«Шарапова Охота. Загадки и истории». Евгений Горский

«Шарапова Охота. Загадки и истории». Евгений Горский.
Краеведческое исследование. Август 2019 года.
https://proza.ru/2021/08/02/1416

ОТРЫВКИ:

Это тихое подмосковное местечко с необычным названием – Шарапова Охота. Какова история этого посёлка и с чем связано такое оригинальное название? Попытки что-то узнать у местных жителей и не вызывающие доверия сведения в Интернете позволили понять только одно: загадок здесь больше, чем убедительных ответов. Рассказывают, что в старину в этих краях жил помещик Шарапов. В здешнем лесу, недалеко от будущей железнодорожной станции, он построил крепкий домик и ездил сюда отдохнуть да поохотиться. Часто приезжал с приятелями. Вот и пошла молва, что Шарапов завёл здесь свою охоту. Кто-то в Интернете фантазирует, что был он графом, но утверждение это сомнительно. В «Ономастиконе» С.Б. Веселовского фамилия Шарапова в связи с Серпуховским уездом не значится. В «Списке дворян, жалованных титулами князей и графов Российскими монархами и иностранных графов в России», Шарапов не упоминается. В документах и серпуховских газетах за несколько лет до строительства железной дороги мы не нашли упоминания такой фамилии. А дом в лесу, который молва приписывает несуществующему помещику, давно растащили местные жители. А может, это был чей-то обычный жилой дом?

 
Sharapova_ohota55

Достоверных сведений о возникновении посёлка Шарапова Охота у администрации Серпуховского района сегодня нет. Ничего не нашлось и в местной библиотеке: краеведы не проявили интереса к этому поселению. Ничего не знают о нём и сотрудники серпуховского Историко-художественного музея. Какова же история посёлка с таким оригинальным названием? Первый однопутный участок Московско-Курской (Южной) железной дороги Москва – Серпухов был открыт для пассажирского движения 17 ноября 1866 года. При этом были открыты станции: Москва II, Царицыно, Подольск, Молоди (ныне Столбовая), Лопасня, Шарапова Охота, Серпухов. Вся дорога до Курска была открыта 5 сентября 1868 года. В 1869 году Правительство признало необходимым начать строительство второго пути. Шарапова Охота числилась полустанцией. Она имела низкую платформу, пассажирское здание и небольшой деревянный дом для рабочих. Для станций IV класса, к коим относилась Шарапова Охота, в качестве здания для пассажиров было принято деревянное (брёвна) одноэтажное здание на каменном фундаменте размером 11,25 х 5 саженей (1 сажень – 2,13 м.). Обычно в нём устраивалась квартира начальника станции и рабочее помещение телеграфистов. Карта С.Б. Веселовского в XVII века и карта Шуберта 1860 года показывают отсутствие здесь, в окрестностях поселения Шарапово или Шарапова Охота. Отсутствие поблизости поселения с каким-либо «шараповским» наименованием подтвердило обращение к метрической книге «Успенской села Кузменок церкви». По записям, которые в данной книге велись с 1885 года, видно, что в конце XIX в. церковь обслуживала деревни Фенино, Рыжиково, Петровское, Кузменские выселки, Коровино, Московка и некоторые другие. Она ближе других оказалась к станции Шарапова Охота, поэтому вполне ожидаемо, что жители этого местечка тоже регистрировали ключевые события своей жизни в этой церкви. Но нет! Первое упоминание о Шараповой Охоте появляется в метрической книге только за 1888 год. 27-го февраля того года «от крупа» умерла «состоящего Начальником станции Шарапова Охота, старшего Унтер-офицера Степана Ефимова Афанасьева младшая дочь Руфима». Следующая запись, упоминающая о Шараповой Охоте, найдена только за 1892 год, и позже Шарапова Охота встречается в записях метрической книги всё чаще, но только в связи с работниками железнодорожной станции. Однако, и тогда малое количество записей по Шараповой Охоте не идёт ни в какое сравнение с числом записей по ближайшим деревням. Это ясно указывает на то, что помимо железнодорожных служащих постоянного местного населения здесь не было. Даже в сведениях Серпуховской земской управы о селениях Васильевской волости на 1894 год Шарапова Охота (или поселение с другим названием) не значится. Следовательно, железнодорожная станция возникла на пустом месте: населённого пункта тут не было. То есть нынешний посёлок появился значительно позже железнодорожной станции. Расстояние между станциями Лопасня (ныне Чехов) и Серпухов достаточно большое, и для ускорения движения по железной дороге решили организовать промежуточную точку разведения встречных составов. Для этого здесь устроили (как на каждой станции) дополнительный отрезок пути, стрелки и семафор.

Какого-либо Шарапова среди помещиков Серпуховского уезда вообще не значится. Так что от легенды об охоте здесь местного помещика Шарапова (жившего во время строительства железной дороги) следует отказаться. Можно предположить, что название станции образовано не от фамилии неизвестного нам помещика Шарапова, а от названия какого-то из двух ныне существующих около Чехова селений Шарапово (в далёкую старину их владельцем мог быть и некий Шарап или Шарапов – скорее всего татарского происхождения). В Шарапове на речке Рожайке, восточнее Столбовой, во второй половине XVIII в. была усадьба кн. А.Г. Волконского, в середине XIX в. – помещика П.А. Замятина, позже – купчихи В.Н. Чекалиной, затем Е.Т. Малышева. Кто-то из них, может быть, любил выезжать с гостями на охоту и недалеко от нашей будущей станции поставил охотничий домик. Отличая эти места от других своих владений, помещик называл такие выезды шараповой охотой (мы сказали бы шараповской). Примерно такую же версию предлагал Г. Блюмин. В этой версии смущает то, что шараповский землевладелец охотился так далеко от своей усадьбы да ещё поставил домик на земле другого собственника (или государственной). Не следует упускать из внимания и то, что К.М. Нистрем и А.П. Шрамченко пишут эти деревни как Шерапово. Это тоже вызывает вопросы.
Может, не помещик, а лесник? – А если пойти не от «землевладельца Шарапова», а от «охоты»? В 1832 году была утверждена организация государственной Лесной стражи. Леса делились на «объезды» и составляющие их «обходы». За состоянием и сохранностью леса следили конные объездчики и пешие обходчики. В 1862 году было официально утверждено Московское общество охоты. Оно за плату арендовало у частных лиц (землевладельцев) и удельного ведомства некоторые лесные участки (угодья) для производства охоты своих членов. Оно же нанимало сторожей из мещан, дворовых и крестьян «для надзора за правильным производством охоты» на этой территории. Например, «Охотничья газета» №30 от 1888 года сообщает членам Общества любителей правильной охоты, что в районе станции Подольск господином Пржевальским выделены для охоты лесные и болотные места у деревни Константиново. Сторож Пржевальского, с которым надо иметь дело, живёт в той же деревне. Нельзя исключать того, что наш легендарный «охотничий дом» был домом государственного лесника, или объездчика, или сторожа, нанятого Обществом охоты. Может, он умел хорошо принять у себя при случае приезжавших из Москвы охотников, за что и прославился. Мы просмотрели, кажется, все доступные охотничьи газеты и журналы времён открытия нашей железной дороги, но намёка на шараповские угодья не нашли. Выходит, что происхождение названия нашей станции пока остаётся неразгаданным. А мы продолжим рассказ про Шарапову Охоту.
Малолюдность ближайшей к станции округи предопределила малую доходность Шараповой Охоты от пассажирских перевозок. Через одиннадцать лет после открытия железной дороги, за весь 1877 год до этой станции было перевезено 5340 человек, тогда как до станции Молоди 10487, до Лопасни 30901, до Серпухова 82204 человека. Никаких грузовых операций здесь не производилось. Постепенно люди привыкали пользоваться железной дорогой. Однако через двадцать два года за весь 1888 год до нашей станции было перевезено пассажиров примерно в четыре раза меньше, чем до Лопасни и в десять раз меньше, чем до Серпухова. Жители деревень предпочитали ездить третьим классом, отсюда и годовой денежный сбор по Шараповой Охоте был самым низким. Думается, поэтому директор дороги в 1886 году с надеждой поддержал инициативу местного купца Демида Хутарева. Тот предложил рядом с пассажирской платформой построить открытую товарную платформу и подвести к ней дополнительные подъездные пути. Хутарев успешно расширял свои фабрики по производству шерсти и сукна около деревень Городенки и Глубоково (позже – посёлок Пролетарский) и был готов оплатить часть работ по модернизации станции для развития своего бизнеса. Правлению дороги был представлен соответствующий проект, который и был реализован. Купец построил одноколейную железнодорожную ветку от станции до своей фабрики и погрузочную платформу. Сегодня его платформа не используется, но мы ещё можем увидеть её и тупик подъездного пути к ней при взгляде со станции в сторону Серпухова. Несколько лет назад были разобраны сараи, стоявшие на месте станционных складов Хутарева. Суконная фабрика Демида Хуторева при деревне Городенки заработала в 1871 году. В 1909 году на фабрике Торгового дома «Д.М. Хуторев с сыновьями» работало 999 человек. Это было самое крупное и стабильно работающее предприятие, тяготеющее к станции Шарапова Охота». В 1888 году в Министерстве путей сообщения было принято решение о строительстве на двенадцати станциях, в том числе на станции Шарапова Охота, одноэтажных кирпичных жилых домов для служащих. Постепенно растёт грузооборот станции. По данным путеводителя за 1905 год теперь сюда прибывает в год около 600.000 пудов грузов (первое место занимают нефтяные остатки и минеральные масла), а отправляется около 300.000 пудов — преимущественно дрова (около 150.000 пуд. в год) и мануфактурные товары (до 35.000 пуд.). В 1912 году для служащих станции Шарапова Охота построили второй одноэтажный кирпичный дом на несколько семей. И это было совсем нелишне. Если в 1888 году число служащих на станции Шарапова Охота составляло семь человек (начальник станции и два помощника, два стрелочника, станционный рабочий и телеграфист), то на 1 января 1907 года их было тринадцать человек.
В октябре 1902 года начальник станции Шарапова Охота сообщал в Управление железной дороги о заведениях, находящихся в районе вверенной ему станции. Наряду с суконной фабрикой Хуторевых был записан кирпичный завод Краснощёкова и Микфельд «близ самой станции». В сведениях Серпуховской земской управы от 1900 года он ещё не упоминался. Отсюда можно заключить, что завод заработал в 1900-м – 1901-м году. Этот кирпичный завод значится в известных нам документах статистики вплоть до 1911 года. В 1913 году у станции Шарапова Охота числится кирпичный завод инженера Ширяева и Зильбештерна с тридцатью пятью рабочими. Что это – возникло другое предприятие или прежний завод продан новым хозяевам? Пока у нас нет документов, отвечающих на этот вопрос.
Первая мировая война и Октябрьская революция привели к упадку или ликвидации многих предприятий вообще в России и, в частности, в Серпуховском уезде. В сообщении Серпуховского-Пригородного волостного Совета крестьянских и рабочих депутатов от 1918 года кирпичных заводов в Шараповой Охоте уже не значится вовсе. Остались ли следы кирпичного завода? Старожилы Шараповки вспоминают, о пруде метрах в 150-ти от станции (у улицы Железнодорожной), рядом с которым когда-то стоял маленький продуктовый магазинчик. Вокруг этого пруда в земле находили множество битых и целых кирпичей. Всё это рождает предположение, что пруд — это бывшая яма-карьер, из которой брали глину для кирпичного завода. То есть завод находился где-то здесь. А когда производство закончилось, яму залило водой (не нужно доказывать сильную обводнённость местной почвы). Всё это было засыпано и погребено при устройстве площадки складского комплекса ООО “Веттранс”.

Возникают у станции чайные и трактиры. Одним из вновь прибывших предпринимателей был крестьянин деревни Петровской Потапов, построивший здесь новый дом и открывший в нём чайную лавку. Потянулись люди и из других деревень. Купец Мокеев (или Мекеев) из деревни Чепелёвой построил каменно-деревянный дом и открыл в нём трактир. Крестьянка Бавыкинской волости Екатерина Федоровна Чернышева открыла свою чайную лавку. В Памятной книжке Московской губернии на 1899 год впервые упоминается посёлок Петровский, расположенный в 1/8 версте (примерно 125 метров) от станции Шарапова Охота – практически у станции. В посёлке тогда числилось одиннадцать человек. Посёлок Петровский наряду с деревней Петровской упоминается и в Памятной книжке Московской губернии на 1909 год. Именно с ним связано место нахождения кирпичного завода. Становится понятно, что около станции зарождается новый населённый пункт со своими промышленными и торговыми предприятиями. Мы бы сейчас сказали «с участием малого бизнеса». Почему образующийся посёлок получил то же название, что и ближайшая деревня Петровское? Земля в окрестности будущей станции принадлежала обществу крестьян деревни Петровской. Недаром Управление железной дороги выплачивало им денежную компенсацию за отчуждённую под строительство землю. Житель деревни Фениной Пётр Ильин Тимофеев, желая построить в 1914 году у железнодорожной станции трактир и чайную, заключал с Петровским обществом договор об аренде участка земли. Поэтому представляется естественным, что новый посёлок получил «материнскую фамилию». К тому же, глядя на пример крестьянина Потапова, можно предположить, что жители именно Петровской первыми (а за ними и другие) потянулись поближе к «транспортной артерии» и к месту возможного заработка. Они и принесли сюда название своей «малой родины». В Справочнике по населённым местам Московской губернии за 1927 год посёлок Петровский не числится.
В 1918 году, сразу после взятия власти большевиками, чуть ли не в каждой деревне возникли Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. О статусе поселения говорит Протокол общего собрания рабочих и служащих граждан Шараповского посёлка от 26.10.1931 года. Первым предприятием со времени появления у посёлка названия Шарапова Охота была пуговичная фабрика, или “Пуговка” как до сих пор её называют местные жители. Просмотренные нами документы и официальные справочники дореволюционного периода не сообщают о существовании такого (пусть даже малочисленного) предприятия. Хотя, например, зафиксирован кирпичный завод Лукерьи Кузьмичёвой при деревне Легчищево всего с шестью рабочими, сафьяново-лайковые заведения при деревнях Дидяковой и Плешкино, приписанных почтовым ведомством к станции Шарапова Охота. В работе А.П. Шрамченко записаны фабрики Серпуховского уезда на 1890-й год и даже мелкие заведения, где работали один-два наёмных работника, но такой фабрики не значится. В 1900 году волостное Правление подало в Серпуховскую земскую управу сведения об открытых в этом году торговых и промышленных заведениях по Васильевской волости (куда относилась наша станция и посёлок). Там зафиксировано единственное пуговичное заведение крестьянина Ивана Семёнова Рыкова в Кузьмёнских выселках. В сведениях Серпуховской-Пригородной волостной земской управы о мелких торгово-промышленных заведениях на 1918 год указаны пуговичные заведения опять же в Кузьмёнских выселках и в деревне Глубоково (с тремя рабочими). У станции Шарапова Охота отмечены только две чайные лавки. Значит, до прихода советской власти ни Шибанов и никто другой здесь не открывал пуговичного производства. А при советской власти частное лицо не могло иметь средств производства и нанимать работников. Это было прерогативой государственных организаций. Самое раннее упоминание артели “Металлотруд” нами найдено в справке о предприятиях Серпуховского района за 1932 год (то же, лист 51). Артель могла быть образована и несколькими годами раньше: просто более ранних списков предприятий мы в архиве не нашли. В документе за 1934 год сообщается, что артель “Металлотруд” относится к Промкооперации, выпускает ширпотреб и располагается у станции Шарапова Охота. В справке секретаря Серпуховского горсовета от 1936 года уточняется, что эта промыслово-кооперативная артель выпускает металлические пуговицы. Татьяна Степановна вспоминает, что в годы войны предприятие изготавливало металлические пуговицы и звёздочки для формы военнослужащих. Тогда там работало не более пятидесяти человек. В основном это были женщины из Шараповой Охоты, Рыжикова, Петровской, Фенина. Кому-то нужно было делать пуговицы и звёздочки для военной формы. В конце 1950-х артель была преобразована в Серпуховский завод “Металлогалантереи”, а затем в Серпуховский филиал объединения “Металлист” Наркомата местной промышленности. Число работающих значительно возросло. В 1963 году завод влился в состав Бутовского производственного объединения «Металлист». В последние годы здесь делали бигуди, заколки, галантерейные изделия из пластмассы. В 1995 году часть производства закрылась, а в 1996 году оно окончательно перестало существовать. На месте «Пуговки» возникли склады «Международной Транспортно-логистической компании ООО «Веттранс»».
Новый этап жизни посёлка – радикальные изменения в его застройке, рост численности населения и создание приемлемых бытовых условий жизни – связан с появлением на периферии посёлка у бывшей Хуторевской железнодорожной ветки нового предприятия. Когда из Москвы в эти края пришла железная дорога, по обеим сторонам её стоял нетронутый смешанный лес. Среди огромных елей, дубов, прячась под корневищами берёз, вывороченных ураганом, водились кабаны, волки и всё то зверьё, которому полагалось быть в Московской губернии. Но человек всё шире раздвигал свои поля, строил новые дороги, рубил лес для своих домов и на дрова, чтобы обогреть эти дома, и зверьё совсем перевелось. На станцию «Шарапова Охота» давным-давно не ездят охотники. Разве только – охотники за грибами.

Вам также может понравиться:

7 комментариев

  1. По поводу «Пуговки»… Она действительно была, в детстве оттуда «доставали» металлические браслеты для часов, алюминиевые нательные крестики. И никто не называл её иначе, как «Пуговка» Находилась она в 300-х метрах от станции. сейчас на её месте находится склад.
    Кирпичный завод, мог располагаться не иначе, как на месте Советского «Русского Леса», где был построен комплекс по переработке и сортировке древесины. Рядом и пруд есть. Большой по площади, но сейчас мелкий (Леспромхоз) и второй, не далеко, в лесочке (Кукушка)

    1. Спасибо, Иван, за комментарий! Очень интересно было узнать подробности расположения предприятий! А что думаете про имя Шарапов? – От простого лесника пошло такое название населённого пункта? Отчего так станцию всё-таки могли назвать?

  2. Здравствуйте, Александр. Название — для самого загадка. Тут, дело в том, что и Петра 1-го приплетает молва. Леса у нас смешанные, больше лиственные. Много старых дубов. Так, вот, по рассказам деда (а он лесничим у меня здесь был), в свое время здесь проходила вырубка дубов для паркета и прочего строительства, по распоряжению Петра 1-го. Приезжал и он сам, охотился. От сюда и втрое слово в названии — «Охота». Так же есть у нас дорога, вдоль железной дороги, называемая «Графская» в простонародии.

  3. Здравствуйте, Александр!
    Прочитала статью «Шарапова Охота. Загадки и истории» .Очень интересно и познавательно. Удивило одно, что нет никаких обоснованных предположений возникновения такого необычного названия станции. Нигде не нашлось упоминания фамилии Шарапов или населённого пункта с таким названием. И вдруг ниоткуда, из воздуха вскоре после появления станции появилось и название Шарапова Охота и оказалось настолько уместным, что срезу «приросло». Я решила узнать, а что означает слово «шарап». В словаре Даля читаю: шарап-«условное ограбление». Взять на шарап -«расхватать по рукам, что кому попадётся» Т.е. в 19 веке это слово было в ходу. Ещё меня заинтересовала цитата из книги В.Б. Шкловского «Сентиментальное путешествие» : «рассказывал он, как брал станции «на шарап». Это значит, кто сколько схватит. «И ведь достанется каждому, может быть по лимону и по паре белья, а интересно».
    А теперь представьте маленькую станцию в глухом лесу без всякой охраны, где на некоторое время в тупик загоняется поезд. Да она просто создана для «шарапа»! При этом вполне логично предположить, что свои походы в лес за добычей лихие люди называли охотой. То есть пойти на «шарапову охоту» значит пойти на станцию. Вот вам и название!
    Интересно было бы узнать, что думаете Вы о моей версии.
    С уважением Топоркова Галина.

    1. Добрый вечер, Галина! Благодарю за комментарий и за то, что поделились своими размышлениями! Полустанция Шарапова Охота появилась сразу с открытием движения по Московско-Курской железной дороге. Если бы изначально место было безымянным (называлось по номеру версты), а спустя время станция стала именоваться так – тогда предположение об ограблении составов могло бы повлиять на её именование. А тут сразу такое название, ещё не успели первые составы здесь пойти! Дореволюционные карты подтверждают слова Евгения Горского про строительство полустанции посреди глухого леса. Ничего не было вокруг. Может, в лесу прятались грабители, промышляли разбоем… Но найденное вами определение не подходит под разбой.

  4. Извините, Александр! Я к своим заключениям пришла только опираясь на статью Евгения Горского, где сказано: «Первое упоминание о Шараповой Охоте появляется в метрической книге только за 1888 год». Но если это не так, то конечно моё предположение не верно.

    1. Доброе утро, Галина!
      Не совсем так: «Первый однопутный участок дороги Москва – Серпухов был открыт для пассажирского движения 17 ноября 1866 года. При этом были открыты станции: … Шарапова Охота… Она имела низкую платформу, пассажирское здание и небольшой деревянный дом для рабочих». И далее читаем: «Первое упоминание 1888 год… Затем 1892 год… Это ясно указывает на то, что помимо железнодорожных служащих постоянного местного населения здесь не было».
      Так что станция посреди леса появилась гораздо раньше, чем вокруг неё сформировался посёлок. Вот, только через 20 с лишним лет здесь начали регистрировать рождение людей и смерти. Населённый пункт, естественно, перенял название станции.
      Поскольку точного ответа о происхождении названия станции до сих пор не найдено, ваша версия, Галина, всё-таки как-то может быть связана с историей этих мест.

Добавить комментарий для Иван Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *