Щербинка (EXPO 1520), Остафьево, Дубровицы, городище Луковня

Всем — привет! Наконец-то сбылось моё давнишнее желание — побывать на одном из мероприятий в Щербинке на экспериментальном железнодорожном кольце ВНИИЖТ! Обычно получалось узнать об очередном событии уже постфактум. А в этом году я начал поиски информации существенно заранее и выяснил, что: «в сентябре 2013 года, в период с 11 по 14 число состоится IV Международный железнодорожный салон техники и технологий «ЭКСПО 1520»». Лето быстро пролетело, и вот — заветная суббота была практически на носу ))) Пасмурная погода и начавшийся учебный год — помешали моим знакомым присоединиться. Хотя, могу рассказать, что дети при виде проезжающего паровоза просто пищали от восторга!

shcherbinka_expo_1

Но я был не один — рано утром на платформе состоялось личное знакомство с Vladimirdar. Не успев далеко уйти, мы уже увидели первый экспонат — Домодедовский «РЭКС» (ООО Аэроэкспресс). Первая мысль — его используют для доставки гостей из Москвы. Но встретив этим днём его ещё раз — катающимся пустым по основным путям, решил что пока испытательное кольцо занято под «EXPO 1520», видимо экспресс негде было больше обкатывать:

shcherbinka_expo_2

Теперь пару слов о личных впечатления о выставке «ЭКСПО 1520»:

shcherbinka_expo_3

Было приятно, что разрешили заходить в вагоны, в которых четвёртый день скучали проводники, на время выставки ставшие смотрителями. В каких-то вагонах развивался запах заварной лапши, велись беседы о завтрашних буднях ))) В холодный день реально только не хватало включенного отопления.

shcherbinka_expo_4

Казахский гость — ТЭ33А, кроме Казахстана эксплуатируется в Таджикистане. Вообще было интересно увидеть редких иностранных гостей!

shcherbinka_expo_5

Демиховский машиностроительный завод, помимо уже представленного ранее электропоезда ЭД4М-0500, который теперь дополнили до 6-вагонного состава, представил путейскую электромотрису ЭДС1Р. Конструкционно она представляет собой двухвагонную электричку типа ЭД9Э, однако один из головных вагонов сделан моторным с токоприёмником, внутри него же находится рабочая зона с подъёмным краном, столами, шкафами и станками. Пассажирский блок оборудован кондиционером, кухней и вакуумными туалетами.

shcherbinka_expo_6

Не мало шарма придавало всей выставке — наличие на территории кольца ВНИИЖТ зелёных насаждений:

shcherbinka_expo_7

Особый интерес, естественно, у меня вызвало внутреннее обустройство двухэтажного вагона: может, зрительно, но он мне показался тесноватым, ступеньки на второй уровень – лишнее испытание для пожилых людей, маленьких детей и инвалидов, и купе второго этажа, верхняя полка – визуально как раз только кого-то небольшого роста и может принять.

shcherbinka_expo_8

Удивительно, как внешнего оформления кабины поездов может быть достаточно, чтобы сделать весь состав презентабельным:

shcherbinka_expo_9

Динамическая экспозиция (на рельсовом полотне представлена техника от самых старых действующих паровозов Российских железных дорог до современного подвижного состава, посетители смогли увидеть работу специализированной техники на комбинированном ходу, работу аварийно-восстановительного и пожарного поездов)  — по нашему с Vladimirdar мнению, не была той «рекламируемой изюминкой». Посмотрите на первый снимок – полностью насладиться красотой движущегося локомотива мешает, пусть и небольшая, платформа. Если бы смотровая площадка для зрителей была повыше и в виде ступеней – чтобы головы одних не разгораживали обзор другим… Нас хватило лишь на просмотр первой «ретро-части» выступления, и мы двинулись назад – к машине.
Перекус пока откладываем. Следующие две достопримечательности вплотную расположены друг к другу:
1. Усадьба Остафьево (N55° 29.841′, E37° 30.022′) — здание удивляет своей «непрактичностью» — оно явно предназначалось не для уединенного уютного существования, а для бурных мероприятий. Многочисленные двери главного корпуса, где проводились балы, открытые галереи-колоннады, рассчитанные на летние вечерние чаепития – все говорит о том, что Вяземский хотел здесь видеть многочисленных друзей и знакомых. Это желание исполнялось – большинство ярких личностей XIX века бывало тут. Пушкин называл Остафьево «Русским Парнасом». Карамзин жил в усадьбе 12 лет и писал здесь свою знаменитую «Историю государства Российского».

shcherbinka_expo_10

Наконец-то с центральной части усадебного дома сняли леса!!! Я здесь бывал несколько раз, но этот визит был связан именно с желанием увидеть обновлённый усадебный дом.
Последний хозяин усадьбы – граф С.Д.Шереметьев, коллекционер и ценитель старины – собрал здесь большую библиотеку и коллекцию икон, антиквариата и картин. Именно он устроил в усадьбе музей Пушкина и сделал его публичным, однако это не оградило место от разорения в советские времена. Дом сделали санаторием, колоннады застеклили и устроили в них столовую. Однако сейчас былая популярность потихоньку восстанавливается – санаторий эвакуировали и потихоньку реставрируют здание.
Прямые аллеи регулярного парка с огромными липами располагают к долгим прогулкам. Зимние заснеженные дорожки ухожены и вычищены.

shcherbinka_expo_11

2. Усадьба Баскакова (пос. Фабрики им 1 Мая) — буквально за поворотом! Здесь барскому дому не повезло — об этом я рассказывал подробно, поэтому останавливаться не стану. Четыре сохранившиеся колонны от особняка Vladimirdar не впечатлили, а вот старая плотина явно очаровала его 😉
Перерыв на ланч… Через Подольск едем к следующему месту, о котором тоже я рассказывал ранееКоролева подмосковных церквей. Если перейдёте по ссылке на ту статью, то увидите что рассказ о заброшенном огромном долгострое — а храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах это начало пути. К чему это я? — А то, что высоченный недостроенный шлюз мы тоже навестили, но правда в конце нашего пути.

shcherbinka_expo_12

Новым для меня и самым впечатляющим — стало посещение городища «Луковня» (N55° 26.932′, E37° 26.563′). Предпоследняя точка нашего маршрута: Щербинка — Остафьево (две усадьбы) — Дубровицы — городище Луковня — плотина. Городище замечательно сохранилось и очень легко представить себе, как 10 веков назад здесь находилась хорошо укрепленная деревянная крепость, контролирующая перемещение по реке, которая тогда была гораздо шире. На городище археологи обнаружили привозные украшения с выемчатой эмалью III — V вв., поясной набор VI — VII вв.:

shcherbinka_expo_13

Городище Луковня: Площадка городища расположена на мысу между двух оврагов и имеет протяженность около 50 м при максимальной ширине 20 м, возвышается над тальвегом оврагов на 10 м, а над уровнем р.Пахры (до которой 110 м) на 20 м. С напольной стороны городище защищено двумя валами, между которыми имеется четкий ров. Внешний вал имеет высоту около 1, 4 м над уровнем современной поверхности с напольной стороны. Внутренний вал сильно сглажен и плавно выполаживается сторону площадки, по-видимому, в результате поздней распашки. Перепад высот между дном рва и гребнем внутреннего вала составляет 3 м. Толщина культурного слоя на городище не превышает 30-40 см. Найденный материал ориентировочно датирован интервалом V в. до н. э — рубеж эр (текстильная керамика составляла примерно половину комплекса, лощеная посуда отсутствовала).
В траншее заложенной через внешний вал выявлены три прослойки прокаленного суглинка с обугленными древесными остатками, причем, в основании насыпи на глубине 130 см от ее гребня залегали наиболее крупные обугленные плахи и жерди диаметром 3-10 см. Профиль подзолистой почвы, подстилавшей насыпь вала, сохранился полностью. Ее верхний гумусовый горизонт А1, побуревший в результате диагенеза, имеет мощность 5-7 см, переход к нижележащему подзолистому горизонту А2 постепенный, следы древней распашки отсутствуют. Таким образом, вал был, по-видимому, сооружен в IV или III в. до н. э. При этом в процессе одного строительства земляная насыпь несколько раз обжигалась, и затем вновь досыпалась. Наличие прослоек прокаленной глины, видимо, придавало сооружению большую прочность. Следы деревянных ограждений, которые вероятно, дополняли земляную насыпь, не сохранились. Мощность внутреннего вала составляет 1, 1 м. Погребенная почва сохранилась полностью. Крупных обугленных древесных остатков найдено не было, но в толще насыпи фиксировались слои и включения прокаленной глины, такие же, как и на внешнем валу.

shcherbinka_expo_14

Странные рвы на месте исчезнувшего городища:

shcherbinka_expo_15

Ну а это заросшие — явно оборонительные валы, их было три подряд:

shcherbinka_expo_16

Уставшие, вымокшие — уже хотелось только быстрее попасть домой поближе к чашке горячего чая. Дождь периодически начинал моросить. Но я проложил дорогу так, чтобы мы проехали мимо бывшего поселка Гидростроя (шлюз) — то, о чём я говорил, напоминая о Дубровицах и своих прошлых статьях:

shcherbinka_expo_17

Полезло с видом! В таком масштабе я ещё этот заброшенный проект не наблюдал.
Источники информации:
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=337
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=354

Вам также может понравиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *