После открытия в 2015 году станция Подмосковная стала одним из лучших музеев Москвы и вполне может конкурировать с ведущими техническими музеями России. Теперь это неотъемлемая часть Музея железнодорожной техники МЖД, что на Рижском вокзале. Я был здесь в марте 2009 года, регулярно проезжаю по работе мимо на электричке (платформа «Красный Балтиец») и могу засвидетельствовать колоссальные перемены в деле восстановления исторического облика станции!
Станция Подмосковная Московско-Виндавской железной дороги была построена в 1901 году. Тогда же были построены паровозное депо веерного типа, водокачка и угольный склад. Первый пассажирский поезд от станции Подмосковная отправился в июле 1901 года, ещё до открытия Виндавского вокзала. Со временем станция превратилась в крупный сортировочный узел и пассажирское сообщение было перенесено к платформе «Красный Балтиец», построенной в 1945 году. С этого времени название станции исчезло из бытового обихода.
Снова пройтись здесь, а не просто проехать мимо меня спровоцировали стоящие на путях перед музеем шесть коротких двухосных крытых товарных вагонов. В моей голове сразу возникло дежавю с просмотром старой чёрно-белой фотографии двухэтажного железнодорожного моста через Оку в Серпухове, по которому в тот момент шёл состав с такими же короткими грузовыми вагончиками. Обожаю это чувство, когда ты на минуту будто оказываешься в прошлом! Будто сам делаешь тот старый снимок!
Созданный в 1875 году товарный крытый железнодорожный двухосный вагон, как основной тип вагона на российских железных дорогах, предполагал конструктивную возможность его быстрого переоборудования для массовой перевозки людей в случае крайней надобности (т.е. прежде всего для переброски войск). Для этого вагон оборудовался двух- или трехъярусными нарами; утеплялся изнутри деревянными щитами и двойным войлоком; в загрузочные бортовые люки вставлялись рамы со стёклами; утеплялись двери; в его центре ставилась печка-буржуйка; в дверной проём вставлялся поперечный брус для предохранения от выпадения людей при раскачивании вагона. Собственно, слово «теплушка» отсюда и пошло: вагон, созданный на основе крытого товарного вагона, предназначенный для перевозки людей и животных, с отопительной печью. Для перевозки животных сооружались стойла – по 4 в каждой из половин вагона. Стандартная вместимость теплушки на базе товарного железнодорожного вагона составляла 40 человек или 8 лошадей (или 20 человек + 4 лошади). Вагоны-теплушки массово использовались для перевозки в период с 1870-х до конца 1940-х годов. В годы Великой Отечественной войны товарные вагоны-теплушки использовались для перевозки личного состава и боеприпасов к линии фронта, а также при отправке эвакуируемых беженцев в тыл.
Мой путь на Подмосковную шёл через район «Аэропорт». Конкретно, через территорию бывшего Всехсвятского студенческого городка (строился в 1929–1935 годах, состоял из 8 корпусов общежитий). К настоящему времени сохранилось 4 корпуса и остатки парка, уже без фонтана, но сохранился памятник В.И. Ленину.
Явно скульптуре приходится нелегко все последние годы. Вокруг выросли современные многоэтажки. Странное получилось соседство.
Больше новостей на: https://vk.com/alxlav