Как танкист Лавриненко спас Сталина

Думаю, большинство жителей города Серпухова, района и Протвино слышали о подвиге Лавриненко! Вы, наверняка, читали одну из публикаций в интернете с заголовком: «Как один танк спас Серпухов». Об этой героической истории постарался рассказать и я в своей книге «Достопримечательности города Протвино и его окрестностей». Самый результативный советский танковый ас, Дмитрий Фёдорович Лавриненко — он всего за два с половиной месяца на фронте он уничтожил 52 боевые машины врага. К сожалению, уже 18 декабря 1941 года старший лейтенант Лавриненко, направляясь с докладом к командиру, попал под миномётный обстрел и был смертельно ранен.

 
Как танкист Лавриненко спас Сталина

Мне было чрезвычайно интересно прочесть о ещё одном подвиге Дмитрия Фёдоровича! — Если верить сайту «opoccuu.com», то история была такая:
С началом войны Сталин в основном работал в Кремле, но довольно часто выезжал на фронт. Сейчас уже мало кто знает о том, что Верховный главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин выезжал на фронт и бывал на передовой. Чтобы принимать в такой ситуации верные решения, Сталину требовалось лично изучать обстановку на местах и оценивать и наши, и вражеские возможности. Сталин на фронте появлялся часто. Впервые он выехал на фронт в страшном июле 1941 года во время Смоленского сражения. В начале октября Сталин выезжал под Малоярославец, а в начале ноября – на Можайско-Звенигородскую линию обороны. Но самой опасной из этих поездок была та, что состоялась в середине ноября 1941 года.

 
Как танкист Лавриненко спас Сталина

В тот раз Сталин отправился на двух автомобилях к месторасположению 16-ой армии генерала Рокоссовского, державшую оборону на Волоколамском направлении. Целью поездки было посмотреть работу нашей уже тогда знаменитой «Катюши». Первым в кортеже следовал сталинский Паккард (Packard — американская марка престижных легковых автомобилей). На этом Паккарде ехал Сталин с двумя телохранителями. Другим же автомобилем была эмка-догонялка с V-образным восьмицилиндровым 76-сильным фордовским двигателем (ГАЗ М-1, «Эмка» — советский автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1942 год). В ней ехали три человека из охраны. Непосредственно же на передовой кортеж сопровождал взвод автоматчиков, но в этот раз автобус с автоматчиками посчитали демаскирующим фактором, и на передовую выехал лишь кортеж из двух машин. Поездка Сталина была опасной ещё и потому, что немцы в тот период охотились за катюшами. Охотились они за ними и в этот раз. Уже было известно, что в октябре попала в окружение и была уничтожена легендарная батарея капитана Ивана Флерова. Тем не менее, Сталин поехал. 13 ноября 1941 года дивизион катюш под командованием Героя Советского Союза капитана Кирсанова нанес огневой удар по вражеским войскам у деревни Скирманово. Из этой деревни немцы, взявшие ее в последних числах октября, обстреливали Волоколамское шоссе. Отсюда же немцы собирались нанести удар на Ново-Петровское и, заняв его, окружить всю армию Рокоссовского. В 16 часов дивизион, состоявший из 12 установок дал залп по деревне Скирманово, выпустив 132 снаряда. Результатом залпа катюш стали 17 уничтоженных танков, 20 минометов, несколько десятков орудий и несколько сот немецких солдат и офицеров. От огневого воздействия дивизиона пехота противника буквально обезумела, оставшиеся в живых бежали куда глаза глядят, в том числе и в сторону расположения наших войск.
Произведя залп, катюши стали менять позицию. Однако на снежной целине Паккард Сталина сел на брюхо. Начался фашистский артобстрел, потом налетела авиация. Сталин пересел в эмку, но и она вскоре застряла. Все её пассажиры, в том числе и сам Сталин стали ее толкать, но уйти от немцев с такой скоростью было невозможно, а до шоссе оставалось четыре километра. И тут на просёлке показались три танка Т-34-57. Это был танковый взвод Дмитрия Лавриненко! Лавриненко подцепил эмку на буксир, а танк старшего сержанта Капотова поехал дальше в поле за застрявшим Паккардом, с которым остался один шофёр Кривченков. экономя американский бензин, он выключил двигатель, и уже стал замерзать.
В этот момент к месту, откуда били катюши, подошёл дивизион немецкой кавалерии из состава 1-й кавалерийской бригады СС – танки и мотоциклы немцы из-за глубокого снега использовать не могли, и потому им по старинке пришлось использовать кавалерию, которой у немцев было не так уж и много. Однако связываться с русскими танками эсэсовцы не решились, и наблюдали за эвакуацией легковушек издали. Знали бы фрицы, кто был среди пассажиров этих двух легковых автомобилей! Вскоре вся кавалькада вышла к Волоколамскому шоссе, и Сталин благополучно вернулся в штаб 16-й армии, где выразил благодарность капитану Кирсанову, ни словом не упомянув о происшествии. Лишь после войны об этой истории начали рассказывать участники и очевидцы.

Вам также может понравиться:

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *