Добрый день, дорогие друзья! Снова появился отличный повод рассказать вам об уникальном и в тоже время исчезающем памятнике нашей истории! Настолько важном для нас, что его можно сравнить с таким чудом света, как Великая Китайская стена. Чтобы прикоснуться к истории, мы решились на ранний подъем и 10-километровый путь частично через промзону, частично по обочине оживленной трассы с узкой обочиной, карьер… В принципе, ещё во время прошлой поездки в Тамбов я обратил внимание на то, что по западной окраине Тамбова, через поля, ровной ниткой тянется к северу до реки Челновой и дальше уже на запад до реки Польной в Воронеже невысокая насыпь. Путешественники пишут: «Насыпь довольно-таки осела, во многих местах прорыта или совсем снесена, кое-где осыпалась, а местами хорошо сохранилась. Рядом с насыпью – ров. Это замечательный памятник природы и истории XVII века – Татарский вал«.
Утренний РА1 (рельсовый автобус, 1-й тип – серия рельсовых автобусов, конструктивно унифицированных с метровагоном) довёз нас до железнодорожной станции Бокино.
Далее шли пешком через промзону. Поплутали немного.
Сокращали путь по кромке карьера ООО «Горняк» (Покрово-Пригородное месторождение по добыче строительных песков и суглинков для производства керамзита). Полюбовались голубыми озёрами
Татарский вал – длинный земляной вал, проходит через Тамбовскую, Липецкую, Белгородскую и Воронежскую области; это укрепление, сравниваемое многими с Великой Китайской стеной! Естественно, её сохранность не идёт ни в какое сравнение с каменной Китайской: отчасти из-за нашего отношения к памятникам родной истории (из 72 километров Тамбовского вала уцелело всего 12–15); отчасти потому, что черта была гораздо «умнее» и экономичнее китайского аналога. Конечно, всё делалось вручную, а главной рабочей силой стали крестьяне и солдаты. Укрепление достигало четырех метров в высоту и имело такой уклон, чтобы лошадь не могла забраться наверх. В профиле вал представлял собой трапецию с шестиметровым основанием и вершиной двухметровой ширины; высота достигала трех-четырех метров; крутизна склонов – 25–30 градусов. С внешней, юго-западной стороны вала, располагался ров шириной и глубиной около двух метров; на небольшом отдалении находился ещё один ров глубиной метр. Через примерно равные промежутки вал был укреплён сторожевыми башнями высотой около 20 метров. Расположили их так, что каждая была видна только от соседних.
Хотя для строительства насыпи не использовались ни камни, ни кирпичи, он стал прекрасным оборонным рубежом и послужил хорошей защитой. На сегодняшний день это памятник истории и археологии. Правда, с каждым годом от неё остаётся всё меньше, да и высота сейчас достигает лишь человеческого роста, но, если дать волю воображению, по этим остаткам вполне можно получить представление о том, каким он когда-то был. Пишут о реконструированном фрагменте укреплений (башня и частокол) в селе Мокшан под Пензой, а также об участке вала в селе Канадей Ульяновской области с каменной башней XVII века. В Ульяновске воссоздан фрагмент деревянной крепости.
Однако прошу взглянуть на фотографии: с левой стороны вал (как он выглядит с воздуха), а справа фрагмент реконструированной башни и стены. Как видите, реконструированные укрепления стоят просто на земле, а не на насыпи. И, судя по историческому описанию, башни находились на месте вот тех «треугольных ответвлений», вынесенных вперёд на татарскую сторону, которые повторяются каждые 400 метров. В общем, попытки совместить фотографии реконструкции с тем, что мы увидели на месте, порождают только вопросы. Как обычно говорят в такой ситуации: это всё «не ложится на местности».
Памятное селфи до продолжения пути по насыпи:
Вообще же участков вала в черноземье сохранилось много. Основная часть Татарского вала пролегает через Тамбовскую область. Тамбовский участок вала – крупный и аутентичный. Какой участок этого продолжительного сооружения выбрать для посещения? Я остановился на точке, где установлен мемориальный камень, – N52°39.913′, E41°22.466′. Это в семи километрах от окраины города, и проходящие там автобусы остановок по требованию не делают. В качестве альтернативы – более доступный участок, особенно хорошо известный жителям города, являющийся естественной границей Полынковского кладбища! Но, к сожалению, именно этот участок сильно пострадал, так как дёрн и грунт с вала активно используются посетителями кладбища для ухода за могилами. Также можно было совместить посещение остатков вала с созерцанием красот окрестностей села Лысые Горы. Но главной целью всё-таки было увидеть наиболее сохранившийся участок вала! И, насколько удалось разведать, ехать стоит для этого именно в указанную точку!
Тамбовчане называют это укрепление «Татарский вал». История его появления такова: в XVII веке Русь вынуждена была постоянно обороняться от нападений крымских и ногайских татар. Эти набеги ослабляли государство, не говоря уже о проигранной войне с Польшей в 1632–1634 годах (во многом по причине того, что часть сил приходилось отзывать для обороны от кочевников). В 1647 году было принято решение о начале возведения земляного вала. В 1655 году работы были уже закончены.
Кроме оборонительного значения, вал поспособствовал и развитию русских городов: благодаря ему возникли такие крупные населенные пункты, как Уварово, Рассказово и другие. Кстати, при выборе места осмотра насыпи (куда поехать) искал упоминания о не просто остатках насыпи, а об очертаниях фундамента оборонительных башен или даже целой крепости (друзья рассказывали, что якобы видели весной отчётливо у остатков вала). Ожидали увидеть нечто скромное, но похожее на данное на фотографии ниже. Ничего подобного не нашёл:
Есть у вала еще одно значение, важное для биологов и палеонтологов: на всем его протяжении можно встретить несколько интересных видов растений, которые нечасто попадаются (например, тюльпан Биберштейна, или горицвет весенний). Как известно из литературы (И.И. Дубасов, «Очерки по истории Тамбовского края», 1883, 1887, 1897), сооружался вал на открытом пространстве, в дикой красочной степи с густыми и высокими травами. Он и до сих пор имеет богатую флору, вследствие чего может в какой-то степени дать представление о растительном покрове прежних степей, теперь полностью уничтоженных. Природой вал почти не разрушается, виноват антропогенный фактор. В конце 80-х годов археологи ездили к председателям колхозов, на каждый участок вала заключались договоры о сохранности. Где-то для проезда сельхозтехники всё-таки прорезались небольшие куски, но в целом он сохранялся. В последние года всё чаще фиксируются нарушения – там разрыли, там свалку сделали. Если учитывать темпы роста города, через 20 лет Татарский вал будет проходить по центру, не спасёт даже охранная зона – 50 метров. Бороться с этим уже невозможно. Пока с каждым зафиксированным нарушением разберутся юристы, напишут предписания, процесс затянется на годы.
Наш кусок вала исчезает у аэродрома Тамбовского высшего военного авиационного училища лётчиков им. М. Расковой. Рассказывают, что там «базировалась туча Ил-28 всех модификаций, Л-29, Л-39, Ту-134…» Сейчас на том месте находится авиабаза Тамбова и площадка хранения ТУ-134 УБЛ, база хранения и утилизации АТ.
Собственно они – Ту-134УБЛ (по кодификации НАТО – Crusty-B), учебно-тренировочные самолёты, разработанные в ОКБ Туполева в начале 1980-х годов на базе пассажирского лайнера Ту-134. Приняты на вооружение ВВС СССР в 1982 году. Продолжают использоваться в ВВС России для обучения курсантов полётам на Ту-22М3 и Ту-160. Также их применяют для поддержания навыков строевых пилотов, чтобы сократить расход лётного ресурса боевых самолётов.
Источники информации:
1. http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2013
2. http://russights.ru/post_1421799536.html
3. https://sites.google.com/site/tambovanomali
4. https://ru.wikipedia.org/