Урусово — Тетяковка, Араповский пещерный монастырь — Гремячее — Венев

Ура! Поездка в «Араповский пещерный монастырь» состоялась! ))) Огромное спасибо за это Feu_fledermaus, поведавшему мне об этом удивительном и загадочном уголке Тульской области, а также организовавшему поездку на автомобиле! Не перестаёшь удивляться тому, сколько интересного, оказывается, есть вокруг нас! Я часто привожу пример с водопадами, существованию которых даже в Подмосковье многие собеседники удивляются ))) А теперь и сам с удивлением узнал о том, что сравнительно недалеко есть пещерный монастырь! О подземных ходах под монастырями все слышали. А вот «пещерный монастырь» — только в Крыму я первый раз увидел подобное, и, вполне обоснованно, думал — такое исключительно в гористой местности могло бы возникнуть. Оказывается, удивительное — рядом!

urusovo_venev_1

Однако, даже на автомобиле, дорога занимает порядка двух часов! Поэтому в пути решено было сделать остановку в Урусово:

urusovo_venev_2

Первая деревянная церковь Архангела Михаила была построена в селе в 1704 году. В 1848 году близ кладбища была воздвигнута в память прекращения холерной эпидемии кирпичная часовня. В 1904 году возведено каменное здание церкви в псевдорусском стиле. Здание церкви кирпичное, неоштукатуренное. Колокольня составлена из трех ярусов, двух кубических и верхний — восьмерик, завершалась шатром. В советское время здесь размещался склад. В начале 1980-х годов шатер колокольни обрушился:

urusovo_venev_3

Построители храма неизвестны. В настоящее время сохранилась большая (~ 8х8 метров) колокольня без главки и креста, а так же огромный квадратный молельный зал, площадью ок. 400м2. Красивы колонны при входе с западной стороны, выполненные в виде кеглей, а не столбов. Разрушена восточная часть с куполом и крестом, а так же алтарь. По сохранившимся углублениям на месте разрушенного фундамента, можно определить расстояние разрушенных частей – оно составляет около 20 метров. Таким образом, длинна целого храма составляла 45-50 метров, а ширина – 20 метров. Это был большой по сельским меркам храм:

urusovo_venev_4

Помимо останков церкви в селе сохранились огромные руины двухэтажного дореволюционного здания (недалеко от сегодняшней школы): остатки «Дворца Кампанари». Кампанари лишь последние его владельцы. Построен же дворец был при Белосельском А.М. в конце XVIII века (не ранее 1785 года). Князь Александр Михайлович Белосельский-Белозерский (1752-1809) при Екатерине II был посланником в Дрездене и Турине, слыл ценителем культуры, страстным ценителем словесности, музыки, живописи:

urusovo_venev_5

Дворец выстроен в классическом стиле. Еще сейчас видны остатки штукатурки. Здесь хранилась богатая коллекция живописи. Вероятно, это был самый значительный усадебный комплекс в уезде, один из лучших в губернии. Перед зданием дворца имелся большой пруд, отделявший усадьбу от самого села. Справа к дворцу примыкала башня — бельведер, с верхнего этажа которого можно было осматривать окрестности. За дворцом находились хозяйственные постройки. Надежда Васильевна Ильина-Волконская (1855-1923) стала владелицей имения в Урусово в 1878 году. Позже, проживая в Италии, вышла замуж за маркиза Владимира Францевича Кампанари. После революции 1917 года усадьба конфискована у Н.В. Кампанари. В 1918 году в бывшем дворце был создан Народный музей, просуществовавший до марта 1926 года.

urusovo_venev_6

В 1984 году в 15-20 метрах от усадьбы был найден клад кухонной утвари. Его обнаружил студенческий строительный отряд во время земляных работ. Посуда оказалась в основном медная, по мнению специалистов — итальянской работы XVIII века. Сейчас клад находится в Веневском историко-краеведческом музее.

urusovo_venev_7

Возвращаемся к машине и продолжаем следовать к нашей цели. Вскоре наслаждение асфальтированной дорогой закончилось и начался заезд по полям:

urusovo_venev_8

Пока наш водитель внимательно следит за ухабами на дороге, мы любуемся из окон водоёмом представшим вдалеке через поле:

urusovo_venev_9

Пронское водохранилище — водоём, образованный на реке Проня на границе Тульской и Рязанской областей. Створ плотины находится у села Гремячее Новомосковского района. В длину водохранилище простирается на 26 км, а максимальная ширина его достигает 2 км. Площадь зеркала водоёма равна 1620 га. Средняя глубина — 4,4 м. Водохранилище изобилует обитателями ихтиофауны. Много судака, леща, сазана, карася, щуки. Водохранилище используется для промышленного водоснабжения химических предприятий города Новомосковска и Новомосковской ГРЭС.

urusovo_venev_10

Повезло с солнечной сухой погодой – полями удалось подъехать очень близко. Тропинки свидетельствую о популярности этого места – мы у входа в «Араповский пещерный монастырь»!

urusovo_venev_11

Есть такая маленькая деревенька – Титяковка, ранее называвшаяся Араповка. Недалеко от нее, на берегу ручья, есть рукотворные пещеры. Интересна история этих Араповских пещер. Пещеры представляют собой систему геометрически правильных прямых ходов, в стенах сделаны ниши и лавки. В настоящее время существует две версии в отношении происхождения подземных ходов. Вот одна из них:
Вход в лабиринт находится в 0,5 км. южнее с.Гремячее, бывшего города-крепости Московского государства, имеющего важное военное значение на пограничной полосе между городами Веневым и Епифанью. Город был заложен в XVII веке с целью обороны Русского государства от набегов татар. Система подземных ходов соединила город-крепость с долиной р.Титяковка и являлась тем сооружением, по которому во время нападения татар русские воины уходили в долину речки и нападали на врага с тыла. Позднее (уже на памяти местных жителей подземные хода освоили монахи. Об этом свидетельствует наличие “молелен” (4,5 х 2,0 х 3,5 м.) и “келей” (3,5 х 1,5 х2,2), в стенах которых отмечаются небольшие ниши, служившие, видимо, для размещения икон.

urusovo_venev_12

По другому варианту “надземные хода начал копать в 60-е годы XIX столетия крестьянин Староказачьей слободы с. Гремячее Яков. Он много путешествовал по “святым местам” и мечтал соорудить здесь подземный монастырь наподобее Киевско-Печорской Лавры. Об этом узнали крестьяне близлежащих сел и нашлось много желающих помочь ему”.

urusovo_venev_13

Обе эти версии требуют тщательной проверки. Но и в том и в другом случае вызывает удивление смекалка простого русского крестьянина, сумевшего разглядеть и использовать в определенных целях хорошую устойчивость в общем-то слабых песчаных пород.

urusovo_venev_14

Однажды летом 1855 г. деревенские детишки на берегу небольшой речки Тетяковки, бросая камни в высокий обрывистый противоположный берег, пробили глубокую яму. Несмотря на любопытство, войти в это отверстие ребята не отважились, и побежали за взрослыми в родную д.Тетяковку-Араповку, что в Веневском уезде Тульской губернии. Когда крестьяне вошли в яму, то увидели пещеру в рост человека с ходами, комнатами и иконами в них. Народная молва быстро разнесла эту весть по окрестным селениям и потянулся к ней народ, да не с пустыми руками, а с добровольными вкладами – деньгами, холстиною и восковыми свечами. Кто копал эти пещеры – никто не знал. Размеры их продолжали увеличиваться, однако в дневное время там с лопатами никого не видели. К началу осени о таинственной пещере узнало местное епархиальное начальство и направило на имя Епископа Тульского и Белевского Димитрия соответствующий рапорт. В результате дознания веневского земельного исправника выяснилось, что пещеры копали крестьяне с. Гремячее Староказачьей слободы Яков Павлович Якунин, Василий Никитин и Иван Прокофьевич Кобзев «…все трое люди набожные и поведения весьма честного. По их показаниям пещеры эти копают они уже шестой год, но до нынешнего лета никто об этом не знал, ибо они копали по ночам и не постоянно, по желанию их иметь там уединенное для Богомолия место».

urusovo_venev_15

В документе имеется ее подробное описание: «При осмотре, пещеры найдены в расстоянии от д. Тетяковки примерно полторы версты на левом берегу речки Тетяковки в высоком обрывистом берегу вышиною аршин 15. Вход в них свободен для одного человека сначала на два аршина вышины до двух аршин ширины, потом идет такой же ширины влево на пять аршин вышиною до 2 ½ ар[шин]. Далее следует опять поворот влево и идет таким же коридором на 3 ½ ар. Тут поворачивает несколько вправо и на расстоянии 4 ½ ар. образовывает как бы небольшую продольную комнату. Здесь стоят четыре иконы, пред ними две восковые свечки и деревянная для вкладов кружка… Далее идет вправо опять узким коридором на семь аршин и потом, поворачивая вправо, продолжается еще на 15 ар. В конце стоят 2 иконы, а на земле две небольшие деревянные лопаты с короткими ручками, далее хода нет. Сверх этого при исходе семи аршинного коридора идет совершенно в противную сторону длиною на 5 ар. Такой же коридор, вышиною 1 ¼ ар., а в конце его вышина и ширина увеличена, так что свободно можно стоять двум человекам, где также есть две иконы, а на земле небольшое деревянное корытце. Весь берег, где находятся пещеры, состоит из разных цветов песку в цельной массе очень твердого».
Автор сообщает об орудиях труда, с помощью которых производились работы по копанию пещеры — это две деревянные лопаты с короткими ручками. Песок выносили с помощью деревянного корытца. Представленные в документе размеры позволяет при желании составить ее примерную схему на 1855 г.

urusovo_venev_16

Из опасения появления суеверных обрядов или даже раскола, Тульская духовная консистория приказала пещеры ликвидировать и запретила впредь их посещение. Крестьян, стремящихся к отшельническому богомолью, она обязала подпиской усерднее посещать храмы и молитвенное уединение находить в своих собственных домах. Деньги в количестве 21 руб 50 коп., холстина и иконы: «Воскресение Христово», «Спасителя Нерукотворенного», «Смоленской Божией Матери», Святителя и Чудотворца Николая, Архистратига Божия Михаила, Великомученика Георгия и другие поступили в приходскую церковь с. Гремячее. Пещеры, согласно рапорта благочинного Веневского уезда Гремячевского селения Стрелецкой слободы священника Иоанна Гремячевского от 20 мая 1856 г., были «уничтожены – зарыты».

urusovo_venev_17

Насильственное закрытие пещер вызвало еще больший интерес к ним жителей соседних деревень. Они стали посещать их тайно. Это обратило усиленное внимание к пещерам Веневской полиции. Периодически там стали производиться досмотры с целью изъятия богослужебной утвари — Евангелий, икон, восковых свечей и холстов. В 70-е годы входы в них снова попытались загородить, но как свидетельствует в консисторию священник Петр Алферьев: «В последующее же время пещеры исподволь по ночам тайно, неизвестно кем исправлялись, и ночные хождения в пещеры возобновились».

urusovo_venev_18

Очередное обследование их по распоряжению церковного начальства было произведено в начале ХХ века. В Тульском областном архиве выявлено дело о судьбе этих пещер в 1903 – 1907 годы. В рапорте Епископу Тульскому и Белевскому Питириму от 18 января 1903 г. священник Василий Михайловский писал: «Когда получили начало эти пещеры неизвестно. Осмотр их производил преподаватель Тульской духовной семинарии Николай Иванович Троицкий… Некоторые посетители видят там незнакомых старцев, которые продолжали копание пещер. При виде посетителей эти старцы моментально уходят вглубь пещер, но следовать за ними не безопасно, так как очень трудно выйти из них. Те же посетители видят там: иконы, кресты и Евангелия, пред иконами горят лампады, некоторые говорят, что там даже есть неугасимые лампады».

urusovo_venev_19

В 1903 г. году пещерные жители решили явить себя миру, чтобы официально оформить свое пребывание в них. Весной к крестьянам Тетяковского сельского общества обратился крестьянин с. Краснополья Покровской волости Епифанского уезда Тульской губернии Андрей Васильевич Шестопалов с просьбой отвести ему землю недалеко от пещер для постройки келий будущего монастыря. Местные жители с почтением отнеслись к прошению. С далеких времен пещерные монастыри славились всенародной любовью. Поэтому на собрании 10 марта 1903 г. единогласным голосованием они выделили Шестопалову в пожизненное пользование полевой участок земли в размере трех десятин в 15 саженях от горы пещерной. 28 сентября 1903 г. он написал прошение на имя Епископа Питирима о постройке на этой дарственной земле келий. В одном из писем автор пишет: «…как сын восточной церкви давно желал и желаю принять новую духовную жизнь монашескую и жить по уставу…».
Одновременно к Епископу обратились с «Всепокорнейшим прошением» еще 9 человек, назвавших «гору пещерную» своим местом жительства. Это были крестьяне Тульской губернии Епифанского и Веневского уездов Краснопольской, Покровской и Новоприборной волостей. В документе, составленном не очень грамотным языком, читаем: «… над этими пещерами существовала и поднесь существуеца благодать Господня, [в] виде разных знаменьих вогн[енн]ых и радужных Свети, указывающая точна на святость этого места. Вследствие этого мы желаем быть ревнительными устроителями, защитниками и распространителями этого богоугодного благочестия. По словам писания Святых отцов, Свято место не должно быть праздно и пусто. Поэтому мы, в количестве 9 человек, желаем с помочью Божию основать Бра[т]ство… Благословите и разрешите нам выстроить по наружности пещеры каменную часовню для торжественных служений, кроме литургий…».

urusovo_venev_1

Ссылаясь на Указ Св. Синода от 10 ноября 1871 г. за № 64, согласно которому постройка келий разрешалась только внутри монастырей, Тульская духовная консистория отказала в просьбе жителям пещерной горы.

urusovo_venev_21

В мае 1905 г. представитель от общества прихожан с.Тетяковка Арсений Дементьевич Правов пишет прошение в С.-Петербург на имя Обер-Прокурора Святейшего Синода: «Местное Епархиальное Начальство почему-то отклоняет наше ходатайство. А потому, прибегая к покровительству Вашего Высокопревосходительства, я всепокорнейше прошу благоволить мне милостивым распоряжением о разрешении построек вышеозначенной часовни и братского общежительного дома с назначением для службы в часовне молебнов священника или иеромонаха. Присовокупляю, что в означенных пещерах в давнее время проживали глубокоуважаемые и досточтимые схимники старцы». На это и на следующее, спустя два года, прошение Епископу Тульскому и Белевскому от другого просителя — Алексея Ипполитовича Кузнецова, опять последовали отказы. Теперь строительство не разрешалось в связи с наличием двух храмов в ближайших селениях – в с.Тетяковке и в с.Староказачья слобода.

urusovo_venev_22

Настойчивым прошениям жителей пещер об открытии монастыря помешали события истории: первая русская революцию 1905-1907 гг., первая мировая война 1914 г., февральская и октябрьская революция 1917 года. Потом, в атеистической стране интерес к ним не угас.

urusovo_venev_23

Ну и вот живой пример возрастающей популярности пещер – автомобили и мотоциклы, подъезжающие с противоположной стороны речушки. Даже родители, желающие устроить приключение для своих детей!

urusovo_venev_24

Пока мы ехали грунтовыми дорогами, мы также заприметили в селе Гремячее руины Церкви Михаила Архангела — возвращаемся к ним:

urusovo_venev_25

Остатки старой дороги сразу бросаются в глаза:

urusovo_venev_26

В Интернете на первом сайте — ничего: Год постройки: Дата постройки неизвестна. Координаты: 54.134333′, 38.661962′

urusovo_venev_27

На другом всё-таки нахожу: год постройки 1897, В кон. XIX в. в Казачьей слободе стояла деревянная однопрестольная церковь, построенная в 1849. В 1897 на ее месте построен кирпичный храм с двухпрестольной трапезной и колокольней, возможно, так и не оконченное. Сохранились колокольня и стены без сводов.

urusovo_venev_28

Местный житель рассказал, что Храм успели построить до революции, хоть внешне нам и казалось будто строительство прервалось во время смены эпох. В советское время стали использовать помещение как склад а после бросили, и начались разрушения.

urusovo_venev_29

При таком скудном количестве информации, я бы задержался и расспросил об истории села поподробнее! Но в подобных поездках ты привязан к хозяину автомобиля – пришлось довольствоваться беглым расспросом.

urusovo_venev_30

Взгляд на то-же водохранилище, но со стороны села:

urusovo_venev_31

Зум фотоаппарата помогает быстро телепортироваться к сказочному берегу водоёма:

urusovo_venev_32

Вишни повсюду было просто море! Не только в садах, но и в диких крапивных зарослях )))

urusovo_venev_33

Дальше – уже всё знакомое мне и Вам.
В частности – город Венёв и подъём на колокольню Николаевской церкви (старый отчёт).

urusovo_venev_34

Правда, тогда у меня была с собой видеокамера – а теперь я могу показать Вам масштаб сохранившейся колокольни на фотографиях (вон — в центре руин мои друзья):

urusovo_venev_35

А вот автомобиль и 75-метровая колокольня — главное украшение города! Только представьте каких размеров был Храм!!!

urusovo_venev_36

Тот-же самый мой старый отчёт — и мы навещаем в пригороде Венёва дворец семейства «железнодорожных королей» фон Мекк:

urusovo_venev_37

Для отчёта, фото состояния помещений – 2 этаж:

urusovo_venev_38

Наверно, самый красивый в прошлом зал на первом этаже:

urusovo_venev_39

Как это обычно бывает, больше всего народ развлёк жук, неподвижно (к счастью фотографов) обосновавшийся на ветке:

urusovo_venev_40

Моя очередь сделать снимок:

urusovo_venev_41

ИНТЕРЕСНО И ВАЖНО!!! – В руинах усадьбы мы встретились с ещё одной группой путешественников, которые рассказали нам об обнаруженной старой каменной дороге от Венёва на юг! Историческая справка: В XIX веке через Семьянь проходил Каширский тракт. Торговые люди везли товары с юга в Москву и в обратном направлении. В 1811 году в Семьяни была построена церковь, во имя Корсунской Божией Матери. Не обошли село стороной и события Отечественной войны 1821-го года. Недалеко от Семьяни имеется курган. Историк Д.Г.Гедеонов называл его сторожевым курганом. В 1812 году в нем были захоронены пленные французы, отчего его середина просела и имела вид чаши. Во время коллективизации 1930-х годов в селе был создан колхоз «2-ая пятилетка». В ноябре 1941 года у южной окраины села располагались позиции советских войск, оборонявших подходы к Веневу. Известно, что 21 ноября 1941 года находясь на позициях в селе Семьянь, 2-я батарея 702-го противотанкового артиллерийского полка, имевшая на вооружении 85-мм зенитные пушки, сбила 2 вражеских самолета. В начале 70-х годов XX века село было признано «бесперспективным», и все жители насильно переселены на центральную усадьбу совхоза. Сегодня домов не сохранилось, лишь церковь напоминает о былом богатстве села на некогда оживленном торговом тракте. Церковь отлично видна с трассы «Москва-Дон». Но взорванный мост с одной стороны и размытая дорога с другой, надежно оберегают остатки села от незваных гостей.
Ради этого, при возможности, снова с удовольствием бы отправился с кем-нибудь в окрестности Венёва!

urusovo_venev_42

Едем в родные края – уже знакомой отремонтированной дорогой на Ясногорск. Проезжаем Мокрый Корь без остановки, но по моей рекомендации заезжаем в Теляково к руинам Церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

urusovo_venev_43

Совершенно неожиданно, столько насыщенного дня нашему водителю показалось мало, и мы совершаем 20-километровый заезд в Горшково. Церковь во имя Святого Славного Христова Воскресенья, которую я однажды посещал холодной зимой:

urusovo_venev_44

Фото внутри церкви:

urusovo_venev_45

Источники информации:
«Пещерный монастырь» у с.Тетяковка–Араповка (Людмила Захарова, историк-архивист)
http://sobory.ru/article/?object=34092
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=1146
https://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3354
http://sobory.ru/article/?object=02768

Вам также может понравиться:

2 комментария

  1. Уважаемые Александр и Светлана! У Вас замечательный сайт с большим количеством фотографий. Спасибо за красоту. Вышла на него случайно. Вы большие молодцы! Я — историк-архивист, автор статьи «Из истории земли Тульской. Араповские пещеры…», которая размещена на сайте Покровской церкви с.Волковичи (ссылка указана у вас в источниках информации). Буду рада общению!

    1. Добрый день, Людмила! Очень рады лично познакомиться с человеком, так подробно раскрывшим для всех тайны этих подземных сооружений и их историю! Спасибо за ваши труды! Всегда рады новым комментариям и уточнениям — обязательно пишите 😉

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *