Каменный железнодорожный мост через реку Скнига

Скнига — половодная река, правый приток Оки, протекающий по северному макросклону Среднерусской возвышенности на территории Тульской области и Серпуховского района Московской области. В пределах Московской области на Скниге два моста — железнодорожный (Курское направление МЖД) и автомобильный. Моста, вообще-то, три. Дело в том, что сохранился старый арочный железнодорожный мост через р.Скнигу! Приблизительно до 1994-1996гг. движение было по нему. Но затем рядом построили мост из стандартных ферм, и старый мост для движения закрыли. Вот его старая фотография на открытке:

Skniga1
Год постройки неизвестен. Я видел похожие мосты на других фотографиях царского времени, видимо, тогда он считался «типовым». Тогда становится интересно — кто автор (инженер) этого проекта? И снова это нигде не упоминается. А вот редкий снимок, когда движение по мосту ещё было открыто:

Skniga2
Каменные опоры как-то сразу привлекли моё внимание. В тот день мы возвращались из окрестностей Подмоклово через «пл.107 км», когда на другом конце поля появился он. Тогда я подумал, что это один мост. Согласитесь, так и кажется со стороны:

Skniga4
Ещё поначалу удивляешься — почему один пролёт с каменными опорами, а другой нет? Всё становится на свои места, когда видишь снимки другой его стороны:

Skniga3
Так это два моста рядом! А что-же это тогда за старый мост? — Тогда я и приступил к поискам информации. Вот только на глаза попались лишь парочка комментариев на разных сайтах. Буду надеяться, что дальнейшие поиски и помощь участников «livejournal» помогут со временем узнать больше.

Skniga7
Ему повезло больше, чем мосту через Оку — от того осталась лишь одна опора. А этот мост через р.Скнигу разбирать не стали. И есть в нём всё-таки что-то такое, что позволяет ему идеально вписываться в окружающий ландшафт! Скажу больше: кто жил здесь до того, как движение было по старому мосту закрыто, так они говорят — старый каменный мост, в отличии от нового металлического, был тихий! В очередной раз вспомнишь о том, что всё меняется наоборот — если раньше задумывались о том, чтобы людям было удобно, то теперь делают как проще! Убрали козырёк с первой платформы в Серпухове (стал негабаритный — мокните теперь люди), по старому ж/д мосту через Оку по первому ярусу могли двигаться повозки и ходить люди — теперь все езжайте в объезд 5 км! И вот этот новый пример: нынешний мост — «грохотун».

Skniga6
Снимок — весна 2015-го.

Skniga5
И напоследок — разукрашенный ретро-снимок моста, найденный мной на просторах Интернета!
Источники информации:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://visual.rzd.ru/isvp/public/visual
http://www.panoramio.com/photo/3016908

Вам также может понравиться:

4 комментария

  1. В РГИА в фонде 350 опись 29 есть дело №90 «Проект каменного трехпролетного виадука через р.Скнига на 101 в. линии» за 1869 год

      1. Здраствуйте. Доступа к документу нет. К сожалению живу не в Питере, соответственно архив сам посетить не могу. Самый практичный вариант наверное — заказать распечатку чертежа (или в электронном виде). Алгоритм заказа точно не знаю — но вроде можно написать в РГИА по электронной почте; указать №№ фонда, описи, дела, название дела. Месяца через 2-3 должны ответить, что это будет стоить и как оплатить. Цена зависит от формата, в деле по мосту через Скнигу всего 1 лист. В общем зайдите на сайт РГИА — про услуги их должно быть написано. Если железнодорожным транспортом интересуетесь можно также зайти в «Реестр описей». Допустим в том же фонде 350 в описи 29 можно почитать какие еще планы сооружений есть для Московско-Курской железной дороги. Другие описи этого фонда — соответственно про другие железные дороги.

        1. Добрый вечер! Благодарю за подробный ответ! Да, вижу на официальном сайте есть информация: «Российский государственный исторический архив предоставляет услуги физическим и юридическим лицам (гражданам и организациям) на основании письменных запросов (по почте, по e-mail или факсу).» Изучу в выходные и попробую обратится!

Добавить комментарий для Александр Л. Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *