Сокол («посёлок художников» в Москве), падение самого большого самолёта в мире

Очень повезло побывать на экскурсии в районе станции метро «Сокол» и узнать об истории посёлка, давшего название станции Московского метрополитена! Оказывается, Сокол – это целый кооперативный жилой посёлок посреди мегаполиса! Основан в 1923 году, также известен как «посёлок художников». Посёлок Сокол стал одним из воплощений концепции города-сада. С 1979 года посёлок находится под охраной государства как памятник градостроительства первых лет советской власти. 8 августа 1921 года В.И. Ленин подписал декрет о кооперативном жилищном строительстве, согласно которому кооперативным объединениям и отдельным гражданам предоставлялись права застройки городских участков. Тогда в Москве катастрофически не хватало жилья, а денег на его строительство власти выделяли очень мало. До сих пор нет единого мнения о том, почему посёлок получил название Сокол. Согласно наиболее распространённой версии, первоначально этот посёлок планировалось строить в Сокольниках — отсюда и название (в итоге для посёлка выделили землю близ села Всехсвятского, но название оставили). В пользу этой трактовки истории говорит печать с изображением сокола, держащего домик. По другой версии, высказанной историком П.В. Сытиным, посёлок был назван по фамилии жившего здесь агронома и животновода А.И. Сокола. Иная версия говорит о том, что посёлок получил название от строительного инструмента – сокол штукатурный. Все улицы в поселке названы в честь художников, потому его и называют «посёлком художников». Такое хитрое переименование улиц знаменитыми фамилиями якобы спасло посёлок от исчезновения и многоэтажной застройки его территории.

Сокол посёлок художников в Москве

Ну чем не чудо – деревня посреди столицы? Это один из милых, пока не перестроенных домов на улице Сурикова:

Сокол посёлок художников в Москве

Что тут еще можно увидеть интересного:
– особняк личного художника Сталина – Герасимова, в который приезжал вождь;
– якобы самый дорогой в мире дом (не по красоте, а из-за финансовых хитросплетений);
– дом «Сторожевая башня» братьев Весниных;
– вологодскую избу Марковникова;
– пассажирское здание станции «Серебряный Бор» – памятник архитектуры;
– часовню кладбища «Арбатец». Она была построена в 1911 году по проекту архитектора Р.И. Клейна;
– и т.д.

Сокол посёлок художников в Москве

К сожалению, я на экскурсии был слушателем, а не ведущим, поэтому мы даже из перечисленного не всё увидели. Не говоря уже о том, что у каждого дома здесь своя история. Поэтому к главному, тому, что меня захватило и заставило поискать дополнительную для себя информацию.

Сокол посёлок художников в Москве

Ул. Левитана, д. 4 – дом, на который 18 мая 1935 обрушились обломки самолета «Максим Горький»! АНТ-20 «Максим Горький» – советский агитационный пассажирский 8-моторный самолёт, самый большой самолёт своего времени с сухопутным шасси. Построен на авиационном заводе города Воронежа. В доказательство: фотография дома № 4 по улице Левитана в посёлке Сокол, на который упала основная часть фюзеляжа самолёта от 18 мая 1935 года (источник: посёлок Сокол: история посёлка и его жителей. Олма-пресс, 2004):

Сокол посёлок художников в Москве

В 1932 году в группе писателей и журналистов, в день 40-летнего юбилея литературной деятельности Максима Горького, родилась идея построить агитсамолёт и назвать его в честь писателя. Был создан Всесоюзный комитет по строительству самолёта, по всей стране начался сбор денег на постройку, давший в короткий срок около 6 млн рублей. Комитет организовал в своём составе Технический совет под председательством начальника ЦАГИ Харламова. Строительство самолёта на авиазаводе в Воронеже началось 4 июля 1933 года, а уже 3 апреля 1934 года АНТ-20 был вывезен на аэродром. 24 апреля самолёт был допущен к полётам решением государственной комиссии. 17 июня 1934 года лётчик-испытатель Михаил Громов выполнил первый полёт на АНТ-20, продолжавшийся 35 минут. Громов отметил отличную управляемость самолёта-гиганта.

Сокол посёлок художников в Москве

В августе 1934 года «Максим Горький» стал флагманом агитэскадрильи имени Максима Горького. Помимо основных обязанностей, в 1934 году на нём были установлены два мировых рекорда – грузы 10 000 кг и 15 000 кг были подняты на высоту 5 000 метров. В мае 1935 года полёт на «Максиме Горьком» совершил Антуан де Сент-Экзюпери, работавший в Москве репортёром французского издания. Автор «Маленького принца» был в восторге и от самолёта, и от его экипажа.

Сокол посёлок художников в Москве

Просуществовал самолёт чуть больше года. 18 мая 1935 года на центральном аэродроме столицы проходил демонстрационный полёт, после которого планировалась передача АНТ-20 в агитэскадрилью имени Максима Горького. Лётчик ЦАГИ Н.С. Журов передавал машину авиатору агитэскадрильи И.В. Михееву. Было разрешено прокатить членов семей строителей АНТ-20. В сопровождение «Максиму Горькому» выделили два самолёта: двухместный Р-5 под управлением лётчика Рыбушкина и истребитель И-5 под управлением испытателя Н.П. Благина. Оператор Щекутьев осуществлял с Р-5 киносъёмку полета. Перед Н.П. Благиным стояла другая задача: по замыслу кинодокументалистов он должен был во время съёмок летать рядом с АНТ-20, чтобы зрители могли увидеть разницу в размерах. Взлетев, «Максим Горький» сделал широкий круг над аэродромом. Но полёт приобрёл угрожающий характер: летчик на истребителе начал выполнять фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от АНТ-20. Благин бросил свой истребитель в короткое пике за хвостом «Максима Горького», пронёсся под его фюзеляжем и, оказавшись впереди, круто рванул ручку управления на себя, намереваясь описать вокруг гиганта мёртвую петлю. В верхней точке самолёт завис и, потеряв скорость, рухнул вниз на медленно проплывающий под ним АНТ-20. Истребитель врезался в средний мотор, выбил его ударом. Тот отвалился и упал вниз, а машина Благина застряла в образовавшемся рваном отверстии крыла. Воздушный гигант этот страшный таран выдержал. Не исключено, что Михеев с Журовым посадили бы его, если бы у И-5 не оторвалась хвостовая часть, которая нанесла второй, уже смертельный удар по «Максиму Горькому», врезавшись в органы управления. Он медленно завалился на крыло, перевернулся и начал разваливаться в небе. Через несколько секунд прогремел страшный взрыв, и самолёт рухнул на дачный посёлок Сокол. Погибло 49 человек, в том числе Благин, 11 членов экипажа «Максима Горького» и 37 пассажиров – сотрудники ЦАГИ и их родственники, в том числе 6 детей. Киносъёмка катастрофы исчезла (возможно, находится в засекреченных материалах дела).

Сокол посёлок художников в Москве

Естественно, всюду говорится о вине Благина, нарушившего дисциплину и самовольно совершившего фигуру высшего пилотажа, приведшую к катастрофе. Однако я наткнулся на статью в издании «Аргументы и факты», в которой сообщается о рассекреченной в 2010 году докладной записке главы НКВД Генриха Ягоды Иосифу Сталину, связанную с расследованием причин катастрофы «Максима Горького». Как выяснили сотрудники НКВД, лётчика Благина попросту заставили выполнить опасный трюк. За полтора часа до рокового полёта, с санкции высшего руководства ВВС, с лётчиками встретились работники кинофабрики военно-учебных фильмов Ряжский и Пуллин, которые настояли на выполнении фигур высшего пилотажа на истребителе рядом с АНТ-20. Съёмки фигур высшего пилотажа должны были вести с Р-5. Руководитель полётов и непосредственные начальники пилотов об этом разговоре и планах кинооператоров ничего не знали. Благина сделать мёртвую петлю практически заставили, ссылаясь на приказ руководства ВВС. Ряжского и Пуллина впоследствии арестовали и осудили, но однажды озвученную версию менять не стали. Взамен власти помогали семье лётчика, объявленного виновным.
P. S. В заключении ещё добавлю, что АНТ-20 был не последним таким самолётом! После гибели «Максима Горького» планировалось построить новую улучшенную версию АНТ-20. Сделали это в 1938 году, когда был построен «АНТ-20 бис», оснащённый новыми, более мощными двигателями М-34ФРНВ. Это позволило убрать тандемную установку и сократить число двигателей с восьми до шести. Но это уже другая история!
Источники информации:
https://ru.wikipedia.org/
http://www.aif.ru/padenie_maksima_gorkogo
http://m.pikabu.ru/story/nelepyie_aviakatastrofyi

Вам также может понравиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *