Егнышевка, Бобрищевы-Пушкины, погост Вепри, усадьбы в Мосолово и Юдинках

Здравствуйте! Рад поделиться с Вами новой удачей! Как и неделю назад, мне поступило новое предложение от Nbelova организовать поездку одного дня. Чрезвычайно приятно, что находится всё больше людей интересующихся историей родного края, готовых принять посильное участие в сборе по крупицам исчезающих свидетельств страниц нашего прошлого! Спасибо!
С этих громких слов я начал не случайно — сегодня речь пойдёт именно о новой загадке. Для более понятного и интересного изложения вчерашних приключений, начну, вопреки традиции, с истории намеченных в маршруте достопримечательностей, а потом перейду к самому отчёту. Итак, основной целью был вот этот участок земли в Тульской области:

Aleksin_1

1. Егнышевка. Остатки усадебного дома Бобрищевых-Пушкиных — 54°38’9.45″N,37°12’8.68″E
2. Вепри (Вепрея). Церковь Успения Пресвятой Богородицы — Координаты: 54.636262,37.253319
3. Окраина Мосолово. Останки неизвестной усадьбы — 54°37’58.71″N,37°15’57.67″E
4. Юдинки. Усадьба (XVIII в.) Жохова Гаврилы Гавриловича — 54°36’54.10″N,37°17’26.48″E

Изначально Егнышевка возникла в первой половине XVII века как пустошь. Переход из пустоши в разряд населенных пунктов проходил в результате дробления наследственных землевладений и принудительного переселения крепостных крестьян на незаселенные земли. До 1782 года Егнышевка — деревня, входившая в состав Вепрейского стана Алексинского уезда Тульской губернии, владельцами которой, среди прочих, были алексинские мелкопоместные дворяне Бобрищевы-Пушкины. В конце XVIII века в Егнышевке был выстроен господский дом и деревня получила статус сельца, т.е. места где разместилась барская усадьба. Есть свидетельства, что барский дом заложил Павел Сергеевич Бобрищев-Пушкин, дед братьев-декабристов Николая и Павла. Относительно происхождения имени Егнышевки существуют несколько легенд. В семье Бобрищевых-Пушкиных бытовало предание о некогда лютовавшем в этих местах разбойнике Егныше. Много лет его шайка, грабившая проходившие по Оке суда, была неуловима для здешних воевод. (Напоминает рассказы про Страхово и пещеры Улая.) Но вот однажды одному из Бобрищевых-Пушкиных удалось захватить Егныша. В награду за это он и получил во владения земли, где хозяйничал разбойник. В несколько измененной редакции эта легенда рассказывает о российском Робин Гуде по имени Егныш, в давние времена отбиравшего со своей шайкой на Оке у богатых купцов товар и раздававшего его бедным людям. Род Бобрищевых-Пушкиных — один из древнейших дворянских родов, ведущий свое начало с XVIII века от выехавшего в нашу страну во времена Александра Невского рыцаря славянской национальности Радши. От Радши произошло много известных фамилий: Мусины-Пушкины, Неклюдовы, Бутурлины, Бобрищевы-Пушкины, Кологривовы и другие, вписавшие в отечественную историю немало славных страниц.

Героем войны 1812 года стал алексинский дворянин Сергей Павлович Бобрищев-Пушкин, командовавший на заключительном этапе войны Тульским народным ополчением, включенным в русскую регулярную армию. Туляки-ополченцы в составе действующей армии освобождали русскую землю от армии Наполеона, вели боевые действия за границей, одними из первых вошли в побежденный Париж. Вольнолюбивые идеи после окончания Отечественной войны 1812 года быстро распространялись по России. В первую очередь их носителями оказались патриотические настроенные офицеры русской армии. Мужественные, исполненные достоинства и чувства независимости, жертвовавшие жизнью во имя любимого отечества, молодые люди стыдились за Россию, униженную и оскорбленную самовластием  считали рабство преступлением. 14 декабря 1825 года в Петербурге революционно настроенные офицеры вывели на Сенатскую площадь преданные им полки.

Aleksin_2

В начале XX столетия Егнышевку у Бобрищевых-Пушкиных купил именитый московский купец и промышленник Алексеев. В московских купеческих родословцах значатся два с половиной десятка семей, которые можно поставить на самый верх генеалогической купеческой лестницы. Это были люди, которые занимали почетное положение в жизни столицы. Среди них и семья Алексеевых — одна из самых старых московских купеческих фамилий. Предок Алексеевых, Алексей Петрович, значился в списках московского купечества с 1746 года. По линии жены он имел родственные связи с поэтом А. С. Пушкиным. От его детей и внуков пошли различные ветви этой многочисленной семьи, в т. ч. Якунчиковы, из рода которых вышла Наталья Васильевна Якунчикова, в замужестве Поленова — жена известного русского художника В. Д. Поленова. В конце XIX века Поленовы построили на Оке, недалеко от Егнышевки свою усадьбу, ставшую в дальнейшем известным во всем мире Государственным музеем-усадьбой В. Д. Поленова. Не исключено, что с подачи Поленовых и заинтересовался Егнышевкой их богатый московский родственник. Алексеев снес обветшавший деревянный дом прежних владельцев усадьбы и построил здесь большой каменный дворец в стиле ампир, имевший в центре главного фасада арочный портик из двух спаренных колонн, которые несли арку мезонина, где была устроена лоджия. Хозяин усадьбы в Егнышевке бывал редко, дела не позволяли. Сюда часто из Москвы приезжала, подолгу жила его жена, с увлечением вела хозяйство, учила крестьянских ребятишек, лечила их родителей. С приходом советской власти, в Егнышевке открыли одну из первых на тульской земле климатических здравниц — дом отдыха для легочно больных красноармейцев и командиров Красной армии. Чуть позже, дом отдыха перешел в распоряжение Тульского отдела здравоохранения и стал областным климатическим санаторием. В наши дни «Егнышевка» — это санаторий-курорт.

Aleksin_3

В Егнышевке, родовом поместье Бобрищевых-Пушкиных, церкви не было. Это было сельцо, причем не очень старое (в 1651 году оно значится еще как пустошь). Ближайшая церковь располагалась в трех километрах от него, на погосте Вепри, стоящем на речке Вепрейке, близ сельца Верхнего Ламонова. В этой церкви С. П. Бобрищев-Пушкин крестил детей, и в том числе двух старших сыновей — будущих декабристов, родившихся в Егнышевке. Устроителем храма был священник московской церкви Троицы в Лужниках Г. Никитин. Ему не было нужды заказывать проект профессиональному архитектору, знатоку ордерных систем классицизма. Скромные запросы заказчика не выходили за пределы возможностей местной строительной артели, состоявшей сплошь из мастеров-традиционалистов, которые не стремились перерабатывать давно известные архитектурные приемы. Так на погосте Вепри появилась небольшая церковь, состоящая из двухсветного четверика с прямоугольной апсидой, трапезной с двумя приделами и колокольни (разобрана).

Aleksin_4

И, наконец, сельцо Юдинки: немного выше погоста Вепри, при впадении речки Васильевки в Вепрейку. Усадьба, выстроенная во второй четверти XIX века — дает редкую возможность понять архитектурно-бытовую эстетику «дореформенного» поколения. Это было время последней массовой вспышки любви к усадьбе. Тенденция ухода в частную жизнь, к замкнутости, к изоляции, к отказу от общественной жизни стали определяющими явлениями русской действительности после разгрома Декабрьского восстания. Дворяне все чаще стали уезжать за границу и в разоряющиеся усадьбы. Здесь их окружала классицистическая архитектура дворянских гнезд, лишенная державного, столичного величия, призванная напомнить о гуманистических идеях эпохи Просвещения, эстетических и нравственных идеалах «осьмнадцатого века» В облике Юдинок до сих пор существуют отголоски планировки конца XVIII — начала XIX века. К югу от дома сохранились остатки регулярного парка, к северу — парадного двора. Но странно, типичные планировочные элементы классицистической усадьбы при ее перестройке в 30-40-х годах XIX века стали анахронизмом. Это первый признак того, что здесь поздний классицизм приобрел какой-то иной оттенок Достаточно взглянуть на двухэтажный дом с кирпичным нижним и деревянным верхним этажом, чтобы понять: от прежней стройной системы стиля сохранились лишь те элементы, которые в той или иной степени связаны с сентиментализмом XVIII века и свидетельствуют о стремлении к идилличности быта, неся в себе черты романтизма, личных вкусов и пристрастий владельца В пространственном построении усадебного дома ведущее место принадлежит формам, связующим архитектуру с природным окружением. Широкие округлые лестничные всходы, украшенные бриллиантовым рустом, ведут на открытую террасу с портиком и изящной балюстрадой. Отсюда, как с видовой площадки, открывается чудесная романтическая картина, очерченная «рамой» высоких деревьев. Она невелика и сопоставима с интерьерами дома; на траве зеленой «гостиной», подобно расставленной «уголками» мебели, группами высажены кусты сирени и акации. Могучие экземпляры ели и осины, будто колонны, организуют пространство. Тропинка, проходящая между ними, сбегает к зарастающему пруду, сильно приближенному к дому. В темной воде с изумрудными пятнами ряски отражается вся усадьба — художественная модель давно исчезнувшего мира.

Aleksin_5

Осенняя фотография:

Aleksin_0201

Посещение перечисленного планировалось в обратном порядке — от Заокского по а/д на Ботню — Алексин (разбитый асфальт, но зимой дорога вполне сносная) до с.Юдинки. Осмотр усадьбы, затем немного назад до Ждамирово — получится слева небольшой лесок, сразу за ним грунтовка 4 км до церкви. Пишут, что напротив церкви брод через Выпрейку, но это для пешеходов и хороших внедорожников! ))
Выбранная дорога «Заокск — Юдинки — Ботня — Алексин», в самом начале пути, заставила немного отвлечься от темы фамилии «Бобрищевы-Пушкины» — дело в  том, что двигаясь по ней, Вы будете проезжать Нечаевские выселки, где расположилась «Архферма» (N54°41.945′, E37°23.942′):

Aleksin_6

Здесь мы сделали первую остановку. Для меня это второй визит сюда — первый был минувшей зимой. Увиденное немного расстроило, т.к. в прошлом году был зимний фестиваль, после которого осталось несколько интереснейших творческих работ! Особо запомнилась «снежная страна» на чердаке одного из коровников:

Aleksin_7

«Архферма» — творческое пространство под открытым небом, но так как существует недавно, то на территории еще не так много артобъектов, но они есть! Расположено на территории РЕАЛЬНОЙ фермы — с коровниками, амбарами, силосными башнями. Руины времен колхозов, среди которых современные творческие люди возводят художественные, скульптурные и архитектурные объекты. Фестивали и какие-то праздники тут проводятся всесезонно. Рядом есть прекрасное озеро Архитектурная ферма — творческая резиденция и проект создания нового образа жизни современного человека, дающий возможность жить и работать вне города, в творческой и интеллигентной среде.

Aleksin_8

Последний «слёт», судя по официальному сайту, состоялся 13-14 октября 2012. После летнего сезона прибавилось долговечных композиций. Всюду появились граффити. Следующее мероприятие, нам сказали, состоится, скорее всего, только в начале лета.
Ну а мы, после перекуса, едем дальше — в Юдинки:

Aleksin_9

Как я позже выяснил — усадьба (XVIII в.) Жохова Гаврилы Гавриловича, инженер-подпоручика, в сельц Юдинки. Далее владельцы: (коне XVIII в.) Аксаков И.А., (конец XIX в.) Кульжинский Н.О. На территории бывшей барской усадьбы теперь расположен лагерь. Наряду с сохранившемся с 19 века памятниками истории барским домом и прудом, на территории лагеря размещаются небольшие 2-х этажные корпуса, стадион и спортивные площадки.
Далее, как и было намечено по плану — небольшое возвращение назад и попытки по грунтовой дороге, укатанному снегу, проехать через Мосолово поближе к погосту Вепри и Церкви Успения Пресвятой Богородицы. До земляного моста через Выпрейку в Мосолово всё было не плохо… А вот дальше дрога стала более заснеженной, и, рискуя застрять, мы решили пройти оставшиеся 2 км пешком.

Aleksin_10

Середина пути… Ничего подозрительного? — Конечно, старая аллея! На самом деле, Вы наверняка заметили, что я пропустим описание этой точки на карте! На снимках из космоса явно видны чёткие контуры заброшенного парка, линии дорог чётко приводят нас к этим руинам:

Aleksin_11

Барский дом… Это позже подтвердил нам и единственный повстречавшийся местный рыбак. Но чей он? — этого не сказал ни он, ни Интернет. «Мосолово. Останки усадьбы.» — единственно, что можно найти в сети. Хотя по картам, это уже даже не Мосолово! Интересное использование материала — слоями кирпич и известняк. В одной из глыб я увидел брахиопода, точно таких-же я нашёл, если помните, во время поездки на заброшенный карьер в Кольцово. Возможно, камни использовались как дешёвый материал при строительстве — обработанные только снаружи, и просто засыпанные внутри стен:

Aleksin_12

Вид в сторону Мосолово. Как всегда, подчёркивает прекрасный вкус в выборе места строительства дома владельцев усадьб:

Aleksin_13

Прогулка по аллее. Интересно, что тут помимо лип, в рядах участвуют сосны и другие деревья! Необычное место — способ строительства, выбор деревьев для парка в парке… И вот мы выходим на открытую местность, где мы сразу обращаем внимание на Храм среди немногочисленных построек:

Aleksin_14

Восхитительные места, замечательные виды, Заокский покой… )))

Aleksin_15

Рядом с церковью — явно церковные постройки. Обратите внимание!!! на невероятную похожесть — в центре главного фасада арочный портик из двух спаренных колонн, прямо как на старых фотографиях усадьбы в Егнышевке! Хозяин — продолжатель традиций, представитель старого рода дворян или купцов?… Или просто совпадение?

Aleksin_16

Но а мы подходим ближе к руинам.. Облик Успенской церкви глубоко архаичен. За исключением нескольких второстепенных деталей (круглые медальончики над окнами первого этажа, характерное округление углов с креповкои), ее архитектура не вписывается в художественно-стилевую систему своего времени, стоит вне классицизма и типологически восходит к архитектурным образцам первой четверти XVIII века. Только спецификой заказа можно объяснить появление такого рода памятника.

Aleksin_0202

Совсем чуть-чуть сохранился рисунок на стенах — как всегда небесный голубой цвет:

Aleksin_17

Возвращаемся назад к земляному мосту, где была оставлена машина, и пытаемся по нему и дальше вдоль берега поехать в Егнышевку. Не судьба… Укатанные следы вскоре заканчиваются (видимо, сюда на речушку приезжают рыбаки и дальше просто они не едут). Делать крюк — не было смысла, т.к. потеря времени не оправдывала то, что теоретически можно было увидеть в Егнышевке — цитирую человека с ником «jacifcusto» с Алексинского форума (2010 год): «В воскресенъе там гулял.. Сейчас это територия санатория «Егнышевка» и о3доровителъного центра «Молния». Реалъно, на месте барского дома построино уродливое 3дание админестрации, и та самая лестница со лъвами и мраморными ва3ами, на данный момент уничтожина, а на ее месте построены самые обычные ступенъки. Чаша фонтана и хо3. постройки сохранены, пока.. Одну мраморную ва3у я сохранил В совдепию она была покрашена несколъкими слоями ра3ной краски. толщина краски до пяти мм, наружний слой был 3елёного цвета и мало кто догадывался что это мрамр.».
Так что за два с лишним года там наверняка вообще ничего не осталось, а, может, и территория закрыта для посещения…
НОВОСТИ!!! — остатки усадьбы всё-таки удалось посетить!

Aleksin_18

Что-ж, в этот раз — мы разворачиваемся, возвращаемся на Алексинскую дорогу. Едем через город. И оттуда на знакомую по весне дорогу Парсуково-Вознесенье, естественно с остановкой у памятников архитектуры )))

Aleksin_19

Правда на это уже оставался час светового дня, поэтому этот осмотр был беглым.
Источники информации:
http://www.egnyshovka.narod.ru/history.html
http://sobory.ru/article/?object=09898
http://www.ru-regions.ru/?p=660
http://altertravel.ru/view.php?id=1233
http://www.aleksin-city.info/forum/viewtopic.php

Вам также может понравиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *