Поездка по трассе Р-115 (участок Кашира — Ненашево)

Р-115 — автомобильная государственная дорога — «Егорьевск — Коломна — Кашира — Ненашево » — регионального значения. Протяженность — 103 км. Регионы — Московская область, Тульская область. Начальный участок мы опустим, а вот конечный пункт — пересечение с магистралью М2 в селе Ненашево Заокского района Тульской области, проехать удасться! Трасса Р115 пересекает большие автомагистрали М5, М6 и М2. Управляется предприятием «Росавтодор». Состояние: вся трасса Р115 двухполосная около 5,5-6 м шириной, иногда сужается до 5 м. Покрытие на участке от М4 до М2 очень разбитое, от села Иваньково до села Дмитровское асфальт отсутствует полностью. Загруженность шоссе на низком уровне в связи с наличием участков с плохим покрытием.

r_115_1

(1) – Церковь Иоанна Богослова в селе Богословском (N 54° 46.229′, E 37° 59.844′)
(2) – Памятный знак (второй) на месте Восьменской битвы (N 54° 45.783′, E 37° 58.965′)
(3) – Старый арочный мост через реку Беспута (N 54° 45.205′, E 37° 58.170′)
(4) – Каверино, Церковь Николая Чудотворца (54.71359, 37.76512)
(5) – Дмитриевское, Часовня Тихвинской иконы Божией Матери (54.667729, 37.627777)
(6) – Турино. Церковь Казанской иконы Божией Матери (54.586494, 37.521881)

После Каширы, двигаясь на машине по Р-115 от Каширского шоссе к Симферопольскому трудно не заметить руины непривычного вида храма. Населенный пункт — село Богословское Ясногорского района Тульской области.

r_115_2

Кирпичная церковь Иоанна Богослова построена в неорусском стиле в 1909-1912 на средства обер-прокурора Синода В. К. Саблера, владельца местной усадьбы. Стоит около дороги в самой деревне рядом с домами жителей. Одноглавый храм со звонницей над западным фасадом. Боковые приделы Серафима Саровского и Князя Владимира. Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны. Во время войны в крышу попал снаряд, с того времени находится в заброшенном состоянии.

r_115_3

Местный питомник духовного просвещения был тщательно опекаем самой царской семьей. Так, когда деревянная церковь Святого Иоанна Богослова пострадала во время пожара, то на строительство нового каменного храма в селе Богословском святой император Николай II пожертвовал 3 тысячи рублей серебром. Храм был построен по проекту петербургского архитектора Преображенского и освящен 5 декабря 1908 года. Хотя сейчас и полуразрушенное, здание этого храма все-таки и ныне поражает своей красотой и величественностью. Заботливым вниманием пользовались просветительские учреждения в Богословском у святой императрицы Александры Феодоровны, взявшей под свое попечение женские церковно-учительские школы. Особенно славившийся своим церковным пением школьный хор села Богословского был приглашен выступать даже в Царском Селе перед самим императором и его свитой.

r_115_4

В годы советской власти духовное просвещение было уничтожено. В стенах церковных школ села Богословского расположился сельскохозяйственный техникум им. В.И. Ленина. До недавних пор там находится организованный в 1986 году совхоз-техникум «Богословский». На добровольных началах и за счет самоотверженного труда педагогов и местных жителей был создан и поддерживался музей по истории села Богословского, не имеющий никаких государственных дотаций. С 1996 года совхоз-техникум стал филиалом Российского университета дружбы народов (аграрный факультет). И, наконец, местная жительница, которую мы повстречали у Храма, рассказала, что колледж закрыли ((( О музее она тоже упомянула, теперь туда не зайти!

r_115_5

Едем дальше…
О событиях Восьменской битвы я Вам уже рассказывал. Ныне на месте Восьменской битвы установлены два памятных знака. Один из них находится прямо у моста через Восьму, на холме:

jasnogor_2chast_15

Второй стоит в чистом поле в 2,8 километрах западнее, недалеко от села Богословское:

r_115_6

Потрясающий вид открывается отсюда!!! Это нужно обязательно увидеть! Просторы, полёт…

r_115_7

В низине этой свободы протекает малая река Беспута, берущая начало на северном макросклоне Среднерусской возвышенности. Беспута имеет своими истоками четыре составляющие, из которых три Беспуты и одна река Сушка. Все составляющие примерно одинаковы по расходу, характеру течения и с очень большими уклонами до 5-6 м/км. Течение очень быстрое. Кстати, я отмечал это в одной из своих прошлых статей. Арочный мост через реку Беспута давно считался аварийным. Говорят, его ремонтом озадачились очень давно. На ремонт деньги выделялись еще при советской власти, причем регулярно. Этому участку не повезло. Деньги уходили в неизвестном направлении, и мосту от этого лучше не становилось. В итоге было решено не чинить, а построить новый в нескольких метрах от старого. Его собрали в рекордный срок – за шесть месяцев. В 2007г. старый мост отрезали от дороги он стал, как бы сам по себе — не автомобильный мост, а просто Мост. Мост через речку, но без определенного назначения. Дорога пошла стороной. На снос столь монументального сооружения тоже нужны деньги, поэтому сносить его вряд ли будут, так и простоит он здесь красивым дублером нового, скучного моста, по которому теперь без проблем преодолевается такое препятствие – как живописная речка. Мост радует глаз всех проезжающих по трассе Р115. За мостом — Иваньково. Практически полное отсутствие жизни вдоль дороги и на самой дороге. Никого! Ям становится существенно больше. Хотя снег, похоже, «смягчил» обстановку )))

r_115_8

Следующая остановка на пути движения – Каверино, Церковь Николая Чудотворца (Никольская церковь). Вот как описывается дорога к ней на сайте «Народного каталога православной архитектуры»: по Р-115 «до таблички Каверино (села нет, слева от дороги новые сельхозпостройки), свернуть налево на грунтовку, она примерно через 800м выведет к церкви.» Как побывавший здесь, могу это подтвердить:

r_115_9

Название есть… а села нет ))) Церковь можно увидеть с дороги, но исключительно «по диагонали», т.к. относительно дороги она находится в 400 метрах за деревьями. Более того, на заснеженной дороге этого не видно, но ям на этом участке предостаточно, о чём свидетельствуют фотографии, сделанные проезжающими здесь летом.

r_115_10

Храм в селе Каверино был заложен в 1905 году 13 августа. Храм был освящен в честь Святителя Николая. Построен в основном на средства основателя и учителя местной школы, Тихона Алексеевича Мечёва — родного брата святого Алексея Алексеевича Мечёва. Тихон Алексеевич в 1910 был назначен настоятелем храма Николая Чудотворца в селе Каверино. Но прослужил он не долго, с ноября отец Тихон стал очень болеть и 6 декабря/ 19 декабря (по новому стилю), в день храмового праздника, он с большим трудом отслужил свою последнюю литургию. 2 января/15 января 1911 года отец Алексей, в служении 8-ми других священников совершили чин погребения своего брата, священника Тихона Мечёва. Более 80 учащихся пропели панихиду.

r_115_11

В с.Дмитриевское дорога «Р-115» упирается в Церковь Димитрия Ростовского. Храм построен в конце 18 века вместо сгоревшего деревянного храма н. средства бывшего владельца села Дмитриевское — Соломенные заводы Дмитрия Львовича Нарышкина. В 1807 году был освещён теплый правый придел во им: св. Иоанна Предтечи, а главный придел во имя св. Димитрия Ростовское освещён после победы над Наполеоном в 1813 году. Левый придел устроен bi имя св. Марии Магдалины.
Однако нас больше интересовало то, что находилось в 300 метрах южнее церкви – Часовня Тихвинской иконы Божией Матери. Часовня в память избавления императора Александра II от покушения. В отличии от Храма, она по-прежнему находится в довольно плачевном состоянии. В окружении рассыпающихся брошенных построек, в низине – здесь возникали какие-то мрачные ощущения.

r_115_12

Внутри часть сохранившейся фрески, символизирующая спасение души, теперь сама нуждается в спасении!

r_115_13

Мы садимся, чтобы ехать дальше. Дорога вновь становится сносной. Но вот, что я ещё хотел рассказать Вам об этом населённом пункте: до 1813 года село называлось Ведмино, «Соломенный завод тож». Это было бойкое торговое место. В середине семнадцатого века на реке Скниге начали работу первые на Руси водо-действующие оружейные заводы: Ведминский, Саломыковский, Ченцовский и Бакинский (рядом с деревней Дворяниново). В Ведмине и Ченцове трижды проездом из Москвы в Воронеж бывал Пётр I (это документально доказано кандидатом исторических наук Игорем Юркиным). Одна часть местного населения занималась хлебопашеством, другая – подготовкой древесного угля для заводов, доставкой из Тулы железной руды или готовых «железных досок». Предприятия выпускали всевозможного вида оружие: мушкеты, карабины, мечи, сабли, штыки, а также, по царскому заказу, топоры, молотки, скобы, гвозди, вилы. Число прихожан в середине девятнадцатого века составляло более двух тысяч человек. С 1870 года существовала земская школа. Церковной земли насчитывалось 70 десятин.
Т.е. стоит отправиться сюда, в Дмитриевское и окрестные сёла, ещё раз, ради изучения того, что осталось от вышеперечисленных предприятий! Тем более, раз здесь бывал сам Пётр I. И, судя по моим поискам в Интернете, остатки тех-же плотин предприятий, к примеру, ещё можно увидеть. Цитирую: «В окрестях Ченцова по берегам Скниги ещё можно увидеть остовы построек старых металлургических заводов, а на Ощепе (близ Острецова) и Соломенке (близ Дмитриевского) — остатки заводских плотин.» Учитывайте рассказанное мной об «Р-115» и дерзайте!

r_115_14
Примерно в 5 км от Ненашево (финальной точки трассы «Р-115»), мы сворачиваем налево — в поле. Еле заметная на общем белом фоне колея ведёт нас в Турино. Там находится Церковь Казанской иконы Божией Матери (Казанская церковь), год постройки: 1817.

r_115_15

Кирпичная однопрестольная церковь в стиле классицизма, построенная в 1817 на средства Е. П. Бутурлиной. Двусветный четверик перекрыт купольным сводом с люкарнами, с запада к нему примыкали небольшая трапезная и колокольня, боковые фасады украшали портики в антах. Закрыта не позже 1930-х. Заброшена, в аварийном состоянии.
Источники информации:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0115
http://russtrans.ru/r115__avtomobilnaya_gosudarstven
http://sobory.ru/article/index.html?object=16992
http://sobory.ru/article/index.html?object=05383
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=8349
http://sobory.ru/article/index.html?object=14459
http://temples.ru/card.php?ID=15251
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=7768
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=6807

Вам также может понравиться:

4 комментария

    1. Наверное, более подходящее тут слово — «сохранены»! Мемориал Великой Отечественной войны в Дмитриевском установлен не для красоты, а чтобы мы и наши дети помнили погибших советских воинов и за что сражались наши земляки. А события на берегах речушки Восьмы близ Каширы! — Кто уже вспомнит что тут происходило в далёком 1607 году? Понимаете, Владислав, что хочу сказать: мельницу Гергардта в Волгограде сохранили разрушенной со времён Великой Отечественной войны как память потомкам о жестоких боях Сталинградской битвы. Мне кажется гораздо важнее сохранить историю, память, атмосферу места, нежели повально и бездумно восстанавливать. Церковь Димитрия Ростовского, так она выглядела в 2008 году:
      http://old.planetadorog.ru/img/reports/734/img/01.jpg
      И что в итоге? — Архитектурные формы памятника фактически уничтожены неквалифицированным «восстановлением». На туристическом сайте Fess.kl (16.12.2013) пишет: «Впервые побывал в Дмитриевском в мае 2009 года. Ехали посмотреть на заброшенную церковь, ориентируясь на фотки с соборов.ру, а оказалось, что её уже восстановили. На нас она тогда не произвела никакого впечатления.» Кстати, часовню 1867 года в Дмитриевском, возведенную в память спасения Александра II от покушения, уже тоже восстановили.
      В завершении комментария ещё такая интересная ссылка:
      http://old.planetadorog.ru/home/reports/734/?part=reports&content=734

      1. Александр, помним о событиях 1607 . Установили (спасибо архитектору-краеведу Михаилу Талыкину) в память об этом событии мемориалы. Ежегодно совместно с местным казачеством проводим памятные мероприятия о событиях у реки Восьмы. Это крайне важно для будущего поколения.
        А церковь в Дмитриевском, на мой взгляд, хорошо восстановлена.
        О духовном (главном) предназначении храма указано и в Евангелии.

  1. Тоже ду маю, что варварский сталинский период не должен быть никак увековечен.
    Зачем нам память об игил-большевиках кровавых?
    Осудить и забыть.
    А вот дореволюционную историю теперь надо знать лучше чем сталинскую.
    Ей и гордится.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *