Пополнение коллекции музея «Паровозное депо Подмосковная»

После открытия в 2015 году станция Подмосковная стала одним из лучших музеев Москвы и вполне может конкурировать с ведущими техническими музеями России. Теперь это неотъемлемая часть Музея железнодорожной техники МЖД, что на Рижском вокзале. Я был здесь в марте 2009 года, регулярно проезжаю по работе мимо на электричке (платформа «Красный Балтиец») и могу засвидетельствовать колоссальные перемены в деле восстановления исторического облика станции!

 
Паровозное депо Подмосковная

Станция Подмосковная Московско-Виндавской железной дороги была построена в 1901 году. Тогда же были построены паровозное депо веерного типа, водокачка и угольный склад. Первый пассажирский поезд от станции Подмосковная отправился в июле 1901 года, ещё до открытия Виндавского вокзала. Со временем станция превратилась в крупный сортировочный узел и пассажирское сообщение было перенесено к платформе «Красный Балтиец», построенной в 1945 году. С этого времени название станции исчезло из бытового обихода.

 
Паровозное депо Подмосковная

Снова пройтись здесь, а не просто проехать мимо меня спровоцировали стоящие на путях перед музеем шесть коротких двухосных крытых товарных вагонов. В моей голове сразу возникло дежавю с просмотром старой чёрно-белой фотографии двухэтажного железнодорожного моста через Оку в Серпухове, по которому в тот момент шёл состав с такими же короткими грузовыми вагончиками. Обожаю это чувство, когда ты на минуту будто оказываешься в прошлом! Будто сам делаешь тот старый снимок!

 
Паровозное депо Подмосковная

Созданный в 1875 году товарный крытый железнодорожный двухосный вагон, как основной тип вагона на российских железных дорогах, предполагал конструктивную возможность его быстрого переоборудования для массовой перевозки людей в случае крайней надобности (т.е. прежде всего для переброски войск). Для этого вагон оборудовался двух- или трехъярусными нарами; утеплялся изнутри деревянными щитами и двойным войлоком; в загрузочные бортовые люки вставлялись рамы со стёклами; утеплялись двери; в его центре ставилась печка-буржуйка; в дверной проём вставлялся поперечный брус для предохранения от выпадения людей при раскачивании вагона. Собственно, слово «теплушка» отсюда и пошло: вагон, созданный на основе крытого товарного вагона, предназначенный для перевозки людей и животных, с отопительной печью. Для перевозки животных сооружались стойла – по 4 в каждой из половин вагона. Стандартная вместимость теплушки на базе товарного железнодорожного вагона составляла 40 человек или 8 лошадей (или 20 человек + 4 лошади). Вагоны-теплушки массово использовались для перевозки в период с 1870-х до конца 1940-х годов. В годы Великой Отечественной войны товарные вагоны-теплушки использовались для перевозки личного состава и боеприпасов к линии фронта, а также при отправке эвакуируемых беженцев в тыл.

 
Паровозное депо Подмосковная

Мой путь на Подмосковную шёл через район «Аэропорт». Конкретно, через территорию бывшего Всехсвятского студенческого городка (строился в 1929–1935 годах, состоял из 8 корпусов общежитий). К настоящему времени сохранилось 4 корпуса и остатки парка, уже без фонтана, но сохранился памятник В.И. Ленину.

 
Паровозное депо Подмосковная

Явно скульптуре приходится нелегко все последние годы. Вокруг выросли современные многоэтажки. Странное получилось соседство.

 
Паровозное депо Подмосковная

Больше новостей на: https://vk.com/alxlav

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *