Круиз: Москва-Мышкин-Валаам-Санкт-Петербург-Мандроги-Кижи-Горицы

Эпиграф: Слушайте люди добрые, молодые и седобородые…
Четыре года нам не удавалось вырваться в отпуск и, наконец, пазлы сложились в нашу пользу. В Москве выдалось необычайно жаркое лето. Захотелось прохлады, и мы вопреки основной массе граждан, отправившихся на юг, решили двинуть на север. Взяли речной круиз Москва-Санкт-Петербург-Москва. Программа круиза состояла из посещения множества интересных мест: Мышкин-Кирилло-Белозёрский мужской монастырь-Княжий двор «Сугорье»-Валаам-Санкт-Петербург-Мандроги-Кижи-Горицы.

Мышкин
Первым городом на нашем пути был славный, уютный, веселый Мышкин. Город купцов. Город рыболовов. Город с единственным в России музеем мыши. На улицах всюду мышки, крысы и коты. На самом деле в Мышкине много достопримечательностей и музеев: музей истории города, музей валенок, частный музей кукольной миниатюры, мельница, ресторан «Мышеловка», страусиная ферма.

Kruiz_Moskva-Sankt-Peterburg23
Жители города называют себя мышкарями и мышкарками. Везде царит спокойствие и какой-то домашний уют. Вот старенькая бабулька в белом чистеньком платочке не спеша, едет на велосипеде, вот по улице степенно движется к Волге мужичок с куканом для рыбы. Молодая мамочка несёт на руках малышку в чепчике к речке, там их ждёт папа. Он заводит катер. Скоро они поедут на морскую прогулку. С берега отчетливо слышны голоса ребятишек, плещущихся в тёплой воде. Размеренная жизнь маленького провинциального городка завораживает, манит, расслабляет.
Стоянка была большой, помимо посещения музеев нам удалось искупаться в Волге и посетить страусиную ферму. Она расположена в десяти минутах езды от Мышкина.

Kruiz_Moskva-Sankt-Peterburg24
На ранчо помимо страусов нанду, есть карликовые лошадки, козы, коровы, утки, индюки, козы и великолепный козел, карликовые овцы. Там же можно купить козье молоко, что мы и сделали. Со страусами у меня сложились сложные отношения. Один из них попытался сорвать с меня бусы (видимо это была дама), и ущипнул клювом за рукав кофты, а вторая страусиха, которую я попыталась погладить по шее, схватила мою руку клювом, чем привела в ужас остальных туристов. На самом деле они клюются не больно. А полезла её гладить, потому что гид сказал, что она любит ласку, но опять же, видимо, мужскую, а не женскую или надо было расплачиваться бусами. Пока я воевала со страусами, муж нашел козла, и принялся, прикармливать его свежей травкой. Они прекрасно нашли общий язык. Пока фотографировала козлов, одна из страусих на глазах у изумленной публики снесла яйцо. Отбирают у них яйца так, поскольку страус ударом ноги легко посылает в нокаут, работники фермы берут длинный шест с погремушкой, поднимают его выше головы страуса, те пускаются наутек, они боятся тех, кто выше их, и забирают яйцо из которого, между прочим, выходит яичница на 24 человека. Потом покормили морковкой карликовых лошадок и отправились на теплоход. Время бежало быстро и незаметно.
После Мышкина мы вышли на Волгу, проплыли по ней чуть назад, резко свернули на северо-запад и через некоторое время вышли в Рыбинское водохранилище. Красота неописуемая. Вечерело. Жаркое желто-оранжевое солнце начало садиться на воду, по ней побежали золотые переливающиеся дорожки. Это было незабываемо. Нам предстоял долгий путь. Вода-вода кругом вода. Из Рыбинского водохранилища вошли в Шекснинское водохранилище Вологодской области. Сызнянский разлив. Один из туристов курильщиков зашел в общий туалет, бросил непотушенную сигарету, урна загорелась, пришлось тушить начинающийся пожар. Судно сгорает полностью всего за 25 минут, учитывая, что мы в этот момент были посередине огромного водохранилища, и спасаться вплавь было бы нереально, весь теплоход напрягся. Припомнили «Булгарию» и «Александра Суворова». На теплоходе отведено всего одно место для курения на корме, турист нарушил правила, и нам чуть было не запретили курение. Только благодаря тому, что курильщики дружно взвыли, первой фразой моего мужа после происшествия была «Больше на теплоходах не плаваем», капитан, который сам курит, сжалился над нами, но словесное ата-та выписал.

Кирилло-Белозерский мужской монастырь
Утром мы прибыли в Кузино. Нам предстояла прогулка в Кирилло-Белозерский мужской монастырь. Место древнее и очень интересное. Монастырь стоит на берегу красивого большого озера.

Kruiz_Moskva-Sankt-Peterburg11

Чтобы пройти всю территорию, нужно пройти несколько километров, побывать в десятках палат, пройти по переходам и лестницам и с многоярусной высоты увидеть неописуемую по красоте панораму окрестностей. Богатая коллекция археологии насчитывает около семи тысяч единиц хранения. В экспозиции «Древности Белозерья», история края раскрывается по материалам археологических раскопок на которой представлено более четырех тысяч археологических памятников от мезолита до позднего средневековья. Монастырь основан в 1397 году. За несколько лет до этого события там обосновался монах Кирилл, в последствии возведенный в ранг святых. Он жил на берегу Сиверского озера в земляной норе и совершал чудеса. Молва о его деяниях разнеслась далеко за пределы Белозерья. Люди шли к нему за помощью со всех концов.
Посетил его и царь Василий третий – отец Ивана Грозного. А история была такова. Двадцать лет у царя не было детей. Женившись, будучи уже в годах на молодой Елене Глинской, царь рассчитывал на наследника и, узнав о монахе Кирилле, обосновавшемся в этих местах, поехал к нему с молодой женой молить о сыне. После поездки произошло чудо. У царя родился сын и тогда он решил отблагодарить монаха — выделил средства на строительство монастыря. Судьба монастыря в разные годы была как счастливой, так и несчастной. Четыре раза посещал монастырь Иван Грозный. Первый раз со своей любимой женой Анастасией, но случилось несчастье. Анастасия приехала с мужем вместе со своим первенцем Димитрием и нянька сходя на берег уронила младенца в воду. Он утонул. Понятно, что стало с нянькой…После Иван Грозный посещал этот монастырь с другими женами, коих официально у него было семь. Монахи часто показывали царю мироточащие иконы. Царь же говаривал: «Если завтра иконы будут плакать – заплачут зады у монахов». Он прекрасно понимал уловки братии. Получил царь и урок, который запомнил на всю жизнь. В один из приездов он опоздал к трапезе, а монахи ели всего два раза в сутки, а бывало и один, его кормить отказались. Возмущенный царь схватил старшего монаха со словами:
— Ты знаешь, кто перед тобой стоит? Не боишься?
Монах спокойно ответил:
— Прекрасно знаю, кто передо мной и ужасно боюсь…но Господа боюсь больше.
Иван Грозный отпустил монаха и даже стал ставить его в пример другим.

Kruiz_Moskva-Sankt-Peterburg10
После революции в 1918 году новые власти расстреляли настоятеля монастыря и сослали всех монахов, долгие годы он стоял пустым. Сейчас в монастыре живут всего пять монахов, он принадлежит Вологодской епархии. На его территории в двенадцать гектаров находится одиннадцать церквей XV-XVII веков. Кирилло-Белозерский мужской монастырь место намоленное, древнее и очень красивое. Сразу же после посещения монастыря отправились на следующую экскурсию.
Успели мы, и посидеть на берегу Сиверского озера, где в камышах обнаружили семью уток мамашу с тремя подростками-утятами. Они дружно кормились. Детки кушали, а мама строго бдела по сторонам. Наше присутствие она вытерпела лишь пару минут, после раскрякалась и увела детей за собой в другое место.

Княжий двор «Сугорье»
Княжий двор «Сугорье» рассказывает о древней Белозерской истории и расположен прямо на берегу. Отстроенные княжеские деревянные палаты времен одиннадцатого века. Благодаря усилиям местных умельцев деревня полностью восстанавливает облик тех времен. Забор-частокол, высокие княжеские палаты, старинная весельная ладья, памятный камень и многое другое. Существует эта воссозданная красота всего несколько лет. По сути это реконструированная по археологическим раскопкам усадьба князя.

Kruiz_Moskva-Sankt-Peterburg26

Небольшая экскурсия длится приблизительно сорок минут и захватывает своим действием всех экскурсантов. Туристов приглашают подняться в княжеские палаты, рассаживают на деревянные лавки за большой стол, так как это делал князь со своей дружиной. Гридница полностью восстановлена по историческим экспонатам. Под потолком висят две огромные люстры в форме колеса «хорос». Они символизируют солнце. В углу палаты красный угол. Красный означает красивый. Стены палаты увешаны мечами, кольчугами, шлемами, копьями, щитами. Что такое стол? Стол божья ладонь. В старину люди почитали и преклонялись перед этим предметом. Никогда нельзя было стучать по столу кулаком. Ударить – обидеть божью длань. На столах стоит очень красивая посуда в форме уток, большие чаши на высоких ножках.
Экскурсию ведет владелец «Сугорья», он же экскурсовод, он же боец на мечах, облаченный в костюм дружинника, приближенного к князю. Он рассказывает о тех далёких временах, о народах, живших на этих территориях, а жили там финно-угорские племена и пришедшие на их землю русичи. Из туристов выбирают князя и начинают его облачать в царскую одежду, которая хранится в большом деревянном кованом сундуке.

Kruiz_Moskva-Sankt-Peterburg28

Кресло князя всегда ставили у восточной стены, именно там восходит солнце. Князь красное солнышко. Почему у князей и монахов на Руси была длинная одежда? А потому что чем выше было положение в обществе, тем длиннее была одежда у мужчины. Пояс князя шили золотыми нитками и передавали по наследству. На рукава княжеской рубахи надевали обручья (браслеты) они по языческим понятиям защищали от внешнего зла. Затем князю через голову продевали гривну – это не украинские деньги, это золотой обруч «злата гривна». Завершал наряд князя корзно – княжеский плащ, который обычно был красного цвета. Плащ закреплялся на правом плече запоной, кстати, отсюда и пошло название «запонки». Позади кресла князя всегда висела шкура убитого медведя. Это был символ благородства и мудрости. Нарядив князя из наших туристов, посадили его в кресло, дали в руки меч (обязательно в ножнах, иначе это был бы призыв к войне) и начали облачать для него княгиню. Парадный костюм княгини весил около двадцати килограмм. Княгини часто носили, как и князь, бархатные багряные рубахи в подол, т.е. до земли. На грудь им возлагались бармы – круглые украшения и символы власти. Они напоминают крупные бусы, только выполнены из тонкой стали. Замужняя женщина всегда носила две косы. С распущенными волосами или одной косой можно было ходить только молодым девушкам, а девушек в те времена выдавали замуж в двенадцать лет. Затем на княгиню, точнее на её чело возлагали серебряные или золотые колты – подвески. На голову князю и княгине надевали шапки, отороченные собольим мехом, именно собольим и никаким другим. Потом мы наряжали молодого дружинника опять же из туристов. Дружинников называли гриднями. Кольчуга гридня весила двенадцать килограмм и состояла из шестисот метров стальной проволоки. На его голову водружали шолом – шлем, который изготавливался индивидуально для каждой головы. Весил он шесть килограмм. Приходил мастер, снимал мерки из кожаных лоскутов с головы гридня и через несколько дней шлем был готов, стоил он очень дорого. Меч весил около килограмма и не более того, иначе он был бы слишком тяжелым для боя. Так же у каждого дружинника был свой индивидуальный щит в форме капли. Каждый щит расписывался вручную и имел разные изображения. Полностью вооружение весло также двадцать килограмм, как и наряд княгини. Потом мы обрядили младую деву и выбрали чашника. Чашник — человек разливающий вино по чашам и пускающий чашу посолонь, т.е. по кругу. Чашник за вино отвечал головой и всегда пробовал его первым. Кстати мылись в древней Руси в печке. Печь топили по-черному – это, когда весь дым и пар идёт внутрь избы.

Kruiz_Moskva-Sankt-Peterburg27
После того, как мы всех обрядили, была разыграна небольшая сценка. С участием туристов и актеров. Мы посмотрели небольшой фрагмент боя на мечах. Время пролетело птицей и вот мы уже снова на борту теплохода «Очарованный странник». Нам предстоит длинный путь сначала по Белому озеру, потом по Балтийскому каналу, потом по Онежскому озеру на пути к Валааму. Целые сутки мы находились на воде. С погодой сказочно везло. Мы не попали в шторм всю дорогу светило яркое жаркое солнышко.
Валаам
Валаа́м – название происходит от карельского Valamoi и финского Valamo «высокая, горная земля» — остров в северной части Ладожского озера, самый большой в составе Валаамского архипелага. На острове расположен посёлок Валаам и Валаамский ставропигиальный мужской монастырь, являющийся памятником русского зодчества. Длина острова 9,6 км, ширина — 7,8 км. Расстояние до берега – 22 км.
Именно этот остров был основной целью нашего путешествия!

Kruiz_Moskva-Sankt-Peterburg4

Чем-то он манил. То ли названием своим с финно-угорскими корнями, то ли тайной окутавшей этот северный край. Почему его выбрали монахи для своей обители, почему не простые жители, коих на острове проживает всего около сотни человек. Что такое скиты? Какие они? Мы с удивлением узнали, что на остров не завозят никаких продуктов. Монашеская братия полностью себя обеспечивает своими силами. Основным рационом питания является рыба, есть своя хлебопекарня, живность, молочная продукция. Монахи выращивают более пятидесяти сортов яблонь. Разводят форель.
Водится там и исчезающий вид нерпы, увидеть её своими глазами практически невозможно, но один из наших туристов, предусмотрительно обзавёлся биноклем и все же увидел это чудо, приняв поначалу нерпу за камень. Лишь, когда она зашевелилась, он понял, что это та самая нерпа. На острове нет хищников, лишь изредка зимой сюда забредают по льду Ладожского озера лоси, их отстреливают. Всех. До двенадцати особей за зиму. Связано это с тем, что они объедают деревья редких пород. Очень много птиц. Валаам пристанище многих видов, в том числе и орлана белохвоста.

Kruiz_Moskva-Sankt-Peterburg3
Краем Ладожского озера мы подбирались к Валааму. Нам очень повезло с погодой и полным штилем, не всегда теплоходам удаётся безболезненно подобраться к этому острову. С воды он выглядит огромным зеленым массивом посередине необъятного количества воды. Суда причаливают на острове в Монастырской бухте, всего метрах в 200 от Спасо-Преображенского монастыря. На входе в бухту стоит деревянный крест, а шатёр монастырской колокольни при желании можно разглядеть и за 30 километров от острова. На море это смотрелось бы естественно, но мы все же были на озере.

Kruiz_Moskva-Sankt-Peterburg5
Подойдя ближе, зашли в бухту, и тут нашим глазам открылась красота, которую трудно описать словами. Высокие каменистые берега, огромные валуны и деревья, цепляющиеся за камни, слой почвы на Валааме всего пятнадцать сантиметров, диковинные деревья и необыкновенный воздух. Мы не могли им надышаться. На Валааме все очень строго в отношении религиозных правил. Юбки и косынки у женщин обязательны. С этим у меня возникли трудности, т.к. юбок в моем гардеробе нет в принципе. Пришлось одолжить у одной из туристок палантин и обмотаться им вокруг пояса, что вызвало в итоге смех у монашеской братии. Разрешили ходить по острову, в чем есть, т.к. таких туристок много, и они привыкли к мирянам в брюках и бриджах. Юбку выдают сами монахи при входе в монастырь. Помимо большого монастыря монахи живут также и в скитах, находящихся как на самом Валааме, так и на соседних небольших островах.
В скитах уставы разные: куда-то вход свободный, как, например, в Воскресенский, находящийся рядом с туристической Никоновской бухтой. В другие скиты внутрь не пускают. Их мы осмотрели только с внешней стороны. Жаль. Но все равно вывод о жизни монахов сделать можно. Внутри скита стоят аккуратные деревянные домики, теплицы (успешно выращивают помидоры и огурцы), разбиты клумбы с цветами. Поразили деревянные ворота, запирающие скит. Все они с вырезанными из дерева крестами. Есть скиты, в которые вход разрешён только мужчинам, есть такие, где разрешён только мужчинам и один раз в году, а есть и вовсе закрытые для посещения. Один из таких — Гефсиманский скит. Рядом со входом на территорию висят таблички о том, что вход посторонним воспрещён, просьба не беспокоить братию. Настоящих подвижников на Валааме тоже было немало. Чаще всего они уходили из монастыря либо в глухую часть острова, либо уплывали на какой-либо из соседних островов. Некоторые брали на себя многолетние обеты молчания, другие — строго постились в течение десятков лет. На скалах до сих пор можно найти выдолбленные давным-давно кресты, слова молитв и какие-то даты. Сейчас на острове постоянно проживает сто семьдесят монахов. На острове огромное количество северных растений занесенных в Красную книгу. Необычайные лишайники и диковинные деревья, растущие только в этой полосе.

Kruiz_Moskva-Sankt-Peterburg6
На Валааме огромное количество монастырей. Многие из них в труднодоступных местах, ибо остров сплошные заросшие таежной зеленью холмы. Монастырская и Никоновская бухты — средоточие всей «не церковной» жизни острова. Здесь находятся кафе, палатки с сувенирами и другой продукцией. Производств на острове нет, поэтому практически всё, что продаётся на Валааме, — привозное. Разговорилась с одной женщиной, работающей в кафе на причале. Спросила, живёт ли она здесь или приезжая? Женщина поведала историю: «Когда два года назад я попала на Валаам, заболела островом. Он произвел на меня магическое действо. Стала я думать, как бы мне пожить здесь? Живу в Питере. А этой зимой приятельница зашла в гости и говорит: «Не хочешь летом поработать на Валааме?» — Надо же думаю, мечты сбываются. Согласилась.»
— И как? – в нетерпении спросила.
— Ужасно, — неожиданно ответила она, — Валаам хорошо смотреть со стороны. Больницы нет. Случись чего, ложись помирай. Пока доедут умрешь. Мяса нет. Магазинов тоже мало, а в тех что есть покупать нечего. Мяса практически никто не ест. Питаются рыбой. Я на неё уже смотреть не могу. Идти некуда. Кругом скалы да камни. Полюбовался денек и достаточно. Семья моя взвыла — домой требуют. В тоже время питание у меня бесплатное, жилье тоже, деньги выдают чистыми и на руки. Заработаю я хорошо.»
Пока мы разговаривали с ней к прилавку подошёл молодой монах в длинной черной рясе с прозрачным пакетом набитым мелочью.
— Матушка, — обратился к продавщице, — мне четыре больших мороженых, сахару, леденцов, хлеба побольше. Еще чего-то заказал, я отошла, чтобы не мешать.
— Четыреста тридцать рублей, — сказала продавщица.
Монах высыпал горку мелочи на прилавок.
— Ну вот, — подмигнула мне глазом продавщица, — теперь до утра считать буду и так каждый день.
Монах тем временем сложил на животе руки и скромно отошел в сторонку, лишь кивнув:
— Если не хватит, у меня ещё мешочек есть.
Мы допили свой кофе, и пошли к пристани, где стоял наш теплоход.
Сейчас на острове есть гостиницы для туристов, которые принимают посетителей в летнее время года. Так что на Валааме пожить можно. Посетить этот остров, хотя бы один раз стоит. Северная красота поразит ваше сердце на всю оставшуюся жизнь.

Ночной Петербург
В Санкт-Петербурге мы стояли два дня, экскурсионная программа была очень насыщенной, такой насыщенной, что нам даже не удалось поспать. Двое суток мы чудом продержались на ногах. Про стандартные экскурсии: обзорная, Петергоф, Павловск рассказывать не буду. Расскажу о ночном Питере.

Kruiz_Moskva-Sankt-Peterburg25

Экскурсия начиналась в двенадцать ночи и основной её целью были разводные мосты, но поскольку их начинают разводить только в половине второго ночи мы поехали кататься по городу. Посетили знаменитого Чижика-Пыжика — побросали монетки в воду, посмотрели на котов Василия и Василису, навестили Поцелуев мост, Маринку, памятник Екатерине. Посмотрели на удивительные витрины Елисеевского магазина с движущимися куклами на Невском проспекте. Пока ездили в автобусе многое узнали. К примеру, что памятник Петру I в Петропавловской крепости работы Шемякина более всех остальных соответствует действительности и тому, как на самом деле выглядел Пётр Алексеевич. А у него была маленькая голова, узкие плечи и всего тридцать девятый размер ноги при росте два метра четыре сантиметра. Что он всю жизнь с детства болел серьезным нервным заболеванием, никто не берется судить каким именно, после того, как с матерью бежал из Москвы от сестрицы Софьи, по сути, спасая свою жизнь. Что его подданный Ганнибал никакого отношения к африканскому полководцу не имеет. Петру Первому была подарена экзотическая игрушка, тогда это было принято, безродный черный мальчик-раб. Петр к нему очень привязался, мальчишка был умён и сообразителен, самолично крестил его дав имя Абраам Петрович Петров. Когда мальчик вырос, поменял фамилию на Ганнибал. Пётр отправлял его учиться за границу, и впоследствии он стал очень хорошим инженером-строителем. Мы узнали, что Алексашка Меньшиков был сыном конюха, изначально служил у Петра денщиком, потом стал его другом и вырос до заоблачных высот. Петр и его посылал на несколько лет учиться за границу. И совсем печальную историю мы прослушали про сына Петра Алексеевича проезжая мимо дворца Павла I. На престол Павел пришел уже немолодым человеком в сорок шесть лет и имея десять детей. Царствовал недолго, умер страшно.
«Коротко будет царствование твоё, и вижу я — грешный, лютый конец твой. На Сафрония Иерусалимского от неверных слуг мученическую кончину примешь, в опочивальне своей удушен будешь злодеями, коих греешь ты на царственной груди своей. В страстную субботу погребут тебя… Они же, злодеи сии, стремясь оправдать свой великий грех цареубийства, возгласят тебя безумным, будут поносить добрую память твою. Но народ русский правдивой душой своей поймёт и оценит тебя, и к гробнице твоей понесёт скорби свои, прося заступничества и умягчения сердец судей неправедных и жестоких».
Предсказание инока Александро-Невской лавры Авеля, прозванного «Вещим», сделанное им лично императору Павлу Петровичу. Император Павел был человеком очень трагической судьбы, читаемой павшим жертвой горстки недовольных дворян и придворных, которые были бесконечно ниже его и умом и характером, но ославили свою жертву на века. При жизни Императора огромное число окружавших его людей, в том числе родных и близких, не хотели понимать ни его самого, ни причины его поведения, ни основания для принимаемых им решений. Что же касается посмертной репутации Павла I, то она и вовсе до недавнего времени была самой ужасной после Ивана Грозного. Возможно потому, что истинная история скрывалась, и многим легче было объяснить казавшиеся им нелогичными поступки человека, назвав его «идиотом» и «злодеем», нежели разобраться в мотивах оных, не говоря уж о том, чтобы хоть немного примерить на себя «царский кафтан» и узнать, насколько «тяжела ты, шапка Мономаха».
Возникает вопрос: почему этот сильный духом и крепкий умом человек безропотно отдал свою жизнь на откуп судьбе? Ведь он хорошо знал о заговоре и «дне цареубийства»… и не только по предсказанию инока Авеля! Многие люди, служивые и гражданские, знали об этом дне — слухи во всю гуляли по городу. Да и всё происходившее в Михайловском замке накануне той злополучной ночи Павел видел, но ничего не предпринял. Только сказал после ужина: «Чему быть, тому не миновать» . И ушёл, ни с кем не простившись…Предательство старшего сына, нелюбовь матери Екатерины, считавшей его своим соперником.
Да, он верил в приметы, предчувствия, сновидения, он воспринимал их как знаки судьбы и предупреждения, ниспосылаемые свыше, но… он не был «безумцем», как это пытаются нам навязать его клеветники!
Ещё один укоренившийся лживый стереотип, что Павел не был сыном не только Петра, но даже и Екатерины, а был подброшен (повод для сплетен дало то, что императрица, имевшая множество фаворитов, не отличалась благонравием). По мнению ряда историков, эта кощунственная ложь была распространена самой Екатериной, причём сознательно, чтобы утвердить свои более чем сомнительные права на Русский престол. Главным орудием Екатерины II всегда была ложь. Екатерина видела в Павле не сына, а соперника своей власти и мстителя за отца, Павел же опасался его участи. Дворцовый переворот матери (28 июня 1762 года) в сговоре с ублажавшей её дворянской знатью, а затем и гибель отца, произвели на семилетнего мальчика неизгладимое действие, породив в нём привычку подозрительности, непроходящий страх, терзавший не только его малолетнюю душу, но и живший в нём до конца его дней.
Отчуждение сына и матери началось с самого его рождения, когда бабушка Елизавета самовластно отобрала ребёнка у его родителей, лишив маленького Павла материнской любви. Что интересно, впоследствии Екатерина, мать Павла, поступила точно также с первенцем сына — внуком Александром, отняв его у Павла Петровича и Марии Фёдоровны. Намерения же Екатерины — вступить в брак со своим фаворитом Григорием Орловым, могли и вовсе закрыть для Павла путь к престолу, так как этот брак давал ей возможность объявить наследником их сына — Алексея Бобринского. И только мужество воспитателя Павла, графа Н.И.Панина, лично выступившего в Сенате, спасло Российский престол от «разгульных дворян Орловых». Позднее Екатерина, ненавидевшая сына, заговорила о лишении Павла престола в пользу любимого внука Александра. Что и произошло. И посыпались несчастья на род Романовых. Внук Павла I погиб от разорвавшейся бомбы на месте где сейчас стоит Исаакиевский собор.
Вот такие страсти творились в царской семье. А мы остановились у Михайловского дворца, где его убили и долго-долго смотрели на него, при свете фонарей он выглядел красивым и мистическим. В темноте такие истории слушаются с гораздо большим интересом. Ну а потом мы отправились смотреть разводные мосты.

Кронштадт
Посмотреть Кронштадт была давняя мечта. Из моих старших родственников никому этого сделать не удавалось. Долгие годы город моряков был закрытым для всех, кроме специалистов военно-морского флота.

Kruiz_Moskva-Sankt-Peterburg12

Сейчас город открыт. Долгое время попасть в него можно было только по воде, сейчас вырыт длинный туннель длиной более километра, по которому можно доехать до него наземным транспортом. Кронштадт расположен на острове. Его длина 15 км, ширина всего 2 км. Основан Петром I в 1704 году. Само слово «Кронштадт» связано со словом «корона», «крона». Название же острова, на котором расположен этот город Котлинд. Исторически город моряков. В нем проживает сорок две тысячи жителей. Кронштадт имеет своих знаменитых выпускников морского кадетского корпуса. Здесь учились:
композитор Римский-Корсаков, составитель словаря Даль, художник Верещагин, академик П.Л.Капица. В Кронштадте есть морской завод. Есть дворец Меньшикова, он немало времени провел здесь. Очень много интересных мест, но мы успели посмотреть только малую толику.

Кронштадтский овраг и Петровские доки
Кронштадтский овраг искусственного происхождения, выкопан при Петре для освобождения Петровского дока от воды. В 1901 году этот овраг был превращён в цветущий сад, засажен деревьями, и через него перекинут лёгкий висячий мостик, с которого раскрывается один из красивейших видов Кронштадта. В дни Февральской революции в этом овраге был произведён беспощадный суд над злейшими сторонниками былого режима.

Kruiz_Moskva-Sankt-Peterburg15
Петровский парк
За время революции получил название Парка Свободы. Ещё в 1752 году на его месте было значительное болото и вызывались желающие «в Кронштадте против его императорского величества дворца, между параллель линиями и берегом от дворцовой пристани, перенести из Красной улицы и из бассейна от бугров глины значительное количество кубических сажен». Ко времени Николая I это место было превращено в плацпарадную площадь, по торжественным дням здесь устраивались парады, смотры, а в будни довольно часто производилось и наказание шпицрутенами. Шпицрутен — слово немецкое, но вполне акклиматизированное у нас в России, — назывался прут, толщиною такою, что в дуло ружья можно было опустить только три шпицрутена. Прутья брались из берёзы, черёмухи, мочились в уксусе, солёной воде, кипятились, приобретали крепость, жёсткость, упругость. Такими шпицрутенами снабжались солдаты и выстраивались в две шеренги, образовывая так называемую Зелёную улицу. Преступника, присуждённого к наказанию шпицрутенами, раздевали по пояс и привязывали руками к дулам двух ружей; за эти ружья два солдата вели преступника через так называемую Зелёную улицу.
С левой стороны шло начальство, с правой — врач. Когда наказываемый проходил мимо стоявшего в шеренге солдата, последний должен был ударить наказываемого шпицрутеном по спине изо всей силы. Начальство шло для наблюдения, чтобы солдаты били как следует, и не делали поблажки. А доктор шёл с другой стороны вот для чего, — на двухсотом, трёхсотом ударе спина, наказываемого обращалась в сплошной кровоподтек, наказываемый лишался чувств, тогда доктор говорил: «довольно». Наказание прерывалось; наказываемого отвозили в госпиталь, там залечивали его спину и снова отводили на плац-парад дополучить недоданное число шпицрутенов. А так как присуждали к нескольким тысячам ударов, то бывали случаи, что наказываемый бывал 5-7 раз на наказании. Но обыкновенно на 500 ударе человека забивали насмерть. Наши самодержцы, начиная с Елизаветы Петровны, кичились, что в России нет смертной казни, и с лёгким сердцем подписывали приговоры к 5, 7 и даже 10 тысячам ударам шпицрутенами. В этом отношении особенно отличался Николай I. В праздники плац-парад, в будни шпицрутены, а на масленицу на этой площади устраивались для простонародья горы, на которых изредка каталась и благородная публика.
В 1861 году Н. И . Валуев разбил Петровский парк. Парк был разбит по смешанной голландско-французской системе разбития парков. В 1882 году стали устраивать вокруг парка существующую поныне решётку. В 1905 году устроили фундамент из цоколя и бетона для «Полуденной пушки» — т. е. той пушки, из которой делают холостой выстрел в 2 часа дня. В 1872 году выстроили вновь помещение для ресторана на берегу гавани — этот ресторан был известен среди кронштадтцев под именем «Бекеши».

Памятник Петру Великому
Посреди Главной аллеи Петровского парка, лицом к гаваням, возвышается памятник Петру I. открытый 27 мая 1841 года. Памятник этот работы малоизвестного у нас скульптора Жако, очень любопытен; Пётр изображён после Полтавской победы. После постановки этого памятника площадь, а потом и парк получили название Петровского.

Kruiz_Moskva-Sankt-Peterburg16
Кронштадтцы любят шутить. Уверена только в Кронштадте существует памятник композитору Мусоргскому из мусора. Ну а у нас помимо экскурсии по городу были и курьезные случаи. В нашу группу затесалась одна странная старушка. Высокая, худощавая, с крупным с горбинкой носом и полу прикрытыми глазами, которые при возникающем к чему-либо интересе неожиданно загорались дьявольским огнем. Активная, бдящая за всем и вся она неутомимо слонялась между всеми и постоянно опаздывала на автобус. Только нас высадят минут на десять посмотреть какой-нибудь памятник старушка шасть к деревьям, прильнет к ним, обнимет двумя руками и читает вслух молитвы. Все уже в автобусе, её нет и так каждый раз. Наконец мужчины не выдержали, один из них предложил надеть на старушку ошейник и длинный поводок, а также выделить ей смотрящего, мы рисковали опоздать на теплоход. Добила она и моего мужа. Муж много курит и она, ничего лучше не придумала, как обвинить его в торговле наркотиками, попытавшись разъяснить всем присутствующим, что сигаретки нужно проверить и от наркомана на теплоходе нужно избавляться. После такого заявления мы уже попросту боялись выпускать её из автобуса, а я намекнула мужу, что он может быть случайно выброшен за борт темной ночкой, ибо старушка ночами не спала, а продолжала ловить чертей.

Мандроги
Небольшая искусственно созданная деревня на берегу реки Свирь. Речка протекает между двумя озерами Ладожским и Онежским. Исторически эта деревня существовала много столетий, но в годы Великой Отечественной войны в 1941 году в неё высадился финский десант и её полностью сожгли. Десятилетиями никто не хотел селиться в этом месте и только в 1996 году один предприниматель присмотрел это местечко и задумал построить деревню – туристический комплекс, который в наши дни обслуживает круизные речные теплоходы.

Kruiz_Moskva-Sankt-Peterburg19
Историческая справка: в XIX — начале XX века, деревня административно относилась к Подпорожской волости 1-го стана Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии. По административным данным 1933 года деревня называлась Верхне-Мандроги и входила в состав Мандрогского сельсовета Лодейнопольского района. Деревне вновь присвоено название 21 декабря 1999 года. В августе 2001 и 2004 года деревню посетил президент Российской Федерации В.В.Путин. На данный момент в деревне: число дворов — 18, число жителей: 49 живут постоянно Часовня православная.(1873 год).

Kruiz_Moskva-Sankt-Peterburg18
Чтобы воссоздать исторически правильный облик деревни дома для неё привозили из Архангельской области. Их разбирали по бревнышку, перевозили и заново собирали. В деревне есть несколько разных по конфигурации домов, некоторым из них двести лет. Теперь там отдыхают туристы и работают народные умельцы. В деревне есть своя кузница, там работает настоящий кузнец, гончарная мастерская, ткацкое производство, плотницкая и многое другое. Мастера всех направлений проводят мастер классы. Нам предстояла зеленая стоянка, пикник и экскурсия по деревне. Нас накормили и показали великолепный концерт. Я для себя открыла чудесное трио «Московское время» состоящее из двух музыкантов аккордеониста, балалаечника и певицы. Что они вытворяют на двух инструментах надо видеть собственными глазами. Осталась под большим впечатлением. «Московское время» – это несколько коллективов в одном. Они могут провести выкуп невесты, встречу гостей в народном стиле с интерактивом, а после певица и диджей-балалаечник устроят отличную дискотеку с русскими и зарубежными хитами. Репертуар самый разнообразнейший: русская народная музыка, украинская народная музыка, русские и цыганские романсы, классическая музыка, эстрада, зарубежные хиты. Состав группы: Денис Баранов – балалайка, Людмила Негреева – певица, Андрей Замковой – аккордеон.
Самым интересным было путешествие в Лукоморье — поляну сказок, где живут вырезанные из дерева и раскрашенные персонажи пушкинского «Лукоморья».

Kruiz_Moskva-Sankt-Peterburg20
Там чудеса, там леший бродит, русалка на пеньке сидит.. На маленьком пароме мы переправились на один из небольших островов, где расположен прямо в лесу детский сказочный городок. Среди берез и сосен установлены замечательные скульптуры русских зверей, они словно выглядывают из чащи волк, медведь, кабан. Между кустами расположены высеченные из дерева сказочные персонажи в человеческий рост:

Kruiz_Moskva-Sankt-Peterburg21
Баба Яга костяная нога, дядька Черномор и тридцать три богатыря, русалки, леший и многие другие. За сказочными персонажами расположен маленький мини-зоопарк для детей, в котором содержатся дикие зверушки, попавшие в беду ежик, заяц русак, сокол без одного крыла, лосиха с лосенком, енот, енотовидная собака, две лисы, норка и другие. Всех их либо отдали сюда, либо принесли местные жители. Все зверушки пожизненно остаются в Лукоморье тире Мандроги. Напоследок мы посетили музей водки.

Кижи
В Кижах мы были в семь утра. Совершенно убийственное время для людей, находящихся на отдыхе. Встать пришлось в пять утра, завтракать в шесть, но оно того стоило. Над островом ещё клубились остатки утреннего тумана, а в траве сверкали бриллиантовой россыпью паутинки. Зрелище завораживающее и волшебное. Ни одна паутинка не была похожей на другую. Так и представила работающих всю ночь над вологодскими кружевами паучков. Все дорожки, ведущие к памятникам деревянного зодчества, были посыпаны гравием. Мы удивились. Оказалось, это не случайность. На острове исторически огромное количество гадюк и ходить по траве довольно опасно. Змеи глухие, но хорошо чувствуют вибрацию, шуршание гравия под ногами отпугивает их. Итак, Кижи.

Kruiz_Moskva-Sankt-Peterburg9
Остров Кижи расположен в северной части Онежского озера Его протяженность пять километров, ширина один километр. Название «Кижи», по одной версии, происходит от вепсского слова kiz (kidz) — «мох (растущий на дне водоёмов)», по другой версии, название восходит к вепсскому слову kiši — «игрище, место для игр, праздников». Широко распространено название с ударением на второй слог, однако в Заонежье традиционно используется ударение на первый слог. Архитектурный ансамбль Кижского погоста включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кижи воспринимаются жителями Карелии как «Настоящее восьмое чудо света» Архитектурный ансамбль Кижского погоста является поистине уникальным художественным достижением. Это достигается не только сочетанием двух многоглавых церквей и колокольни в единой ограде, но и тем, что необычно спроектированные, идеально пропорциональные деревянные постройки находятся в совершенной гармонии с окружающим ландшафтом.

Kruiz_Moskva-Sankt-Peterburg8
Из пяти сохранившихся погостов на крайнем северо-западе бывшей советской территории, Кижский погост является выдающимся примером архитектурного ансамбля типичного для малонаселённых районов средневековых и постсредневековых православных поселений, где проповедникам приходилось справляться с проблемой широко разбросанных христианских общин и суровым климатом.
Доступный по суше или воде погост объединял религиозные здания, которые временами могли использоваться для других целей; например, нартекс или неф использовался как трапезная или зал собраний. Другой аналогичной постройкой, вдохновлённой теми же принципами является скандинавская бочарная церковь (stavkirke). Русские плотники, чья слава восходит к средневековому Новгороду, здесь достигли апогея в плотницком искусстве.

Церковь Преображения Господня
Церковь Преображения Господня (1714 год) — самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля. 6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви: ««Обложися сей олтарь Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа Боголепного Преображения Господня по плоти от Рождества Христова АΨДI года июня 6 дня…» гласила надпись на кресте, который находился в алтаре церкви, (Метрика по получению верных сведений о древне-православных храмах Божиих…Олонецкой губернии, 23 марта 1887 года).
Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Сруб церкви рублен в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. Когда говорят, что церковь построена без гвоздей, ошибаются. На самом деле, гвозди есть, только не в самом здании, а в куполах. По своему типу храм — «летний» не отапливаемый, зимой в нём службу не проводят.
Иконостас — четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: вторая половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко второй половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.
Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870 год). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по берёсте. Лемех главок и «бочек» — осиновый.

Церковь Покрова Богородицы
Этот храм — «зимний» (то есть отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи. Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже — в 1764 году. Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви? — Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом. Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утончёнными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья — церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая её композиционно, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом. Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» — один из немногих декоративных элементов этого храма. Однако, и повал, и фронтонный пояс — не только декоративные детали, это ещё и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. За каждым же зубчиком фронтонного пояса — желобок, куда собирается дождевая вода, нижние зубчики оснащены водомётами, по которым вода отбрасывается от срубов церкви.
Небольшие размеры и простота внутренних помещений — характерная особенность северного храма, главное в котором всё же внешний облик.
Сегодня в зимнем храме Покрова Богородицы четырёхрядный тябловый иконостас, который реконструирован А.В.Ополовниковым в 50-е годы 20 столетия, на основе схемы иконостаса, разработанной в 1948 г. В.Г.Брюсовой (Светличной). Иконы, датируемые второй половиной 17 века, были подобраны для иконостаса из «Кижской коллекции», составленной из заонежских икон, вывозившихся в годы оккупации в Финляндию. Долгое время исследователи пытались выяснить принадлежность икон конкретному храму и каково же было удивление, когда из материалов финского исследователя Л.Петтерссона, вывозившего заонежские иконы в Финляндию, выяснилось, что эти иконы происходят из самой Покровской церкви. Перед вывозом икон из храмов Л. Петтерссон ставил на них цифровые метки. Первая цифра означала шифр храма (у Покровской церкви это № 3), вторая, поставленная через дробь, означала место иконы, которое заносилось на схему расположения икон в храме. При наличии схемы и шифров на иконах определить их принадлежность Покровской церкви было не сложно.

Горицы
Предпоследним пунктом нашей остановки были Горицы, что находятся в Волгоградской области на реке Шексна. Удивительно красивое место: холмы, леса, разлив Шексны, живописные острова на ней. Люди в этих местах жили с очень давних времен. Это была земля вепсов.

Kruiz_Moskva-Sankt-Peterburg7
Кто же они такие? Вепсы (вепс.vepsläižed; устаревшее — чудь). Это — малочисленный финно-угорский народ, исторически живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России. Кстати, с апреля 2006 года вепсы входят в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. — Какими они были? — Вепсы занимались охотой, рыболовством, сбором ягод и грибов. Потом пришли славяне, занимающиеся земледелием, и немного потеснили вепсов, но не только потеснили, а и научили кое-чему. Вепсы и сейчас живут в этих местах, у них есть свой язык, своя письменность, свои учебники, свои газеты, свои школы. В советское время у северных вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление. Многие вепсы работают в лесозаготовительной промышленности, 49,3% живёт в городах. Среди эпических жанров фольклора представляют интерес зачатки исторического эпоса  — предания о первых насельниках местного края, так называемых панах-предках, а также о древней чуди. Развит сказочный эпос (волшебные, бытовые, сатирические сказки). Довольно устойчиво сохраняются некоторые жанры обрядового фольклора, например, погребальные причитания. Широко бытуют разнообразные пословицы, поговорки, крылатые выражения. По мотивам вепсского музыкального фольклора профессиональными композиторами написаны «Вепсская рапсодия» Р.Пергамента, «Вепсская сюита» Л.Вишкарёва, «Фантазия на вепсскую тему для квартета кантеле» А.Голланда. В 2006 году Национальный ансамбль песни и танца Республики Карелия «Кантеле» создал программу «Вепсские фантазии». Так что два народа вполне мирно уживаются с древних времен.
Экскурсий было две: пешая и в Ферапонтов монастырь. Мы выбрали пешую экскурсию, а как только часть туристов с нашего теплохода села в автобус, отправились на гору Маура. Там расположен древний монастырь. Место для монастыря было выбрано не случайно. Гора Маура — не только живописна. Она господствует над водными просторами и лесами. С нее хорошо видно Сиверское озеро с Кирилло-Белозерским монастырем.

Kruiz_Moskva-Sankt-Peterburg1
Горицкий монастырь был основан не в пустынной местности. С его возникновением стало расти и село Горицы, впервые упоминаемое в письменных источниках под названием Древняя Гора в XVI веке. Вверх и вниз по обоим берегам извилистой Шексны уже стояло множество деревень. Вологодский историк В.С.Кондратьев насчитал в Кирилловском районе 85 селений XII-XV веков, больше, чем в любом другом районе области! Во многих деревнях стояли деревянные церкви и часовни. Вблизи Гориц, на горе Мауре (по-вепски – тёмная) стоит часовня преподобного Кирилла, рядом с ней до сих пор сохранился большой валун. На валуне отчетливо видна вмятина своеобразной формы, похожая на человеческий след. По монастырским источникам — это след ноги преподобного Кирилла.. По легенде, этот след оставил преподобный Кирилл, который именно с Мауры увидел место для основания своего монастыря. Сюда стекается множество паломников.

Kruiz_Moskva-Sankt-Peterburg2
Сюда приезжаю художники. Известны картины не только мастеров прошлого и начала нынешнего века (А.В.Маковский, И.Первухин), но и современников. Полотно «Русь» Илья Глазунов написал в 1968 году под впечатлением увиденного со склонов Мауры. Его картина «Русский Север» того же года навеяна Горицким пейзажем.

Горицкий девичий монастырь
Многие знают о Горицах и местном, древнем монастыре, что в семи километрах от Кириллова. Это место — уникальное, такого на Вологодской земле больше нет. Здесь сами камни вопиют о судьбе русской женщины, о страстях человеческих, тайнах, падениях и взлетах. Здесь переплелись судьбы множества удивительных русских женщин. Обитель основывалась княгиней Евфросиньей Старицкой, как место душевного успокоения и служения Богу. В 1544 году здесь был возведен на вклад семьи Старицких соборный храм Воскресенья. По существу, история Гориц — это трагедия, начавшаяся со времени основания обители. Здесь держали последнюю жену Ивана Грозного до самой её смерти. Здесь жестоко расправились Ефросиньей Старицкой создательницей этого монастыря за то, что была недовольна правлением Ивана Грозного. По сути Иван Грозный изничтожил всю семью Старицких. Все члены семьи были отравлены.
Октябрьской ночью 1569 года в монастырь ворвался отряд опричников Ивана Грозного. Взяв Евфросинью и ее келейницу и сенных девушек, опричники, не дожидаясь утра, погнали плачущих и полураздетых пленниц к реке Шексне. Здесь началась дикая расправа. Двадцать женщин постреляли из пищалей и порубили саблями. Тела их, искрошенные на куски, отдали на съедение собакам. Саму княгиню Евфросинью засунули в мешок с камнями и бросили в воду. Чем была вызвана эта трагедия? Она явилась кровавым следствием «большой политики», ставкой царя на террор. Иван Грозный избрал в качестве жертв, своих близких родственников Старицких, чтобы затем приступить к расправе над другими неугодными лицами. Безусловно, Старицкие были людьми неугодными. Боярская оппозиция предпочитала видеть на троне именно одного из Старицких — Владимира, двоюродного брата царя. Но он был безвольным человеком, не борцом, не заговорщиком. Главным своим противником Иван Грозный считал княгиню Евфросинью, мать Владимира, женщину властную, стойкую, непокорную, тщеславную, сильную. Потому она и была насильно пострижена по приказу царя в монахини под именем Евдокии и сослана в основанный ею Горицкий монастырь. Так в 1563 году она и оказалась в этих местах. Евфросинья-Евдокия была натурой одаренной, художественной. Она великолепно вышивала и содержала целую мастерскую искусных вышивальщиц, где создавались настоящие художественные произведения. Политику она оставила, гордыню смирила. Напрашивается мысль: Евфросинья Старицкая и Иван Грозный уже выбрали разные пути. Она обратилась к божественному. Он же впадал все более в душевную тьму. С осени 1568 года Иван Грозный под влиянием слухов о боярских заговорах и опасаясь мора, все больше и больше времени проводил в Александровской слободе и на Вологде. Что-то непостижимое было в этом человеке, его невероятном лицемерии — даже перед самим собой. Царь вроде искренне тяготился шапкой Мономаха и хотел бы стать простым монахом Кириллова монастыря. Будучи в Кириллове на богомолье, царь пригласил в уединенную келью несколько старцев и в глубокой тайне поведал им о своих сокровенных помыслах. Ему поверили. Для царя даже срочно приготовили особую келью. Ждали: вот-вот примет постриг. Царь истово каялся в послании в Кириллов монастырь в своих грехах: «Сам бо всегда в пианстве, в блуде, в прелюбодействии, в скверне, во убийстве, в граблении, в хищении, в ненависти, во всяком злодействе». А вместе с покаянием готовил чудовищный процесс над Старицкими. Владимира обвинили в попытке отравить царя. Царь лицемерно заявил, что не хотел бы проливать родственную кровь. И потому князю, а также его жене и малолетним детям присудили самим выпить яд’ Тщетно, рыдая, они пытались доказать свою невиновность. Рядом с ними уже стоял главный палач — Малюта Скуратов. И они сами испили смертную чашу. Расправившись с семьей Старицких, царь послал отряд опричников уничтожить свою тетку Евфросинью. Нападение на женский монастырь считалось величайшим грехом. Теперь уже было «все дозволено». И ужас дьявольского террора обрушился на Русь. А царь все еще делал вид, что собирается пойти смиренным монахом в Кириллов монастырь. Но вместо того ссылал в Горицы надоевших ему жен. Монастырь по существу стал местом ссылки московских красавиц и жен Ивана Грозного. В 1572 году Иван Грозный решил жениться в четвертый раз. Но четвертый брак запрещался церковью. И вот тогда был созван Собор святителей — митрополит, архиепископы, епископы, игумены. Царь смиренно молил их о разрешении ему четвертого брачного союза. Иван IV плакал и каялся, уверял, что он — несчастнейший человек. И как исключение, четвертый брак ему был разрешен. Иван Грозный женился на восемнадцатилетней Анне Колтовской. Через год царь предпринимает попытку «добавить» к молодой жене еще одну «супружницу» — уже безо всякого разрешения, Марию Долгорукую. Она была совсем беззащитна, из опальной семьи, где были кто казнен, кто пытан, кто сослан. Царь стал двоеженцем. Но жизнь Марии Долгорукой закончилась на второй день после брака: Грозный, узнав, что его невеста прежде супружества потеряла девство, приказал «затиснуть» ее в колымагу, повезти на бешеных конях и опрокинуть в воду. С «законной» женой Анной царь прожил еще два года. И отправил в Горицы. В монахинях она под именем Дарьи прожила 54 года. А царь продолжал жениться – в пятый, шестой, седьмой раз. В 1580 году царь пленился дивной молодой красавицей Марией Нагой. Об ее красоте слава шла по всей Руси. И самодержец возжелал взять ее в жены — восьмой по счету. Тщетно молодая красавица умоляла отца, боярина Федора Нагого, не отдавать ее за царя — старика. Отец был бессилен перед деспотом. И уже на второй год супружества, когда Мария была беременна, царь начал свататься к племяннице английской королевы Елизаветы Марии Гастингс. Брак с англичанкой не состоялся. А в начале 1584 года здоровье Ивана Грозного резко ухудшилось. Началась агония. Царь умирал в муках и страхе. Многие преступления томили его. В ужасе он уже написал свое последнее предсмертное послание в Кириллов монастырь. «Ног Ваших касаясь, князь великий Иван Васильевич челом бьет» — так униженно писал он монахам и просил их молиться об избавлении «от настоящей смертной болезни». Все напрасно. Мучаясь и ужасаясь, умер царь.
Рок тяготел над Марией Нагой и после смерти царя. Ей выпала трагическая судьба, которая потрясла не только ее, но и всю Русь. 15 мая 1591 года в Угличе погиб ее сын Дмитрий. Борис Годунов отправил в ссылку царицу Марию под именем Марфы за то, что якобы недоглядела за сыном. Сначала в монастырь на Выксе близ Череповца, затем в Горицы. В память о своем сыне Мария возвела Придел в Горицах при Воскресенском соборе. В Горицах над могилами Евдокии (Евфросиньи Старицкой) и ее родственницы Александры (княгини Юлианны) впоследствии, в XIX веке, был возведен монументальный Троицкий собор.
Еще одна знаменитая русская красавица в Смутное время попала в Горицы — дочь Бориса Годунова, царевна Ксения. Она была добра и чиста, образованна и талантлива, прекрасно вышивала. Лжедмитрий при занятии Москвы своими сторонниками приказал умертвить всю семью Годуновых, лишь Ксению оставил для себя — «да насладиться красоты ея». Расстрига надругался над плененной, беззащитной царевной и, лишь всласть натешившись, отправил ее в Горицы.
А в 1612 году Горицкий монастырь подвергался нападению польско-литовских банд, бродивших по Руси. Кириллов монастырь тогда выстоял, а беззащитные Горицы подверглись разграблению и осквернению. Но уже шли по Руси железные полки Минина и Пожарского, мечом вычищая весь этот сброд, терзавший Русь. Гнали и били их по всему Северу. Возрождалась измученная страна. Возродился после разорения уже в 1613 году и Горицкий монастырь.
В Москве утвердилась новая царская династия — Романовы.
Многие тайны хранят Горицы и, вероятнее всего, они так и останутся нераскрытыми.
Здесь было необыкновенно красиво. Но уже надвигался трагический 1917 год и близилась гибель монастыря. Монастырь был закрыт в 1932 году. Монахинь выселили, а имущество частью описали и передали в музей, частью погубили. Во время Великой Отечественной войны монастырь был отдан под дом инвалидов. Инвалиды поумирали, поразбрелись по деревням, и дом этот закрыли. Кладбище монахинь и захоронения цариц и княгинь не сохранились.

Заключение

Последним пунктом назначения был Углич, но мы там бывали и отчет по Угличу у меня есть. Мы просто погуляли по городу.
Путешествие подошло к концу. Две недели мы провели на борту теплохода «Очарованный странник». Теплоход относительно небольшой вмещает всего 170 туристов и это большой плюс. Плюсы и минусы.
Начну с минусов 😡
Теплоход старый 1956 года выпуска, более 60-ти сезонов в рейсах. Чем это плохо? В отношении хода – ничем, а вот в отношении пространства внутри теплохода – есть недочеты. Все старое и потрепанное. В каютах нет кондиционеров, плохо работает канализация, постоянный запах присутствует. Плохо работает вся сантехника. Столовые маленькие и поэтому работают в две смены. Кормят так себе. С голоду не умрешь, но порции очень маленькие даже для женщин, не говоря о мужчинах. Когда есть с чем сравнить сразу заметно. На предыдущем нашем теплоходе кормили очень хорошо, и было все продумано по времени. Мы не сидели и не ждали по 10 минут каждое блюдо. Второе неудобное обстоятельство, касающееся организации экскурсий. В первой половине пути экскурсии были запланированы днем, приходилось вставать на завтрак в 7.30 утра – начало экскурсий в 10 часов, начиная же с шестого дня пути начало экскурсий было с 7-8 утра, значит вставать, чтобы позавтракать пришлось до самой Москвы в 5-6 утра, согласитесь на отдыхе это ужасно. В итоге почти всегда днем теплоход пустел, ибо туристы просто валились спать. Ещё замечание не по теплоходу. Многие туристы, и мы с мужем в том числе, дорвались на стоянках до копченой рыбы, продающейся на прилавках в местах наших стоянок. В итоге за время поездки было несколько случаев отравления с температурой и всеми вытекающими. Люди всей семьей выходили из строя на день, как минимум.
Из плюсов 😛
Все каюты оборудованы кроватями, шкафом для одежды, холодильником, телевизором, ночными бра. Убирают в номере каждый день. Экскурсий море часть из них обязательные входящие в стоимость путевки, часть дополнительные. Совершенно замечательный творческий коллектив, развлекающий туристов. Ребята работали, начиная с восьми утра и заканчивая двенадцатью часами ночи. Программы продуманы для взрослых и детей. Взрослые с упоением играли в мафию и монополию, детей благодаря аниматорам, мы практически не видели. На стоянках всех туристов обязательно собирали в группы по интересам, буквально, как кур пересчитывали и отправляли каждый автобус, равно как и встречали. В отношении организации все четко.
Каждый день проведенный на теплоходе посвящен одной теме: «день дурака», «день влюбленных», «день смеха» и т.д., причем все это сопровождалось костюмированным представлением четырех очаровательных барышень и одного юноши. С каждым городом, в котором мы останавливались, мы встречались и прощались песнями и плясками. Очень хороший был в этом году радио-гид. И да, на этом теплоходе можно курить, что для курильщиков крайне важный момент, на большинстве теплоходов это делать запрещено.
И конечно же сувениры, привезенные из поездки.

С уважением, Ольга Карагодина, Москва

Вам также может понравиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *