Сокол («посёлок художников» в Москве), падение самого большого самолёта в мире

Очень повезло побывать на экскурсии в районе станции метро «Сокол» и узнать об истории посёлка, давшего название станции Московского метрополитена! Оказывается, Сокол – это целый кооперативный жилой посёлок посреди мегаполиса! Основан в 1923 году, также известен как «посёлок художников». Посёлок Сокол стал одним из воплощений концепции города-сада. С 1979 года посёлок находится под охраной государства как памятник градостроительства первых лет советской власти. 8 августа 1921 года В.И. Ленин подписал декрет о кооперативном жилищном строительстве, согласно которому кооперативным объединениям и отдельным гражданам предоставлялись права застройки городских участков. Тогда в Москве катастрофически не хватало жилья, а денег на его строительство власти выделяли очень мало. До сих пор нет единого мнения о том, почему посёлок получил название Сокол. Согласно наиболее распространённой версии, первоначально этот посёлок планировалось строить в Сокольниках — отсюда и название (в итоге для посёлка выделили землю близ села Всехсвятского, но название оставили). В пользу этой трактовки истории говорит печать с изображением сокола, держащего домик. По другой версии, высказанной историком П.В. Сытиным, посёлок был назван по фамилии жившего здесь агронома и животновода А.И. Сокола. Иная версия говорит о том, что посёлок получил название от строительного инструмента – сокол штукатурный. Все улицы в поселке названы в честь художников, потому его и называют «посёлком художников». Такое хитрое переименование улиц знаменитыми фамилиями якобы спасло посёлок от исчезновения и многоэтажной застройки его территории.

Сокол посёлок художников в Москве

Ну чем не чудо – деревня посреди столицы? Это один из милых, пока не перестроенных домов на улице Сурикова:

Сокол посёлок художников в Москве

Что тут еще можно увидеть интересного:
– особняк личного художника Сталина – Герасимова, в который приезжал вождь;
– якобы самый дорогой в мире дом (не по красоте, а из-за финансовых хитросплетений);
– дом «Сторожевая башня» братьев Весниных;
– вологодскую избу Марковникова;
– пассажирское здание станции «Серебряный Бор» – памятник архитектуры;
– часовню кладбища «Арбатец». Она была построена в 1911 году по проекту архитектора Р.И. Клейна;
– и т.д.

Сокол посёлок художников в Москве

К сожалению, я на экскурсии был слушателем, а не ведущим, поэтому мы даже из перечисленного не всё увидели. Не говоря уже о том, что у каждого дома здесь своя история. Поэтому к главному, тому, что меня захватило и заставило поискать дополнительную для себя информацию.

Сокол посёлок художников в Москве

Ул. Левитана, д. 4 – дом, на который 18 мая 1935 обрушились обломки самолета «Максим Горький»! АНТ-20 «Максим Горький» – советский агитационный пассажирский 8-моторный самолёт, самый большой самолёт своего времени с сухопутным шасси. Построен на авиационном заводе города Воронежа. В доказательство: фотография дома № 4 по улице Левитана в посёлке Сокол, на который упала основная часть фюзеляжа самолёта от 18 мая 1935 года (источник: посёлок Сокол: история посёлка и его жителей. Олма-пресс, 2004):

Сокол посёлок художников в Москве

В 1932 году в группе писателей и журналистов, в день 40-летнего юбилея литературной деятельности Максима Горького, родилась идея построить агитсамолёт и назвать его в честь писателя. Был создан Всесоюзный комитет по строительству самолёта, по всей стране начался сбор денег на постройку, давший в короткий срок около 6 млн рублей. Комитет организовал в своём составе Технический совет под председательством начальника ЦАГИ Харламова. Строительство самолёта на авиазаводе в Воронеже началось 4 июля 1933 года, а уже 3 апреля 1934 года АНТ-20 был вывезен на аэродром. 24 апреля самолёт был допущен к полётам решением государственной комиссии. 17 июня 1934 года лётчик-испытатель Михаил Громов выполнил первый полёт на АНТ-20, продолжавшийся 35 минут. Громов отметил отличную управляемость самолёта-гиганта.

Сокол посёлок художников в Москве

В августе 1934 года «Максим Горький» стал флагманом агитэскадрильи имени Максима Горького. Помимо основных обязанностей, в 1934 году на нём были установлены два мировых рекорда – грузы 10 000 кг и 15 000 кг были подняты на высоту 5 000 метров. В мае 1935 года полёт на «Максиме Горьком» совершил Антуан де Сент-Экзюпери, работавший в Москве репортёром французского издания. Автор «Маленького принца» был в восторге и от самолёта, и от его экипажа.

Сокол посёлок художников в Москве

Просуществовал самолёт чуть больше года. 18 мая 1935 года на центральном аэродроме столицы проходил демонстрационный полёт, после которого планировалась передача АНТ-20 в агитэскадрилью имени Максима Горького. Лётчик ЦАГИ Н.С. Журов передавал машину авиатору агитэскадрильи И.В. Михееву. Было разрешено прокатить членов семей строителей АНТ-20. В сопровождение «Максиму Горькому» выделили два самолёта: двухместный Р-5 под управлением лётчика Рыбушкина и истребитель И-5 под управлением испытателя Н.П. Благина. Оператор Щекутьев осуществлял с Р-5 киносъёмку полета. Перед Н.П. Благиным стояла другая задача: по замыслу кинодокументалистов он должен был во время съёмок летать рядом с АНТ-20, чтобы зрители могли увидеть разницу в размерах. Взлетев, «Максим Горький» сделал широкий круг над аэродромом. Но полёт приобрёл угрожающий характер: летчик на истребителе начал выполнять фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от АНТ-20. Благин бросил свой истребитель в короткое пике за хвостом «Максима Горького», пронёсся под его фюзеляжем и, оказавшись впереди, круто рванул ручку управления на себя, намереваясь описать вокруг гиганта мёртвую петлю. В верхней точке самолёт завис и, потеряв скорость, рухнул вниз на медленно проплывающий под ним АНТ-20. Истребитель врезался в средний мотор, выбил его ударом. Тот отвалился и упал вниз, а машина Благина застряла в образовавшемся рваном отверстии крыла. Воздушный гигант этот страшный таран выдержал. Не исключено, что Михеев с Журовым посадили бы его, если бы у И-5 не оторвалась хвостовая часть, которая нанесла второй, уже смертельный удар по «Максиму Горькому», врезавшись в органы управления. Он медленно завалился на крыло, перевернулся и начал разваливаться в небе. Через несколько секунд прогремел страшный взрыв, и самолёт рухнул на дачный посёлок Сокол. Погибло 49 человек, в том числе Благин, 11 членов экипажа «Максима Горького» и 37 пассажиров – сотрудники ЦАГИ и их родственники, в том числе 6 детей. Киносъёмка катастрофы исчезла (возможно, находится в засекреченных материалах дела).

Сокол посёлок художников в Москве

Естественно, всюду говорится о вине Благина, нарушившего дисциплину и самовольно совершившего фигуру высшего пилотажа, приведшую к катастрофе. Однако я наткнулся на статью в издании «Аргументы и факты», в которой сообщается о рассекреченной в 2010 году докладной записке главы НКВД Генриха Ягоды Иосифу Сталину, связанную с расследованием причин катастрофы «Максима Горького». Как выяснили сотрудники НКВД, лётчика Благина попросту заставили выполнить опасный трюк. За полтора часа до рокового полёта, с санкции высшего руководства ВВС, с лётчиками встретились работники кинофабрики военно-учебных фильмов Ряжский и Пуллин, которые настояли на выполнении фигур высшего пилотажа на истребителе рядом с АНТ-20. Съёмки фигур высшего пилотажа должны были вести с Р-5. Руководитель полётов и непосредственные начальники пилотов об этом разговоре и планах кинооператоров ничего не знали. Благина сделать мёртвую петлю практически заставили, ссылаясь на приказ руководства ВВС. Ряжского и Пуллина впоследствии арестовали и осудили, но однажды озвученную версию менять не стали. Взамен власти помогали семье лётчика, объявленного виновным.
P. S. В заключении ещё добавлю, что АНТ-20 был не последним таким самолётом! После гибели «Максима Горького» планировалось построить новую улучшенную версию АНТ-20. Сделали это в 1938 году, когда был построен «АНТ-20 бис», оснащённый новыми, более мощными двигателями М-34ФРНВ. Это позволило убрать тандемную установку и сократить число двигателей с восьми до шести. Но это уже другая история!
Источники информации:
https://ru.wikipedia.org/
http://www.aif.ru/padenie_maksima_gorkogo
http://m.pikabu.ru/story/nelepyie_aviakatastrofyi

Вам также может понравиться:

6 комментариев

  1. Я про станцию Сокол читал вот что — «28 апреля 1960 года был открыт дополнительный выход в подземный переход под Ленинградским проспектом. Очень нетипичный выход из метро, где турникеты стоят прямо на платформе». Меня интересует — почему там одностороннее, что входа в метро там нет? Это очень неудобно. Это и здесь «old.mosmetro.ru», и на том сайте там, где красная стрелка — выход из метро на улицу, а там, где зелёная стрелка — вход в метро.

    1. Добрый день, Леонид! Благодаря вашему вопросу, нашёл в интернете пару интересных комментариев:
      — foto_manya, apr. 11th, 2013: «Моя родная станция! Я родилась на Соколе. Только меня все время преследуют детские воспоминания, что в центре зала помимо широких лестниц были ещё узкие, лентой спускавшиеся на платформу, а потом их демонтировали и остались только широкие. Так и было или это мои фантазии?»
      — stary_pies, apr. 18th, 2013: «В 1952—1953 годах для улучшения обслуживания пассажиров от центрального мостика были построены дополнительные лестницы на платформу, что позволило существенно уменьшить нагрузку на центральные лестницы. Демонтировали эти лестницы сравнительно недавно.»
      По вашему вопросу бегло найти ничего не удалось. Повезёт, если знающий человек зайдёт на наш форум — может прокомментирует! Похожие моменты обсуждают активно, например на специализированном форуме «forum.nashtransport.ru». Если вам удастся там кого расспросить или самому найти — будет интересно прочесть! Пишите!

  2. Я не нашёл в этом сайте метро Александровский сад. А есть в этом сайте метро Александровский сад? А бывает так, что люди, которые едут от станции Александровский сад на свою определённую ветку, садятся на первый попавшийся не на свой поезд и выходят на следующей Арбатской, потому что если на станции Александровский сад придёт их поезд только не на ту платформу, около которой они находятся, чтоб не бегать через мост туда-сюда, поскольку на следующей Арбатской (и не только на Арбатской) все поезда приходят на один и тот же путь независимо от того — на какую ветку они едут?

    1. О! Леонид, добрый день! Давно от вас не было сообщений! Как ваши дела?
      Да, вопросов о метро хочется задать много. Сам планирую и вам рекомендую съездить в Центр профориентации Московского метрополитена, находящемся в вестибюле станции метро «Выставочная» Филевской линии! — Там вы увидите Московский метрополитен «в деталях»! Уникальное экспозиционно-выставочное пространство, наполненное историческими предметами, собраниями документов и фотографий — ровесниками эпохи, рассказывающими о крупнейшем транспортном предприятии, архитектурном шедевре, монументе героического подвига строителей и первопроходцев подземных пространств столицы. Там то, что вам нужно — профессиональные экскурсоводы, которые знают всё о метро. НО! Попасть туда не просто: экскурсии проводятся только для организованных групп от 10 до 25 человек, продолжительностью 60-90 минут, проводятся ежедневно по предварительной записи по телефонам: 8(499) 321-64-61.

      1. Здравствуйте, спасибо за ответ, только что же вы ни на один мой вопрос не ответили? Пожалуйста ответьте на все мои вопросы. Мои дела ничего. Я бывший москвич, мы с мамой в феврале 2005 года в Америку уехали, а в гости в Москву прилететь я не могу в основном из-за денег, так что я не смогу поехать туда, куда вы мне предлагаете.

        1. Леонид! Без учёта монорельса и МЦК, в Московском метрополитене 206 станций! Естественно, что один человек не в силах рассказать про каждую из них! Для этого есть сайты посвящённые именно Московскому метрополитену, вот музей есть. Все рассказы какие есть, они перечислены на странице «ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ«. Можно воспользоваться поиском по сайту. Пока про станцию метро «Александровский сад» я не рассказывал. Выпадет случай — расскажу. Можете и вы написать рассказ — я его опубликую ;)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *