ленинской, она тщательно обследовала вверенный объект на предмет тайных помещений. Но увы… Ничего под этим вокзалом нет.
Ленинской станция, естественно, стала называться еще в 1924 году. До этого она была просто Герасимовка. В честь братьев-купцов Герасимовых, на чьи средства в конце ХIХ века и была построена дачная платформа на линии Москва-Павелецкая Рязанско-Уральской железной дороги. Герасимовы в то время были владельцами Горок. Кстати, пару лет после смерти Ленина станция в сторону Москвы именовалась Ленинской, а в сторону Каширы продолжала оставаться Герасимовкой.
Видимо, этому месту так и суждено весь век находиться между двумя именами. Потому как даже после открытия помпезного вокзала деревянная Герасимовка никуда не делась, а сиротливо разрушалась в нескольких метрах от мраморного соседа. В 1984-м ее отреставрировали, отмыли, поставили бюст Ленина, и она затмила своим деревенским очарованием Ленинскую.
– У нас штат был 30 человек. 5 кассиров, дежурные, рабочие, уборщики, – рассказывает Лидия Михайловна (последний начальник Ленинской).
– Я попала сюда с Авиационной, серьезной товарной станции. А на Ленинской главной заботой было содержать станцию в образцовом порядке.
Они и содержали. Мыли, драили, следили за цветниками, как за своими собственными. Станция работала круглосуточно, и одна особо ярая цветочница по ночам специально выносила стул, чтобы ни один ею лично посаженный пион не пропал в злодейских руках. Все, что не могли сделать сами, делали шефы – благо их у Ленинской было много. В зале с приветливым Владимиром Ильичем молодожены сменяли юных пионеров, а в деревянном павильоне Герасимовки станционные работники отмечали Новый год. Хорошее было время.
А потом пришла гроза – 90-е годы. Первой пострадала всеобщая любимица – деревянная Герасимовка. Сначала с нее исчезли четверо штатных рабочих. Потом кто-то пытался украсть бронзовый бюст Ленина. Самое страшное случилось, когда Ленинскую объединили с соседней станцией Расторгуево. Ленинская осталась совсем без надзора – штат урезали до кассира. А Герасимовку, единственный образец дачной платформы начала ХХ века, просто сожгли. Кто? Зачем? Неизвестно. Исчезли цветники, какие-то варвары срубили туи и часть голубых елей, из туннеля под насыпью отодрали весь искусственный мрамор, автобус до усадьбы стал ходить раз в сутки. Так что музейщики, когда-то главные пассажиры станции, и вовсе перестали ею пользоваться. На маршрутке быстрее.
Сегодня дверь некогда цветущего вокзала забита фанерой и посмотреть на приветливого Ленина может только кассир, сидящий за наглухо зарешеченным окошком. Зеркала со звезды осыпались…
Источник: http://www.gudok.ru/newspaper
Дополнительно: http://wikimapia.org/5666950/ru/
Новая информация от декабря 2010:
Антон (Sage74) посетил 14 декабря здание вокзала: здесь фото-отчёт.
Интерьер внутри вокзала немного преобразился: отреставрировали памятник Ленину, сделали бутафорскую кассу, повесили расписания на стены. Вывод один — здесь недавно прошли съёмки фильма, документального или художественного (что скорее всего). Попросил Антона увеличить расписание на его фотографиях: названия остановочных пунктов не вымышленные, но врядли соответсвуют действительности, а поезда написаны такие: Мурманск-Минск, Смоленск-москва, Ленинград-Калининград, Моршанск-Минск, Ленинград-Одесса.. и т.д. В общем, будем ждать появление этой загадочной картины на экранах!