Дореволюционные планы по строительству метрополитена в Москве

Здравствуйте, друзья! Поздравляю всех с Новым 2019 годом!
Во время подготовки к своей новой столичной экскурсии, я наткнулся на целый ряд старых, дореволюционных газетных заметок, опубликованных телеграмм, в которых упоминается слово «метрополитен»! Датируются они 1913 и 1914-м годами. С одной стороны, сразу внутри рождается отрицание, что такого быть не может! По улицам ещё скачут на лошадях — какая-же тут подземка?!? Но тут-же вспомним: первая линия метрополитена длиной 6 км была запущена 10 января 1863 года в Лондоне! Изначально эксплуатировалась на паровой тяге, которая начиная с 1890 года заменялась на электрическую. Второй метрополитен был открыт в Нью-Йорке в 1868 как надземный, однако первые надземные участки не сохранились и впоследствии были заменены подземными (первая подземная линия открыта в 1904). Метрополитен (от фр. métropolitain, сокр. от chemin de fer métropolitain — «столичная железная дорога»). Россия стремилась не отставать от всего мира. Так почему же не могли начаться обсуждения строительства подземной дороги в Москве в начале XX века?! Или всё-таки мы неправильно трактуем слово «метрополитен»? Давайте почитаем вместе то, что я нашёл и постараемся разобраться!

столичная железная дорога

Лондонская подземная железная дорога, 1870 г.

1) Московская хроника: 20 (07) января 1913 года: «Дальнейшее исследование вопроса о возможности в Москве метрополитена показало, что только через двадцать лет прирост населения увеличится настолько, что окупит метрополитен, а до этого времени потребность городского передвижения может вполне удовлетвориться параллельными линиями трамвая.»

 

Вроде-бы отказались от дорогостоящей идеи! Но через год читаем:

2) Междуведомственное совещание о метрополитене. 17 (04) марта 1914 года

Москва. Представители города, присутствовавшие на первом заседании междуведомственного совещания о метрополитене, вынесли впечатление, что правительство благоприятно настроено относительно интересов города Москвы. … По вопросу о правах города в дело сооружения и эксплуатации метрополитена совещание высказалось в том смысле, что оно признает за городом все его права в полном объеме в деле сооружения и эксплуатации метрополитена в черте города. При этом представитель министерства внутренних дел заявил, что даже в том случае, если город откажется исполнять какое-либо предложение правительства в этой области, права его могут быть изменены не иначе, как в законодательном порядке.

Электрифицированными и присоединенными к метрополитену могут быть пригородные участки только пяти дорог: Московско-Курской, Московско-Нижегородской, Северной, Александровской и Московско-Казанской. Остальные дороги отказываются от соединения с метрополитеном в виду того, что провозоспособность их еще слишком велика, и они не нуждаются в помощи метрополитена. Московская Окружная дорога тоже не будет соединена с метрополитеном в виду будто бы того, что на ней слабо развито движение. Представителями железнодорожного ведомства было высказано пожелание об устройстве сквозного, беспересадочного движения, при чем было указано, что принятый городом проект тоннеля не допускает этого. Размер тоннеля непригоден для пропуска пассажирских вагонов железных дорог. Представители города на это возразили, что городом принят обычный тоннель, существующий по всей Европе. Осуществление всякого другого проекта вызовет громадные дополнительные расходы, которые могут заставить город отказаться от беспересадочного сообщения. Гораздо проще и дешевле ввести на дорогах особые вагоны для этой цели, что заинтересованные дороги и должны сделать на свой счет. Сооружение метрополитена в черте города должно производиться городом за свой счет, а все сооружения вне города — присоединяющимися к нему дорогами на их счет. Далее представителями министерства путей сообщ. было указано, что принятые городом в расчете при составлении проекта метрополитена данные не соответствуют действительности. Выстроенный на основании этих данных метрополитен через восемь лет окажется не в состоянии обслуживать соединенные с ним дороги. Настолько развивается сильно на них движение. Между тем эти дороги чрезвычайно сильно заинтересованы в том, чтобы  метрополитен соответствовал развивающемуся движению.

Представители города, признав ошибку цифровых данных относительно развития на дорогах московского узла движения, заявили, что город, хотя тоже заинтересован в использовании развивающимся движением полностью, но требуемой дорогами гарантии дать не может, и согласились удовлетворить только требование Северной и Александровской дорог о присоединении к ним метрополитена не в головных участках, а несколько далее.

Вопрос, в чьем ведении будет метрополитен, — в ведении ли министерства внутр. дел или министерства пут. сообщ. — остался пока открытым. Следующее заседание 5 марта.

 

3) Совещание о метрополитене. 26 (13) марта 1914 года

Вчера закончилось совещание по вопросу о постройке московского метрополитена. Окончательный контракт будет подписан сегодня. Решено построить пути для движения грузов малой скорости в следующих пунктах: по Курской дороге: от 6-й версты до Подольска; по Нижегородской дор.: от 5-й в. до Обираловки; по Северной дор.: от 2-й вер. до Одинцова. Электрификация от города до начальных пунктов должна производиться за счет города. От этих пунктов — за счет дорог. Тарифы на перевозку грузов устанавливаются до начальных пунктов — самим городом. В дальнейшем следовании — тарифным комитетом. Постройка метрополитена начнется в 1915 году и должна быть закончена в 1920 году.

 

4) Окончательные резолюции о метрополитене. 27 (14) марта 1914 года

Возвратившиеся вчера из Петербурга представители города привезли с собою в окончательной редакции резолюцию международного совещания о московском метрополитене. Резолюция эта заключается в следующем.

Пассажирское движение по улицам Москвы и по пригородным участкам жел. дорог нуждается в принятии мер к его улучшению, что может быть достигнуто устройством внеуличных пассажирских сообщений в пределах городской черты и увеличением пропускной способности пригородных участков жел. дорог с освобождением их от пригородного движения и электрификацией его. Наиболее целесообразной должна быть признана беспересадочная схема его движения. При устройстве необходимо согласовать хозяйственную деятельность городского самоуправления с таковою же деятельностью управления обслуживаемых этим предприятием дорог путем организации совместного управления предприятием. При осуществлении мероприятий по улучшению пассажирского движения в Московском узле по беспересадочной схеме, железные дороги, вступающие в прямое беспересадочное сообщение с метрополитеном, должны быть обеспечены тем, что развитие пригородного не встретит каких-либо препятствий в пропуске добавляемых поездов по путям метрополитена, для чего должен или принять меры к развитию своих путей и сооружений в случае исчерпания их пропускной способности, или же должен предоставить министерству путей сообщения осуществить необходимые для беспрепятственного беспересадочного сообщения меры на свои средства.

 

5) Метрополитен. 23 (10) июня 1914 года

Городская управа закончила составлением справку для думы о положении вопроса о метрополитэне.

Устраиваются дополнительные пути для отделения движения поездов большой скорости от поездов малой скорости по Московско-Кур. ж.д. от 6 версты до ст. Подольск, по Нижегородской от 3 версты до ст. Обираловка, по Северным от 7 версты до ст. Пушкино и по Александровской от 4 версты до ст. Одинцово, всего около 92 верст.

Электрофицируются пригородные участки казенных железных дорог Москов.-Курской до Подольска, Нижегородской до Обираловки, Северных до Пушкина и Александровской до Голицына. Через Москву сооружается два диаметра. При устройстве городским управлением третьяго диаметра ведомство путей сообщения имеет право установить беспересадочное движение по этому диаметру с Николаевской и Савеловской ж.д.

Срок приступа к работам 1915 г. и окончание 1920 г.

 
Источник информации:
http://nik191-1.ucoz.ru

Вам также может понравиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *