Неподалеку от Телятьева и Воздвиженского, западнее Симферопольского шоссе, расположено старинное село Рай-Семёновское с остатками знаменитой когда-то в южном Подмосковье усадьбы. Изначально эти места — родовая вотчина бояр Ордын-Нащокиных — назывались Семёновским. Еще издалека при подходе или подъезде к Рай-Семёновскому открывается запоминающийся вид на долину Нары, где царит над окрестностью величественная церковь Спасителя:
Расположенная чуть в стороне колокольня на Ивановой горе (конец XIX века) придает местности еще большую живописность.
Именно посещая Иванову гору — я обратил внимание на церковь, что на противоположном от неё берегу Нары.
Рай-Семеновское — усадьба А. П. Нащокина, гофмаршала Павла I (и, что, может быть, важнее для нас, тестя П. В. Нащокина, одного из ближайших друзей А. С. Пушкина). Хозяин, унаследовавший усадьбу после смерти отца в 1809 году, окрестил ее Раем, чтобы отличить от другого Семеновского — Отрады, уже знакомого нам поместья Орловых.
Усадебная церковь (N 55° 00.590′, E 37° 20.523′), выстроенная по проекту М. Ф. Казакова, поражает воображение. Вот свидетельство того же Свербеева: «Церковь, выстроенная… в Рай-Семеновском, одна из самых изящных по селам, какие мне удалось видеть на Святой Руси». Со Свербеевым перекликается неизвестный автор, посетивший усадьбу в начале прошлого века: «Нигде в Европе, даже в самой Италии, нет частного человека, который имел бы у себя такую церковь».
Начало строительства церкви относится к 1765 году, когда был сооружен теплый Дмитриевский придел, расположенный теперь в первом ярусе здания. Основная часть храма и колокольня возведены в 1774 — 1783 годах. Участие М. Ф. Казакова в строительстве церкви связано именно с этим периодом.
Отделка интерьеров Спасской церкви проводилась, как показали исследования Е. В. Николаева, в два этапа. Первоначально интерьер храма был скромнее и суровее. Прежде всего, иными были карнизы, выполненные из местного мрамора, — строгие и простые по рисунку. Отсутствовала лепнина, появившаяся лишь на рубеже XVIII — XIX веков. Не вполне ясно, к какому периоду относятся живописные карнизы, наличники, пилястры и другие элементы рисованного декора, сохранившиеся в различных частях храма.
У Нащокина были основания гордиться усадьбой. «Церковь, выстроенная им в Рай-Семеновском, одна из самых изящных по селам, какие мне удавалось видеть на Святой Руси»,- писал бывавший здесь мемуарист Д. Н. Свербев. А. П. Нащокин решил использовать целебные свойства имевшихся в усадьбе железистых источников. В 1803 г. Александр I особым рескриптом разрешил Нащокину открыть в усадьбе водолечебницу.
— Рейс приезжал в Рай-Семеновское произвести химический анализ вод местных источников. Дело в том, что Нащокин, живший в своем поместье на широкую ногу, зазывавший многочисленных гостей, устраивавший для них великолепные представления, вскоре начал ощущать недостаток в деньгах. И чтобы поправить свое материальное положение, он решил устроить в Рай-Семеновском курорт минеральных вод, по типу знаменитых западноевропейских. Анализ местных вод, произведенный профессором Рейсом, подтвердил их лечебные свойства. Нащокин выстроил специальный курортный поселок с тремя улицами, где располагались двадцать семь домов для проживания больных, здание с ваннами, гостиница. Источники были отмечены «храмами». Для привлечения посетителей в 1817 году была издана анонимная брошюра (злые языки поговаривали, что автором ее был сам хозяин) — «Чудесное исцеление, или путешествие к водам Спасителя в село Рай-Семеновское…», где от лица некого исцелившегося больного расхваливалась и сама усадьба, и хозяин, и его курорт. Для приезжающих больных устраивались пышные театральные представления, размещенный в парке оркестр услаждал их слух во время вечерних прогулок. Однако затея эта дохода не дала, а, наоборот, окончательно разорила Нащокина. Больных приезжало немного, но и те в основном были либо друзьями, либо хорошими знакомыми хозяина, а потому норовили воспользоваться лечением бесплатно. Курорт постепенно пришел в запустение.
Рай-Семеновское славилось превосходной архитектурой усадебных построек, красотою местоположения, богато сконструированным парком…
терасообразно спускающимся к реке
Водолечебница действовала с 1803 по 1820 гг., а затем пришла в упадок. Ни одна из построек курорта не сохранилась. Вообще, в усадьбе Рай-Семёновское, практически ко всему могут быть применимы слова «не сохранилось», «утрачено», «утеряно». Вот так выглядел когда-то парк из окон барского дома:
Усадебный дом, возведённый в конце XVIII в., в стиле итальянских вилл, со временем претерпел столь значительные изменения, что теперь походит разве что на сельский дом культуры, функции которого он и исполняет.
Четыре служебных корпуса вместе с домом, образующие квадратный парадный двор — тоже подверглись переделкам. В одном из них, обращённом главным фасадом к дороге, — местное отделение связи. Симметричный ему корпус — заброшен и руинирован.
Обширный пейзажный парк, спускающийся террасами к реке Наре, многочисленные беседки, гроты, мостики и зверинец — всё это кануло в вечность. Остаётся только любоваться старыми снимками, представляя себе далёкое прошлое:
Как сюда добраться:
Кроме автобуса №35, который ходит всего 3 раза в день, Вы можете доехать на автобусах №23* Серпухов – Сьяново-2 (*ТОЛЬКО на тех, которые заезжают в Райсеменовское). Подробности на сайте www.mostransavto.ru или на автостанции.
Источники информации:
http://www.pserpuhov.ru/blagochinie/hrami/rai-semen/index.php
http://www.nataturka.ru/usadiba/rai_semen.html
Поиски железистого источника в Райсемёновском:
https://alxlav.ru/?p=2887
7 комментариев
Привет! Попалось вот —
«На берегах Нары можно найти много интересных остатков прошлого Серпухова. Местные жители Райсеменовска мне рассказывали, что от их церкви, до церкви на Пролетарке-есть туннель, под Нарой. Я сама лично лазила по какому-то туннелю под церковью, когда она еще была разрушена, но ведёт ли он под Нару, я не знаю»
Спасибо! Жаль сейчас никаких следов, интересно было бы исследовать хотя-бы фрагмент подземного хода!
Подземный ход длиной более 1.5 километров, проходящий под Нарой, до церкви, которая находилась на территории другого землевладельца — сомнительно. А вот до усадебного дома Нащокина — это вполне вероятно и было бы в духе того времени.
«Городище Иванова Гора расположено на мысу, при впадении в реку Нара ручья. Городище было заселено людьми в раннем железном веке и в XI — XIII вв. Это древний волостной центр в нижнем течении реки Нара и своего рода предтеча Серпухова.» — может подземные сооружения с тех-далёких времён? Как средство эвакуации, спасения в случае осады? Дальше их просто поддерживали.
Далековато находится Райсеменовское от Серпухова по древним меркам, чтобы называть его «предтечей»… Если только там городище было так основательно разрушено врагами, что жители переселились в наши места, а те забросили… Откуда эта выдержка?
Да, сейчас даже произошедшее пол века назад вызывает споры, домыслы, история переписывается. Что уж говорить о стародавних временах? Прекрасная серия интервью под названием «Разведопрос» ( https://youtu.be/nELIn91ST3Q ) служит прекрасным примером желания, рассуждений, трудов и стараний докопаться до истины нашего далёкого прошлого. Достаточно много информации, откуда собственно черпал её и я, содержится в многотомных: «ТРУДЫ . ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН. ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ РАН».
Дмитрий Николаевич Свербеев (1799-1874), «Мои записки»:
Мало-помалу разорился Нащокин, так что должен был терпеть нужду в вещах необходимых, и между тем все-таки давал праздники. После 1812 г. открыл он небывалый в России способ разбогатеть и в то же время жить эффектно и постоянно на людях. В Рае-Семеновском отыскал он какой-то железный источник. Московский профессор химии Рейс подверг эту воду химическому анализу, а некоторые из врачей определили их минеральную целительность. И вот нимало не медля, Нащокин принялся устраивать эти воды на заграничный манер, где также с выгодной стороны выказал много вкуса в постройках беседок и во всей отделке красивого местечка, где под легкой ротондой был обделан минеральный колодец. Воды вошли в моду, многие, и, к великому горю, мой отец, поверил их целебной силе, и я уже говорил в моих «Записках», как я вместе с Никольским и батюшкой прожил там недель шесть в опрятной большой крестьянской избе. Отец мой пил эти воды в июле и августе, но так неудачно, что, сильно расстроенный ими, приехал в Москву в сентябре и в последних числах следующего месяца кончил жизнь. Мало пользы принесли эти воды их изобретателю и хозяину. Они скорее довершили его разорение: ожидаемой им широкой известности воды не получали, а постройки всякого рода стали дорого. Вместо больных приезжали к Нащокину гости нахлебники; иной, как, наир., бригадир Ислентев, прозванный Тюльпаном, переселился к Нащокину на его хлебы на девяти лошадях с прислугой из полдюжины слуг и с 3-мя или 4-мя дочерьми невестами, которые вместе с отцом надеялись набрести там на женихов. Действительно, туда являлись, когда я там был, два прекрасных раненых офицера 1812 года, безруких, из хорошего рода, с состоянием и воспитанием: кавалерийский ротмистр Бибиков, бывший при императоре Николае министром внутренних дел, и какой-то чрезвычайно красивый кавалерист граф Татищев. Лет через пять, с 1820 г., прекратилось совершенно существование этих вод. Хозяин Рая-Семеновского старел, беднел, жил в одиночестве, но все еще предводительствовал и зазывал кой-каких из Серпухова купцов и угощал их до положения риз.