Усадьба Иорданов в с.Студенец, церковь в Мильшино, и усадьба фон Мекк в селе Хрусловка

Новая насыщенная поездка состоялась в компании Comportal_lj! Когда-то я составлял маршрут поездки по Ясногорскому району, включающий посещение усадьбы Иорданов в селе Студенец (N54° 26.424′, E38° 6.513′). Однако автобус ходит только до Горшково, а дальше до села Студенец фактически дороги нет. Вот и сейчас поехать напрямую не получилось. Совершив солидный крюк, мы оказались в искомом населённом пункте! — В 17 километрах от Венева, частично сохранились постройки усадьбы помещика Иордана: двухэтажный барский дом, погреб, здание конюшни. Рядом с имением находится недействующая сейчас церковь в честь Георгия Победоносца, дату постройки которой относят к концу XIX века. «При ней существовали два предела св.Николая и во имя Параскевы Пятницы. Здание новой церкви окружала каменная ограда, а на месте старой церкви в 1890 году была выстроена часовня. Часовня была разрушена в 1960-е годы по решению местного колхоза».

usadba_iordanov_1

Основное усадебное здание в два этажа было построено в середине XIX века на фундаментах старого деревянного помещичьего дома. Тут же был разбит фруктовый сад. А за барским домом находился просторный подвал — ледник. «Первые сведения о владельцах усадьбы относятся к 1792 году, когда это имение приобрел князь Дмитрий Александрович Прозоровский у князя Николая Сергеевича Долгорукова. Д.А. Прозоровский (1759-1814), некоторое время занимал пост московского полицмейстера, в 1799-1801 годах был Предводителем Тульского губернского дворянства. В 1810 году Студенец вместе с деревнями Сасово и Соньшино приобретены полковником Николаем Семеновичем Вяземским (ум.1833). Имение было «солидное, для дохода». Его женой была Александра Петровна Вяземская (ум.1823), урожденная Римская-Корсакова. После 1833 года имение унаследовал их старший сын Андрей Николаевич Вяземский (1802-1856)». В 1857 году имение перешло к Лидии Андреевны Иордан, дочке князя Андрея Николаевича Вяземского. Мужем Лидии Андреевны был немец Николай Павлович Иордан. Он привел усадьбу в образцовое состояние, построил новый дом, конюшню, винокуренный завод. До 1918 года усадьба так и оставалась принадлежать семье Иордан. Местные жители вспоминали, что до революции здание было украшено колоннами и лепниной, утраченной в настоящее время. В советский период в здании усадьбы до 1991 года размещалась сельская школа. Вследствие чего старинные сооружения неплохо сохранились. Сейчас бывший господский дом не используется. В 1990-х бывшая конюшня была продана одному из местных фермеров.

usadba_iordanov_2

После посещения руин храма, мы с Comportal_lj тщательно осмотрели остальные усадебные постройки — главный дом, ледник, конюшню. Немного времени уделили и самому селу. А после, опять-же не решились напрямик, двинулись к селу Мильшино!

usadba_iordanov_3

Мильшино, церковь Рождества Пресвятой Богородицы (N54° 23.661′, E38° 6.022′). Село лежит в лесистой местности, в близи казенной засеки, при Осетре, в 40 верстах от Тулы, в 12 верста от Венева и в 30 верстах от ст.Лаптево (ныне Ясногорск) Московско-Курской железной дороги. Приход состоит из села и деревень: Лямзина, Улубжева и Ивашкова и населен крестьянами собственниками в количестве 543 м.п. 570 ж.п. В писцовых книгах конца шестнадцатого столетия Мильшино называется деревней, но когда образовался Мильшинский приход и почему носит свое название, неизвестно. Нет сведений и о храмах, бывших ранее существующего каменного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме есть два предельных алтаря: один во имя святого и чудотворца Николая, рядом с главным алтарем, и другой в трапезе теплый, во имя святого пророка Ильи. Храм построен в 1801 году на средства Тайного советника Ильи Богдановича Бибикова, и существует в первоначальном виде, кроме иконостасов, которые заменены новыми: в главном храме в 1891 году, а в предельных в 1892 году. На содержание храма получается половина % с 572 р. Причт состоит из священника и псаломщика; получает половину % с 572 р. Церковной земли: усадебной 1д. И полевой 33 д. В селе есть школа грамоты с 1892 года. (Малицкий П. И. Приходы и церкви Тульской епархии 1895 год.)
Сохранился основной объем с куполом и покосившимся крестом. Колокольня частично разрушена, в трапезной обвалился свод. Вокруг, в 1825 году, имелась каменная ограда. В 1916 году в приходе этой церкви числились так же деревни: Ивашково (10 дворов), Лямзина (45 дворов, школа грамоты), Улыбжево (53 двора, земская школа).
По рсловам местных: за околицей деревни, выше по течению Осетра по его берегам установлены насосы для перекачки воды из Осетра в Тулу. Из-за этого в этих местах Осетр очень обмелел.

usadba_iordanov_4

Соскучившись по игре Геокешинг, создали новый маршрут.
И вот, остаётся главная точка — усадьба фон Мекк в селе Хрусловка (N54° 23.605′, E38° 13.452′). Близ села сохранилась усадьба Максимилиана Карловича фон Мекка (17.01.1869-1950). Дворянский род баронов фон Мекк происходил от силезского канцлера Фридриха фон-Мекка (1493г.) Его внук Яков переселился в Лифляндию и был каштеляном рижским (1569г., каштелян — войсковой начальник, ведавший тылом и снабжением армии). Его потомки до начала XVIII века служили Швеции. Здание дворца выстроено в романском стиле, веневским подрядчиком Борисом Жулдыбином. Проект дома был разработан архитектором Сергеем Александровичем Экаревым (1851-1911). Сергей Александрович — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в 1882 г. получил звание неклассного художника-архитектора. В 1891 г. служил в управлении Государственных железных дорог. Жил в Москве вместе с братом Николаем, начальником телеграфа, в здании вокзала Московско-Казанской железной дороги. В 1895 г. оба брата были действительными членами Московского архитектурного общества. Отделка, обстановка и окраска ни одной из 24-х комнат дворца не повторяла другую. Точно известно, что там были дубовый и ореховый зал, «китайский» зал со стенами обитыми китайскими тканями, был зал отделанный под ясень, выкрашенные под серебро и золото, с мебелью из орехового дерева и карельской березы. Самой оригинальной была «зеркальная» комната — сплошь с зеркальными стенами, потолком и полом. М.К. фон Мекк женился в 1895 году на Ольге Михайловне Кирьяковой и покинул имение в Веневском уезде. Он начал служить в ведомстве иностранных дел, сначала секретарем русского посольства в Вашингтоне, а потом и в других странах. С 1917 года находился в эмиграции и на родину больше не приезжал.

usadba_iordanov_5

Семейство «железнодорожных королей» фон Мекк стремительно выдвинулось в ряды богатейших семей страны на волне «железнодорожной горячки» 2-й половины 1860-х — 1870-х гг. Начиная с этого времени и вплоть до 1917 г., многие представители династии занимали выдающееся место как в экономической, так и в общественной и в культурной жизни России. Но конечно более всего известно имя фон Мекков как выдающихся строителей железных дорог. История строительства, посредством частной инициативы, первых железных дорог в России, развернувшегося вскоре после отмены крепостного права, может быть, впервые открывает перед нами такую драматическую, по-бальзаковски мощную картину человеческих судеб и страстей, столкновений и конфликтов на почве денежных интересов. Это было время внезапного появления крупных состояний и первых финансовых «олигархов» той поры — «железнодорожных королей». Это было время, когда Россия ценою больших материальных жертв, создавая у себя сеть железных дорог, впервые столкнулась с таким масштабом финансовых операций в этой области, с выходом на международный денежный рынок нового слоя частных лиц, которые на спекуляциях государственными средствами и с помощью государства в считанные месяцы превращались в богатейших людей страны.

usadba_iordanov_6

День наш закончился в городе Венёв (относится к XIV веку), и первоначально он располагался в 7 километрах от современного Венёва, на реке Осетр, в районе нынешнего села Гурьево. Первые упоминания о городе относятся к 1371 году. В 1708 году город был отнесён к Московской губернии. В 1777 году Венёв официально получает статус города и становится уездным городом Веневского уезда Тульского наместничества (с 1796 года — Тульской губернии). С 1924 года Венёв — районный центр Венёвского района (с 1937 года — в Тульской области). В ноябре 1941 года Венёв оказался на пути немецких войск, наступающих к Москве с юга. 21 ноября 1941 года был создан Венёвский боевой участок, который с переменным успехом оборонялся до конца дня 24 ноября. В этот день город Венёв пал, а Венёвский боевой участок прекратил своё существование как боевая единица. Однако уже 9 декабря город был освобожден кавалеристами генерала П.А.Белова. Немецкие войска были вытеснены и со всей территории района. ГЛАВНЫМ — стал подъём на колокольню Николаевской церкви, сама церковь, к сожалению, не сохранилась. 75-метровая колокольня главное украшение города и его ориентир в радиусе до 20 верст. И по сей день, вот уже более 150 лет, это самое высокое здание в Тульской области!!! Здание церкви сильно пострадало во время обстрела города в 1941г. Сохранились многочисленные следы пуль на стенах колокольни, даже крест буквально изрешечен ими. После войны храм находился в ветхом состоянии, и городские власти решили его снести. Колокольня чудом уцелела. Церковь начали ломать в 1947 году и закончили в начале 1950-х. Основная цель была получить стройматериалы, после войны осталось много разрушенных жилых домов. Разобрали крупнейший храм в Тульской епархии всего два человека, технология была хорошо отлажена, тяжелая техника не использовалась. Начинали разбирать такие строения сверху, обрушивая ярус за ярусом. А взобраться наверх колокольни не представлялось возможным, деревянные лестницы либо сгорели, либо прогнили.
По итогам поездки был снят 50-минутный фильм. Я решил не делить его на куски для публикации, а оставить как есть для показа своим друзьям.
Источники информации:
http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB7/gavlin.htm
http://www.veneva.ru/xruslovka1.html
http://sobory.ru/article/?object=14477
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=8165

Вам также может понравиться:

6 комментариев

  1. Благодаря тому обстоятельству, что развитие авиации в России было принято под «Высочайшее покровительство», в конце мая 1910 года в Москве было создано Общество воздухоплавания. Его учредительное собрание состоялось в Английском клубе и было открыто речью профессора Н.Е.Жуковского. Председателем общества был избран генерал П.А.Плеве, а его помощниками (заместителями) Н.К. фон Мекк и В.П.Рябушинский. Летом 1910 года на Ходынском поле началось создание первого московского аэродрома. В августе организовано строительство трибун на три тысячи зрителей для «воздушного митинга». В московских газетах появилась постоянная рубрика «На аэродроме». Подъемом флага, состоявшимся 3 октября 1910 года, Общество воздухоплавания известило мир, что в Москве появился аэродром.
    Николай Карлович фон Мекк (1963-1929) — товарищ Председателя Московского общества воздухоплавания, Председатель спортивного комитета Общества, член Московского организационного комитета по сбору пожертвований на воздушный флот, жертвователь средств на строительство одного аэроплана. Председатель правления Московско-Казанской железной дороги, ее основной акционер. Основатель Московского автоклуба, организатор первых автогонок в России. Сын «железнодорожного короля» Карла Федоровича и Надежды Филаретовны фон Мекк (друга и покровителя Петра Ильича Чайковского). Был вхож в круг императорской семьи. Расстрелян ОГПУ после 15 обысков и арестов в 1929.
    По фон Меккам много здесь:
    http://www.von-meck.info/

  2. Доброго времени суток! Возможно, как краеведа, Вас заинтересует эта информация. Перепечатываю сюда свое же объявление из сети VK: » Итак, началось. 8.9.2016 группа спелестологов из Ступино приехала в район к/л Лисьи норы (Тульская область, Веневский район, противоположный берег р.Осетр от д. Бяково)делать разведку на предмет заложения очередного шурфа. В районе Нор имеются следы добычи известняка, как то: точильники, воронки, провалы. Согласно тому же Азанчееву в районе д. Сосенки, то есть здесь, была одна из крупнейших каменоломен региона. Нашей группой вскрыты две небольшие вторичные полости выше и ниже Нор по течению, есть перспектива еще. Известен фрагмент штрека, заложенного выше уровня Лисьих нор. В целом, Сосенским блок в спелестологическом плане изучен слабо и даже топосъемка Нор нуждается в уточнении. Во время разведки мы встретили бригаду геодезистов, отбивающих железную дорогу по террасе под пещерами. Оказалось, что поле от леса до «гремячего» брода выкуплено под разработку карьера. Железная дорога станет его подъездной дорогой, ее прокладка начнется в ближайшее время. Разработка карьера пойдет от ЖД в сторону д.Сосенки, то есть каменоломни, известные и не найденные, будут съедены за первое же время работы карьера. Лицензия на разработку уже получена. Минохраны памятников выдало резолюцию, что исторических объектов здесь нет. Уникальные подземные объекты можно считать почти потерянными. И по опыту Телези можно быть уверенным, что попытки борьбы здесь бессмысленны — они лишь настроят всех и вся против спелестологов. Пока представители карьера идут на контакт. Ухудшать отношения НЕ СТОИТ. В данной ситуации предлагается организовать постоянно действующую экспедицию по поиску, изучению и картированию каменоломен Сосенского блока. Потомкам стоит оставить максимально подробные сведения о спелестологическом наследии 17-19 вв, даже если сами объекты сохранить невозможно. Наша группа vk.com/sso_tetis на данный момент делает регулярные выезды на Сосенский блок с периодичностью 1-2 р в неделю. Выезды не всегда приходятся на выходные, о них мы размещаем объявления в группе. Также в нашей группе размещаются подробные фото-видео отчеты с каждого рабочего дня. Помощь в работе требуется,безусловно. Работа найдется и на поверхности, и под землей. Мы будем рады любой помощи по сохранению памяти об уникальных памятниках горного дела! Времени осталось мало. По самой пессимистичной оценке у нас есть около полугода. » Координация работы ведется пока через группу https://vk.com/sso_tetis Нас мало, сделано пока тоже мало. Мы заинтересованы в любой совместной работе, готовы делиться всеми накопленными данными. Объекты спасти уже врядли удастся — нужно попробовать сохранить хотя бы память о них. мы выезжаем приблизительно 1-2 раза в неделю и проводим одновременно вскрышные и топосъемочные работы с обязательной фото-видеофиксацией. В ближайшем будущем планируется серия статей и возможно, фильм об исследованиях каменоломен блока.

    1. Спасибо, что предупредили, Дмитрий! Да, слышал про местные пещеры — «Лисьи норы», но так ни разу пока не успел в них побывать. Видимо — надо торопиться! Говорят: разработка этой пещеры велась каторжниками, которые добывали камень, обрабатывая его непосредственно в пещере, а на поверхность выволакивали уже готовые к строительству каменные блоки. Разработка в пещере «Лисьи норы» была заброшена в связи с некачественными монолитами, но на разработку каменоломен всё-равно было потрачено много времени! Своё название пещера получила в связи с тем, что лисы облюбовали её, нередко в ней находили лежанки самих лисиц.
      К сожалению, мне в силу семейных обстоятельств и отсутствия машины вряд ли всё-таки получится посетить этот уголок до его исчезновения… Но буду рад, если мой сайт станет местом размещения ваших материалов! Всегда — к вашим услугам!

      1. Материалов пока мало, первую статью планирую дать в районе октября-ноября в сборник Спелеология и Спелестология.
        Про каторжников — маловероятно. Судя по всему, это крестьянские выработки скорее всего 19 века. Раньше — неизвестно, исследования проводил археолог Заидов, но его материалы умерли вместе с ним. С его слов — пещеры начали копать еще в 16 веке.
        Если откопаете какую-либо информацию краеведческо-исторического характера, буду очень рад. Ну или если как-то отразите ситуацию вокруг этого объекта на своем сайте.
        Нас мало. Нам любая помощь пригодится!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *