Бывшая пристань «Серебряный Бор», прогулки по Москве-реке

Весна! В Москве снова открылась прогулочная навигация. Ещё в апреле начали шлюзы Канала имени Москвы и Москворецкой системы на реке Москве. Согласно новостям: «около 150 теплоходов будут ходить по Москве-реке в летнюю навигацию». Но, как всегда, из 88 километров водных маршрутов города и 200 километров береговой зоны – меня привлекла пара забытых объектов! И ради самого интересного я рано утром отправился на канал «Хорошевское спрямление»:

Moskva-reka12

Начинается канал от Живописного моста в Серебряном бору через Москву-реку. Из всех предложенных проектов, мэра столицы Ю.М.Лужкова заинтересовало предложение ООО «НПО Мостовик» из города Омска — вантовый мост с элегантной аркой, с веерным расположением вант, перекинутой с одного берега реки на другой, причём мост пересекает реку под острым углом. В верхней части арки построена смотровая площадка — ресторан эллипсоидной формы.

Moskva-reka13

Но ни это цель моего приезда сюда, и я продолжаю прогулку по берегу канала:

Moskva-reka8

С конца 1920-х – начала 1930-х гг., в годы индустриализации, когда численность Москвы увеличилась почти до 3 миллионов, воды для нужд населения и промышленности стало катастрофически не хватать. Новаторский план обводнения Москвы, входящий в состав Генплана 1935 года как часть сталинской реконструкции города, включал в себя следующие проекты: создание новых водохранилищ и прокладку канала Москва – Волга, чтобы влить волжские воды в Москву и превратить город в порт. Согласно этому плану в 1937 году был проложен судоходный канал «Хорошевское спрямление» по проекту архитектора В. А. Петрова. Канал спрямил извилистую и мелкую излучину Москва-реки у Серебряного Бора, сделав его островом. В 1937 г. по проекту архитектора И. С. Фридлянда и инженера А.А. Белоголового был сооружен большой Хорошевский железобетонный мост шириной 25 м, соединивший Серебряный Бор с Хорошевским Шоссе. С постройкой Хорошевского судоходного канала длина судоходного фарватера сократилась на 4,6 км.

Moskva-reka9

Канал проложен в том месте, где раньше протекал Слободской ручей, в 1935 году загнанный в коллектор.  Заградительные ворота в северной входной части Хорошевского канала преграждали вход в канал во время отсутствия навигации, при этом воды Москвы-реки направлялись в старое русло вокруг Серебряного Бора, очищаясь от ила и придонного мусора. Заградительные ворота интересны тем, что такая конструкция на Хорошевском спрямлении в СССР была применена впервые. Шлюз и сейчас действует — заслонка, как мне сказали местные, укладывается боком на дно, и открывается навигация по каналу. Это и произошло буквально несколько дней назад до моего визита.

Moskva-reka6

Наконец она! — Бывшая пристань «Серебряный Бор» (на ЯндексКартах – «Серебряный бор-3») на правом берегу канала Хорошевское спрямление, в районе пересечения 1-й линии Хорошёвского Серебряного Бора и Центрального пр. Хорошёвского Серебряного Бора, вблизи бывшего дачного посёлка Серебряный Бор, напротив бывшей деревни Хорошёво.

Moskva-reka7

После всего вышеизложенного, удивительно читать на сайтах: «не используется ввиду малых глубин около него». Построили канал, который «спрямил извилистую и мелкую излучину» — сделал эту часть реки судоходной… И при этом — слишком мелко у причала!?..

Moskva-reka11

Влияние сталинской эпохи здесь ощущается! Гранит, золотая надпись, колонны… Местные жители эту разрушающуюся красоту называют «Карфаген»! 😉  Никогда не был против граффитчиков, но зачем было разрисовывать такую красивую пристань!?!?! С другого берега:

Moskva-reka15

Издалека:

Moskva-reka14

Для сравнения действующая пристань, расположенная по соседству, но на родном русле Москвы-реки – обозначена синим и подписана «Серебряный Бор-1». Ниже синим отмечена арка Живописного моста. Красным обведён на карте канал и заброшенная пристань.

Moskva-reka16

Так вот, пристань «Серебряный Бор-1», взгляните – просто бетон и заборчик:

Moskva-reka10

День на этом не заканчивается, и мы перебираемся с вами на противоположную сторону Москвы — поселок Шлюзы, ещё один искусственно-возникший остров, где изначально жили работники канала им. Москвы, работавшие на Перервинских шлюзах (стоят вдоль Коломенской набережной). Тут ко мне присоединяются и двое друзей, в том числе Afff21.

Moskva-reka2

Территория, оказывается, закрыта – прямо Форт-Нокс! :) Одна из статей в Интернете об этом «посёлке» в центре мегаполиса звучит как: «Остров погибших кораблей». Но мы наблюдали только ухоженные проходящие суда и облизывались, глядя на такой близкий и недосягаемый противоположный берег.

Moskva-reka3

А увидеть там хотелось — маяк Перервинского гидроузла (координаты: 55.672796, 37.691127)! В принципе из-за кустов его силуэт чуть-чуть разглядеть удалось, но чтобы показать его вам – приходится рисовать (пропорции и место соблюдены):

Moskva-reka4

Маяк не работает, территория вокруг него настолько заросла кустами, что летом из них видна лишь верхушка сооружения. Несколько лет назад можно было свободно попасть внутрь маяка, сейчас он закрыт на крепкую железную дверь.

Moskva-reka1

Вот – сами убедитесь, снимок с приближением, увидите если только приглядитесь (флажок вон –выглядывает)! Утешаем себя его крохотными размерами, развлекаем себя наблюдением за работой шлюза, и уже обсуждаем путь домой! :)

Moskva-reka5

Источники информации:
http://places.moscow/places/pristan_serebryaniy_bor
http://www.intomoscow.ru/kanal-horoshevskoe-spryamlenie.html
https://ru.wikipedia.org/wiki

Вам также может понравиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *