Прекрасная прохладная погода снова сопутствовала нам в день вручения нового тиража книги о Протвино. К сожалению, обладающих свободным временем в этот восхитительный день было не много… Но зато — нам оказалось проще решиться изменить планы, и мы рискнули поехать за 200 км в частично уже изученные мной окрестности села Никола–Ленивец. Я уже рассказывал Вам о нём – см. окончание отчёта. Что добавить? – Прошло пять лет с моего визита, и все эти годы хотелось досмотреть то что не успел увидеть в 2010 году, изучить новые объекты. Смотрю и сайта теперь у них два – старый «nikola-lenivets.com» и новый появился «arch.stoyanie.ru». Итак, Никола-Ленивец, Калужская область, Дзержинский район — место для жизни и творчества на природе, где на площади 650 га возведены 33 арт-объекта, здесь проходят фестивали «Архстояние», «Архстояние детское», «Ночь новых медиа», развивается экоферма, открыты детский лагерь и арт-резиденции.
В этом году фестиваль расширил свои границы до территории соседней деревни Звизжи.
«Архстояние» – ежегодный международный фестиваль ландшафтных объектов в Никола-Ленивце. Это уникальный проект, предлагающий новый подход к развитию территорий и представляющий идею взаимодействия с ландшафтом средствами творческих практик и современного искусства.
Художник, архитектор и один из идейных вдохновителей фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние» Николай Полисский выстроил в деревне Никола-Ленивец свою версию французского Центра Помпиду (он же Бобур):
Темой новой работы художника стало «самое принципиальное здание XX cтолетия» — парижский Центр Жоржа Помпиду, или «Бобур» в простонародье. Его отличительной особенностью является то, что все технические сооружения — лифты, трубопроводы, эскалаторы — были выведены архитекторами Ренцо Пьяно и Ричардом Роджерсом наружу, чтобы освободить максимум пространства внутри здания. Идею «музея наружу» Полисский интерпретировал на свой лад: его «Бобур» представляет собой сложное, оплетенное березовой лозой сооружение из 22-метровой башни в окружении труб, напоминающих по форме трубы Центра Помпиду.
Что касается местности — первые упоминания о жителях населяющих территорию нынешнего Никола-Ленивца относятся к III тысячелетию до нашей эры и свидетельствуют о том, что на левом берегу реки Угра на возвышенном холме возникло поселение древних славян Вятичей, которое в следующие века было укреплено рукотворным земляным валом и деревянной крепостью, в пределах которой находилось Городище.
Далее – просто представляю фотографии нашей прогулки:
«Арка» —
Архполяна — деревья, растущие сквозь столы и настилы:
Сохранилась с 2010 года — «Вавилонская яма»:
«ШТУРМ НЕБА» — вертикальная конструкция из многочисленных деревянных лестниц, составленных и сплетенных между собой:
«ЛЕНИВЫЙ ЗИККУРАТ» — новый объект создан проектной группой «Поле-дизайн» (Владимир Кузьмин, Николай Калошин) в рамках «Архстояния» в 2014 году:
Храм в честь Святой Троицы с приделами Николая Чудотворца и великомученика Никиты был каменный, с каменной колокольней. Построен в 1802 г. подпоручиком Никитой Алексеевичем Муромцевым. Закрыли храм в 1931 г. В 1961 г. в здании храма находился молочный завод. Храм передан Церкви 05. 06. 92 г. постановлением Администрации Калужской области за № 144.
«СКОРАЯ ТРОПА» — интегральная часть инфраструктуры парка Версаль на территории Никола–Ленивца, это и дорога, и инсталляция одновременно:
Скорая тропа представляет собой протяженную «ковровую дорожку» в одной из просек, натянутую в виде батута. «Fast track» — это попытка создания интеллектуальной инфраструктуры, которая обладает эмоциональностью. Объект дает человеку совершенно иной опыт движения и восприятия окружающей среды.
«РОТОНДА» — один из самых известных объектов в Никола–Ленивце:
В отличие от многих проектов, спрятанных в глубине территории, Ротонда хорошо видна с дороги. Это небольшой овальный в плане дом посреди поля на невысоком холме. Он расположен в важной видовой точке, откуда открывается прекрасная круговая панорама окрестностей.
Дом стоит на высоком подиуме, периметр первого яруса состоит целиком из дверей, любая из которых может быть открыта. Двери используются старые, из разрушенных и заброшенных домов. Внутри находится двухсветное пространство общей высотой около 6 метров с галереей окон на высоте 3 метра. В центре ротонды расположен очаг. Наблюдать пейзаж можно, открыв двери на первом уровне, из окон галереи второго яруса, либо — с плоской кровли, на которую ведет лестница.
«ПОЗОЛОЧЕННЫЙ ТЕЛЕЦ» — силуэт этого арт–объекта напоминает корабль, храм, или фигуру быка.
ВСЕЛЕНСКИЙ РАЗУМ — «Показалось, что перед нами … древний, построенный еще до возникновения человеческой цивилизации, космический корабль, готовый взлететь к звездам». (Ирина Кулик)
«Вселенский Разум», самая масштабная инсталляция, когда–либо созданная Николаем Полисским, продолжает его научную серию. Сохраняя преданность натуральным материалам, Полисский предлагает абсолютно новое видение деревянной скульптурной формы.
«Вселенский разум» имеет вполне определенную композицию. Во главе инсталляции на пьедестале расположилась доминанта проекта: огромная фигура, символизирующая два полушария механического мозга. Сюда, как основная направляющая, ведет двойная колоннада, отсылая зрителя к образам классической сакральной архитектуры Древнего Мира. При этом каждая колонна по форме напоминает космическую ракету. Ведь космос — это главное устремление планетарной силы и воли разума, как представлялось создателю «ноосферы» Владимиру Вернадскому.
«Дом над лесом» —
«БАЗИЛИКА–ИЗБА» — объект представляет собой составленные друг в друга два каркаса домов.
Внутренний небольшой каркас был покрыт прозрачным материалом, внешний — сколочен из горизонтальных досок. За счет такой конструкции силуэт объекта получается очень графическим.
«ШИШКИН ДОМ» — павильон без крыши, ограниченный стенами из сосновых шишек.
Адриан Гезе руководит масштабными проектами по всему миру и имеет опыт работы с совершенно разными географическими зонами и территориями. Для Калужской области он выбрал абсолютно простой и экологически безупречный материал – шишки, на этот объект ушло около 50 кубометров шишек, которые пришлось даже специально завозить в Никола–Ленивец, собранных в окрестных лесах шишек не хватило.
«ГОРОДИЩЕ» — объект, который обращается к древнейшей истории территории Никола–Ленивца.
На поляне создана художественная реплика священного пространства, которое погружает зрителя в атмосферу древних ритуалов.
На Городище действительно жили древние балты в позднем железном веке. Археологи достали все доказательства, воссоздали что могли на чертежах и рисунках. Но для того, чтобы представить себе тех людей, их жизнь – этого не достаточно. Слишком мало всего осталось, слишком далеко мы от них ушли. И наверное, только далекими от научных исследований художественными образами можно создать иллюзорную связь с той стоянкой, где когда-то жили древние люди.
Смотрова площадка на тропинке к роднику:
«САРАЙ» — вариация на тему простой традиционной формы деревенской архитектуры.
Это небольшая постройка из дерева, которая снаружи кажется ничем не примечательной. Однако основной эффект достигается, когда попадаешь внутрь сарая. Стены и крыша, просверленные под разным углом бесчисленными дырочками, превращают сарай в деревенский планетарий, модель звездного неба.
При нас тут проходил небольшой конкурс ))
Частная территория:
«НИКОЛИНО УХО»: арт–объект Влада Савинкина и Владимира Кузьмина, который находится на склоне под Троицкой церковью.
«МАЯК НА УГРЕ» — один из самых знаменитых и долговечных лэнд–арт проектов Николая Полисского. Своеобразный символ Никола–Ленивца.
В 1480 г. Николо-Ленивец оказался в эпицентре Великого Стояния на реке Угре, которое положило конец татаро-монгольскому игу. В честь этих знаменательных событий была построена деревянная часовня. Вместо нее в 1802 г. помещик Никита Алексеевич Муромцев и построил большой каменный храм с колокольней, который на долгие годы стал самым значительным архитектурным, художественным и духовным центром края. (…) Его центральный престол был освящен в честь Святой Живоначальной Троицы, приделы — в честь святителя Николая и великомученика Никиты (вероятно в честь небесного покровителя устроителя храма). По одному из приделов храм называется Никольским. Это же наименование добавлено к названию села. В приход входили населенные пункты Сергиевской волости Медынского уезда: с. Николо-Ленивец, деревни Андреевка, Беляйково, Звизжи, Марьино, Межмерово (с 1919 г. — Некрасово), Шадеево, Шестаково. В 1931 г. храм был закрыт и использовался для нужд местного колхоза (по данным 1961 года в здании располагался молочный завод).
Дорога домой ))
Спасибо всем участникам за незабываемое и насыщенное путешествие!
2 комментария
Спасибо за путешествие в Николо-ленивец. В этом селе по архиву Калуги в 1720-х годах (а может и раньше — не было записей) жили мои предки. Дед Василий Максимович Соловьев род в 1870 году в Николо-ленивце, он приехал в Москву на заработки в 1900 году.
Юлия Николаевна Соловьева канд физ маь наук писатель по краеведению
Да, Юлия, потрясающая местность по своей красоте и умиротворению! А ещё и творчество различных художников-инженеров завлекает сюда десятки гостей! Всё бы хорошо, если бы не эта отдалённость и труднодоступность. Завидую, если вам удаётся побывать здесь чаще, чтобы навестить родину своих предков и насладиться этим уголком природы!