Отчёт о поездке: Серпухов — Чернь — Орёл и область

Всем, добрый день! Поздравляю всех с государственным праздником — Днём России! Именно благодаря ему появилось время на давно-задуманную поездку в Орёл! Кто регулярно посещает мой журнал, помнит как я публиковал свои планы на 2014-й год, где упоминал, в частности, о желании — посетить Сабуровскую крепость в Орловской области. А теперь ещё и с 1 июня 2014 года для обеспечения перевозки пассажиров назначили два скоростных электропоезда «Ласточка» сообщением Москва – Курск: Москва Курская 08:30 — Серпухов 09:39 — Тула 10:38 — Мценск 12:05 — Орёл 12:40. Столь же удобный график у возвращающегося вечером состава. Но чем хороши большие праздничные выходные, что друзья могут позволить себе встретиться и поехать в другой город. Так что в Орёл мы поехали на машине, посещая попутно наиболее интересные достопримечательности!

serpuhov_orel_1

Нас собралась целая команда! ))) Рано утром, с целью избежать пробок, все уже сидели в машинах и были готовы отправиться к первой точке на карте. Первую остановку на пути сделали пораньше: Плавск. Церковь Всех Святых (координаты: 53.70516, 37.28358). В 1880 году на средства князя С.С.Гагарина и купца И.С.Сазонова был заложен, а в 1892 году освящен кладбищенский храм во имя Всех Святых. Это тоже, в своем роде, уникальное по композиции здание. Оно выполнено в чертах эклектики с элементами псевдорусского стиля. Главный четырехгранный объем, увенчанный пятью глухими главками, окружен галереей по всему периметру. Галерея представляет собой аркаду с опиранием арок на сдвоенные необычной формы полуколонны, точеные из белого камня; с восточной стороны галерея перетекает в трехчастную аспиду. Под всем объемом, включая и галерею, церковь имеет сводчатый подклет, в котором были устроены, в том числе, и печи, обогревающие храм. По всем сторонам четверика основного объема устроены окна «под русское барокко», которые давали свет центральной части храма. К сожалению, ныне Всехсвятская церковь бесхозна. Несколько раз пытались начинать ее реставрацию, но не хватало средств, не было ясности, как использовать здание после реставрации.

serpuhov_orel_2

На высоком берегу реки Чернь в деревне Черноусово Тульской области находится необычный автомузей — «Автомузей в Черноусово» N 53°23.897’, E 036°55.357’. Михаил Красинец — испытатель, спортсмен (автомеханик гоночной команды Avtoexport-Moskvich (1979 — 1981), раллийный пилот клубных команд г.Москвы, выступавший на автомобилях Москвич в период с 1982 по 1991 год) и много чего еще, начал собирать свою коллекцию автомобилей рядом со своим домом на «Преображенке» под названием «Исторический автоклуб РЕТРО-МОСКВИЧ», позже, для сохранности и спокойствия, Михаил увозит свои экспонаты в д.Черноусово Тульской обл. в огород дома, стоящего на крутом берегу р.Чернь, доставшегося им с женой Мариной по наследству. Со временем клуб становится филиалом Чернского краеведческого музея, коллекционер соответственно научным сотрудником и местной знаменитостью. Меняются названия, видимо с изменением концепции, но в общими словами по-видимому ее можно охарактеризовать как собрание машин на которых ездили и работали советские люди с 1946 по 1991 гг. (года фактического распада СССР). При этом выделяется продукция заводов ГАЗ, АЗЛК ну и ЗИЛа. С нового 2006 г., решив, что наступает новый этап развития, музей переименовывается в «КРАСИНЕЦ–МУЗЕЙ. АВТО-СССР». На сегодняшний день коллекция насчитывает около 300 экземпляров. Большую часть коллекции составляют «Москвичи», как массовые модели, которые и сейчас можно встретить на дорогах, так и уникальные образцы. Собственно, он сам и провёл для нас экскурсию:

serpuhov_orel_3

Присутствует и техника других производителей, в частности образец Серпуховского автозавода:

serpuhov_orel_4

Восхитительный вид с площадки музея:

serpuhov_orel_5

Кстати, машину мы оставили в соседней деревне. На обратном пути мы встретили тех, кто решил идти на прорыв:

serpuhov_orel_6

А вот и забавный указатель, чьи фотографии часто встречаются в Интернете:

serpuhov_orel_7

Бронепоезд в Черни (N 53° 26.026′ , E 36° 47.352′): Весной 1942 года на советско-германском фронте наступило относительное затишье. В результате наступления Красной Армии под Москвой линия фронта отодвинулась на запад от столицы на 150–400 километров. Советское командование предпринимало попытку создать прочную оборону на стыке Западного и Брянского фронтов. На этом участке предполагалось начало нового немецкого наступления на столицу с юга. 26 апреля 1942 года дежурный по станции Тула принял необычные поезда. Бронированные вагоны с маскировочной раскраской щетинились стволами орудий и пулеметов. На фронт прибыл 31-й отдельный особый Горьковский дивизион. Бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец» прикрывали дальние подступы к городу оружейников, взаимодействуя с частями 3-й армии.

serpuhov_orel_8

Боевое крещение бронепоезда горьковчан получили в районе станции Выползово. Вскоре дивизион стал базироваться в Черни, выезжая к Бастыево для совершения огневых налетов. Вместе с артиллеристами 283-й стрелковой дивизии он громил оборону противника. Гитлеровцы же со своей стороны с помощью авиации намеревались уничтожить мощные огневые средства, которыми располагали бронепоезда. Командир 31-го дивизиона майор Я.С.Грушелевский, уже имевший большой опыт боевых бронепоездных действий с первых месяцев войны, сразу же по прибытии на фронт распорядился, чтобы бронепоезда подключились к постам воздушного наблюдения, оповещения и связи. И теперь, как только раздавалась команда «Воздух!», струи свинца преграждали путь вражеским самолетам. Строй их распадался, а некоторые из «юнкерсов», оставляя за собой шлейф дыма, устремлялись к земле. После первого боя дивизион прибыл на станцию Чернь, где располагалась его база.

serpuhov_orel_9

Сейчас на станции Чернь установлен на вечную стоянку прототип бронепоезда, который был восстановлен железнодорожниками Московской железной дороги. Такие «крепости на колесах» были мощной военной силой, внезапно совершая рейды глубоко в тыл врага. Великой Отечественной суждено было стать великой войной бронепоездов — в 1941 — 1945 гг. в боевых действиях активно участвовали более 200 «стальных крепостей» Красной Армии. Бронепоезда отличались высокой точностью ведения огня. Они были оснащены танковыми пушками, зенитными пушками и пусковыми установками реактивных снарядов.

serpuhov_orel_10

Аналогично можно было-бы посетить город и станцию Мценск (памятник бронепоездам «Илья Муромец» и «Козьма Минин»), но нам было более интересно посетить исчезающую, забытую святыню буквально на краю объездной дороги:

serpuhov_orel_11

Шеино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (координаты: 53.2112, 36.50301). Поставлена на возвышенном месте довольно далеко от села, от которого его отделяет глубокий лог с прудом. Впервые деревянная Успенская церковь в селе Шеино упоминается в ведомости церквам Мценского уезда 30-х годов XVIII в. Существующая, каменная, однопрестольная, холодная церковь Успения Пресвятой Богородицы построена в 1764 году помещицей Татьяной Семеновной Талызиной. В 1897 г. произведен его капитальный ремонт как изнутри, так и снаружи. При церкви существовала церковноприходская школа, построенная в 1895 г. старанием священника Николая Кропотова. Церковь закрыта в 30-е годы.

serpuhov_orel_12

Наконец последняя перед въездом в Орёл достопримечательность —  уникальная усадьба Новосильцовых, (N 53° 11.324′ , E 36° 23.738′) государственных и общественных деятелей XVII-XIX веков. Регулярный парк с 200-летними липами, два дома, флигель и иные постройки. В усадьбе бывали историк Н.М.Карамзин, И.С.Тургенев, А.А.Фет, Л.Н.Толстой и многие другие известные люди. Здесь родился известный композитор В.Н.Калинников.

serpuhov_orel_13

Грандиозный, большой площади парк! Это не просто усадьба, это резиденция Новосильцовых, которые на протяжении двух с лишним веков русской истории были государственными и общественными деятелями. Парковый комплекс Новосильцовых, распланированный как регулярный, создавался с размахом, со вкусом и как положенный им по рангу. В усадьбу такого рода могли заезжать цари. А, может, и заезжали.

serpuhov_orel_14

К сожалению, долгие годы, начиная с Октябрьского переворота, здесь был противотуберкулезный санаторий, окончательно закрытый в 2009г. На противоположной стороне парка, в точке пересечения аллей — была замечательная ротонда-беседка:

serpuhov_orel_15

Гостей в усадьбы было удивительно много, и на выходе уже мы ориентировали приезжих по вопросу планировки парка )))

serpuhov_orel_16

Долгожданная – северная окраина Орла!!! ))) И сразу начинаем изучать город: по соседству от здания городской ТЭЦ, в 40-х годах на Оке была воздвигнута плотина. Она предназначалась для водозабора электростанции и для регулирования воды в реке. Некогда по плотине была открыта автодорога, связавшая Железнодорожный район города с Советским. Однако уже в начале 80-х годов проезд по плотине был перекрыт, а сама она вошла в число режимных объектов города. В настоящий момент фактически заброшена, и даже местные жители зачастую просто не знают о её существовании. Зато водопадик за плотиной пользуется популярностью у местных рыбаков. Один из них рассказал, что вода там теплая, поэтому в воде много пищи для рыбы, и тут всегда можно что-нибудь поймать.

serpuhov_orel_17

После этого, долгожданный — центр города и встреча с заждавшимся другом Sage74! Он заранее разведал для нас расписание прогулочного катера и мы успевали на последний рейс:

serpuhov_orel_18

Для остальных, кто соберётся по нашим следам, расписание на кассе:

serpuhov_orel_19

Мелкосидящий глиссирующий пассажирский теплоход «Заря-182» проекта 946А был построен на Московском судостроительном заводе в 1975 году и изначально работал в Московском речном пароходстве, после чего судно было передано в Орел.
Поездка была на удивление продолжительной, и мы с комфортом осмотрели весь вечерний прибрежный город:

serpuhov_orel_20

Стрелка слияния рек Оки и Орлика — это небольшой сквер с ажурным Висячим мостом, обелиском с датами ратной истории края и Богоявленской церковью. Именно здесь, на месте слияния рек Ока и Орлик в 1566 году по указанию Ивана Грозного был основан город Орёл как крепость на южных границах Московского царства. На месте бывшей Орловской крепости в мемориальном сквере установлен памятный камень «Детинец», который напоминает о рождении Орла и является образцом искусства прошлого. В честь 400-летия города Орла в мемориальном сквере на стрелке между Окой и Орликом в 1966 году был открыт обелиск, который символизирует достижения и успехи настоящего, устремленность в будущее:

serpuhov_orel_21

Совсем стемнело… Прогулка по местному Арбату приятно завершила день. Помимо фонарей, город освещала полная луна. А вот эффектно подсвечен архитектурный памятник города — здание Орловского коммерческого банка, строительство которого по проекту московского архитектора С.К. Родионова было завершено в 1900 году. Как архитектурный ансамбль так называемого «русского стиля», здание является уникальным для гражданского строительства в Орле. Орловский коммерческий банк был основан в 1872 году. Появление крупного финансового учреждения в городе было закономерно: Орел с конца XVII века до строительства железной дороги в 1868 году развивался как крупный торгово-купеческий город, чему способствовала орловская Струговая пристань. Накопление свободного финансового капитала давало возможность через банки инвестировать различные проекты для других регионов России. Проект здания Орловского Коммерческого банка выполнил известный архитектор С.К.Родионов, дворянин по происхождению, талантливый зодчий, много работавший в Москве, в совершенстве владевший методами и приемами построения зданий в стиле ушедших эпох. Строительство началось в 1897 году, последние отделочные работы закончились в 1902 году. Здание Орловского коммерческого банка — градообразующий памятник федерального значения. Сегодня в нем размещается Главное управление Центрального банка России.

serpuhov_orel_22

Орёл на следующее утро (р.Орлик):

serpuhov_orel_23

Небольшая прогулка перед завтраком по центру:

serpuhov_orel_24

Подкрепившись, снова уезжаем на 10 километров от Орла. Сабуровская крепость (N52° 54.354′, E35° 54.310′) — этот памятник во славу русского оружия был воздвигнут в конце 18 века выдающимся нашим земляком, фельдмаршалом и графом Михаилом Федотовичем Каменским (1738-1808). Герой Семилетней войны и двух русско-турецких войн, он пользовался заслуженной славой. Денис Давыдов, желавший служить под началом знаменитого полководца, утверждал, что сам Суворов считал Каменского одним из своих главных соперников в военном деле. Высоко отзывался о нем и орловец А.П.Ермолов, приезжавший вместе с отцом в мае 1809 года в Сабурово поздравить фельдмаршала с днем рождения. Образованнейший человек своего времени, Михаил Федотович имел обширные познания в военной тактике, точных науках (кстати, Ермоловы застали его за выведением алгебраической формулы) и словесности. Писал стихи. В 1778 году своим иждивением издал поэму И.Ф.Богдановича «Душенька», а в 1808 году в губернской типографии выпустил первую в Орле книгу – об истории рода Каменских. Унаследовав от отца в числе прочих владений старинное русское село Сабурово, граф решил сделать его главной своей резиденцией. На самом высоком месте, с которого хорошо просматривалась редкая по красоте излучина извилистого Цона, уже красовалась Михаило -Архангельская церковь. Усадебный дом с многочисленными хозяйственными постройками, парк и, как тогда говорили «плодовитый сад», Каменский решил оградить с четырех сторон стенами.

serpuhov_orel_25

Да, именно эти руины я мечтал увидеть в живую!

serpuhov_orel_26

Трёхэтажный дом со стрельчатыми окнами внутри — тот, что виден за пирамидой. Сохранились каменные лестницы, частично рамы:

serpuhov_orel_27

Прошагав вдоль всей крепостной стены и осмотрев все руины, едем ещё одной крепости в тех краях: недостроенный водозаборный узел (N52° 52.962′, E36° 2.421′), расположен в низовье реки Рыбница. Согласно проекту на этом месте должно было быть расположено Рыбницкое водохранилище — крупнейшее в Орловской области. Основное его предназначение – обеспечение питьевой водой г. Орла. Стройка была начата в конце 80-х годов. Были сооружены гидросооружения, начала работа над сооружением плотины, начали сооружение насыпи. Причины прекращения работ называют самые разные. Длина плотины (визуально) более 500 метров:

serpuhov_orel_28

Снизу есть бетонный коридорчик длинной метров 50-70, в котором сейчас течёт речка:

serpuhov_orel_29

Обратно едем в Орёл. Всё чаще начинаю прикидывать время до отправления вечернего поезда, нужно ещё и билеты купить на поезд… Однако, так получилось что все заранее читали о достопримечательностях Орла, и видели что часто упоминают пещеры на берегу Оки прямо в черте города!!! Общим голосованием решаем заехать туда. Пишут следующее: «Протяженность этой каменоломни — чуть меньше километра. Эта выработка не всегда была затопленной. Судя по протяженности ходов долгое время эта полость была сухой. Иначе бы  ее просто не смогли вырыть. Но со временем из-за поднятия уровня воды в реке грунтовые воды подтопили каменоломню. Коридоры здесь широкие, а своды несколько ниже, чем в Восьмерке, но о ней чуть позже. Не пытайтесь пройти всю пещеру в резиновых сапогах. Даже в болотниках это нереально. Ведь глубина подземного озера достигает местами трех метров. Местами встречаются мели.»

serpuhov_orel_30

Cобирать информацию я тоже старался тщательно. И если бы друзья не предложили поехать на машине, только чертой города мы бы и были ограничены! Поэтому вариант с посещением пещер я тоже рассматривал. Однако последние записи путешественников говорили о том, что входы засыпаны/обрушились. Так оно, возможно к счастью, и вышло. Заглянув всего на метр и уточнив информацию у рыбака на берегу, решили других входов не искать:

serpuhov_orel_31

Вокзал. Билеты в наличии ))) Наша команда делится пополам — часть возвращается со мною на экспрессе, часть едет обратно на машине. Небо портится, а значит мы не зря стремимся домой. Грустно.. Мы прощаемся до следующей поездки!

serpuhov_orel_32

Орёл, обычно встречающий гостей, наоборот — провожает нас 😉

serpuhov_orel_33

Два часа до отправления поезда. Пройдёмся ещё раз напоследок по городу? —

serpuhov_orel_34

Sage74 обращает моё внимание на забавную предпоследнюю строку на трафаретке автобуса:

serpuhov_orel_35

А вот, чуть не упустили — старинные «Торговые ряды»: первоначально, в XVI – XVII в.в. торговые ряды представляли из себя ряд лавок, амбаров и харчевен. Здесь же находились таможня, гостиный двор, баня и кабак. Все эти постройки горели неоднократно во время вражеских нашествий и городских пожаров, но каждый раз восстанавливались вновь. В 1782г. был построен новый гостиный двор и торговые ряды. Они представляли из себя длинный корпус, вытянувшийся вдоль улицы с обходной  галереей, над которой находился полуэтаж для хранения товаров, под зданием были оборудованы обширные подвалы. Параллельно каменному располагались два одноэтажных деревянных корпуса. В 1847г. во время очередного пожара гостиный двор сгорел. Новые двухэтажные ряды начали строиться на том же месте в 1849г. на средства местных купцов по проекту архитектора Д.В.Орехова. Надстройка третьего этажа произведена в конце 40-х годов XX века в процессе послевоенного восстановления города.Первые этажи здания используются по назначению – для торговли. В верхних этажах размещаются различные учреждения и организации. С 1932 года здесь располагается областной краеведческий музей, а с 1963г. центральная городская библиотека им.А.С.Пушкина.

serpuhov_orel_37

Мы изрядно помучились, пытаясь разыскать что-нибудь местное, Орловское для сувениров. В итоге, только пара вокзальных магнитиков перед встречей поезда «Курск – Москва»:

serpuhov_orel_38

Места в вагонах сидячие располагаются по схеме 2+3, помимо этого, в каждом вагоне имеются откидные места и места для инвалидов-колясочников и их сопровождающих. Также вагоны оборудованы туалетами.

serpuhov_orel_39

Скорость, время, остановки:

serpuhov_orel_40

Время остановок – небольшое, но размеренное. Отдельно хочется поблагодарить кассира, что чётко знала расположение мест и подобрала удобный вариант!

serpuhov_orel_41

Источники информации:
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=9674
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=13426
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4074
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=13323
http://www.suvenirograd.ru/sights.php?id=1669&lang=1
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=9789
http://sobory.ru/article/?object=10296
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=13318
http://sobory.ru/article/?object=18188
http://www.riverfleet.ru/news/53494/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *